Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когнитивное направление в психологии развития 5 страница




носительно стабильное равновесие. Ж. Пиаже неоднократно пытался представить развитие интеллекта как последовательность стадий, но лишь в обзорных поздних работах картина развития приобрела определенность и устойчивость.

Процесс интеллектуального развития ребенка, по Пиаже, состоит из 3 больших периодов, в течение которых происходит зарождение и становление 3 основных


структур (см. табл. на с. 00): 1) сенсо-моторных структур, т.е. системы обратимых действий, выполняемых материально и последовательно; 2) структуры конкретных операций — системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, на­глядные данные; 3) структуры формальных операций, связанных с формальной ло­гикой, гипотетико-дедуктивным рассуждением.

Развитие совершается как переход от низшей стадии к высшей, причем каждая предыдущая стадия подготавливает последующую. На каждой новой стадии дости­гается интеграция ранее сформированных структур; предшествующая стадия пере­страивается на более высоком уровне.

Порядок следования стадий неизменен, хотя, по Пиаже, не содержит никакой на­следственной программы. Созревание в случае стадий интеллекта сводится лишь к открытию возможностей развития, и эти возможности нужно еще реализовать. Было бы неверно, считал Ж. Пиаже, видеть в последовательности стадий продукт врож­денной предрешенности, ибо в процессе развития происходит непрерывная конст­рукция нового.

Возраст, в котором структуры равновесия появляются, может варьировать в за­висимости от физического или социального окружения. В условиях свободных взаимоотношений и дискуссий дологические представления быстро заменяются ра­циональными представлениями, но они сохраняются дольше при отношениях, осно­ванных на авторитете. По Пиаже, можно наблюдать уменьшение или увеличение среднего хронологического возраста появления той или иной стадии в зависимости от активности самого ребенка, его спонтанного опыта, школьной или культурной среды.

Стадии интеллектуального развития, по Пиаже, можно рассматривать как стадии психического развития в целом, так как развитие всех психических функций подчи­нено интеллекту и определяется им.

Система Ж. Пиаже является одной из наиболее разработанных и распространен­ных, и исследователи разных стран предлагают свои варианты ее коррекции и до­полнения.

Так, П. К. Арлин предложила рассматривать уровень формальных операций как уровень решения задач и дополнить его пятым уровнем — уровнем нахождения за­дач.

К. Ф. Ригель критиковал Ж. Пиаже за то, что развитие он рассматривает как стремление к равновесию, в то время как, будучи достигнутым, равновесие означает конец развитию. Поэтому он предлагает

в качестве пятого уровня — уровень диалектических операций, где противоречие выступает движущей силой мышления, никогда не достигая равновесия.

В качестве уровней, следующих за формальными, Ж. Паскуаль-Леоне выделя­ет: 1) додиалектический, 2) диалектический, 3) трансцендентальный. По мнению М. А. Бассешес, следует выделить 8 диалектических схем, следующих за уровнем формальных операций. Не пересказывая их содержания, отметим, что сам Ж. Пиаже возражал против введения диалектических уровней, считая, что диалекти­ческая модель и так содержится в его концепции.

В рамках когнитивного направления и под влиянием работ Ж. Пиаже созданы и другие теоретические схемы.

Теория морального развития Л. Колберга. Л. Колберг критиковал Ж. Пиаже за преувеличенное внимание к интеллекту, в результате которого все остальные стороны развития (эмоционально-волевая сфера, личность) остаются как бы в стороне. Он поставил вопрос — какие познавательные схемы, структуры, правила описывают такие явления, как ложь (которая появляется у детей в определенном возрасте и имеет свои этапы развития), страх (также являющийся возрастным яв­лением), воровство (присуще каждому в детском возрасте). Пытаясь ответить на


эти вопросы, Л. Колберг обнаружил ряд интересных фактов в детском развитии, которые позволили ему построить теорию морального развития ребенка. В качестве критериев деления развития на этапы Л. Колберг берет 3 вида ориен­тации, образующих иерархию: 1) ориентацию на авторитеты, 2) ориентацию на обы­чаи и 3) ориентацию на принципы. VA Развивая выдвинутую Ж. Пиаже и поддер­жанную Л. С. Выготским идею, что развитие морального сознания ребенка идет па­раллельно его /умственному развитию, Л. Колберг выделяет в нем несколько фаз, V каждая из которых соответствует определенному уровню морального сознания (см. табл. 4).

«Доморальному (предконвенциональному) уровню» соответствуют стадия 1 — ребенок слушается, чтобы избежать наказания, и стадия 2 — ребенок руково­дствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды — послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения.

«Конвенциональной морали» соответствуют стадии 3 — модель «хорошего ребенка», движимого желанием одобрения со стороны значимых других и сты­дом перед их осуждением, и 4 — установка на поддержание установленного по­рядка социальной справедливости и фиксированных правил (хорошо то, что со­ответствует правилам).

«Автономная мораль» переносит моральное решение внутрь личности. Она открывается стадией 5А — человек осознает относительность и условность нрав­ственных правил и требует их логического обоснования, усматривая таковое в идее полезности. Затем идет ста-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.