Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории развития эндогенного и экзогенного направления 3 страница




По наблюдению А. Фрейд, почти все нормальные элементы детской жизни, осо­бенно такие, как жадность, корысть, ревность, пожелание смерти, толкают ребенка в направлении асоциальное™. Социализация — только защита от падения в асоци-альность. Поэтому организация психологических защит — важная и необходимая составная часть развития Ego.

Продвижение ребенка от принципа удовольствия к принципу реальности тесно связано с развитием мышления, памяти и т.д. Так, только после того, как начнет функционировать память, действия ребенка смогут осуществляться на основе опыта и предвидения. Без контроля реальности не существует различий между внутренним и внешним, фантазией и реальностью. Только приобретение речи делает ребенка членом человеческого общества. Логика, разумное мышление способствуют пони­манию взаимосвязей между причинами и следствиями, а приспособление к требова­ниям окружающего мира перестает быть простым подчинением — оно становится осознанным и адекватным.

Становление принципа реальности и развитие мыслительных процессов, с дру­гой стороны, открывает путь для таких механизмов социализации, как подражание, идентификация, интроекция. Все они способствуют формированию инстанции Su-per-Ego.

Как и концепция А. Фрейд, эпигенетическая теория жизненного пути лично­сти Э. Эриксона во многом продолжала идеи классического психоанализа.

Термин «эпигенез» был взят Э. Эриксоном из биологии. Согласно эпигенетиче­скому принципу, все, что растет и развивается, имеет общий план, исходя из которо­го развиваются отдельные части, причем каждая из них имеет наиболее благоприят­ный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое.

По Э. Эриксону, последовательность стадий — результат биологического созре­вания, но содержание развития на каждой стадии определяется тем, что ожидает от


человека общество, к которому он принадлежит. Любой человек проходит все эти стадии, к какой бы культуре он ни принадлежал, все зависит от продолжительности его жизни.

Э. Эриксон принял идеи 3. Фрейда о трехчленной структуре личности, иденти­фицируя Id с желаниями и мечтаниями, a Super-Ego — с переживаниями долженст­вования, между которыми человек постоянно колеблется в мыслях и чувствах. Меж­ду ними находится «мертвая точка» — Ego, в которой, по Э. Эриксону, мы более всего и являемся самими собой, хотя и менее всего себя осознаем.

Анализируя с помощью психоисторического метода биографии М. Лютера, М. Ганди, Б. Шоу, Т. Джефферсона и проводя полевые этнографические исследования, Э. Эриксон попытался понять и оценить влияния среды на личность, конструирую­щие ее именно такой, а не иной. Эти исследования дали начало двум понятиям его концепции — «групповой идентичности» и «эго-идентичности».

Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичностъ форми­руется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устой­чивости и непрерывности своего Я, несмотря на возрастные и другие изменения.

Формирование эго-идентичности (или личностной целостности) продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит восемь возрастных стадий (см. табли­цу). На каждой стадии общество ставит перед личностью определенную задачу и за­дает содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Но решение этих за­дач зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества.

Так, задача младенческого возраста — формирование базового доверия к миру, преодоления чувства разобщенности с ним и отчуждения. Задача раннего детства — борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собствен­ную независимость и самостоятельность. Задача игрового возраста — развитие ак­тивной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответ­ственности за свои желания. В период обучения в школе встает задача формирова­ния трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, чему противостоит созна­ние собственной неумелости и бесполезности. В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи — неуверенность в понимании собст­венного Я («диффузия идентичности»). Задача конца юности и молодости — поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувст­во одиночества. Задача зрелого периода — борьба творческих сил человека против косности и застоя. Период старости характеризуется становлением окончательного цельного представления о себе, своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию.

Решение каждой из этих задач, по Э. Эриксону, сводится к установлению опре­деленного динамического соотношения между двумя крайними полюсами. Дости­гаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эго-идентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение. Переход от одной формы эго-идентичности к другой вызы­вает кризисы идентичности. Кризисы — это не болезни личности, не проявления невротических расстройств, а «поворотные пункты» развития.

Психоаналитическая практика убедила Э. Эриксона в том, что освоение жизнен­ного опыта осуществляется на основе первичных телесных впечатлений ребенка. Именно поэтому он ввел понятия «модус органа» и «модальность поведения». «Мо­дус органа» — это зона концентрации сексуальной энергии. Орган, с которым на


конкретной стадии развития связана сексуальная энергия, создает определенный мо­дус развития, т.е. формирование доминирующего качества личности. В соответствии с эрогенными зонами существуют модусы втягивания, удержания, вторжения и включения.

Зоны и их модусы, по Э. Эриксону, находятся в центре внимания любой куль­турной системы воспитания детей. Модус органа — лишь первичная почва, толчок для психического развития. Когда общество через различные институты социализа­ции (семья, школа и др.) придает особый смысл данному модусу, то происходит «отчуждение» его значения, отрыв от органа и превращение в модальность поведе­ния. Таким образом, через модусы осуществляется связь между психосексуальным и психосоциальным развитием.

Кратко остановимся на характеристике стадий* (см. табл. 2).

А. Младенческий возраст. Первая стадия: основополагающая вера и надежда против основополагающей безнадежности. Особенность мо-Дусов состоит в том, что для их функционирования необходим другой объект или человек. В первые дни жизни ребенок «живет и любит

* В изложении использован текст работ: Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Фонд «Университетская книга», 1996; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.

М.: Прогресс, 1996.


2. Стадии периодизации по Э. Эриксону



 

 

 

 

 

 

Н. Старость (после 50 лет) вторичная эго-интеграция (личностная целостность)
разочарование в жизни (от­чаяние); со­циально-ценное каче­ство — муд­рость
G. Зрелость(25-50 лет) творчество (произ­водительный труд)
застой; социально-ценное качество — за­бота
F. Молодость (от 18—20до 25 лет) переживание интим­ности (близости)
переживание изоляции (одиночества); социально-ценное качество — любовь
Е. Пубертатный (подростковый) и юношеский воз­раст (генитальная стадия, по З.Фрейду; 12-18 лет) эго-идентичность (личност­ная индивидуальность)
диффузия идентичности (роле­вое смешение); социально-ценное качество — верность
D. Школьный воз­раст (стадия ла-тентности; ла­тентная стадия, по З.Фрейду; 5-12 лет) чувство достижения (трудолюбие)
чувство собственной непол­ноценности; социально-ценное качество — компе­тентность

 

 

С. Возраст игры (дошкольный возраст; локомо-торно-генитальная ста­дия; фаллическая стадия, по 3., Фрейду; 3-5 лет) чувство инициативности
чувство вины; социально-ценное качество — целеуст­ремленность (формируется ин­станция Сверх-Я как результат преодоления эдипова ком­плекса)
В. Раннее детство (мышечно-анальная стадия; анальная стадия, по З.Фрейду; 2— 3 года) чувство автономии чувство сомнения в своих возмож­ностях, стыда, зависимости; соци­ально-ценное качество — основы воли
А. Младенческий возраст (орально-сенсорная стадия; оральная, по З.Фрейду; от ро­ждения до года) базовое доверие
базовое недоверие к миру (безнадеж­ность); социально-ценное качество — надежда (начало, как у З.Фрейда: стрем­ление к жизни против стремления к смерти (эрос и танатос; либидо и морти-ДО))



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.