Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь воли с другими сторонами психики




Воля тесно связана со всеми сторонами психики: с по­требностями, интересами, способностями, мировоззрени­ем, убеждениями, процессами мышления, чувствами.

Чувства оказывают на волю двоякое влияние: они мо­гут ее подкреплять, но могут и ослаблять. Положительные чувства в большинстве случаев укрепляют волю, а отрица­тельные - ослабляют. Волевой человек в состоянии управ­лять своими чувствами и владеть ими.

Воля тесно связана с характером. Но воля и характер - не одно и то же. Воля непосредственно связана по преиму­ществу с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью, целеустремленностью.

Но характер не исчерпывается своей силой, он имеет содержание, которое эту силу направляет. Характер вклю­чает те свойства и действенные установки личности, ее направленность, которые определяют, как в различных условиях будет функционировать воля. В волевых поступках характер, с одной стороны, формируется, с другой - про­является.

От нашей воли зависит, как мы используем в жизни другие достоинства своей психики. Человек может быть очень одаренным, но если у него слабая воля, он не ис­пользует свой талант и ничего в жизни не добьется. Цен­ность воли зависит не только от того, на­сколько сильной она является, но также от того, на что она направлена. Сильную волю может иметь, например, карьерист, который старается продвинуться в жизни за счет других, не стесняясь в средствах достижения цели. Преступник с сильной волей особенно опасен.

Проблема воли - одна из сложнейших проблем в пси­хологии. Ее исследование имеет длительную историю, су­ществуют различные научные представления о сущности воли, различные подходы к пониманию ее развития и места в общем психическом облике человека.

В.А. Иванников, автор монографии «Психологические механизмы волевой регуляции» (1998), анализируя различ­ные научные подходы к решению проблемы воли, отме­чает, что совместными усилиями многих отечественных психологов были развиты и впервые сформулированы важные положения, которые являются хорошей основой для дальнейшего развития исследований в этой области пси­хологических знаний:

· Воля есть продукт общественно-исторического раз­вития человека. Ее формирование связано с появлением и развитием трудовой деятельности.

· Воля поэтому не является врожденной или генетически заданной способностью, а формируется прижизнен­но в реальной деятельности человека, требующей опреде­ленных волевых качеств и навыков волевой регуляции.

· Воспитание воли осуществляется через совместную деятельность в коллективе и связано с формированием системы потребностей, общественно значимых ценностей и целей, мировоззрения и убеждений личности, необхо­димых личностных качеств.

· Развитие воли тесно связано с развитием мышления, воображения, эмоциональной и мотивационно-смысловой сферы, с развитием сознания и самосознания, личности в целом.

· Первичное волевое действие - это действие заданное и принятое личностью к исполнению. Волевая регуляция поэтому есть личностный уровень регуляции, а волевое действие есть действие, имеющее личностный характер.

Волевая регуляция - это регуляция сознательная, опосредованная знаниями человека о внешнем мире, о своих ценностях и возможностях, на основе которых осу­ществляются предвидение и оценка последствий.

 

3.2. Семинарские занятия «ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ».

Тема семинарского занятия: «Предмет, задачи и особенности психологии как науки».

(Семинарское занятие рассчитано на 2 часа.)

Цель занятия: выявить и систематизировать знания студентов по данной теме; развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать; воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Основные вопросы:

1. Что представляет предмет и задачи психологии как науки?

2. Как психология связана с другими науками?

3. Чем отличается психология от других наук?

4. Что является содержанием психики?

5. Как соотносятся понятия «житейская» и «научная» психологии?

6. Каковы основные этапы развития психологии как науки?

7. Какие основные отрасли психологической науки можно выделить?

8. Какие методы используются в психологии?

9. Что включает в себя содержание и структура психологического исследования?

10. Каковы основные направления зарубежной психологии вам известны?

Темы докладов и рефератов:

1. Вклад древнегреческих мыслителей в учение о душе.

2. Особенности развития учений о психике в XVIII в.

3. Вклад открытий в области физиологии человека и нервной системы в становление психологии как науки.

4. Становление психологии в России.

5. Основные школы западной психологии.

Литература по теме:

1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 2002.

2. Гуревич П.С. Психология и педагогика. – М.: Проект, 2004. – 352 с.

3. Дубровина И.В. Психология. – М.: Академия, 2002. – 464 с.

4. Климов Е. А. Общая психология (общеобразовательный курс). – М.: Юнити, 2001.

5. Кроль В.М. Психология и педагогика. - М., 2001.

6. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы - ответы. - М., 2004.

7. Морозов А.В. История психологии. – М.: Академический проспект, 2003.

8. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М., 2002.

9. Петровский А.В. Психология. - М., 2001.

10. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии.- М., 2001.

11. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2004.

12. Столяренко Л.Д. 100 экзаменационных ответов по психологии.- Ростов н/Д., 2002

Тема семинарского занятия «Мозг и психика».

(Семинарское занятие рассчитано на 2 часа.)

Цель занятия: выявить и закрепить полученные знания по данной теме; способствовать развитию логического мышления, развивать умение выделять главное.

Основные вопросы:

1. Каково строение и функциональное предназначение нервной системы человека?

2. Дайте характеристику основных отделов, структур головного мозга и их функционального предназначения?

3. Раскройте строение и функциональное предназначение коры головного мозга человека и ее отдельных полей.

4. Что вы понимаете под функциональной асимметрией мозга?

5. В чем состоят особенности лево- и правополушарных психотипов человека?

6. В чем состоит сущность анатомо-физиологического механизма рефлекторной деятельности?

7. В чем заключаются сущность и особенности безусловных рефлексов?

8. В чем заключаются сущность и особенности условных рефлексов?

9. Дайте сравнительный анализ первой и второй сигнальных систем человека.

10. Какие основные этапы проходят психика и сознание в своем развитии?

Темы докладов и рефератов:

1. Основные предпосылки и факторы возникновения человеческого сознания.

2. Сознание и подсознание.

3. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.

Литература по теме:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Психология и педагогика.- СПб., 2001.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.- М., 2003.

3. Кроль В.М. Психофизиология человека. - СПб., 2003.

4. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы: В 2 ч.- М., 2000.

5. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М., 2002.

6. Общая психология / Уч. пособие под ред. Л.А. Вайнштейна. – Мн.: Тесей, 2005. – 368 с.

7. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Психология и педагогика. – М., 2002.

8. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М.,2004.

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 2005.

Тема семинарского занятия: «Личность. Направленность личности».

(Семинарское занятие рассчитано на 2 час.)

Цель занятия: выявить и систематизировать знания студентов по данной теме; развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать; воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Основные вопросы:

1. Каково соотношение базовых понятий: индивид, индивидуальность, человек, личность?

2. Раскройте понимание личности в психологии.

3. Проанализируйте факторы формирования и развития личности.

4. В чем состоит суть социализации личности и под воздействиями каких обстоятельств она происходит?

5. Проанализируйте основные подходы к раскрытию структуры личности в отечественной и зарубежной психологии.

6. Дайте общую характеристику направленности личности.

7. Раскройте понимание потребностей в психологии.

8. Раскройте понимание мотивов личности.

9. В чем заключаются интересы личности?

10. Идеалы и мировоззрение личности как условия, обеспечивающие целостность, устойчивость и направленность личности.

Темы докладов и рефератов:

1.Этапы развития личности по теории Э. Эриксона.

2. Концепция потребностей американского психолога А. Маслоу.

3.Потребности в познании и самопознании.

4.Интересы. Виды интересов.

5.Мировоззрение и идеалы личности.

Литература по теме:

1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1998.

2. Бодалев А.А. Психология личности. – М., 2002.

3. Варнаев Е. П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. – М., 2002.

4. Масляев О.И. Психология личности. – М., 2001.

5. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 2003.

6. Морщин В. Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. – М., 2004.

7. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М., 2002.

8. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., 2002.

9. Рейнвальд Н.И. Психология личности. – М., 2006.

10. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2004.

11. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 2001.

12. Фернеш А. Личность и социальное поведение. – СПб., 2001.

 

 

Тема семинарского занятия: «Психология деятельности»

(Семинарское занятие рассчитано на 2 часа)

Цель занятия: выявить и систематизировать знания студентов по данной теме; развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать; воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Основные вопросы:

1. В чем состоит сущность деятельности?

2. Что представляет собой структура деятельности?

3. Каковы структура и функции действия?

4. Охарактеризуйте врожденные и приобретенные движения.

5. Что такое умение и навык?

6. Дайте характеристику функциональных компонентов навыка.

7. Какова роль упражнений в выработке навыков?

8. Охарактеризуйте основные виды человеческой деятельности.

9. Что такое ведущая деятельность?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.