КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оптико-кинестезическая знаковая информационная система
I В вербальном межличностном общении возникает несколько проблем, успешное и правильное разрешение которых делает его взаимоприемлемым, понятным, наполненным конкретным содержанием и успешным. Первая состоит в том, что коммуникатор, имеющий потребность в передаче реципиенту образа своих мыслей, позиций, отношений, представлений о том или ином событии, факте должен позаботиться не только об адекватном кодировании всего этого с помощью слов, суждений, умозаключений, но и о том, чтобы реципиент его правильно понял. Здесь чрезвычайно важно достаточно полное представление коммуникатора об уровне подготовленности и том смысле, который видит реципиент в соответствующем понятийном аппарате, в тех вербальных средствах, которые использует коммуникатор. Речь идет о единстве тезаурусов у коммуникаторов и реципиента. Вторая состоит в форме передачи сообщения и в той системе невербальных средств, которая сопровождает вербально оформленное сообщение. При этом большую роль играет степень адекватности информации, идущих через вербалику и невербалику, что снижает (а может и не допустить) двойственность, противоречивость сообщения. Третья проблема состоит в адекватности восприятия и понимания реципиентом сообщения. У реципиента происходит обратный процессу кодирования у коммуникатора процесс декодирования информации. Он воспринимает слова, речь, невербальную информацию коммуникатора, и на основе его возможностей понять смысл информации, мыслительной деятельности у реципиента возникают соответствующие образы, смысловые и ценностные образования, отношения. Таким образом, если у коммуникатора проблема состоит в том, чтобы подобрать адекватные мыслям, образам, переживаниям средства и осуществить передачу информации реципиенту, то у последнего происходит обратный процесс: он получает информацию, которую декодирует, и в результате этого у него возникают Уже собственные мысли, образы, переживания. Очевидно, что степень соответствия образов, мыслей, переживаний у коммуникатора и реципиента может оказаться неполной и даже вообще отсутствовать, что зависит от качества решения вышеобозначен-ных трех проблем. В целом же исследования показали, что потери 11 искажения в информационном общении между коммуникатором и реципиентом составляют около 60 %. Все многообразие невербальных средств общения (их условно ^ожно считать и невербальными знаковыми информационными системами человека) целесообразно представить следующими основ-^ группами. которой в первую очередь относятся мимика, пантомимика, жесты, поза, поведение (в том числе прикосновения к партнеру поглаживания, похлопывания и т.п.)- При этом важно помнить и об этнокультурных особенностях этих невербальных средств (например, общепринятый у многих народов кивок головой сверху вниз означает согласие, из стороны в сторону — несогласие, в Болгарии, Индии и некоторых других странах они несут противоположную информацию). Фонетическая знаковая информационная система: тон, паузы ударения и т. п. в устной речи. Например, смысл фразы «Передайте мне, пожалуйста, эту книгу» может оказаться совершенно разным в зависимости от того, на каком слове делается ударение, акцент! Экстрафонетические средства общения: покашливание, смех, плач, темп речи и т. п. Проксимическая знаковая информационная система, в которой выражается информация об особенностях общения в зависимости от пространственного расположения партнеров. Различают следующие дистанции в общении, дающие основание судить о характере взаимоотношений партнеров по общению и позволяющие им наиболее успешно решать соответствующие задачи: • интимная (до 45 см); • личностная — дистанция дружеского, товарищеского, обыденного общения (45—120 см); • социальная, используемая для решения деловых вопросов (120-400 см); • публичная (чтение лекций в аудитории, выступление на митинге, в концертных залах, театрах и т.п.) (более 400 см). Визуальная знаковая система, которая включает в себя две относительно самостоятельные информационные системы: • язык взгляда: направленность взгляда, его устойчивость, продолжительность, переключаемость, избегание взгляда и т.п., а также и содержание взгляда (добрый, дружеский, внимательный, заинтересованный, приятный, любящий или, наоборот взгляд злой, агрессивный, пренебрежительный, высокомерный и т.п.); • язык глаз: теория и практика нейролингвистического программирования (НЛП). Нейролингвистическое программирование разработано более двадцати лет тому назад в университете Санта-Круз в США психологами Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером (подробнее см.: Джон Гриндер, Ричард Бэндлер. Из лягушек — в принцы- -~ Воронеж, 1995, и др.). Они обратили внимание на то, что в межличностных коммУ' никациях проявляются основные сенсорные системы (модальности): визуальная, аудиальная и телесных ощущений (осязание Бкус, обоняние). В реальной жизни люди чаще всего пользуются зрительными образами. Затем идут слуховые, кинестетические, обонятельные и осязательные. Имеется особенность телесных ощущений. Человек может обращать внимание на свои внутренние ощущения и их переживания, а может концентрировать внимание на внешних ощущениях; тактильных (ощущение ветра, движения воздуха, солнечного тепла, стула, на котором человек сидит, и т.п.), обонятельных или вкусовых. Более детальная характеристика качества модальностей, сенсорных систем человека выступают как субмодальности. Так, основными визуальными субмодальностями являются яркость образа, размер, форма, расположение, движение, скорость, общая панорама представляемых или воображаемых предметов и явлений, их цвет, контрастность, четкость, яркость и т.д. Основными характеристиками звуковой модальности выступают высота, тональность, громкость, четкость, длительность, непрерывность (прерывистость) звучания, источник, расстояние, локализация звука. К числу телесных, кинестетических субмодальностей относят: давление, температуру, движение, вкус, запахи, частоту, интенсивность, расположение, длительность и др. Визуальные Яркость Контрастность Размер Четкость Цветность/черно-белое Ограниченность размера изображение (панорама) Насыщенность Фокус Оттенки или цветовой баланс Движение Форма Перспектива Расположение Расстояние (дистанция)
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |