КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для обсуждения. сообщений не нуждается в одобрении общественным мнением
I сообщений не нуждается в одобрении общественным мнением. Как уже говорилось, власть может формировать односторонние коммуникации без обратной связи. Но наряду с этим существуют и попытки установления контакта с общественным мнением и со всем обществом. Так что обобщив сложившиеся в науке подходы и учитывая непостоянную потребность власти в суждениях граждан, можно сказать, что общественное мнение представляет собой совокупность суждений и оценок, характеризующих состояние массового (группового) сознания, оказывающее влияние на содержание и характер разнообразных политических процессов (изменений в сфере государственной власти). С этой точки зрения оно является элементом представления центром власти интересов населения, механизмом презентации наиболее острых и значимых для граждан проблем. С содержательной точки зрения это не все массовое сознание, а лишь его верхушка, совокупность оценок и представлений, которая объединяет ту или иную группу (в том числе и большинство) людей. Формируя духовный климат, влияя на политическую атмосферу в обществе, эти оценки неизбежно приобретают политический смысл и значение для властей предержащих. Общественное мнение как устойчивый политический механизм презентации социальных интересов возникло в результате развития демократии и институтов гражданского общества. В структуре общественного мнения складываются как массовые, так и локальные точки зрения. Их возникновение и соотношение зависит от уровня конкурентности в обществе, наличия в нем механизмов политической презентации, заявляемых людьми претензий на всеобщность собственной позиции. В качестве объекта общественного мнения могут выступать любые факты и явления социальной жизни (в том числе высказывания отдельных политиков, чья оценка вызывает политически значимую реакцию населения). Таким образом, общественное мнение всегда концентрируется вокруг определенных идей и явлений. При этом люди могут многократно изменять свои взгляды и суждения, позиции и выводы, интерпретировать одни и те же явления. Высказываемые общественным мнением оценки не всегда адекватно отражают события, происходящие в обществе (У. Липпман). В общественном мнении велика роль предрассудков, стереотипов, заблуждений. В силу своего во многом эмоционального характера оно подчас бывает весьма односторонним, предвзятым. Поэтому наряду с позитивным воздействием на власть, стремлением заставить государство прислушаться к голосу граждан общественное мнение нередко опасно в силу своей некомпетентности. Структура и функции в структуру общественного мнения, общественного мнения как правюю входят массовые (фуП- повые) настроения, эмоции, чувства, а также формализованные оценки и суждения. В этих рамках происходит определенная динамика его развития от абстрактных представлений, неясных и неопределившихся эмоций к более строгим и рациональным понятиям и оценкам. В условиях кризиса такая динамика отличается крайней противоречивостью, многократным возвращением от более или менее сформулированных оценок к неясным предчувствиям. Для каждой из этих форм доминирующих в обществе политических образов существуют особые каналы коммуницирования с властью. Так, чувственные мнения выражаются на митингах, стихийных сходках, собраниях. Формализованные же оценки обычно транслируются при помощи выступлений говорящих от лица общественности независимых экспертов,- лидеров, в виде газетных статей, комментариев и пр. К наиболее существенным функциям общественного мнения можно отнести: репрезентацию текущей политики в глазах общественности; обеспечение обратной связи в системе государственного управления, предполагающей коррекцию проводимого режимом курса; повышение степени легитимности правящего режима; социализацию граждан, включающихся в сферу политических отношений. У общественного мнения нет однозначной направленности на преобразование действительности. Властные органы при принятии решений могут как учитывать (целиком или частично) высказанные общественностью позиции и оценки, так и не принимать их во внимание. Однако они должны отреагировать на общественное мнение, зафиксировать свое отношение к нему. Реалии политической борьбы свидетельствуют о том, что и сама власть порой берет на себя функции выражения общественного мнения. В частности, используя близкие к режиму СМИ, правящие круги выдвигают своих «лидеров общественного мнения», распространяют материалы о событиях, определенным образом комментируют их, чтобы создать в обществе необходимое настроение. Даются публичные оценки произошедшего от имени тех или иных групп, на которые впоследствии власти реагируют исходя из собственных интересов. Политическая практика дает примеры многообразных типов общественного мнения, обладающих собственными параметрами. Так, мнения общественности можно различать по характеру их влияния на власть; степени иллюзорности, отражающей господ- [ствующие в них заблуждения и предрассудки; уровню конструк-I тивности; степени директивности в отношении власти. Специалисты выделяют также гомогенные (где идеи и позиции жестко цементируют общественное мнение) и негомогенные (в которых конкурируют разнообразные оценки и позиции). В зависимости от формы выражения и степени близости к позициям властей общественное мнение может носить официальный или неофициальный характер. Например, в бывшем СССР большое распространение получили формы «единодушной» (вызванной как работой парторганов, так и пассивностью населения) поддержки населением любых политических действий властей (в просторечии — «одобрямс»). К универсальным, постоянно проявляющимся свойствам общественного мнения относятся: внутренняя противоречивость и:. несбалансированность, создающие возможность переориентации i общественного мнения с одной точки зрения на другую; ситуа-тивность, зависимость от динамики политических изменений; относительная устойчивость сформулированных позиций, дающая возможность тиражировать и распространять их быстрее, чем они поменяют значения; упрощенность и поверхностность оценок.
Механизмы формирования общественного мнения весьма разнообразны и существенно зависят от способов коммуницирования гражданского общества с властью, уровня институализации демократии, организованности общественности. В самом общем виде различают эмоциональные, стихийные и рационально-сознательные способы его формирования. Эмоциональные, чувственные способы и механизмы складываются, как правило, на основе межличностной коммуникации. Однако должно пройти немало времени, чтобы через такого рода каналы выкристаллизовались групповые позиции и тем более массовое мнение. Здесь велика роль механизмов психологического внушения, заражения. Стихийные способы формирования чаще всего основываются на мнении лидера и выступлениях СМИ. В первом случае высказанные авторитетным лидером позиции оформляют неявно существующие мнения граждан. Люди присоединяются к ним, усиливая тем самым их звучание и расширяя их политические возможности. В рамках данного способа концентрации общественности вокруг определенных явлений и идей СМИ стремятся избавиться от противоречивости в изображении событий, добиться определенности в понимании происходящего. Здесь культивируются определенные отношения, эмоциональные состояния, шаблоны и стереотипы. В этом контексте нередко используются методы подсознательного стимулирования: в поток новостей внедряются стандартизированные и упрощенные представления, содержащие определенные оценочные ассоциации, стереотипы или стандарты, что вызывает автоматическую положительную или отрицательную реакцию общественности на то или иное событие. К таким закрепленным на подсознательном уровне ассоциациям, например, относятся этнические или социальные предрассудки, провоцирующие ценностное отношение к проблеме «свои—чужие». При таком способе формирования общественной позиции высока роль не только лидеров мнений, но и интеллектуальной элиты. Однако нет никаких гарантий, что власть и в этом случае будет специально реагировать на высказанные мнения и оценки. Общественное мнение формируется также в результате действия специальных структур, партий, движений, аналитических структур, которые на профессиональном уровне занимаются выработкой и трансляцией определенных оценок от лица общественности. Такая профессионализация неразрывно связана с укреплением рациональных процедур подготовки общественных позиций, формированием каналов, отслеживанием способов распространения информации и ее доведения до властных структур. 1. Какие информационно-коммуникационные системы существуют в 2. Каковы отличительные черты массовой информационно-коммуни 3. В чем специфика позиционирования СМИ в политической сфере? 4. СМИ зачастую рассматривают как центральный элемент организа 5. В чем специфика действия общественного мнения в формирующей Зшьберт Б. А. Тексты массовой коммуникации. Саратов, 1991. Кадандаров К. X. Управление общественным сознанием: роль коммуникационных процессов. М., 1998. Кузьмин О. В. Социология общественного мнения. Новосибирск, 1996. Массовая информация и коммуникация в современном мире. М., 1991. 4.2. Морозова Е. Г. Политический рынок и политический маркетинг. М., 1999. Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире. М., 1999. Социология средств массовой коммуникации / Под ред. Ю. А. Буданцева. М., 1991. Федотова Л. Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. СПб., 2003. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. М., 1997. Agents of Power. The media and public policy / Ed. by J. Actchull. N.Y., 1995. Baker С. Е. Media, Markets, and Democracy. Cambridge, 2002. McCormack G. A model of Post-Soviet Media Control in Election. The European Institute for the Media. Dusseldorf, 2002. Mass media and society/ Ed. by G. Curran and M. Gurevitch. N.Y., 1991. Feather J. The Information Society. A Study of Continuity and Change. L., 1998. Рекомендуемая литература Андрунас А. Л. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М., 1997. Дмитриев А. В., Латынов В. В. Массовая коммуникация: пределы политического влияния. М., 1999. Глава 4
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |