Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие типы высшей нервной деятельности 2 страница




ростка (аксона), оканчивающегося разветвлениями, и одного или нескольких коротких отростков (дендритов), вьющихся у тела клет­ки. Общая протяженность отростков самых больших клеток иног­да достигает 1,5 м. Диаметр тела бывает от 7 до 50 микрон. Про­стейшие нервные элементы состоят, как минимум, из двух нервных клеток.

Места контактов нервных клеток называются синапсами. Че­рез них нервные импульсы передаются от одной нервной клетки на другую. Приняв сигнал раздражителя, короткий отросток пе­редает возбуждение на тело клетки и далее через длинный отрос­ток на другую нервную клетку или орган. В большинстве своем нейроны специализированы и решают следующие задачи: прове­дения нервных импульсов от рецепторов к центральной нервной системе («сенсорный нейрон»); проведения нервных импульсов от центральной нервной системы к органам движения («двига­тельный нейрон»); проведения нервных импульсов от одного участка центральной нервной системы к другому («нейрон ло­кальной сети»).

Связь организма со средой является функцией не отдельных клеток, а нервной системы в целом;

б) по расположению в организме и функциям нервная систе­ма делится на периферическую и центральную. Периферическая состоит из отдельных нервных цепей и их групп, проникающих во все участки нашего тела и выполняющих в основном проводнико­вую функцию: доставку нервных сигналов от органов чувств (ре­цепторов) в центр и от него к исполнительным органам. Цент­ральная нервная система состоит из головного, промежуточного и спинного мозга.

Головной мозг, в свою очередь, состоит из переднего, среднего и заднего мозга (рис. 2). Основная функция головного мозга — управляющая, обработка поступившей от периферии информа­ции и выработка «команд» исполнительным органам.

В области затылка спинной мозг переходит в продолговатый мозг, в котором сосредоточены центры управления дыханием, сердечной деятельностью, работой желудка, кишечного тракта и т.д. Здесь же находятся ядра (5—12) черепно-мозговых нервов, осуществляющие управление слюноотделением, мышцами лица, пищеварением, языкоглотательными и языкодвигательными дви­жениями. В продолговатом мозге находится четвертый желудо­чек головного мозга.

Продолговатый мозг переходит в средний. В нем расположены ядра зрения и слуха и осуществляется координация работы этих органов чувств.

Средний мозг переходит в промежуточный, в котором нахо­дятся центры вегетативной нервной системы, центры желез внут­ренней секреции: гипоталамус — координатор функций всех же-

Сенсорный нейрон

Сенсорный нейрон Симпатический нейрон

Олигодендроц: (глия)

Миелинов; оболочка

Синап-

Двигательный нейрон

Капилляр

Астроциты (глия)

Нейрон лохальной сети

Крупный нейрон с множеством дендритов получает информацию через синаптический контакт с другим нейроном (в левом верх­нем углу). С помощью мислевизированного аксона образуется симпатический контакт с третьим нейроном (внизу). Поверхности нейронов изображены без клеток глии, кото­рые окружают отрос­ток, направленный к капилляру (справа вверху) (По Блуму)

Рис. 1. Нервная сеть

Двигательный нейрон

Парасимпатический нейрон

Тормозная клетка

Коллатераль аксона ТорМОЗная клетка

1 — дендриты

2 — тело

3 — аксон

А — аутоторможение Б — реципрокное

торможение В — синаптическая

связь:

а) аксо-аксональная;

б) аксодендритическая;

в) аксосоматическая. (По Бадаляну)

лез; гипофиз — управляет обменом веществ в организме. Здесь же находится третий желудочек головного мозга.

Структурно-функционально выделяется также конечный мозг. Это два полушария, а также кора больших полушарий (неокортекс и кортекс, состоящее из тел нервных клеток — серое вещество), подкорка и белое вещество — отростки нервных клеток. Здесь же находятся и два боковых желудочка головного мозга. Особую роль играет мозжечок, осуществляющий координацию движений, пла­стику тела, обеспечивающий тонус организма.

Кора головного мозга и подкорковые структуры, входящие в передний мозг, осуществляют высшие психические функции, свя­занные с мышлением и сознанием человека, осознанием своего «Я», ценностей бытия, жизни.

В головном мозге выделяются важнейшие структуры, имею­щие прямое отношение к психической деятельности человека, к его психическим процессам, состояниям, свойствам: таламус, ги­поталамус, мост, мозжечок, миндалина, неокортекс (лобная кора), гиппокамп.

Известный исследователь нейрофизиологических основ потреб­ностей и эмоций академик П. В. Симонов выделяет особую роль в генезисе поведения человека четырех мозговых структур:

гипоталамус — источник и своеобразный генератор энергии организма, которая определяет силу потребности, доминирую­щую в данное время;

миндалина — структура, распределяющая силу доминантной потребности на разные другие потребности человека и обеспечи­вающая гибкость приспособления энергетического потенциала человека к меняющимся условиям среды;

неокортекс (лобная кора) — его функция состоит в превраще­нии информации, поступающей от органов чувств, через первую сигнальную систему в субъективно значимую, дифференцируя эту значимость;

гиппокамп — обеспечивает фильтрацию, сортировку поступа­ющей информации и связь всесторонней информированности субъекта с его функционирующими потребностями.

Эти четыре структуры головного мозга выступают своеобраз­ным «оперативным штабом желаний», потребностей человека (Я. М. Ершов).

Ведущую роль в создании высших психических функций иг­рает кора головного мозга. Она представляет собой серое веще­ство, состоящее более чем из 15 млрд тел нервных клеток и имеет 7 слоев. Она состоит из новой коры, новообразований го­ловного мозга (неокортекса) и старой коры, старообразований (кортекса).

Кора головного мозга функционально организована. В ней вы­деляют:

Зрительный бугор

Аммонов рог Гипофиз

I Гипоталамус

Миндалина доля

1 Извилины

Лобная доля

Кора головного мозга

Теменная доля

Мозолистое тело

Затылочная доля

Мозжечок

Средний мозг

Мост

Продолговатый мозг

Мозговой ствол

Спинной мозг

Рис. 2. Мозг в разрезе

лобные доли, поля головного мозга. В них находятся двигатель­ные центры, речевой центр (имеется в обоих полушариях, но у правшей он развит в левом полушарии, а в правом не функцио­нирует; у левшей центр речи находится в правом полушарии, а в левом не функционирует), представлены основные психические функции (целеполагания, воли, мотивы достижения, моральные мотивы, системы смыслов и ценностей человека), осуществляет­ся аналитическая деятельность мозга, моторика речи. Все это ла­теральная (наружная) часть, поверхность головного мозга;

височные доли (поля) головного мозга. Здесь находятся центры слуха, вкуса, обоняния, понимания речи (слышим речь и здесь

же идет ее расшифровка, понимание), осуществляются экспрес­сивные функции речи. В понимании речи принимают участие и лобные доли (поля). В этой же части головного мозга, в его меди­альной (внутренней) поверхности находятся центры радости, горя, удовольствия, страха, безопасности, сексуального влечения. На стыке височной, теменной и затылочной долей (полей) находит­ся центр «веры» (но основная его часть — в височном поле);

теменные поля обоих полушарий имеют центры чувствительно­сти (боль, тепло, холод, острое, тактильное). Этот центр наибо­лее развит у слепых и слепоглухих. Здесь же находится центр му­зыкального понимания;

затылочные поля, доли осуществляют анализ зрительной ин­формации: свет, цвет.

Таким образом, головной мозг человека (рис. 3) состоит из:

1) продолговатого, среднего, промежуточного, конечного мозга и мозжечка;

2) четырех желудочков: двух боковых и двух общих (в проме­жуточном и продолговатом мозге);

3) функциональных полей: лобное, височные, теменное, за­тылочное;

4) серого вещества (тела нервных клеток), белого вещества (от­ростки нервных клеток) и мозговой жидкости (находится в желу­дочках головного мозга и в стволе спинного мозга).

Есть и другие классификации отделов нервной системы. Так, часть центральной и периферической нервной системы, регули-

Двигательная кора Таламусч ^^^^^^ХГ" ^ Сенсорная кора

. Мозолистое тело

Кора большого

мозга ——--_^VV / XL-, ' ч У. ___ \^ У<><$^ ХЛЛ Показаны основ-

ные структуры, участвующие в сенсорных процес­сах и внутренней I регуляции, а также структуры лимби-ческой системы и ствола мозга (По Блуму и др.)

Ретикулярная

/ / VW ^«Р^

Гипофиз

Гиппокамп / %3^ ^ Продолговатый мозг

Мост

Мозжечок ч Спинной мозг

Рис. 3. Нерасчлененный мозг

рующую деятельность внутренних органов и частей организма и осуществляющую так называемую низшую нервную деятельность, именуют вегетативной нервной системой (или висцеральной, от лат. «висцера» — внутренности). Другая часть, обеспечивающая правильное взаимодействие организма со средой, осуществляю­щая высшую нервную деятельность, называется анимальной.

Нервная система человека функционирует как единое целое. Это относится и к ее ведущему элементу — головному мозгу, в системной деятельности которого главным распорядителем явля­ется его наиболее молодой отдел — кора больших полушарий.

Головной мозг имеет сложное вертикальное строение, систе­мы устойчивых взаимосвязей коры с подкоркой и более глубин­ными структурами, объединяющимися для выполнения опреде­ленных жизненно важных функций и представляющих собой иерархизированные функциональные единицы мозга. И. П. Пав­лов выделял целую группу таких образований — анализаторов, к которым относят: зрительный, слуховой, обонятельный, осяза­тельный (тактильный), вкусовой, вестибулярный (регулирующий положение тела в пространстве), двигательный (кинестезический), химический (реагирующий на изменения состава крови и внутри­клеточного вещества), барорецептивный (приспособленный к раз­дражениям, связанным с изменением давления в полостях тела, сосудах), речедвигательный.

Нервная система человека в целом и ее отдельные части, отде­лы могут иметь три уровня функциональной активности: относи­тельного физиологического покоя, возбуждения, торможения.

Состояние относительного функционального покоя характери­зуется отсутствием выраженных проявлений какой-то активности (движения, выделения того или иного вещества специальным органом и т.п.). Однако при этом протекают процессы обмена веществ на уровне, необходимом для поддержания жизнедеятель­ности и готовности реагировать в нужный момент.

Возбуждение — это процесс повышенной активности в резуль­тате воздействия на то или иное нервное образование каких-то факторов (раздражителей). По источнику они могут быть внешни­ми и внутренними, по природе — химическими, механически­ми, электрическими, температурными и т.д. Возбуждение ведет к образованию связей в нервной системе.

Торможение — процесс ослабления или прекращения функци­ональных отправлений нервной ткани и ведет к нарушению, уга­санию связей в нервной системе. Особой формой торможения яв­ляется запредельное торможение, вызываемое чрезмерной силой раздражителя. При этом возбуждение в определенных центрах мак­симально усиливается, переходит в свою противоположность — торможение, что является своеобразным защитным механизмом нервной системы, охраняющим ее от разрушения в гиперэкстре-

мальных обстоятельствах. Для человека сила раздражителя опре­деляется не только его физическими особенностями (яркостью, громкостью и т.д.), но и степенью значимости для данного чело­века.

Любая реакция организма возможна лишь тогда, когда в нерв­ной системе возникает возбуждение, распространяющееся от ре­цепторов через центральную нервную систему к исполнитель­ным органам (эффекторам).

Возникающие в коре головного мозга очаги возбуждения и тор­можения находятся в движении. Динамика движения и взаимо­действия этих процессов является основным механизмом высшей нервной деятельности и подчинена определенным законам.

Основными законами функционирования высшей нервной де­ятельности являются:

иррадиация — распространение, расширение охватываемой воз­буждением или торможением зоны в коре головного мозга.

Иррадиация возбуждения лежит в основе включения в актив­ную работу всей психики, всего организма. Иррадиация торможе­ния сужает деятельность нервной системы (например, состояние апатии, сна);

индукция, суть которой состоит в том, что возникший в опре­деленном участке коры головного мозга процесс стимулирует воз­никновение обратного процесса в соседних зонах. Именно поэто­му не следует отвлекать разговорами человека, занимающегося той или иной деятельностью, например вождением машины, уп­равлением сложными техническими системами, решением мате­матических задач и т.д.;

концентрация возбуждения или торможения как обратный ир­радиации процесс. Например, сосредоточение внимания на чем-либо связано с активизацией соответствующего участка коры головного мозга и возникновением так называемого доминант­ного очага возбуждения (А.А.Ухтомский), временно господст­вующего и подчиняющего себе в данный момент деятельность нервных центров, направляющего ее на определенный характер ответной реакции. По закону индукции для доминантного очага возбуждения характерна высокая возбудимость за счет способ­ности к суммированию энергии возбуждения в других отделах мозга.

Основным механизмом высшей нервной деятельности, обес­печивающим правильную реакцию и установление равновесия между организмом и средой, является рефлекс как ответная дея­тельность организма или органа на воздействие внешней или внут­ренней среды при участии центральной нервной системы. Реф­лексы делятся на безусловные (природообусловленные, постоянно действующие), обеспечивающие ритм дыхания и сердцебиения, терморегуляцию тела, сужение и расширение зрачка глаза, кро-

венаполнение сосудов и т.д., и условные, сформированные как ответ на те или иные особенности жизнедеятельности человека, обеспечивающие его приспособление к изменяющейся среде. Ус­ловные рефлексы выступают физиологической основой знаний человека.

Условия жизнедеятельности человека обычно более или ме­нее стабильны, и потому система раздражителей также более или менее устойчива. Соответственно этой системе у человека фор­мируются условные рефлексы, связанные в одно целое — дина­мический стереотип. Это довольно прочное образование, мало поддающееся изменениям и выступающее физиологической ос­новой навыков, привычек, черт характера.

Система условных рефлексов, которая обеспечивает правиль­ное реагирование на непосредственные раздражители, идущие через органы чувств (зрение, обоняние, осязание и т.д.), назы­вается первой сигнальной системой. В процессе длительного разви­тия у человека сложилась вторая сигнальная система, сигналом или раздражителем которой является понятие, существующее в виде слова. И.П.Павлов считал, что «...слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные общие у него с животными, но вместе с тем и такой многообъем­лющий, как никакие другие, не идущий ни в какое количествен­ное и качественное сравнение с условными раздражителями жи­вотных» (Павлов И. П. Поли. собр. соч. — М.; Л., 1951. — Т. 4. — С. 428-429).

Вторая сигнальная система связана с первой и работает на ее основе. Их различие не анатомическое, а функциональное.

Имеются индивидуальные особенности людей, обусловленные своеобразием нервной системы человека, ее свойствами. Понятие свойств нервной системы было введено в науку И. П. Павловым, который выделял следующие свойства: силу, подвижность и урав­новешенность нервных процессов. Последующие исследования Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына и др. дополнили и развили уче­ние о свойствах нервной системы человека.

Основные процессы нервной системы (возбуждение и тормо­жение) могут быть сильными или слабыми, подвижными или малоподвижными, уравновешенными или неуравновешенными.

Сила нервной системы характеризуется высоким пределом ра­ботоспособности нервных клеток, их устойчивостью к раздражи­телям большой силы, интенсивности, сопротивляемостью к дей­ствию посторонних раздражителей.

Слабость нервной системы — это малая выраженность ее силы, невысокая работоспособность, повышенная утомляемость, но при этом и более высокая чувствительность. А потому слабость имеет и свои недостатки, и свои достоинства. Показатели силы и слабо­сти индивидуальны.

Подвижность и малоподвижность процессов возбуждения и торможения проявляется в быстроте возникновения и прекраще­ния этих процессов, в степени легкости перехода от одного про­цесса к другому, в быстроте перехода человека от состояния по­коя к активности, в умении владеть собой, собраться с мыслями и начать действовать.

Уравновешенность или неуравновешенность характеризует со­отношение силы возбуждения и торможения нервной системы. Если неуравновешенность имеет в основе преобладание возбуждения, то в поведении человека будут проявляться активные реакции: несдержанность, опрометчивость, резкость, навязчивость и т. п. При преобладании процесса торможения над возбуждением в по­ведении человека заметны пассивные реакции: уныние, низкая работоспособность, апатия, медлительность, стремление укло­ниться от преодоления трудностей и т. п. Равновесие процессов возбуждения и торможения проявляется в спокойном, ровном поведении, умении контролировать свои поступки, напрягать силы и волю в сложных обстоятельствах.

Своеобразие сочетания особенностей описанных свойств нерв­ной системы у конкретного человека характеризует его как пред­ставителя того или иного общего типа высшей нервной деятельнос­ти. Число типов может быть огромно, что связано с большим разнообразием сочетания количественных характеристик назван­ных выше свойств нервной системы. Выделяют четыре основных общих типа высшей нервной деятельности (см. схему 6):

сильный: нервные процессы сильные, уравновешенные, по­движные. Ему свойственны большая подвижность нервных про­цессов, способность нервной системы успешно функционировать в условиях сильных раздражителей и помех, легкая выработка тор­можения, быстрое образование нервных связей и их перестройка. Этому типу соответствует сангвинический темперамент;

спокойный: нервные процессы сильные, уравновешенные, ма­лоподвижные, инерциальные. Он характеризуется малой по­движностью нервных процессов, медленной выработкой связей, трудностью изменений. С другой стороны — большая прочность выработанных связей, устойчивость к посторонним раздражите­лям, стрессовая устойчивость. Этому типу соответствует флегма­тический темперамент;

безудержный: нервные процессы сильные, но неуравновешен­ные и подвижные. Отличается резким преобладанием процессов возбуждения над торможением, быстрой и широкой иррадиацией возбуждения. Условно-рефлекторные связи вырабатываются быс­тро, но с трудом дифференцируются. Этому типу соответствует холерический темперамент;

слабый: нервные процессы слабые, неуравновешенные и ма­лоподвижные. Его индивидуальная особенность — малая работо-

способность корковых клеток, что может вызывать быстрое и частое наступление запредельного торможения, особую подвер­женность внешним воздействиям, низкую стрессоустойчивость из-за неустойчивости проявления условно-рефлекторных связей. Этому типу свойствен меланхолический темперамент.

Схема 6

Сильный тип (сангвиник)

Спокойный

тип (флегматик)

Уравновешен­ные процессы

Подвижные процессы

Малоподвижные, процессы

Неуравновешен­ные процессы

Безудержный

тип (холерик)

Слабый '

тип (меланхолик)

У большинства людей тип высшей нервной деятельности пред­ставляет собой промежуточные формы между этими основными типами или их сочетание.

Названные выше типы есть у людей и животных, поэтому они называются общими. У людей есть и так называемые специфиче­ские типы высшей нервной деятельности, что связано с наличи­ем у человека второй сигнальной системы. И. П. Павлов дополни­тельно ввел в классификацию типов высшей нервной деятельности критерий особенностей взаимоотношений у конкретного челове­ка первой и второй сигнальных систем и выделил три специфи­ческих типа:

мыслительный — это тип людей с преобладанием роли второй сигнальной системы в их жизни и деятельности, склонности к

отвлеченному, абстрактному мышлению с помощью понятийно­го аппарата, слова. Нередко это люди прагматики, рационалис­ты, способные к научному творчеству и прогнозированию. В со­временной терминологии это так называемый левополушарный психотип человека;

художественный — присущ людям, у которых ведущую роль в жизни и деятельности играет первая сигнальная система. Это вы­ражается в склонности к образно-эмоциональному мышлению, более целостному, чем у мыслителя, восприятию картины мира, окружающей действительности. Для них характерны высокая ост­рота, сила, яркость и полнота, целостность непосредственного восприятия действительности. Это правополушарный психотип человека, у которого ведущую роль в жизнедеятельности играет правое полушарие головного мозга;

средний тип, в котором деятельность первой и второй сигналь­ных систем более или менее уравновешена и в тех или иных об­стоятельствах на первый план может выйти любая из них. Боль­шинство людей принадлежит к этому типу высшей нервной деятельности.

Головной мозг человека устроен асимметрично.

Левое полушарие головного мозга управляет правой частью тела человека, а правое полушарие — левой.

У подавляющего большинства людей (у правшей) левое полу­шарие выполняет функции анализа, синтеза, сравнения, уста­новления взаимосвязей между предметами и явлениями, отдель­ными сторонами объективной действительности. Его деятельность связана прежде всего с работой второй сигнальной системы, речи человека, слова, понятийного, категориального аппарата челове­ка. Это рациональное, логическое, мыслительное полушарие. Ин­формация в это полушарие поступает дискретно, дискретна и его аналитическая деятельность. В таком случае актуальной становит­ся проблема диалектики мышления, его логичности.

Правое полушарие у большинства людей наглядно-образное, эмоциональное. Информация поступает сюда через непосред­ственное восприятие человеком действительности с помощью первой сигнальной системы (зрение, слух, обоняние, осязание и другие органы чувств) целостно и во всей воспринимаемой совокупности внешних связей и проявлений окружающего чело­века мира. Объем информации, идущей в правое полушарие че­рез органы чувств человека, несравненно больший, чем объем информации, поступающий в левое полушарие. При этом значи­тельное количество информации поступает в правое полушарие, минуя сознание человека, на неосознаваемом уровне восприя­тия. Когда происходит накопление в этом полушарии той или иной информации об окружающей человека действительности и о нем самом, человек может осуществлять неосознанно правиль-

ное ориентирование в соответствующих обстоятельствах, на ин­туитивном уровне.

В целом у большинства людей правое полушарие обеспечивает целостное и системное восприятие внешних предметов, явлений, событий и связей действительности, понимание правды жизни, всего того, что существует, возникает как факт, как реальная си­туация. И если органы чувств утрачивают в той или иной степени способность адекватного реагирования на реальные обстоятель­ства ситуации, происходит искажение в ее восприятии и понима­нии. Это возможно и при нарушениях в работе самого правого полушария и головного мозга в целом.

Левое полушарие у большинства людей способно осущест­влять аналитическую деятельность и выявлять, устанавливать внутренние, устойчивые связи и отношения в объективной ре­альности. Оно функционально сориентировано преимуществен­но на познание истины, на приобретение человеком объектив­ного знания.

Соотношения в степени развитости правого и левого полуша­рий головного мозга человека, а потому и роли того или иного полушария головного мозга в жизнедеятельности конкретного человека могут быть разными.

Есть люди с более развитым и определяющим своеобразие их жизни, поведения и деятельности левым полушарием головного мозга по сравнению с правым. Это «левополушарники», лево-полушарный психотип человека. У И. П. Павлова этот тип ВИД назван мыслительным. «Левополушарники» успешнее осуществля­ют деятельность, связанную с разработкой научных теорий, кон­струированием технических устройств и систем, деятельностью в области политики, военно-оперативного искусства, юриспруден­ции, руководства и т. п. «Левополушарники» — врожденные мате­риалисты, атеисты. Английский ученый Г. Уолтер в книге «Живой мозг» высказывает предположение, что революционеры, полити­ки, лидеры партий, государственные деятели выходят из «лево-полушарников». У них абстрактно-логическое мышление преоб­ладает над чувственным пониманием жизни.

Тех, у кого более развито и играет ведущую роль в жизнедея­тельности правое полушарие головного мозга по сравнению с левым, называют «правополушарниками», правополушарным психотипом человека. В терминологии И. П. Павлова это художе­ственный тип ВИД. Для представителей этого типа более успеш­ной является деятельность в области различных видов искусства в зависимости от их задатков и способностей. «Правополушарни-ки» больше верят не словам, а своим глазам и чувствам. О другом человеке больше судят по его делам, а не красивым словам. Они воспринимают мир вначале на эмоциональном уровне, в его сис­темном и целостном виде, а уж потом его осмысливают. Они бо-

лее по сравнению с «левополушарниками» подвержены сомнени­ям, колебаниям, мукам совести, этическим переживаниям. «Пра-вополушарники» имеют врожденную богатую интуицию, способ­ны на неосознаваемом уровне почувствовать появляющийся дискомфорт среды, и потому именно их лучше всего использо­вать как респнодентов при проведении социологических опросов и изучении общественного мнения. Правополушарные дети хуже учатся, труднее поддаются программированию, принятию соци­альных норм, правил. А вот левополушарный ребенок легко под­чиняется дисциплине, быстро усваивает правила поведения (как хорошего, так и дурного).

Людей с достаточно выраженной степенью функционального развития правого или левого полушария головного мозга не так много (примерно по 13—15 %). Последние исследования выявили предрасположенность к право- или левополушарному развитию у 46 % новорожденных детей (у 54 % детей такой предрасположен­ности не выявлено).

Большинство людей имеют смешанный тип ВНД: у них функ­ционально деятельность обоих полушарий находится в своеобраз­ном равновесном состоянии. При этом в той или иной ситуации доминантную роль может играть любое из полушарий.

Таковы основные положения физиологии высшей нервной де­ятельности человека, знание и понимание которых помогает пол­нее уяснить особенности психической деятельности индивида, материальные основы психики.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Каково строение и функциональное предназначение нервной сис­темы человека?

2. Дайте характеристику основных отделов, структур головного мозга и их функционального предназначения.

3. Раскройте строение и функциональное предназначение коры го­ловного мозга человека и ее отдельных полей.

4. Проанализируйте основные уровни функциональной активности нервной системы человека.

5. Дайте характеристику основных законов функционирования выс­шей нервной деятельности человека.

6. Раскройте понимание рефлекса как основного механизма высшей нервной деятельности.

7. Дайте сравнительный анализ первой и второй сигнальных систем человека.

8. Раскройте понятие и особенности основных общих типов высшей нервной деятельности.

9. Дайте характеристику специфическим типам высшей нервной Деятельности человека.

10. Что вы понимаете под функциональной асимметрией мозга?

11. В чем состоят особенности лево- и правополушарных психотипов человека?

12. Раскройте нейрофизиологические основы потребностей и эмоций человека (по П. В. Симонову).

ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.