Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и типология информационно-коммуникационных политических полей




ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПОЛЯ И СИСТЕМЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ПОЛИТИКИ

Понятие «информационно-коммуникационное поле»

В политической сфере всегда функ­ционирует множество различных сообщений, посланий, новостей и

других типов информационных сигналов, которыми обменивают­ся различные институты власти и лобби, рядовые граждане и их ассоциации, партии и избирательные объединения, а также иные акторы. Большинство этих информационных потоков имеет целе­направленный характер. Однако существует и весьма хаотичное сочетание сигналов и сообщений, в силу того что не вся инфор­мация доходит до потребителя или воспринимается им в адекват­ной форме, а также из-за того, что она претерпевает разнообраз­ные изменения, вызванные теми или иными информационными барьерами, динамикой интересов и другими факторами. Вот эта совокупность исходящих от акторов разнообразных потоков сооб­щений в сфере публичной власти и области принятия государствен­ных решений и представляет собой информационное политическое пространство.

Понятие «пространство» было заимствовано социальными, в том числе и политическими, науками из физики, где оно обозначало возможность сосуществования различного рода яв­лений и факторов. В настоящее время в него вкладывается ряд более тонких смыслов. Например, в рамках кибернетического подхода оно рассматривается как некая гипертекстовая струк­тура, совокупность баз данных, сетей, технологий. Примени­тельно к социальной сфере это понятие обозначает среду (а следовательно, и соответствующие возможности и ограни-


чения) распространения информации в обществе, ее способ­ность к обращению в реальном времени вне зависимости от статусов, ресурсов и целей акторов.

Совокупности сообщений, исходящих из различных источников или складывающихся на пересечении сообщений, инициирован­ных коммуникаторами, можно обозначить как инфопотоки (ин­формационные трафики). Целенаправленные обмены сообщениями по поводу тех или иных целей (идей, оценок, мнений, идеоло­гий) именуются политическими дискурсами. Современным обще­ствам присущи такие способы организации дискурсов, как пропаган­да, агитация, политическая рекламистика, политический пиар и не­которые другие. Для каждого из них характерны собственные методы, способы, технологии, процедуры завоевания информа­ционного пространства, опережения конкурента, а также дости­жения целей участниками информационных обменов.

Предоставляя возможность для самых разнообразных обменов сообщениями, информационно-политическое пространство вклю­чает в себя наряду с единичными информационными контактами и информационные потоки, отличающиеся друг от друга по плот­ности, интенсивности, а главное — степени устойчивости по от­ношению к иным инфотрафикам. Иными словами, какие-то фор­мы общения в сфере политики могут распадаться довольно быст­ро, а другие, сохраняться более длительный период. Например, электоральные информационные потоки прекращают свое суще­ствование вместе с окончанием выборов. Такая же судьба уготова­на и информационным процессам при разрешении какого-то кон­кретного политического конфликта. Те же информационные об­мены, которые сопровождают процесс принятия государственных решений, как правило, осуществляются непрерывно.

Однако обслуживая политические контакты конкретных акто­ров, взаимодействующих между собой по тому или иному поводу, информационные потоки неизбежно обретают некую упорядочен­ность и в конечном счете способствуют поддержанию относитель­но устойчивых целенаправленных коммуникаций. Вызванные к жизни действиями определенных коммуникаторов и реципиентов, харак­терными для них каналами связи, а также обладающие содержатель­ными отличиями, эти формы общения порождают качественно иное состояние информационно-коммуникационных процессов, кото­рые можно определить как информационно-коммуникационные поля.

В целом эти информационно-коммуникационные поля пред­ставляют собой обобщенную характеристику внешней по отноше-


нию к человеку информационной среды, связанной с выполнени­ем им определенных политических функций (избирателя, консуль­танта в процессе принятия политических решений, гражданина и т.д.). Действуя совместно с устремлениями человека политиче­ского, но одновременно и помимо человека, данное поле предоп­ределяет характер его общения, типичные формы контактов (иногда даже его информационную изоляцию), тем самым как бы обу­страивая его информационную нишу. Наличие такого рода полей в информационном окружении человека демонстрирует его реаль­ные возможности для вступления в контакт со своими партнера­ми, накопления и передачи информации, усвоения ролевых све­дений. Тем самым инфополя фиксируют различия между инфор­мационными позициями и потребностями человека в получении или переработке необходимых для выполнения им той или иной политической роли сведений. Они показывают, получает ли чело­век то, что ему требуется для выполнения роли, насколько это соответствует его потребностям в информации, поощряет ли его информационная среда к контактам для реализации своих целей или препятствует этому.

Инфополе определяет, какое место личность занимает по отно­шению к центру власти, демонстрирует информационную мобиль­ность человека, его способность к установлению коммуникаций, а также их качество. Именно информационное поле позиционирует человека в пространстве политики, развивает или ограничивает коммуникационные возможности индивида, форматирует их и со­здает предпосылки для управления его общением. Поскольку че­ловек одновременно вовлечен в разнообразные информационные поля и способен налаживать коммуникации с разными партнера­ми, можно говорить об иерархии такого рода полей.

Так, инфополя, связанные с выполнением человеком профес­сиональных обязанностей (в частности, функциями лидера), для него более приоритетны, нежели те, что опосредуют реализацию им отдельных политических прав (например, избирательных).

Помимо функциональных характеристик информационные поля обладают и историческими особенностями, отражая типичные для того или иного времени приемы и способы коммуникации инсти­тутов и различных социальных аудиторий. Специфические инфо­поля характерны для отдельных государств и даже политических эпох.

3 - 4386


           
 
   
   
 
 

§ 2. Исторические формы информационно-коммуникационных пространств и полей

Информационно-коммуникационное пространство традиционного общества

В различные исторические эпохи в мире политики складываются осо­бые информационные пространства. Каждое из них обладает собствен­ными источниками и механизмами развития, скоростью передачи и

качеством распространяемой информации, а также соответствую­щим техническим оснащением каналов передачи сообщений и другими характеристиками. Причем отдельные его компоненты могут функционировать в рамках иных по характеру информаци­онных полей и быть вплетены в более современные формы обще­ния и передачи информации, представляя собой некие перифери­ческие черты современных им политических сообществ.

В результате крупных преобразований в области формирования и распространения информации происходит эволюция политиче­ской инфосферы — она приобретает новые исторические формы. Самыми показательными примерами таких изменений являются так называемые информационные революции: возникновение вна­чале знаково-языковых, а затем письменных форм общения, изоб­ретение книгопечатания, а впоследствии появление технических, а через определенное время и электронных средств передачи сооб­щений. Все эти новшества предопределяли начало качественно нового этапа социального и политического общения. Но если изоб­ретение языка и письменности не повлияло на политические ком­муникации, поскольку данная сфера власти возникла в более по­здний исторический период, то появление книгопечатания, а за­тем технических и электронных (в том числе новых, виртуальных) форм передачи сообщений существенно видоизменило политиче­скую сферу. Изобретение телеграфа, телефона, радио и особен­но телевидения показало, как радикально меняются возможно­сти не только усиления координации коллективных действий, но и трансформирования самого процесса принятия государ­ственных решений, управления обществом. Следует согласить­ся с теми, кто полагает, что интенсивность развития как госу­дарства, так и гражданского общества сегодня непосредственно зависит «от плотности и открытости коммуникаций», меняющихся в результате трансформации способов доставки и распростране­ния информации1.


В традиционном обществе политическая власть осуществлялась без поддержки крупных социальных аудиторий, поэтому ресурсы И статусы перераспределялись посредством внутриэлитарного про­текционизма, индивидуального и кланового влияния. Неструктури­рованность интересов населения и отсутствие у него механизмов их презентации (т.е. у людей не было явно выраженных потребностей в информационных контактах с «верхами») свидетельствуют, что наиболее существенным признаком формирования инфопростран-ства здесь была концентрация информационных взаимодействий В сфере принятия решений, что, по сути, выключало общество из коммуникации с правящим классом.

Иными словами, в информационном пространстве политики традиционного общества для власти значимо было лишь то поле, Которое формировалось в очень ограниченном, верхнем уровне социума, а базовые коммуникации в политическом пространстве складывались без участия социальных аудиторий, чьи информа­ционные контакты не обладали каким-либо властным значением. Понятно, что в таком информационном поле отсутствовала и обратная связь, а следовательно, господствовали однонаправлен- | ные способы информирования общества. Общество, лишенное воз-; можностей участия в управлении, не могло формировать и соб-< ственные информационные продукты. Точнее, эти продукты —! сказания, анекдоты, притчи и другие аналогичные формы обме-■ на сообщениями — предназначались лишь для внутреннего пользо­вания и не претендовали на общение с властью.

В информационном пространстве традиционного общества доминировали изустные формы связи и передачи сообщений, меж­личностного общения. Этот тип информационных отношений цивилизационно оформился вначале в дописьменной, а затем в Письменно-печатной культуре, которая стала преобладать над уст-} но-эмоциональными формами общения. Она поддерживала кол-I лективные формы жизни и раннегосударственные формы органи­зации власти, а затем более развитые способы правления. Этим формам информационных обменов соответствовала и техническая Оснащенность каналов передачи сообщений, обеспечивавшая изу­стные формы трансляции информации.

Таким образом, информационное пространство традиционного социума распадалось на два довольно автономных информацион­ных поля: власти и общества. Коммуникации между ними возни­кали лишь спорадически и были ограничены политическими и культурными факторами.


 




Информационно- В индустриальном (капиталистиче-

коммуникационное ском, буржуазном) обществе ин-

пространство,

индустриального формационное пространство суще-

общества ственно меняется. В эту историче-

скую эпоху организация власти и

способы поддержания политических контактов правящего слоя и населения приобретают иные социальные очертания.

Так, по мере включения третьего сословия в политику и фор­мирования соответствующих механизмов представительства его гражданских интересов в обществе возникают предпосылки для иного типа общения верхов и низов. Развитие избирательных, партийных и иных политических структур, выполнявших посред­нические функции в отношениях власти и общества, постепенно обеспечило устойчивую информационную связь между народом и властью, их постоянное общение. Другими словами, появление разнообразных институтов представительства и эволюция государ­ства как института власти способствовали возникновению двусто­ронних информационных контактов элитарных и неэлитарных сло­ев, прочных политических коммуникаций между этими контра­гентами. Плюрализация интересов граждан и усложнение контактов государства с партиями, ассоциациями гражданского общества привели к сегментации информационного пространства, интен­сивному формированию различных инфополей, диверсифициро­вавших власть коммуникаций.

Информация о взаимных позициях различных групп населения по отношению к власти или о ее отношении к тем или иным кор­пусам граждан стала важным политическим ресурсом. Точнее, она обрела статус частичного ресурса, поскольку выступала не в каче­стве самостоятельного источника власти, а как способ отображе­ния тех или иных интересов, потребностей, позиций, суждений и оценок. Именно интересы были важнейшим источником и осно­ванием формирующихся политических порядков, а вместе с тем обусловливали появление разнообразных участников информаци­онного пространства.

Если в начале этого периода государство доминировало в ин­формационной среде, а среди его контрагентов в информацион­ном пространстве не было равенства, то постепенное наращива­ние политических ресурсов различными группами и корпорация­ми выровняло их информационные возможности. Правда, на поздних этапах развития этого типа общества снова возникли не­равновесные, асимметричные информационные связи и отноше­ния, вызванные концентрацией этого ресурса у наиболее продви­нутых в политическом отношении структур.


Дальнейшая сегментация политического рынка привела к тому, что законы бизнеса предопределили в основном рациональный характер организации политического дискурса. В информационном поле наряду с традиционными пропагандистскими методиками впервые возникли маркетинговые способы организации полити­ческих коммуникаций в виде пиара, информационного лоббизма, политической рекламы и других имиджевых технологий.

По мере становления индустриального общества идеологиче­ская борьба, положившая начало развитию политического дискур­са, постепенно утратила идейно непримиримый, конфликтный ха­рактер, и информационное поле постепенно стало развиваться на основе ценностей либерально-консервативного консенсуса с его нормами толерантности, гражданской ответственности индивидов и государства. Эти базовые ценности выполняли роль метакодов для элитарных и неэлитарных кругов, облегчавших общение и уси­ливавших целостность и политического, и информационного поля. Одновременно эти процессы положили начало и интенсивному межкультурному и межгосударственному сотрудничеству.

В рассматриваемую историческую эпоху население получило возможность производить информационные продукты, в частно­сти, в виде общественного мнения, которое стало принципиально важным для системы организации власти и развития информаци­онного поля.

Существенно изменились методы и техническая оснащенность информационных процессов: возникли не только печатные средства передачи информации, но и машинные способы ее тиражирования. Индустриальное общество сформировало информационную индуст­рию. Постепенно к информационному плюрализму добавился аудио­визуальный: появились радио и телевидение. Однако эти техниче­ские структуры не устранили существенных ограничений в рас­пространении и объеме получаемой гражданами информации, а следовательно, и в поддержании политических контактов (ввиду высокой стоимости информации, несовершенства каналов пере­дачи сообщений и т.д.).

В целом можно сказать, что в индустриальном обществе воз­никла высокая сегментация информационного пространства и по­явилось множество полей, насыщенных ролевыми коммуникаци­ями. Эти поля перешагнули через государственные границы и ста­ли образовывать единые транснациональные информационные поля и потоки.


Информационно- Находящееся в стадии становления

прГтрТн^твП период постиндустриальное общество по-

перехода к постинду- родило ряд тенденций в сфере ин-

стриальному обществу формации, которые уже сейчас,

изменяя способы и технологии по­литической коммуникации, качественно трансформируют инфор­мационное поле. Так, если для индустриального общества харак­терны разнообразные способы организации информационных по­лей, потоков и политических дискурсов, то новый этап развития человечества отличается, прежде всего, преобразованиями качествен­ного характера в содержании информационных потоков и приобре­тении информацией статуса нового в политической жизни.

Самым революционным изменением следует признать возник­шую в 70-х годах XX столетия форму цифровой передачи инфор­мации. С появлением компьютеров предельно расширился диапа­зон трансляции информации, снизилась ее стоимость и исчезли многие барьеры на пути передачи и получения сообщений в ин­формационно-коммуникационном пространстве.

Как подчеркивали американские ученые Дж. Абрамсон, К. Ар-терон и Г. Офрен, эти технотелемедиумы прежде всего представле­ны кабельным ТВ, компьютером, спутниковыми и стекловоло-конными системами, обеспечивающими видеомобильную связь и позволяющими проводить ТВ-конференции и другие передачи, а также уничтожившими влияние факторов места и времени на прием сигналов. Именно они разрывают границы прежнего объема ин­формации и политического вещания. Именно они позволяют лю­дям обмениваться информацией и увеличивают возможности ин­терактивных связей, несмотря на хронологические и топологиче­ские параметры установления коммуникаций. С их помощью достигается эффективный контроль потребителя над сообщением и свобода информационного выбора2.

В нынешнее время темпы удешевления информации весьма впечатляющи. Если в 1985 г. стоимость передачи 45 млн бит ин­формации в секунду в расчете на 1 км оптоволоконной линии связи составляла почти 100 долларов США, то в 1997 г. переда­ча 45 000 млн бит информации в секунду стала обходиться все­го лишь в 0,05 цента3.

Принципиально, что компьютер сегодня стал не только по­средником, но и полноценным участником политической комму­никации. В связи с этим качественной трансформации подверглись и технологии хранения и передачи информации. Классические элек­тронные средства — радио, телевидение, телефон — дополнились


передающими устройствами (технотелемедиумами), действующи­ми на основе телетрансляционных трансграничных компьютерных и межспутниковых систем связи, компонентами которых являют­ся робототехника, голография и стекловолоконная оптика. В этих условиях информация стала важнейшим ресурсом и капиталом, оп­ределяющим не только прогресс экономики и культуры, но и ха­рактер трансформации политических структур и институтов.

Благодаря признанию качественно иной роли информации в организации социума это общество получило название информа­ционного. Впервые термин «информационное общество» был упот­реблен либо в 1962 г. американским экономистом Ф. Машлупом, или же в 1966 г. в Японии в докладе Ю. Хаяши по техническим и экономическим исследованиям. По мнению японского ученого, это такое общество, в котором в изобилии имеется высокая по качеству информация и есть средства ее распространения. Впоследствии к его характеристикам добавился высокий валовый национальный про­дукт на душу населения, значительная доля ВВП, созданная инфор­мационным сектором экономики, и наличие затрат в производстве продукта на научные изыскания, а также другие важные парамет­ры социального и политического развития.

Сегодня, как пишет Ф. Уэбстер, «понятие информационного общества» обросло великим множеством предположений и гипо-(тез на тему, что изменилось и продолжает изменяться и как эти перемены осуществляются»4.

Учитывая тесную связь в этом обществе техники и информа­ционно-коммуникационных процессов, некоторые ученые стали применять для его обозначения термин «инфо-коммуникацион-ное сообщество». Ряд исследователей обращает внимание на то, что современные информационные средства позволили существен­но синхронизировать экономические и политические процессы в различных частях мира, а это в свою очередь облегчило управле­ние данными процессами.

Использование новых информационных технологий привело к тому, что у граждан стала формироваться новая система ценно­стей и личных приоритетов, расти стремление к самореализации, потребность в творчестве. В развитых индустриальных странах про­исходят качественные сдвиги в социально-экономическом содер­жании труда, в том числе за счет повышения интеллектуальной емкости трудовых функций. В информационном обществе труд пре­вращается в средство самореализации и развития личности работ­ника, что влечет за собой неуклонный рост производительности труда, качественную перестройку институтов власти и общества. Как пишет Дж. Павлик, «мир мультимедиа вышел за рамки тек-


стового обмена, и влияние цифровых технологий стало реально преобразовывать все формы человеческой коммуникации»5.

В качестве интеллектуального ответа на все эти процессы в на­уке возникло немало теоретических моделей информационного мира. Так, известный канадский ученый М. Маклюэн предложил для их объяснения идею «глобальной деревни», где благодаря бур­ному развитию телевидения и других электронных СМИ форми­руется атмосфера всеобщего знания, информированности людей о происходящем. А. Тоффлер в развитие этих идей выдвинул мо­дель «электронных коттеджей», т.е. такой формы организации жиз­ни, где электронный труд становится условием человеческого су­ществования. Он самодостаточен и предоставляет человеку весь комплекс жизненных благ. Другие ученые понимают под инфор­мационным обществом социум, в котором в каждом доме имеется компьютер, подключенный к трансграничным сетям и, следова­тельно, каждый человек имеет возможность получать необходи­мую ему информацию по любым вопросам, вступать в общение с другими; исчезают географические границы в рамках информаци­онных сетей; создаются рынки информации и знаний, дополняю­щие рынки природных ресурсов труда и капитала, а также имеют место другие, не менее существенные факты и явления.

Возникновение электронных бизнес-коммуникаций {e-business и e-commerce) привело к качественному увеличению информаци­онных услуг в структуре экономики (интернет-заказы товаров и баз данных на дом, проведение электронных банковских опера­ций, услуги электронной почты и досок объявлений, различные виды кибертруда и т.д.). Это вызвало принципиальнейшие транс­формации в сфере труда, семьи, досуга, привело к появлению новых форм взаимоотношений государства с населением, ориен­тированных на постоянное удовлетворение информационных по­требностей в сведениях о деятельности властей.

Например, по данными социологических служб США, в 1980 г. в этой стране, используя новые информационные тех­нологии, работали не выходя их дома 5,7 млн человек. А в сере­дине 1990-х годов их уже было около 30 млн. Подобная динами­ка роста сохраняется и сегодня.

Благодаря изменениям в информационном поле повысились возможности участия граждан в политике, усилилась децентрали­зация власти и существенно выросли управленческие полномочия локальных сообществ и местных правительств. Резко возросла ин­формационная открытость, прозрачность государства. Этому спо­собствуют регулярное информирование населения государствен-40


ными органами, готовность государства вести диалог с обществен­ностью, а также предоставление гражданам услуг в информацион­ной форме. Весьма показательно, что государство стремится как можно шире использовать возможности новых информационных технологий для выполнения своих функций, специально берет на себя выполнение новых задач, основанных на применении циф­ровых способов передачи сообщений.

Например, сегодня все законодательные акты конгресса \ США бесплатны и доступны населению через Интернет. В Ве­ликобритании госслужба обеспечивает доступ граждан к ин­формации более чем 300 государственных организаций. При это цель правительства Великобритании состоит в том, чтобы как можно больше информации в электронной форме было дос­тупно для людей. В Канаде постоянно снижается стоимость го­сударственной информации.

Использование кибернетических структур, по сути, сняло ог­раничения на объем получаемой индивидом информации и повли­яло (за счет увеличения плотности интерактивного общения) на трансформацию информационных потоков. Благодаря компьютери­зации информационного пространства доступ населения к знаниям стал всеобщим. Однако в этом плотном информационном поле со­бытия обретают политическое значение только в связи с сообще­ниями о них, переданными СМИ. Иными словами, информация становится новостью лишь в том случае, если попадает на экраны телевизоров или на страницы популярных газет. В результате инфор­мационное поле получает принципиальную возможность отделять политическую реальность от человека пространством, которое формируют СМИ. А это порождает многочисленные риски как для общества, так для власти и каждого отдельного гражданина.

Как уже упоминалось, сетевые (кибернетические) формы об­мена сообщениями способствуют разрушению привязанности ин­формации к месту ее получения. По этой причине начавшиеся про­цессы глобализации уже привели к сокращению и уничтожению многих локальных информационных полей. Государства, частные структуры становятся составными частями единой трансграничной информационной сети и соответственно участниками мировой по­литики. Одновременно создаются и новые информационные отно­шения инфоцентров с периферией, т.е. возникает новая информа­ционная асимметрия в мировом масштабе.

Доминирование новых средств передачи информации, способ­ных создавать массовые политические продукты, привело к каче-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.