КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности спроса и поведения потребителей в разных странахСтрановой риск-рейтинг России (СССР), Китая, Южной и Северной Кореи (Р— Россия, К — Китай, Ю — Южная Корея, С — Северная Корея, максимальная оценка —10,0 баллов)1
Чтобы Россия смогла рассчитывать на расширение технического сотрудничества с зарубежными странами и на привлечение иностранных инвестиций с их стороны, японские экономисты, в частности, рекомендуют сосредоточиться на: введении простой и прозрачной схемы налогообложения; совершенствовании законодательства об иностранных инвестициях, разделе продукции и др.; соблюдении контрактной дисциплины; установлении приоритетов политики, проводимой в промышленности; разграничении роли центрального правительства и регионов; стимулировании возврата российского капитала, вывезенного за рубеж, оцениваемого в 120 млрд долл. и притока отечественных инвестиций в размере 30 млрд долл., находящихся на руках у населения. При этом необходимым условием должна быть стабильность политической обстановки в стране. 1 Онда X. Укрепляя доверие к России // Маркетинг. 1997. № 6. С. 26-30. По данным, в том числе опубликованным Euromoney" и "Institutional Investor", за период с января 1984 по сентябрь 1996г. [*] 100-101 Состояние и тенденции развития спроса всегда выступали ключевыми факторами развития экономики. И внутри России, и'в ее взаимоотношениях с другими участниками мирового сообщества именно спрос стал и будет главным источником всех наших экономических побед и поражений, стимулятором и ограничителем роста. Причем на первый план выдвигается, безусловно, спрос, предъявляемый индивидуальными потребителями,- рынок средств производства с неизбежностью следует за динамикой этого первичного для маркетинга рынка, Одна из ведущих тенденций развития мирового товарного рынка— его глобализация- опирается на динамику внешней торговли. Еще в 50-х гг. XX в. в мире насчитывалось около 120 (!) достаточно существенно обособленных рынков, а Восточная Европа, СССР, Китай и страны Индокитая были практически изолированы от остального мира. Но уже к началу 90-х гг., когда потеряли силу идеологические барьеры, а деньги и информация стали глобальными, рынок также стал глобальным. Как справедливо отмечают маркетологи, исследующие поведение потребителей1, анализ глобального рынка начинается с глобального видения рынков в таких категориях, как люди, их потребности, способность покупать и желание тратить деньги. Потребительский выбор осуществляется между товарами, произведенными в самых разных странах, причем каждая страна может отвечать только за один аспект предлагаемого товара-конструирование, технологию, дизайн, сборку и др. Этот выбор опирается на ценности, традиции, рекламу и рекомендации общечеловеческого, глобального характера, В этом отношении все более востребованным становится "глобальный менеджер, понимающий, что субъектов спроса и предложения, методы ме- 1 См., напр: Алешина И.Б. Поведение потребителей: Учеб. пособие для вузов. М., 1999. неджмента и маркетинга следует видеть на мировом рынке, за пределами собственной страны. Многие американские и международные корпорации всерьез озабочены формированием у своих менеджеров способности воспринимать культурные различия и работать в мультикультурной среде. Но если "глобальный менеджер" может быть сформирован, хотя бы в силу своей востребованности, под воздействием международной конкуренции, то "глобальный маркетолог" (теоретик-исследователь глобального рынка) и тем более "глобальный маркетер" (практик глобального маркетинга) — это уже абстракция. Все дело в том, что стремление потреблять, быть потребителем неизбежно остается подверженным воздействию культурных, этнических и других переменных, характеризующих различные стили жизни и поведения конкретных потребителей, принадлежащих к конкретным сообществам, и прежде всего к территориальным, особенно странам. В условиях сохраняющихся различий между регионами и странами мира анализ конкретных географических рынков должен опираться на демографическую информацию. Демография описывает размеры, структуру и распространение населения. Обычно демографическая информация собирается только по стране или по другой политической единице. Однако культурная специфика выходит за рамки отдельной страны, распространяясь на группы стран мира. Хокинс, Бест и Кони еще в 1991 г. обнародовали демографически базированную сегментацию международных рынков по странам (см. табл. 8). Для маркетинга важно, что подобные демографические сегменты весьма различны по образцам потребления. Страны могут различаться и различаются по среднему возрасту и продолжительности жизни, уровню образования, уровню и равномерности распределения доходов, по обеспеченности домохозяйств бытовой техникой, по уровню и структуре занятости. Понятно, что каждый из этих демографических показателей существенно влияет на параметры спроса и. демонстрируемые потребителями предпочтения. [*] 102-103 Таблица 8. Демографическая сегментация международных рынков1
1 Hawkins D, I, Best R. I., Coney К. A. Consumer Behavior. Implications for Marketing Strategy, 5-th edIRWIN, 1991. Благодаря новым потокам информации, большей открытости границ для выезда за рубеж и, разумеется, новым.масштабам импорта в 90-х гг. население России начало понимать, чего, собственно говоря, мы можем хотеть1; мы уже кое-что попробовали, хотя чаще всего даже это "кое-что" еще не доступно нам для потребления на регулярной основе. Историки и социологи свидетельствуют: для: переориентации общества недостаточно рамок жизни одного поколения. Но перемены, в том числе и в сознании, происходят, все теснее соединяя нас с цивилизованным миром. У нас, так же как и во многих развитых странах, уменьшается численность населения, идет дальнейшая урбанизация. Как и там, упростилось потребление информации. — оно стало менее интеллектуальным, поляризовалось на развлечение и деловое информирование. Все эти тенденции в России проявляются даже резче, чем в развитых рыночных странах из-за несравнимо меньших.материальных и физических возможностей. По тем же причинам некоторые составляющие нашего образа жизни меняются в обратном направлении. Мы все больше вынуждены работать и подрабатывать, меньше отдыхать, большую долю доходов тратить на продукты первой необходимости, все меньше общаемся в свободное время. Ясно, что все это существенно меняет не только количественные показатели, но и структуру потребления, а вместе с ней и уровень потребительских требований. Значительно более сложным является: учет культурных ценностей, специфики национальной среды и наследия, самоидентификации личности в обществе (см. рис. 7). Значительные культурные вариации потребительского поведения можно наблюдать в связи с нормами этики, языка и в целом вербального, а также невербального общения, коммуникаций, специфики оценки времени и пространства. В табл. 9 приводится список 18 ценностей, значимых в большинстве культур индустриально развитых стран2 Большинство цен- 1 Максимова Э.Мы узнали, что мы можем хотеть // Известия. 2000,10 января. С. 6. 2 43. Hawkins D. I, Best R. J, Coney К. A. Consumer Behavior: Implications for Marketing [*] 104-105 Таблица 9.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |