КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимосвязь воли с другими сторонами психики
Воля тесно связана со всеми сторонами психики: с потребностями, интересами, способностями, мировоззрением, убеждениями, процессами мышления, чувствами. Чувства оказывают на волю двоякое влияние: они могут ее подкреплять, но могут и ослаблять. Положительные чувства в большинстве случаев укрепляют волю, а отрицательные - ослабляют. Волевой человек в состоянии управлять своими чувствами и владеть ими. Воля тесно связана с характером. Но воля и характер - не одно и то же. Воля непосредственно связана по преимуществу с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью, целеустремленностью. Но характер не исчерпывается своей силой, он имеет содержание, которое эту силу направляет. Характер включает те свойства и действенные установки личности, ее направленность, которые определяют, как в различных условиях будет функционировать воля. В волевых поступках характер, с одной стороны, формируется, с другой - проявляется. От нашей воли зависит, как мы используем в жизни другие достоинства своей психики. Человек может быть очень одаренным, но если у него слабая воля, он не использует свой талант и ничего в жизни не добьется. Ценность воли зависит не только от того, насколько сильной она является, но также от того, на что она направлена. Сильную волю может иметь, например, карьерист, который старается продвинуться в жизни за счет других, не стесняясь в средствах достижения цели. Преступник с сильной волей особенно опасен. Проблема воли - одна из сложнейших проблем в психологии. Ее исследование имеет длительную историю, существуют различные научные представления о сущности воли, различные подходы к пониманию ее развития и места в общем психическом облике человека. В.А. Иванников, автор монографии «Психологические механизмы волевой регуляции» (1998), анализируя различные научные подходы к решению проблемы воли, отмечает, что совместными усилиями многих отечественных психологов были развиты и впервые сформулированы важные положения, которые являются хорошей основой для дальнейшего развития исследований в этой области психологических знаний: · Воля есть продукт общественно-исторического развития человека. Ее формирование связано с появлением и развитием трудовой деятельности. · Воля поэтому не является врожденной или генетически заданной способностью, а формируется прижизненно в реальной деятельности человека, требующей определенных волевых качеств и навыков волевой регуляции. · Воспитание воли осуществляется через совместную деятельность в коллективе и связано с формированием системы потребностей, общественно значимых ценностей и целей, мировоззрения и убеждений личности, необходимых личностных качеств. · Развитие воли тесно связано с развитием мышления, воображения, эмоциональной и мотивационно-смысловой сферы, с развитием сознания и самосознания, личности в целом. · Первичное волевое действие - это действие заданное и принятое личностью к исполнению. Волевая регуляция поэтому есть личностный уровень регуляции, а волевое действие есть действие, имеющее личностный характер. Волевая регуляция - это регуляция сознательная, опосредованная знаниями человека о внешнем мире, о своих ценностях и возможностях, на основе которых осуществляются предвидение и оценка последствий.
3.2. Семинарские занятия «ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ». Тема семинарского занятия: «Предмет, задачи и особенности психологии как науки». (Семинарское занятие рассчитано на 2 часа.) Цель занятия: выявить и систематизировать знания студентов по данной теме; развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать; воспитывать чувство ответственности за порученное дело. Основные вопросы: 1. Что представляет предмет и задачи психологии как науки? 2. Как психология связана с другими науками? 3. Чем отличается психология от других наук? 4. Что является содержанием психики? 5. Как соотносятся понятия «житейская» и «научная» психологии? 6. Каковы основные этапы развития психологии как науки? 7. Какие основные отрасли психологической науки можно выделить? 8. Какие методы используются в психологии? 9. Что включает в себя содержание и структура психологического исследования? 10. Каковы основные направления зарубежной психологии вам известны? Темы докладов и рефератов: 1. Вклад древнегреческих мыслителей в учение о душе. 2. Особенности развития учений о психике в XVIII в. 3. Вклад открытий в области физиологии человека и нервной системы в становление психологии как науки. 4. Становление психологии в России. 5. Основные школы западной психологии. Литература по теме: 1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 2002. 2. Гуревич П.С. Психология и педагогика. – М.: Проект, 2004. – 352 с. 3. Дубровина И.В. Психология. – М.: Академия, 2002. – 464 с. 4. Климов Е. А. Общая психология (общеобразовательный курс). – М.: Юнити, 2001. 5. Кроль В.М. Психология и педагогика. - М., 2001. 6. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы - ответы. - М., 2004. 7. Морозов А.В. История психологии. – М.: Академический проспект, 2003. 8. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М., 2002. 9. Петровский А.В. Психология. - М., 2001. 10. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии.- М., 2001. 11. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2004. 12. Столяренко Л.Д. 100 экзаменационных ответов по психологии.- Ростов н/Д., 2002 Тема семинарского занятия «Мозг и психика». (Семинарское занятие рассчитано на 2 часа.) Цель занятия: выявить и закрепить полученные знания по данной теме; способствовать развитию логического мышления, развивать умение выделять главное. Основные вопросы: 1. Каково строение и функциональное предназначение нервной системы человека? 2. Дайте характеристику основных отделов, структур головного мозга и их функционального предназначения? 3. Раскройте строение и функциональное предназначение коры головного мозга человека и ее отдельных полей. 4. Что вы понимаете под функциональной асимметрией мозга? 5. В чем состоят особенности лево- и правополушарных психотипов человека? 6. В чем состоит сущность анатомо-физиологического механизма рефлекторной деятельности? 7. В чем заключаются сущность и особенности безусловных рефлексов? 8. В чем заключаются сущность и особенности условных рефлексов? 9. Дайте сравнительный анализ первой и второй сигнальных систем человека. 10. Какие основные этапы проходят психика и сознание в своем развитии? Темы докладов и рефератов: 1. Основные предпосылки и факторы возникновения человеческого сознания. 2. Сознание и подсознание. 3. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека. Литература по теме: 1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Психология и педагогика.- СПб., 2001. 2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.- М., 2003. 3. Кроль В.М. Психофизиология человека. - СПб., 2003. 4. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы: В 2 ч.- М., 2000. 5. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М., 2002. 6. Общая психология / Уч. пособие под ред. Л.А. Вайнштейна. – Мн.: Тесей, 2005. – 368 с. 7. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Психология и педагогика. – М., 2002. 8. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М.,2004. 9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 2005. Тема семинарского занятия: «Личность. Направленность личности». (Семинарское занятие рассчитано на 2 час.) Цель занятия: выявить и систематизировать знания студентов по данной теме; развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать; воспитывать чувство ответственности за порученное дело. Основные вопросы: 1. Каково соотношение базовых понятий: индивид, индивидуальность, человек, личность? 2. Раскройте понимание личности в психологии. 3. Проанализируйте факторы формирования и развития личности. 4. В чем состоит суть социализации личности и под воздействиями каких обстоятельств она происходит? 5. Проанализируйте основные подходы к раскрытию структуры личности в отечественной и зарубежной психологии. 6. Дайте общую характеристику направленности личности. 7. Раскройте понимание потребностей в психологии. 8. Раскройте понимание мотивов личности. 9. В чем заключаются интересы личности? 10. Идеалы и мировоззрение личности как условия, обеспечивающие целостность, устойчивость и направленность личности. Темы докладов и рефератов: 1.Этапы развития личности по теории Э. Эриксона. 2. Концепция потребностей американского психолога А. Маслоу. 3.Потребности в познании и самопознании. 4.Интересы. Виды интересов. 5.Мировоззрение и идеалы личности. Литература по теме: 1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1998. 2. Бодалев А.А. Психология личности. – М., 2002. 3. Варнаев Е. П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. – М., 2002. 4. Масляев О.И. Психология личности. – М., 2001. 5. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 2003. 6. Морщин В. Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. – М., 2004. 7. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М., 2002. 8. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., 2002. 9. Рейнвальд Н.И. Психология личности. – М., 2006. 10. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2004. 11. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 2001. 12. Фернеш А. Личность и социальное поведение. – СПб., 2001.
Тема семинарского занятия: «Психология деятельности» (Семинарское занятие рассчитано на 2 часа) Цель занятия: выявить и систематизировать знания студентов по данной теме; развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать; воспитывать чувство ответственности за порученное дело. Основные вопросы: 1. В чем состоит сущность деятельности? 2. Что представляет собой структура деятельности? 3. Каковы структура и функции действия? 4. Охарактеризуйте врожденные и приобретенные движения. 5. Что такое умение и навык? 6. Дайте характеристику функциональных компонентов навыка. 7. Какова роль упражнений в выработке навыков? 8. Охарактеризуйте основные виды человеческой деятельности. 9. Что такое ведущая деятельность?
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |