Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные теории обучения (дидактические концепции)




К настоящему времени сложились две основные теории обуче­ния: ассоциативная (ассоциативно-рефлекторная) и деятельно-стная. Ассоциативная теория обучения оформилась в XVII в. Ее ме­тодологические основания были разработаны Дж. Локком, который и предложил термин «ассоциация». Окончательное оформление ассоциативная теория обучения получила в классно-урочной сис­теме Я.А.Коменского.

Основными принципами этой теории являются следующие: механизмом любого акта учения является ассоциация; всякое обу­чение своим основанием имеет наглядность, т.е. опирается на чув­ственное познание, поэтому обогащение сознания обучающегося образами и представлениями — основная задача учебной деятель­ности; наглядные образы важны не сами по себе: они необходи­мы постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям на основе сравнения; основной метод ассоциатив­ного обучения — упражнение.

Ассоциативные теории лежат в основе объяснительно-иллюст­ративного обучения, господствующего в современной традици­онной школе. Во многом это является причиной того, что выпу­скники школы не получают полноценного образования, а именно. у них не формируются опыт творческой деятельности, умение са­мостоятельного добывания знаний, готовность свободно вклю­чаться в любую управленческую сферу деятельности.

Осознавая ограниченность объяснительно-иллюстративного обучения, современная педагогическая наука ориентирует не #

пассивное приспособление к имеющемуся уровню развития уча­щихся, а на формирование психических функций, создание усло­вий для их развития в процессе обучения. Непреходящее методо­логическое значение имеет идея такого построения обучения, которое учитывало бы «зону ближайшего развития» личности, т. е. ориентировалось не на имеющийся сегодня уровень развития, а на тот завтрашний, которого ученик может достичь под руковод­ством и с помощью учителя {Л. С.Выготский).

Для умственного развития, как установлено исследованиями Д. Н. Богоявленского и Н. А. Менчинской, недостаточно даже слож­ной и подвижной системы знаний. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Н.А. Менчинская большое внимание уделяет развитию обучаемости, для которой характер­ны обобщенность мыслительной деятельности, экономичность, самостоятельность и гибкость мышления, смысловая память, связь наглядно-образных и словесно-логических компонентов мышле­ния; развитие обучаемости, по Н.А.Менчинской, — надежный путь повышения эффективности процесса усвоения знаний и обу­чения в целом.

Достаточно эффективную концепцию повышения развиваю­щей функции традиционного обучения предложил Л.В.Занков. Его дидактическая система, ориентированная на младших школь­ников, дает развивающий эффект и при работе с подростками и со старшими школьниками при соблюдении следующих принци­пов: построение обучения на высоком уровне трудности (при со­блюдении ясно различаемой меры трудности); быстрый темп изу­чения материала (разумеется, в разумных пределах); принцип ве­дущей роли теоретических знаний; осознание обучающимися процесса учения.

Поиск путей совершенствования обучения, в основе которо­го лежат ассоциативные теории, направлен на выявление путей и условий развития познавательной самостоятельности, активно­сти и творческого мышления учащихся. В этом отношении пока­зателен опыт педагогов-новаторов: укрупнение дидактических единиц усвоения (П. М.Эрдниев, Б. П.Эрдниев), интенсифика­ция обучения на основе принципа наглядности (В.Ф.Шаталов, С.Д.Шевченко и др.), опережающее обучение и комментиро­вание (С.Н.Лысенкова), повышение воспитывающего потенциа­ла урока (Е.Н.Ильин, Т.И.Гончарова и др.), совершенствова­ние форм организации обучения и взаимодействия педагогов и Учащихся на уроке (И.М.Чередов, С.Ю.Курганов, В.К.Дьячен­ко, А. Б. Резник, Н. П.Гузик и др.), индивидуализация обучения (И.П.Волков и др.). Ассоциативным теориям обучения, которые Изначально не ориентированы на развитие творческого потенци-^а учащихся, противостоят теории, опирающиеся на деятель-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.