КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общественное мнение
I предполагающая акцентирование формы ее подачи зрителю. Создаваемый зрительный образ политика или отдельного события обладает целостностью, выразительностью и той реалистичностью, которая рождает искренность восприятия. Такой зрительской реакции способствует и его эмоциональное наполнение. Придаваемая таким образом человеку или явлению жизненность, реалистичность «включает» психологические механизмы сопереживания, усиливающие восприятие информации. Одновременно телеобраз содержит и претензии на рациональное, рассудительное и даже обобщенное видение происходящего. За каждым конкретным образом скрывается универсальное содержание, которое обеспечивает глубину восприятия. Естественно, телепродукция не может обойтись без художественного, эстетического и культурного оформления. Это придает метафорический характер отображаемым явлениям и еще больше усиливает впечатление от увиденного. Наряду с этим у ТВ существуют и чисто технологические приемы и способы организации видеоматериала, которые помогают повысить емкость информационного сообщения. Например, сочетание «бегущей строки» и «картинки» или же монтаж разных сюжетов и образов повышает информационную насыщенность сообщений и привлекает еще больше внимания к происходящему на телеэкране. Излишне говорить, что, обладая такими техническими возможностями, ТВ стало одним из основных инструментов политических процессов и кампаний (и прежде всего выборов), а также манипулирования сознанием зрителей. Впервые телевидение было использовано в политических целях в 1958 г. на президентских выборах во Франции. Первым политиком, который выступил по телевидению США, был Дж. Кеннеди, а телешоу-технологии впервые были использованы в США в 1992 г., в выборной кампании претендента на пост президента Р. Перро. Приблизительно с середины 1960-х годов телевидение стало непременным участником и, в общем-то, эпицентром организации выборов и проведения плебисцитов. В настоящее время контроль за телерынками (федеральными, региональными, местными) является важнейшим показателем успешности избирательных кампаний и вообще политического влияния на население. В Российской Федерации в настоящее время не охвачено общероссийским ТВ около 9 тыс. населенных пунктов, где около 2 млн чел. жителей, а еще 5,4 млн наших граждан могут смотреть только одну телепрограмму.
Очень большим политическим потенциалом обладает и радио. Его коммуникационные возможности обусловлены высокой оперативностью распространения информации, способностью к моментальной, в режиме реального времени передаче сообщений широкой социальной аудитории. Многие люди, даже специально не слушая радио, нередко держат свои приемники включенными. И поэтому, хотя радио несколько статично, оно обладает большим, чем ТВ, и практически безграничным характером распространения информации. Учитывая же, что технологически, за счет создания акустических эффектов, радио способно вызывать широкие ассоциативные образы, применять при освещении событий драматургические приемы, оно в еще большей степени, нежели другие СМИ, может быть использовано для управления и манипулирования настроениями аудитории. Не случайно М. Маклюэн, учитывая эту способность радио к созданию ситуаций, когда слушатель активно домысливает исходную информацию, называл его «горячим каналом» (в отличие от ТВ, где зрительское соучастие в происходящем и зрительный образ ставят пределы фантазии и потому оставляют этот канал передачи информации «холодным» для человеческого воображения). Например, использование в течение нескольких лет буддистской организацией «Аум сенрике» каналов радиостанции «Маяк» привело к такому росту количества приверженцев распространяемого ею учения, что оно в несколько раз превысило число сторонников этой организации на ее родине. И это тем более удивительно, что наши сограждане знали, что руководители этой организации были привлечены у себя в стране к уголовной ответственности за причастность к убийству людей и совершение террористических актов. Своими коммуникационными особенностями обладает и печатная пресса. Ее главным отличительным признаком служит большая рефлексивность при подаче информации. Печатные продукты ориентированы на индивидуальное освоение информации и потому предполагают определенный уровень подготовки читателя, его способность к осмыслению событий. Понятно, что получать информацию из газеты может только тот, кто умеет читать, в то время как для получения сведений с телеэкрана или радиоприемника этих навыков не требуется. Такой подход определяет и сюжетно-тематическую направленность изданий. Серьезная пресса делает упор на аналитичность, глубину освещения событий, предполагая критические суждения
СМИ, будучи основными распространителями информации в МИКС, служат также основными инструментами воздействия на общественное мнение и даже управления массовыми и групповыми настроениями. Однако тип информационных отношений, который складывается в конкретной МИКС, и эффективность политических коммуникаций государства и общества непосредственно зависят от уровня и характера восприятия продукции СМИ. Понятно, что в каждом социуме существуют свои возможности, стандарты и, наконец, традиции восприятия медиаинформа-ции. Это зависит от многих, не только социальных (состояния общественного мнения, наличия гражданских свобод и т.д.), но и чисто технических факторов (суммарных тиражей газет, объема телевещания, оснащенности населения средствами приема информации). Например, в России, несмотря на высокий интерес граждан к политической информации и высокий образовательный уровень населения, выпуск ежедневных газет явно недостаточен: в 6 раз меньше, чем в Японии, в 2,5 и 1,5 раза — по сравнению соответственно с Великобританией и Францией. При этом около 30% граждан сегодня вообще не читают газет". В самом широком плане можно выделить ряд условий и обстоятельств, которые, по мнению ученых, в большей степени воздействуют на восприятие массовой информации. Прежде всего, это субъективные параметры индивида, так как именно он в конечном счете и является потребителем этих сообщений, а его внутренние качества служат своеобразным механизмом отбора поступающих сведений о мире политики. Наиболее важным значением обладают следующие из них: тип духовной ориентации людей (свидетельствующий о степени интереса индивида к ценностным и рефлексивным продуктам); предрасположенность человека к тем или иным способам освоения информации (эмоционально-чувственному, рационально-критическому, аналитическому и пр.); уровень духовного развития индивида и его социальных знаний, а также некоторые иные характеристики внутреннего портрета. Принципиальное значение имеют и параметры текстов СМИ. Здесь первостепенную важность обретают степень полезности ин- формации для индивида; адекватность сообщений воспринимаемым человеком событиям (в том числе и на основе информации, полученной из других источников); пристрастность диагностики событий; семантическая доступность текста; трудность восприятия текста; ясность изложения проблемы; авторитет и репутация конкретного СМИ и др. Третьим существеннейшим фактором, влияющим на восприятие информации СМИ, выступает исторический и ситуативный контекст, та конкретная ситуация, в рамках которой и складывается коммуникация между человеком и СМИ. В данном случае определяющими факторами выступают характер сложившейся политико-духовной атмосферы, влияние внешней (микро)групповой среды, степень независимости индивида от внешнего влияния и др. Таким образом, человек при восприятии информации может ориентироваться либо на ее источник, либо на коммуникатора, либо на собственные приоритеты, либо на содержание самого сообщения. Но, как показала практика, в любом случае степень восприятия информации СМИ в конечном счете будет зависеть от того, насколько совпадают ценностно-смысловые структуры коммуникатора и реципиента, а также их оперативные (рационально выбранные) планы. Чем выше уровень таких совпадений, тем эффективнее восприятие массовой информации. В каждом обществе существует довольно пестрая, дифференцированная картина восприятия массовых сообщений, распространяемых СМИ. Наряду с общесоциальными показателями эффективности восприятия массовой информации в МИКС существуют различные групповые формы и способы взаимодействия со СМИ, что отражается в разных по степени эффективности способах восприятия медиаинформации. Основываясь на различных показателях, ученые определили уровни эффективности восприятия массовой информации и соответствующие типы политических коммуникаций. Так, венгерский теоретик А. У. Хараш выделяет следующие уровни восприятия массовой информации: ■ нулевой (не расслышал, не рассмотрел); ■ уровень идентификации канала передачи информации; ■ распознавание речи (языка), интонации сообщения, экс ■ понимание слов (словосочетаний) и их индивидуальная ин ■ понимание целей коммуникации (социального значения ■ понимание образов, закодированных в сообщениях (провоцирующие личностные смыслы, оценивание, переживания). Названные уровни восприятия медиаинформации помогают определить критерии регулирования рынка МИКС, сознательно усиливать или ослаблять воздействие СМИ на общественное мнение. По данным социологических исследований, в российском обществе лишь 12—14% населения страны обладают навыками адекватного восприятия общественно-политической информации СМИ; 20—30% — только частично адекватными навыками; 30—35% — неадекватными; 18-25% действуют по установке (т.е. интерпретируют сообщения в соответствии с заранее сформулированной установкой), а 5% вообще не желают вступать в коммуникацию с общественно-политическими целями12.
Развитие СМИ рождает политические проблемы в информационном пространстве. Как уже отмечалось, в современном мире качественное возрастание роли СМИ и включение медиасобственников в структуры власти приводит, по мнению ряда ученых, к установлению медиакратии, или такой формы капитализма, «где политики зависят, а то и неотличимы от держателей экономической власти, вырастающей из контроля над СМИ и культурным производством», в котором «традиционные барьеры, разделяющие политическую и культурную власть, исчезают»13. СМИ стали центральным элементом выборов и чем дальше, тем больше усиливают свои позиции в электоральном пространстве. Сегодня на стенах офисов кандидатов наряду с электоральными картами, на которых обозначены уязвимые социальные группы, добавились карты размещения основных медийных рынков. Такие карты демонстрируют, где следует появиться кандидату, какие территории наиболее близки к внутренним телевизионным центрам, где удобнее снимать репортажи со «своим» кандидатом, и т.д. СМИ изменили не только электоральные процессы, технологии, но и людей, участвующих в выборах. Решающую роль в избирательных штабах играют специалисты по организации взаимодействия со СМИ, на плечи которых ложится основная тяжесть работы с массовым корпусом избирателей. Возрастание роли СМИ гражданского сектора свидетельствует об усилении развлекательных установок, поверхностности их информационной политики, отсутствии в их работе аналитических подходов. В результате люди читают больше, но понимают в политике меньше. И еще меньше в их сознании формируется критических оценок. Такое нарастание конформизма неразрывно связано со стремлением отдельных СМИ добиться монопольного положения в сфере формирования вкусов, влияния на процесс осознава-ния людьми структуры своих интересов. В немалой степени этому способствует так называемый новостной тип информирования: свойственная ему эклектическая подача новостей формирует дискретность и мозаичность восприятия политического мира, ведет к отсутствию необходимых социальных приоритетов. В результате такой информационной политики сужаются возможности для выработки у людей четких политических предпочтений. Серьезной политической проблемой сегодня является и цензурирование материалов СМИ. С одной стороны, в конституциях демократических государств цензура запрещается как средство контроля информации, орудие политического произвола, используемое для оправдания репрессий в отношении политических соперников, но с другой — существуют проблемы обеспечения государственной безопасности, обусловливающие необходимость исключения определенных дебатов из общественного дискурса, отбора информационных сообщений, повышения ответственности СМИ. Существенной проблемой современного этапа политического развития является то, что деятельность многих СМИ (в основном занимающихся «разоблачительной» журналистикой и доводящих до общественного мнения сведения об аферах, теневой жизни политиков) зачастую торпедирует общественную мораль. Практикуемый ими стиль критики оппонентов нередко нарушает принятые в обществе приличия, а иногда и правовые ограничения. Чтобы снять такого рода конфликты и предотвратить социальные трения, разжигание национальной розни и прочие негативные последствия действий журналистов, в демократических государствах принимаются законы о СМИ, регламентирующие их деятельность и устанавливающие строгие ограничения на распространение публичного слова. Серьезные проблемы в ряде стран создает деятельность зарубежных СМИ. В настоящее время основные информационные потоки в мире контролируются интернациональными центрами (13 стран-доноров дают 90% информационного продукта). Массовый информационный продукт сегодня подчас противоречит некото- рым отечественным традициям и отношениям. Крушени ных традиций нередко интерпретируется отдельными пол кими силами как фактор культурной и политической агтх «засилия Запада», иностранного проникновения, увеличивак го зависимость правящего политического режима. Если оставить в стороне такого рода политические спекулх ции, то можно увидеть проблему распространения массовой культуры, которая захлестывает многие не готовые к ее стандартам слои и целые общества. Наряду с усилением и даже повышением некоторых культурных стандартов (особенно в сфере потребления) благодаря ей человек политический становится человеком толпы, действующим по принципу «как все», стремящимся не понимать, а действовать. Таким образом, политические силы должны найти способы адаптироваться к этой интернационализации массовых коммуникаций, сохранив при этом культурную специфику своего общества. Возникающие сегодня политические проблемы показывают, что свобода СМИ не абсолютна. СМИ — и передатчики общественных интересов, и творцы политики. Но высшим критерием их деятельности, высшим благом, которое необходимо защищать вне зависимости от собственных политических предпочтений, должны стать интересы всего общества, представляющего собой неразрывную часть мирового сообщества. Именно этому должны служить разнообразные информационные тактики и стратегии. В этом смысле в их деятельность следует вмешиваться правительству, чтобы сохранить эти приоритеты и ценности, предотвратить разрушительные последствия деятельности масс-медиа, пытающихся монополизировать информационное и политическое пространства. Сущность и отличительные Общественное мнение — это глав-черты общественного мнения ный партнер государства, СМИ и других политических субъектов, заинтересованных в расширении своей политической поддержки. С социальной точки зрения это основной источник информации об интересах граждан, механизм выражения их отношения к власти и ее конкретным действиям. Например, опросы общественного мнения служат важнейшим инструментом выявления политических предпочтений населения (представленных в виде рейтингов лидеров или партий), их отношения к действиям правительства в условиях кризисов и пр. Значение общественного мнения как важнейшего контрагента власти проявилось еще в древности. Так, Протагор говорил о «публичном мнении» всего общества, которое способно отличить истину от лжи. В силу этого в гражданской общине он видел не только источник нравственно-правовых сил, но и возможность установления социальной меры. Сократ, также придававший большое значение мнению общества, делал акцент на мнение мудрых, которое истиннее мнения большинства. Такой же позиции придерживался и Платон, рассматривавший в качестве основного субъекта мнения общества аристократию. Гегель связывал общественное мнение с «совместимостью» единичных суждений, которые благодаря наличию в обществе «формальной субъективной свободы» могли подавать власти соответствующие советы»14. В XII в. английский писатель и государственный деятель Д. Солсбери ввел специальный термин public opinion, характеризовавший моральную поддержку парламента населением. Относительно концептуализированная теория общественного мнения сложилась к 1950-1960-м годам XX в. Однако, несмотря на постоянное стремление к детальному описанию взаимодействия общественного мнения с различными политическими институтами, ученые не пришли к единому мнению относительно данного феномена. В теории превалирует его понимание либо как социально-психологического состояния общества, либо как совокупности нравственно-этических параметров, либо как оценочной структуры. Неоднозначно трактуется и вопрос о субъекте общественного мнения. Так, Ю. Хабермас понимает под общественным мнением совокупность позиций людей, обладающих образованностью и владеющих собственностью, чье групповое мнение претендует на общезначимость политических позиций. Н. Луман полагает, что у общественного мнения не существует особых субъектов, а выраженные точки зрения фиксируют лидирующую тему, приковывающую внимание людей, чьи взгляды при этом могут быть весьма различными. Немецкая исследовательница Э. Ноэль-Нойман рассматривает общественное мнение как совокупность оценок, включающую взгляды людей, не только поддерживающих правительства, но и тех, которые не высказываются в силу либо пассивности, либо оппозиционности, либо нежелания оказаться в изоляции (так называемая спираль молчания). Для понимания сущности и природы общественного мнения следует учитывать, что в МИКС часть распространяемых властью
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |