Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительные формы организации педагогического процесса




L

(КСО) не нов, он применялся в 20—30-е годы XX в. системе лик­видации безграмотности. Бесспорны его преимущества, однако щц_ рокое распространение сдерживается сложностями его организа­ционно-методического обеспечения. Подробнее о коллективном способе обучения мы остановимся в разделе о технологии педаго­гического процесса.

Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заим­ствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, за­четы, экзамены).

Экскурсии

Экскурсия — это специфическое учебно-воспитательное заня­тие, перенесенное в соответствии с определенной образователь­ной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на вы­ставку, в поле, на ферму и т.п. Как и урок, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся. На эк­скурсии наряду с наблюдениями учащихся используются рассказ, беседа, демонстрация и другие методы.

Образовательно-воспитательное значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта воспитан­ников; помогают установлению связи теории с практикой, обу­чения и воспитания с жизнью; способствуют решению задач эс­тетического воспитания, развитию чувства любви к родному краю.

В зависимости от объектов наблюдения экскурсии можно клас­сифицировать как производственные, природоведческие, крае­ведческие, литературные, географические и т.п. По образователь­но-воспитательным целям они могут быть обзорными и тема­тическими. По месту и структуре педагогического процесса — вводными, или предваряющими, текущими (сопровождающими) и итоговыми.

Любой из видов экскурсий не является самоцелью, а входит в общую систему учебно-воспитательной работы, применяется в связи с уроками и другими организационными формами. ЭкскуР" сия — важное звено в целостном педагогическом процессе, по-этому педагог должен заранее определять, при изучении

тем, рассмотрении каких вопросов она наиболее целесообразна, заранее намечать задачи, план и методы проведения.

При подготовке к экскурсии педагог определяет ее содержание Л конкретизирует задачи, выбирает объект, тщательно знакомит­ся с ним сам и решает вопрос о руководстве экскурсией. Экскур­сию может проводить сам педагог или экскурсовод (инженер, бри­гадир и др.), получивший инструктаж. При этом педагог остается организатором и руководителем познавательной деятельности де­тей на протяжении всей экскурсии.

В плане проведения экскурсии должны отмечаться этапы ра­боты (беседа, наблюдения, обобщения учителя, обработка ма­териала), перечень объектов наблюдения и материалов, которые должны быть собраны, необходимое оснащение и оборудование, распределение времени по этапам, форма организации учащих­ся (фронтальная, групповая или индивидуальная). Продолжитель­ность экскурсии зависит от ее характера. Она может занимать от 40—50 мин до 2—2,5 ч. Заключительным этапом экскурсии явля­ется подведение ее итогов в ходе беседы с целью приведения по­лученных знаний в систему.

I Дополнительные занятия и консультации

Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащими-я или группой учащихся с целью восполнения пробелов в зна­ниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышен­ного интереса к учебному предмету.

При отставании в учебе прежде всего необходимо вскрыть его причины, что и будет определять конкретные формы, методы и приемы работы с учащимися. Это могут быть несформированность умений и навыков учебной работы, утрата интереса к учебному предмету или общее замедленное развитие. На дополнительных занятиях опытные учителя практикуют различные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, прикрепление слабых учеников к сильным, повторное объяснение темы. При этом в одних случа­ях требуется большее использование наглядности, а в других — словесной конкретизации.

Для удовлетворения познавательного интереса и более глубо­кого изучения отдельных предметов с отдельными учащимися Проводятся занятия, на которых решаются задачи повышенной Нудности, обсуждаются научные проблемы, которые выходят за Рамки обязательных программ, даются рекомендации по само­стоятельному освоению интересующих проблем.

С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. " отличие от первых они, как правило, эпизодические, поскольку °Рганизуются по мере необходимости. Различают текущие, тема­тические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам ^ зачетам) консультации. Консультации в школе обычно груп-

повые, что не исключает, конечно, и индивидуальных консуль­таций. Нередко практикуется выделение специального дня кон­сультаций, хотя часто в этом нет особой необходимости, поскольку педагоги и учащиеся находятся в постоянном общении и имеют возможность оговорить время проведения консультаций по мере необходимости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.