КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационно-коммуникационные системы
А ственнои трансформации рыночного сегмента информационного поля. В частности, в условиях господства новых технотелемедиумов — в отличие от традиционных СМИ — уже не товар приспосабливается к предпочтениям людей, а информационное предложение начинает формировать спрос и даже управлять им. Благодаря этому резко увеличиваются политические возможности и позиции коммуникаторов, производителей первичной информации. Но, видимо, самым примечательным фактом, свидетельствующим о начале новой информационной эпохи, оказалась возможность искусственного (цифрового) создания (моделирования) происходящих событий и формирования виртуальных образов мира и соответствующих информационных полей. В результате информационное пространство стало комбинированным: оно содержит отображение как реально происходящего в действительности, так и сотворенного человеком. Таким образом, реальные события соседствуют с искусственными изображениями мира политики. Появление этих виртуальных образований (симулакров — Ж. Бодрий-яр) ведет к имитации политической реальности, ее маскировке, а в конечном счете — к созданию некоего вневременного континуума видео-имитационного мира или, другими словами, гиперреальности, полностью творимой человеком. О таком исходе уже предупреждали многие ученые. По их мнению, возможность фабрикации фактов (в том числе и политических) приведет к тому, что она полностью заменит реальность. И хотя такое состояние информационного поля еще не наступило, уже сегодня видно, что характерная для индустриального общества политика «гражданских репрезентаций» сменяется многочисленными формами «репрезентации политики» (С. Пшизова). Прообразами таких виртуальных образов были различные мистификации и розыгрыши читателей, всегда присутствовавшие в журналистике. Например, в 1980-е годы Томас Купер, репортер провинциальной немецкой газеты, прославился на весь мир своими интервью со звездами Голливуда, которые потом оказались подделкой. В Германии были опубликованы мнимые дневники Гитлера, поднявшие тираж журнала «Штерн». Много лет ходят слухи, что полет американцев на Луну снимали в специальной студии Голливуда. Поэтому около 40% американцев не доверяют официальной информации об этом событии. О его искусственном происхождении снято немало фильмов и репортажей. Неубедительность официальных сведений подтверждают многие детали киносъемки: черный беззвездный фон неба, американский флаг, расправленный, как на кар- тинке, и др. (К слову сказать, ни один американский космонавт никогда не присягал на Библии, что он побывал на другой планете.) Современные цифровые технологии и способы передачи информации создали совершенно новое качество информационной среды, в которой невозможно отделить действительное от сфабрикованного. В литературе появились произведения о странах, где правят виртуальные лидеры; Голливуд снимает фильмы, в которых конфликты и их разрешение придумываются имиджмейкерами государственных деятелей и т.д. Но реальная политика порой обгоняет художественный вымысел. Снятые с использованием новейших цифровых технологий выборы или подготовленные с их помощью чудовищные компроматы на некоторых политиков давно уже стали реальностью. Важно подчеркнуть, что создаваемые иллюзии переживаются и воспринимаются людьми как вполне достоверная информация. Но поскольку люди осознают, что искусственно создаваемая продукция может выдаваться за реальность, это формирует у них устойчивый скепсис к политической информации в целом. Ирония и самоирония, пародийное сопоставление явлений формируют типичные реакции граждан на распространяемые политические сообщения. Такая культурная установка в конечном счете ведет к тому, что люди отказываются соотносить политические тексты с реальностью. Исходное сообщение прочитывается человеком через другой текст, например, внутреннюю идеологическую установку, мнение комментатора, советы знакомого и т.д. А в информационном поле возникает эффект двойного кодирования сообщений, означающий сугубо индивидуальное, заданное собственными воззрениями прочтение публичного текста, снятие личностно значимой информации с помощью сообщения. В постиндустриальную эпоху граждане сталкиваются с перенасыщенным информационным потоком, и для них как потребителей информации наиболее предпочтительной — т.е. доступной, легкой, снимающей напряжение — оказывается развлекательная форма сообщений. Таким образом, информация, поданная вместе с развлекательными материалами, значительно легче преодолевает препятствия в информационной среде, купирует шумы, достигает реципиента и воспринимается им. В публичной сфере и раньше использовались так называемые мягкие новости, предполагающие облегченный для читателя (слушателя, зрителя) формат подачи материала, или сдабривание деловой информации развлекательными сюжетами. Однако сегодня в потоке сообщений возникает более масштабное, особое состояние перемещенных значений, свидетельствующее о постоянной и неразрывной связи информации и развлечения (инфотейнмент). Это явление не только формирует новые требования к информации, но и самым существенным образом сказывается на отношении граждан к политическим процессам. Конечно, создаваемое таким образом упрощенное, легкое отображение политики неизбежно ведет к снижению качества политических дискуссий в обществе, превращает политиков в актеров, плодит иллюзии, позволяет манипулировать людьми. В то же время снижение качества политического информирования делает сферу политики доступной для всех граждан, лишает политическую действительность жесткой нормативности и даже создает привлекательный образ реальной политики. Предлагаемый зрителям схематичный образ действительности хоть и упрощает ее, но тем не менее за счет концентрации общественной дискуссии на понятных для людей проблемах дает им ориентиры в сложном мире. Такой формат информации неизменно способствует созданию хорошего настроения, обретению уверенности в том, что реальную политику можно исправить. Оптимизм в свою очередь вызывает чувство общественной солидарности, желание участвовать в политической жизни. «Мыльные оперы» и сериалы, таким образом, превращаются в эффективные каналы политической социализации граждан. Например, такие фильмы, как «Цирк» в СССР или «День независимости» в США не столько создавали утопические образы действительности, сколько поддерживали идеалы советского или американского общества как интегрированного, не знающего расовых предрассудков. Положительными героями в них выступали представители разных этнических групп населения. В русле изменений информационного поля в мире политики, когда стираются различия между информированием и развлечением, формируется и особая «культура политического развлечения» (А. Дёрнер). Поскольку в контексте этого информационного потока политическая реальность становится реальностью медийной, в большей степени подчиняющейся законам рынка развлечений, соответственно меняются и критерии, по которым оценивается продукция этого рынка. Первостепенное значение теперь имеет тот факт, увлекательна она или скучна. В результате изменяется и эффективность самой политики, достижения тех или иных целей. И те политики, которые игнорируют эти трансформации информационных и политических процессов, как правило, терпят неудачу. Уместно вспомнить, что в 1990-е годы команда президента США Б. Клинтона на очередных выборах сделала ставку не на серьезные аналитические материалы СМИ, а на развлекательные программы: ток-шоу на каналах MTV и CNN. При этом Клинтон в своих речах часто ссылался на Элвиса Пресли — символ нонконформизма для его поколения. Имидж бунтовщика хорошо сочетался и с его предвыборным слоганом — «В Америке пришло время перемен». Составной частью избирательной кампании стала активная поддержка молодежного журнала «Роллинг Стоунз». Как считают американские аналитики, это и принесло Клинтону победу. Кульминацией же и одновременно показателем эффективности выбранного им стиля стало исполнение Клинтоном известного хита Пресли на саксофоне в июне 1992 г. Именно этим выступлением он отвоевал у своего соперника Перро проигранные очки и вышел вперед в предвыборной гонке. Многообразие информации, смесь иллюзорности и действительности, возможность свободного выбора индивидом критериев оценки событий создают особую культуру восприятия информации. И главное, что индивидуальность восприятия отрицает установку на выработку общего для всего населения (идеологического) метакода, универсального восприятия политической информации. Именно культурное своеобразие индивида определяет его возможности в прочтении политических текстов и восприятии сведений. При этом виртуальное содержание информации, как правило, ограничивает рациональное восприятие человеком политических сведений, стимулируя произвольность прочтения тех смыслов и значений, которыми она наполнена. Благодаря электронной технике человек получает возможность воспринимать мир во всей полноте его проявлений, получить информацию не только о прошлом, но и о настоящем и будущем. Как и в далеком прошлом, сегодня он возрождает для себя ценности целостного восприятия мира. Патриарх коммуникативистики, один из ведущих теоретиков информационного общества Маршалл Маклюэн (1911-1980) еще в 1960-е годы высказал ряд идей, и сегодня не утративших своего значения. В частности, им была предложена одна из самых популярных периодизаций развития общества. Он выделял четыре исторические эпохи, каждая из которых дает новые формы общения и организации всей жизни, эволюции культуры человека. Так, самая ранняя эпоха — это эпоха пле-
менного человека и, соответственно, «дописьменного варварства», речевой культуры. Человек жил здесь в мире одновременных связей и был неразрывно связан с обществом. По сути, это была «деревня», в которой существовало нерасчлененное единство человека и общества. Вторая эпоха связана с возникновением фонетического письма. Появление алфавита привело к тому, что звуки речи обрели видимые формы и информация стала передаваться не только устно, но и письменно. Грамотность вытолкнула человека из племени, что расширило территорию передачи информации, а также разрушило былое единство «деревенской» общности. Третью эпоху (XV в.) символизировало изобретение книгопечатания (эпоха Гуттенбер-га), время господства печатной техники, позволившее адресовать информацию как массовой аудитории, так и индивидам, которых можно было не слышать и не видеть. Это способствовало созданию национальных языков и государств, всеобщей грамотности, рынка, индустриализма и обретению других черт современной эпохи. Четвертая эпоха возникла с появлением электрического телеграфа и азбуки Морзе. Распространение информации этими средствами создает состояние всеобщей включенности людей в мировой процесс. Телевидение превращает информацию в постоянную среду человека, а используя это средство (переключая программы), человек сам выстраивает свое информационное окружение. Благодаря мгновенной передаче информации пространство исчезает, и опять воцаряется «деревня» как символ возвращения внутренне связанного мира. Как писал М. Маклюэн, «устные культуры универсальны с точки зрения восприятия и хранения информации. Однако теперь электронные средства, сокращающие пространство, время и однонаправленность... отношений, приближают нас к условиям устное-ти, возвращая нам множественность одновременных отношений»6.
В 60-х годах XX столетия Э. и X. Тофф-леры предсказывали, что в рамках «третьей волны» (электронной революции) политическая система современного общества будет формироваться на основе полупрямой демократии, устраняющей исключительную зависимость граждан от представителей их интересов в органах власти и являющей собой комбинацию прямой и непрямой демократии. Однако бурное развитие новых электронных СМИ уже сейчас обгоняет эти и подобные прогнозы. Следствием современных, весьма принципиальных изменений информационного поля стала его способность качественно трансформировать и саму сферу политики, и формы организации власти, которые все чаще начинают определять как медиакратию. С одной стороны, это означает возникновение новых способов политического участия: медиа-опросов, интернет-плебисцитов, механизмов кибер- и теледемократии (например, в виде замены двух- или трехпартийной системы на систему вещания двух и трех телеканалов) и т.д. Политическое пространство начинают формировать отношения между крупнейшими структурами, обеспечивающими информационное взаимодействие в обществе, или медиалогика властных отношений. Таким образом, характер власти чем дальше, тем больше зависит от позиций медиасобственников, а распределение властных полномочий подчиняется законам движения массовой информации. Резко повышается роль технологий шоу-бизнеса в формировании политических коммуникаций, а информационное пространство власти обретает ярко выраженный кросскультурньш И транснациональный характер. В таких условиях политическая и культурная формы влияния на власть практически неразличимы. В результате демократическая форма организации власти уже неспособна обеспечивать взаимоотношения правящих кругов и населения, элиты и неэлиты. Информационные отношения превращаются в определяющий механизм формирования политической власти. Становление медиакратических порядков опирается либо на высокий уровень социальной обеспеченности населения и демократические институты власти, либо на преддемократические структуры, которые складываются в переходных обществах. Однако и в том и в другом случаях новые медиапорядки снижают заинтересованность людей в использовании представительных политических механизмов для защиты своих интересов, что порождает массовый («демократический») конформизм и другие формы гражданской пассивности. Снижаются также ответственность граждан, их заинтересованность в использовании партий и других формализованных организаций в отношениях с властью. Сужаются публичные формы отправления власти, происходит профессионализация сферы государственного управления. По мере утверждения медиакратических порядков интенсивный информационный обмен становится все более индивидуализированным, что в свою очередь нередко способствует возникновению коммуникации между людьми (и институтами власти) по сугубо человеческим (а не классовым, групповым, корпоративным) основаниям. Так медиакратия трансформирует традиционную политику структур и институтов в политику людей. Информационно- Особое состояние информационно- го ™ля складывается в переходных государствах. Поскольку характеристика переходности свидетельствует об отсутствии в обществе доминирующих социально-экономического и политического начал, а также о сохранении неравновесности форм и способов правления, в информационном поле такого социума одновременно сосуществуют сразу несколько логик развития информационно-коммуникационных процессов. Таким образом, информационное пространство переходных обществ изначально противоречиво и формируется на основе сочетания качественно различных источников и механизмов коммуницирования. Постепенно складывающийся в этих государствах механизм представительства гражданских интересов обусловливает то, что в основе политической конкуренции оказывается острое идеологическое размежевание социальных, этнических и иных групп обществ. А это в свою очередь предопределяет доминирование ценностных и дефицит прагматических оснований политических отношений в информационном потоке. По этой же причине (из-за постоянного изменения соотношения сил, а временами даже вытеснения отдельных партий, групп интересов и других акторов из политического пространства) информационные поля, как правило, приобретают неустойчивый характер. Внутренняя неорганичность, релятивизм — пожалуй, самая общая и одновременно наиболее точная характеристика информационного пространства стран такого типа. Релятивный характер информационного пространства проявляется и в противоречивом соединении рыночных способов производства информационных продуктов с методами распространения сообщений, построенными на администрировании, диктате и давлении центров силы и власти. Причем удельный вес и политическое значение этих методов постоянно меняются, что ведет к атомизации подконтрольных им информационных полей. В то же время наличие столь разнообразных методов поддержания политического дискурса говорит о резком по сравнению с предшествующим периодом расширении условий для производства информационных продуктов со стороны как институтов власти, так и общественных структур. Такой насыщенный информационный обмен уничтожает значительное число прежних политических фильтров, снижает возможности разнообразных политических структур монополизировать положение в производстве и переработке информации. Активность идейных противников предопределяет высокую чувствительность информационного рынка к малейшим политическим изменениям. Руководствуясь принципом «все на продажу», различные партии и группы интересов постоянно отслеживают реакцию потребителей информации на разнообразные политические проекты, способные расширить круг их сторонников. Поскольку же перед многими политическими акторами стоит задача, условно говоря, первичного позиционирования на информационном рынке, завоевания там собственной ниши, их информационные практики нередко направлены на монополизацию хотя бы части информационного рынка. При этом все участники дискурса широко используют агрессивные технологии информационных войн, психологических атак на позиции противника. Государственная информационная политика в переходных обществах, как правило, непоследовательна, отличается импульсивным характером, что затрудняет эффективную защиту общегосударственных целей. Весьма характерна для этого периода и тактика СМИ, которые, улавливая общие настроения, в значительной степени замещают контроль политических институтов критикой властей. В свою очередь и государство, пытаясь ограничить возможности оппозиции и обеспечить себе политические преимущества, нередко использует запретительную практику и даже информационные «репрессии» по отношению к отдельным изданиям, телеканалам или радиостанциям. В связи с высокой интенсивностью и противоречивостью информационного пространства переходным обществам свойственна низкая институализация, структуры и звенья, обеспечивающие информационные обмены в публичной сфере, постоянно реформируются. Можно сказать, что в таких обществах властвует скорее самоорганизация отдельных информационных структур, нежели общеполитическая организация информационных обменов.
Неравномерность развития информационных полей обусловливает степень их устойчивости по отношению к внешним факторам (потокам сведений и свойственным им способам их воздействия). Если они сохраняют свои очертания, то нередко задают новое качество информационно-коммуникационным связям. Воспроизводство такого типа информационных полей, как правило, связано со взаимодействием вполне определенных коммуникаторов и реципиентов, институализацией их постоянных контактов, наличием специфических (формальных и неформальных) каналов связи (с характерны-
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |