Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды обучения и их характеристика




I

Г

Логика учебного процесса и структура процесса усвоения

В традиционной практике обучения утвердилась и стала Ф^11 чески универсальной логика обучения от восприятия конкретно предметов и явлений к образованию представлений и от обобш

дя конкретных представлений к понятиям. Эта логика, законо­мерная для обучения в начальных классах, используется и при организации обучения подростков и старших школьников. Между тем и в теории и на практике убедительно доказана необходи­мость применять в обучении как индуктивно-аналитическую, так И дедуктивно-синтетическую логику учебного процесса в их тес­лом взаимодействии. Суть этого решения заключается в том, что почти одновременно с восприятием конкретных предметов и яв­лений вводятся те научные понятия и принципы, благодаря кото­рым становится более глубоким и содержательным восприятие конкретного материала. Это не противоречит принципиальной схеме познания: от живого созерцания к абстрактному мышле­нию и от него к практике, которая определяет структуру процес­са усвоения знаний.

Чувственное познание («живое созерцание»). В основе чувствен­ного познания лежат первичные познавательные процессы: ощу­щение и восприятие.

Восприятие — процесс отражения в сознании человека пред­метов или явлений при их непосредственном воздействии на орга­ны чувств. В отличие от ощущений, в которых отражаются лишь отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

При организации восприятия как целенаправленной деятель­ности, т.е. наблюдения, необходимо исходить из того, что наи­большей пропускной способностью обладает зрительный анали­затор. Однако в обучении пропускную способность регулирует не сам анализатор, а мозг, поэтому, как установлено в эксперимен­тах и подтверждено опытным путем, на одну единицу информа­ции, подлежащей усвоению, необходимо давать две единицы по­яснений, т. е. дополнительной информации.

На восприятие информации в процессе обучения оказывают влияние многие факторы, в частности частота передачи инфор­мации, скорость (темп), психическое состояние обучаемого, день недели, часы занятий и др. Содержание восприятия зависит и от Поставленной перед учеником задачи, от мотивов его деятельно­сти и установок, а также эмоций, которые могут изменять содер­жание восприятия.

Для управления процессом восприятия существенным являет-Ся факт его зависимости от особенностей личности ученика, его Интересов, мировоззрения, убеждений и направленности в целом. ависимость восприятия от прошлого опыта и содержания всей сихической жизни человека, от особенностей его личности на­лается апперцепцией.

^ Абстрактное мышление (понимание, осмысление, обобщение). °сприятие теснейшим образом связано с мышлением, с пони-аНием сущности воспринимаемых предметов и явлений. Созна-

тельно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его т.е. соотнести с определенной группой, классом предметов, обоб­щить его в слове.

Понимание сообщаемой информации осуществляется через ус­тановление первичных, в значительной мере обобщенных связей и отношений между предметами, явлениями и процессами, вы­явление их состава, назначения, причин и источников функцио­нирования. В основе понимания лежит установление связей ме^цу новым материалом и ранее изученным, что, в свою очередь, яв­ляется основанием для более глубокого и разностороннего осмыс­ления учебного материала.

Осмысление изучаемой информации требует задействования общеучебных умений и навыков, опирающихся на такие при­емы умственной деятельности, в основе которых лежат сложные мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение и сопо­ставление, классификация и систематизация и др. Осмысление учебного материала сопровождается формированием у учащихся определенных отношений к нему, понимания его социального, в том числе практического, значения и личностной значимости. Осмысление непосредственно перерастает в процесс обобщения знаний.

Обобщение характеризуется выделением и систематизацией об­щих существенных признаков предметов и явлений. Это более высокая по сравнению с осмыслением ступень абстрагирования от конкретного, момент перехода от уяснения смысла к опреде­лению понятия. Научные понятия всегда абстрактны, поскольку в них фиксируется отвлечение от конкретных предметов и явлений. Оперирование научными понятиями на этапе обобщения знаний приводит к установлению связей между ними, к формированию суждений. А сопоставление суждений приводит к умозаключени­ям, к самостоятельным выводам и доказательствам.

Обобщение завершает (в основном) обучение, если избран индуктивно-аналитический путь. При дедуктивно-синтетической логике, наоборот, обобщенные данные в виде понятий, опреде­лений, теорий, законов вводятся в начале изучения темы или же в процессе ее изучения.

Применение знаний (практика). Необходимыми структурными компонентами процесса усвоения являются тесно взаимосвязан­ные закрепление и применение знаний. Закрепление предполага­ет повторное осмысление и неоднократное воспроизведение изу­чаемого с целью введения нового материала в структуру личного опыта ученика. Оно, естественно, требует задействования меха­низмов памяти, однако не может сводиться к механическому за­учиванию фактов, определений, способов доказательств и т.п. ЭФ^ фективность закрепления, т.е. ценность, прочность и действе ^ ность знаний, проверяется практикой. В основе применения зна

дежит процесс обратного восхождения от абстрактного к кон­кретному, т.е. конкретизация. Конкретизация как мыслительная операция выражается в умении применить абстрактные знания к решению конкретных практических задач, к частным случаям учеб-нО-познавательной деятельности. В учебной практике конкретиза­ция начинается с умения привести свой пример. В дальнейшем эта мыслительная способность выявляется через умение решить более сложную задачу без помощи педагога, через использование зна­ний в ситуациях внеучебной деятельности.

Применение знаний может осуществляться в различных фор­мах и видах деятельности в зависимости от специфики содержа­ния изучаемого материала. Это могут быть упражнения в учебных целях, выполнение лабораторных работ, исследовательских за­даний, работа на пришкольном участке, в цехе на производстве и т.п.

Исторически первым известным видом систематического обу­чения является широко применявшийся древнегреческим фило­софом Сократом и его учениками метод отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Он получил название метод со­кратической беседы. Учитель (как правило, философ) постанов­кой вопроса возбуждал любопытство, познавательный интерес ученика и сам, устно рассуждая, в поисках ответа на него вел мысль ученика по пути познания. Для поддержания интереса обу­чающего рассуждения учителя перемежались постановкой чаще всего риторических вопросов. Сократические беседы проводились с одним или несколькими учениками.

Первый вид коллективной организации познавательной дея­тельности — догматическое обучение, широко распространивше­еся в средние века. Для него характерно преподавание на латин­ском языке, поскольку основным содержанием обучения было освоение религиозных писаний. Главными видами деятельности Учащихся были слушание и механическое заучивание. Отличитель­ной особенностью этого вида обучения являлся отрыв формы от содержания.

На смену догматическому обучению пришло объяснительно-ил-Л1°стративное вследствие широкого привлечения в учебный про-Десс наглядности. Его методологической основой является теория сенсуализма (Ф. Бэкон, Дж. Локк и др.). Основоположником этого вйДа обучения является Я. А. Коменский. Основная цель этого обу­чения — усвоение знаний и их последующее применение на прак­тике, т-е. формирование умений и навыков. Объяснительно-ил-Юстративное обучение требует более глубокой мыслительной Стельности, но мышления воспроизводящего. Это пассивно-со-

зерцательное обучение, занимающее и в настоящее время боль­шое место в традиционной школе. Главная задача учителя сводит­ся к изложению материала, чтобы учащиеся его поняли и усвои­ли. Объяснительно-иллюстративное обучение экономично с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний, но оно не является развивающим и в конечном итоге готовит исполнителя но не творца.

В начале 20-х годов XX в. в результате поисков путей совершен­ствования объяснительно-иллюстративного обучения сложился новый вид обучения — самостоятельное добывание знаний под ру­ководством педагога-консультанта (Дальтон-план, бригадно-ла-бораторный метод, метод проектов и др.). Общим в разных подхо­дах было то, что на вводном занятии учитель ставил проблему, указывал литературу, инструктировал учащихся и намечал сроки выполнения задания. В дальнейшем учащиеся осуществляли само­стоятельный поиск ответов на поставленные вопросы путем чте­ния книг, выполнения лабораторных работ и практических зада­ний и т. п. По завершении этапов (несколько дней, недель и даже месяцев) учитель проверял выполнение заданий, обобщал зна­ния и давал новые задания. В чистом виде этот вид обучения имел много недостатков: не обеспечивалась систематичность знаний, практически не контролировался ход научения; вследствие пас­сивной позиции учителя обучение не выполняло всех возложен­ных на него функций.

Особым видом самостоятельного добывания знаний являет­ся программированное обучение. Его методологическую основу со­ставляет теория пооперантного научения животных, вытекающая из общей бихевиористической концепции (Б. Скинпер). Механи­чески перенеся ее на человека, Б. Скинпер сформулировал следу­ющие принципы программированного обучения:

подача информации небольшими порциями;

установка проверочного задания для контроля усвоения каж­дой порции информации;

предъявление ответа для самоконтроля;

дача указаний в зависимости от правильности ответа. Послед­нее может варьироваться в зависимости от построения программ, которое бывает линейным или разветвленным.

В соответствии с линейным построением программ учашиеся работают над всеми порциями информации (кадрами, битами, дозами, шагами), которые подлежат усвоению, по единой схеме-в одном направлении:

А] — А2 — А3 — А* — и т.д.

Разветвленная программа предполагает выбор учениками ев его индивидуального пути продвижения по пути познания в за симости от подготовленности.

и т.д.

При обосновании программированного обучения может быть использован и кибернетический подход, согласно которому обу­чение рассматривается как сложная динамическая система, кото­рая управляется на основе прямой (посылка команд) и обратной связи с управляющим центром — учитель — и управляемым объек­том — ученик. Различаются внутренняя и внешняя обратная связь, где внутренняя — получение информации самим учеником (оценка ответа), а внешняя — получение информации учителем о ходе научения учащихся.

При программированном обучении прямая и обратная связь осуществляется с использованием специальных средств, т.е. программированных пособий разного вида и обучающих машин. К пособиям относятся программированные учебники, програм­мированные сборники упражнений и задач, контрольные зада­ния тестового типа, программированные дополнения к обычному учебнику. К техническим средствам программированного обуче­ния относятся обучающие машины для подачи учебной информа­ции, машины-репетиторы, машины-контролеры.

Положительная сторона программированного обучения в том, что оно позволяет установить прочную внешнюю и внутреннюю обратную связь, т. е. получать информацию о результатах усвоения знаний; оно развивает самостоятельность, открывает возможность каждому ученику работать в присущем ему темпе и ритме. В то же вРемя оно не вскрывает самого хода научения, не стимулирует творчества, имеет ограничения применения, в том числе из-за сложностей материального обеспечения.

С программированным обучением тесно связана алгоритмиза­ция процесса обучения, имеющая своей основой, как и програм­мирование, кибернетический подход.

■Алгоритмизация обучения предполагает выявление алгоритмов *ятельности учителя и умственной деятельности учащихся. Алго­ритм — это общепринятое предписание о выполнении в опреде-Iiok1^ послеД°вательности элементарных операций для решения

бой из задач, принадлежащих к некоторому классу, например: ■, Решать задачу, как произвести грамматический разбор пред­ания и т. п.

Деятельность учителя по алгоритмизации деятельности учащих­ся, т.е. разделению ее на ряд взаимосвязанных элементов, состоит из следующих операций:

выделить условия, необходимые для осуществления обучаю­щих действий;

выделить сами обучающие действия;

определить способ связи обучающих и учебных действий.

Алгоритмизация обучения увеличивает удельный вес самосто­ятельной работы учащихся и способствует совершенствованию управления учебным процессом, вооружает учащихся средства­ми управления своими мыслительными и практическими дей­ствиями.

Современные тенденции развития образования, в том числе связанные с расширением сети частных, в значительной мере элитарных школ, обусловливают становление как самостоятель­ного вида дифференцированного и индивидуального обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.