КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политические функции СМИ 2 страница
Многоцелевое отношение к распространению массовой информации может где-то наладить, а где-то и разрушить коммуникацию СМИ как с обществом, так и с государством. И, хотя полностью устранить подобные конфликты невозможно, как показала практика, они могут быть частично разрешены в рамках крупных СМИ, которые способны плавно переходить от решения одной задачи к другой без ущерба для какой-либо из них. Особая роль СМИ, о которой было сказано, постоянно вызывает острую политическую борьбу элит с общественностью за контроль над ними. И эта борьба всегда дополняется внутриэлитарной борьбой за важнейшие печатные и электронные СМИ. Причем в тех странах, где результаты выборов могут существенно сказаться на направленности политического курса или даже измененить государственный строй, правящие круги используют все возможности и преимущества, чтобы не допустить лидеров оппозиции на ведущие телеканалы, запретить их печатные органы, оградить доступ к массовым газетным изданиям. Характерная ситуация возникла недавно на российском телерынке. Пришедший в 2003 г. на ТВС новый генеральный менеджер Р. Терекбаев видел выход из поразившего канал кризи- са в его коммерциализации. Главное, полагал он, это прибыль, и, следовательно, надо искать свою рыночную нишу. Источником благосостояния и успеха канала он считал интересы рекламодателей, творческой работе журналистов отводилась второстепенная роль. В противоположность такой позиции Е. Киселев утверждал, что главное — это творчество журналистов, которые выполняют свою общественную миссию. А «развлекаловка» — слишком несерьезное занятие для профессионалов; снижение же уровня образовательных и аналитических программ, игра на потребу низким зрительским интересам лишает ТВ его социального и политического статуса. Функции сми Противоречивость роли СМИ в си- стеме массовой коммуникации обусловливает их сложные политические функции. Прежде всего, в полном соответствии со своим происхождением они выполняют информационную функцию, решая задачу распространения сведений и сообщений в обществе и государстве. При этом, как считают некоторые западные авторы, информация СМИ оказывает воздействие на население по трем направлениям: «дает им возмож- '; ность следить за тем, что происходит в мире», «распределяет ос- ; новные политические вопросы по степени важности» и «форми- i рует политические предпочтения людей»7. Поскольку СМИ осуществляют информационную функцию, специалисты полагают, что они должны придерживаться ряда принципов. К ним могут быть отнесены: «беспристрастность в оценке ситуации»; оценка «обеих сторон медали»; отказ от предавания огласке сплетен; в случае анонимности источника информации, необходимость подтверждения ее с помощью сведений, полученных хотя бы из двух дополнительных источников; ответственность перед своим слушателем (читателем, зрителем); дистанцирование в определенной мере от тех субъектов, о которых идет речь; недопущение бизнесменов в места непосредственного производства новостей8. Сигнализируя обществу о социальных и политических конфликтах, предупреждая людей о необходимости выработки соответствующих форм защиты от угроз, обращения за помощью к властям и т.д., СМИ выполняют функцию представительства интересов. Правда, действуя таким образом, они зачастую в диалоге с властью подменяют и саму общественность, и других ее агентов ; (партии). Кроме того, политические журналисты в значительной степени взяли на себя функции творцов политических мифов и * идей, вдохновляющих граждан на политическое участие. Выполняют СМИ и функцию групповой солидаризации. В этой / связи их информационная деятельность направлена на усиление / чувства принадлежности человека к определенной общности, выработку групповой солидарности и идентификации граждан в политическом пространстве как носителей определенных коллективных интересов, норм и ценностей. Выражая те или иные интересы и потребности населения и неизбежно затрагивая позиции властей, СМИ вынуждены подвергать ее критическому анализу, рассматривать с позиции той или иной группы граждан, имеющих по преимуществу собственное видение проблемы. Тем самым они выполняют функцию критики правительства и центров власти. Присущая СМИ оперативность публикаций и звучащих в теленовостях оценок событий неизбежно повышает активность центров власти. Ведь публичность высказанных позиций, свидетельствующих о степени терпимости населения к тем или иным проблемам и соответственно степени приемлемости соответствующих действий властей, требует уточнения или корректировки их деятельности. В ряде случаев скоординированные действия СМИ могут поставить власти перед судом общественного мнения, сформировать атмосферу нетерпимости к тому или иному режиму. Имея столь мощного оппонента, государство стремится так решать задачи согласования интересов, чтобы оперативно и конструктивно реагировать на мнение общественности. Распространяя политически значимую информацию, СМИ ори- ] ентируют человека на сложившиеся в обществе стереотипы и стан- $■' дарты поведения, помогают ему усвоить прошлый политический опыт, применить те или иные знания в своей деятельности. Повествуя же о прошлом, они способствуют сохранению преемственности политического развития той или иной страны, формированию и поддержанию традиций. Тем самым СМИ выполняют функцию х передачи социального опыта и социализации граждан. Очень важна и функция защиты социально «опущенных», отстающих слоев населения. Ведь для граждан, обладающих незначительными ресурсами, СМИ подчас выступают единственным средством выдвижения и защиты собственных интересов. Более того, обращая внимание на бедственное положение тех или иных групп, СМИ способствуют повышению этических стандартов в жизни общества, распространению чувств справедливости, сострадания и гуманизма. Активно освещая волнующие как элиту, так и рядовых граждан вопросы, СМИ осуществляют функцию присвоения статуса социальным проблемам. Тем самым они вносят свой вклад в формирование «повестки дня» для коммуникации власти и общества, принятия государственных решений. Причем зачастую СМИ опережают и власти, и общественное мнение в реагировании на те или иные вопросы общественного развития, i Весьма специфична функция наркотизации, или усыпления ак- - тивности граждан. На современного человека обрушивается постоянно разрастающийся и органически сопряженный с развлекательными образами информационный поток. Люди вынуждены прослушивать и просматривать массу сведений. Это зачастую мешает аналитически осваивать информацию и критически оценивать сообщения. Еще одна функция, которую выполняют СМИ, — функция опережающей диагностики. Формулируя и ставя перед властью и обществом социальные проблемы, предлагая те или иные модели разрешения конфликтов или выхода из ситуации, СМИ выступа- ,'"\ ют в качестве своеобразного аналитического центра, интеллектуального штаба, мозгового ресурса общества и государства.
Многосторонний характер деятельности СМИ усложняет задачу оценки ее эффективности. Так, в 1920 — 1940-е годы XX столетия считалось, что средства массовой информации могут радикально менять умонастроения людей и вообще обладают едва ли не решающим значением для социальной настройки общества. Один из известнейших ученых того времени У. Липпман в книге «Общественное мнение» (1922 г.) подчеркивал, что хотя «фабрикование согласия» и «способы убеждения» не являются чем-то новым, все же с увеличением тиражей газет «демагоги» получают гораздо больше возможностей манипулировать общественным мнением. В рамках подобных представлений сформировалась модель «максимального эффекта», по сути утверждавшая идею всесилия СМИ. И хотя на практике она реализовалась лишь в тоталитарных государствах, а отдельные ученые уже тогда осознавали, что СМИ распространяют знания, которые могут и не влиять на поведенческие установки граждан, все же это сформировало довольно негативное отношение к средствам массовой информации. А их деятельность рассматривалась как пагубная для демократии. «... Те люди, которые больше других читали и слушали, не только не читали и слышали больше пропаганды своей собственной партии, но также в силу устойчивости своих предпочтений были наименее склонны к изменению своей позиции. А люди, которых легче всего было переубедить — те са- мые, на которых были нацелены усилия менеджеров избирательных кампаний, — меньше всех читали и слышали... По-настоящему сомневающиеся, открытые для новых идей избиратели, искренне пытающиеся беспристрастно сопоставить программные положения кандидатов с точки зрения блага для страны в целом, существуют только в льстивой предвыборной пропаганде, учебниках по гражданскому обществу, в кино и в сознании некоторых идеалистов...»9. В 1940 г. американские ученые П. Лазарсфельд, Б. Берельсон и X. Годе выдвинули идею «двухступенчатого порога коммуникации», согласно которой распространение информации и ее влияние на общественное мнение осуществляются в два этапа: сначала от СМИ оценки транслируются к неформальным лидерам мнений, а уже от них к последователям. В этом контексте они выделяли роль «инновационных групп», первыми усваивающих новые ориентиры и продуцирующих их в политической жизни. При двуступенчатой модели коммуникации особое значение придается межличностному общению, стандартам информационной среды в публичной сфере, информационным контактам между группами. Именно они выступают механизмами формирования более или менее распространенных и политически оформленных позиций. Кроме того, эта модель исходит из того, что большей информированностью обладают те, кто лучше образован или постоянно общается с авторитетными личностями. Эти положения получили развитие в 1960-е годы, когда в теории «минимального эффекта» утверждалось, что СМИ влияют только на тех, кто постоянно обращается к их информации. Причем, как показали исследования П. Лазарсфельда и Б. Берельсона, послания СМИ могут вступать в конфликт с уже обретенными суждениями, нормами или эмоциональными установками, на которые ориентируются люди. Не случайно Дж. Кланнер в книге «Эффекты массовой коммуникации» писал, что люди используют информацию СМИ в основном для подкрепления своей позиции. А Б. Коэн полагал, что СМИ не столько влияют на общественное мнение, сколько устанавливают пункты повестки дня разворачивающегося в социуме дискурса. Позже еще более упрочился дифференцированный подход к оценке воздействия СМИ на человека. Так, американцы А. Фес-» тингер и Н. Маккаби предложили даже теорию «сопротивления убеждающей коммуникации», полагая, что индивид обладает вы- < сокой защищенностью от такого типа информирования. А Дж. Зел- ' лер указывал на то, что влияние СМИ с увеличением числа со-
6 - 4386 общений и интенсификацией коммуникационных связей может спадать, поскольку человек просто не успевает реагировать на этот вал информации. Усиления же их воздействия можно ожидать лишь при согласовании и сходстве позиций коммуникатора и реципиента, совпадении характера информации с традициями, архетипами и культурными нормами реципиента. Так что постепенно ученые пришли к мнению, что СМИ в большей степени усиливают мнения граждан, чем изменяют их суждения и тем более поведение (О. Киф, С. Патерсон, Д. Макквайл). В целом влияние СМИ на сознание, расстановку приоритетов, убеждение и поведение граждан зависит от ряда факторов. В первую очередь это факторы социального характера: тип взаимодействия СМИ с государством (предполагающий наличие у них того или иного статуса), наличие (отсутствие) прав по отношению к центрам власти, степень реальной защищенности свободы слова и т.д.; сочетание целей коммуникатора и реципиента (предполагающее наличие рациональных основ для общения, потребность в информированности, взаимную заинтересованность коммуникатора и реципиента в знаниях и т.д.). Специфическое влияние на эффективность СМИ оказывают и корпоративные критерии их профессиональной деятельности (универсальность вещания на территории страны, забота о духе нации, удовлетворение запросов меньшинств, формы вещания, свобода творческих работников и т.д.). В. Дауне как-то заметил, что способность человека сделать осознанный выбор не предполагает всесторонней и энциклопедической информированности. Читатели бульварной прессы подчас осведомлены о главных событиях так же, как и те, кто читает аналитическую, качественную прессу. Поэтому обозначенные критерии распространяются не только на серьезную, но и на желтую (таблоидную) прессу. Существуют и внутриорганизационные критерии эффективности СМИ. К ним относятся успешное медиапланирование, профессиональное отношение журналистов к теме, своевременная доставка информации потребителям и т.д. • Согласно теории Э. Роджерса массовой коммуникации нет 'нужды влиять на все население. Важно убедить 5% граждан, представляющих критическую для общества величину. После этого идея, которая последовательно проходит пять этапов в своем общении с реципиентом (внимание, интерес, оценка, принятие, подтверждение), уже самостоятельно, используя структуры межличностного общения, «растекается» по всем уровням социальной и политической системы. И это распро- странение невозможно остановить. В связи с этим Роджерс выделяет несколько категорий граждан: «инноваторы» (способные схватывать идеи на лету), «ранние принимающие» (в основном это лидеры мнений), «раннее большинство» (те, кто раньше основной массы воспринимает новые идеи), «скептики» и «поздние принимающие» (с разной степенью подозрения относящиеся к новым представлениям). Структура СМИ С политической точки зрения наи- более важной дифференциацией СМИ является их подразделение на правительственные, оппозиционные и независимые. Выделение этих категорий СМИ позволяет выявить разные, в том числе и противоположные задачи, которые постоянно присутствуют на информационном рынке. В самом общем плане такая структура показывает, что никакие, в том числе и правительственные, постановления не обладают монополией в информационном пространстве, ибо существуют силы, намеренно действующие в целях дискредитации и ослабления влияния официальных властей. При этом независимые СМИ могут усиливать как про-, так и антиправительственные настроения или же занимать самостоятельные позиции, критически оценивая деятельность тех и других сил. Но в любом случае общественное мнение сталкивается не с однонаправленными, а с разнонаправленными информационными потоками, вырабатывая свои оценки и подходы в идейно-конкурентной среде. Специфический оттенок этой идейной конкуренции придает деятельность центральных и периферийных СМИ. В частности, во многих демократических государствах на местах власть может контролироваться оппозиционными силами и соответствующими СМИ, что нередко выражается в создании информационных барьеров для телетрансляций центральных каналов и препятствий для центральной прессы. При этом в структуре местных СМИ могут отсутствовать свои телеканалы, печатный рынок заполняться только местными изданиями и т.д. Английский исследователь Дж. Курран предлагает также выделять коммерческие СМИ (представляющие частный сектор), гражданские (отражающие интересы коллективных аудиторий или же всего электората в целом), профессиональные (прежде всего представляющие мнения профсоюзов), общественно-рыночные (выражающие интересы групп потребителей), СМИ, которые представляют общие интересы всего социума. Последние охватывают огромную аудиторию, обеспечивают возможность обсуждения об- щезначимых социальных проблем, позволяют личности соотнести свои позиции с точкой зрения большинства10. Выделение такого рода СМИ демонстрирует ряд проблем, с которым сталкиваются современные государства на информационно-политическом рынке. Например, социальные и политические цели деятельности коммерческих СМИ нередко приносятся в жертву большому бизнесу. Иначе говоря, финансовый контроль, скрытое или явное влияние рекламодателей и владельцев оставляют в тени общественно значимые проблемы, если их освещение препятствует получению прибыли. Более того, крупные коммерческие медиакланы пытаются монополизировать информационное пространство, диктуя властям свои требования. В более широком контексте деятельность этой категории СМИ можно рассматривать с точки зрения проблемы обеспечения экономической самостоятельности средств массовой информации. Как показала практика, не только капитал, но и само государство создает экономические условия, принуждающие СМИ к большей политической лояльности, поощряющие и даже вынуждающие их проводить конформистский курс на информационном рынке. Взяв под свой контроль основные источники экономической поддержки СМИ, особенно в условиях острого политического размежевания в переходных обществах, государство и капитал практически уничтожают категорию независимых, нейтральных СМИ, лишая людей возможности свободного и неангажированного выбора политических позиций. Отношения капитала и государства, с одной стороны, и общества — с другой, демонстрируют и более глубокое противоречие, складывающееся между теми, кто владеет СМИ (и потому имеет возможность что-то сказать обществу), и теми, кто хочет слушать радио или телевидение, но слышать и видеть при этом нечто другое. Таким образом, свобода выбора информации для тех, кто ею владеет, не тождественна свободе ее выбора тех, кто ее потребляет. Структурными элементами СМИ являются и их различные образования, использующие специфические методы передачи информации и установления контактов с гражданами. Прежде всего, к ним следует отнести телевидение, радио и печатную прессу. Телевидение по праву считается наиболее мощным и эффективным средством массовой информации. Как показывают социологические опросы, человек запоминает до 75% видеоинформации. Сила воздействия ТВ складывается из сочетания ряда параметров телепродукции, главный из которых — образность информации,
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |