Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление имиджем города 2 страница




Теперь, считают сторонники этой меры, люди начнут боль­ше доверять городским властям и участвовать в их деятель­ности. Противники новации указывают на то, что в такой многонациональной стране, как Соединенные Штаты, опас­но поощрять проявления сепаратизма, под каким бы соусом он ни преподносился. Ведь в Америке множество подобных поселений, и кто знает, что произойдет, если инициатива Се-


низо вызовет своеобразную цепную реакцию. Однако муни­ципальные власти не думают отменять свое решение. У них простой аргумент: если ты говоришь не по-английски, а по-испански, это вовсе не значит, что ты плохой гражданин сво­ей страны1.

Муниципальный Интернет-маркетинг

Несмотря на бытующее в мире представление о России как о стране, оставшейся на периферии развития современ­ных коммуникаций, именно Россия находится в ряду стран, проторяющих новые пути в использовании Интернет-ком­муникаций на муниципальном уровне. Речь идет практичес­ки о самом первостепенно важном, что бывает нужно жите­лям муниципальных образований, — информации о наличии лекарств в ближайшей аптеке, о только что поступивших продуктах и ширпотребе в соседнем универсаме, о расписа­нии работы служб местной управы и даже о школьных оцен­ках детей. Понятно, что наряду с сугубо гуманитарными функциями, такого рода коммуникации содействуют разви­тию муниципального рынка товаров и услуг. С появлением "домашнего Интернета" не только изменяется способ обще­ния живущих по соседству пользователей с теми, кто предла­гает товары и услуги, но и значительно наращиваются воз­можности исследования рынка, сбора другой маркетинговой информации, а также рекламы и иных способов продвиже­ния товаров и услуг муниципального образования.

"Домашний Интернет" — это местные сети, которые сое­диняют десятки и сотни квартир в соседних домах, выводят пользователей в большое виртуальное пространство и избав­ляют от ненужной беготни по чиновным кабинетам, сосед­ним магазинам, аптекам и прачечным. "Домашний Интер­нет" соединяет с миром целые микрорайоны.

Знаменательно, что "домашняя интернетизация" проникла не только в элитарные кондоминиумы российской столицы,

1 См Пиляцкин Б. Исключительный город // Известия. 1999.17 сентября. С 7.

230-231
как "Синяя птица" в Северном Бутове (), но и в ее вполне за­урядные малобюджетные микрорайоны, например, в распо­ложенный на севере столицы район Бибирево (), где она строится по принципу общественной организации. А кроме того, сеть распространяется далеко за пределы Москвы.

Понятно, что при этом разнятся как объем и качество ус­луг, так и тарифы. В элитном микрорайоне Северное Бутово сетью охвачен "средний класс", которого пока в России, даже в ее столице, явно немного. Дома сдаются с уже подведенны­ми компьютерными коммуникациями и сетевой аппарату­рой. При этом немаловажно, что, в отличие от обычного подключения по телефонной сети, в этом случае домашний телефон остается свободным. А пользователь получает неог­раниченный доступ в Интернет с возможностями пользова­ния электронной почтой, факсом, общения по внутренней се­ти со всеми подключенными соседями, участия в телеконфе­ренциях по интересам, распечатки документов на общем принтере, получения банковских бюллетеней и т.д. К сети подключаются сообщения местного универсама "Перекрес­ток", что делает возможной торговлю по заказам через сеть; такие же возможности открываются для записи на прием к врачу местной поликлиники или к маникюрше ближайшей парикмахерской. Началась активная переписка родителей с учителями местной школы, где учатся их дети.

В отличие от густозаселенного Северного Бутова, в Бибире­ве в домах старой застройки создание сети оказалось ослож­нено малой плотностью компьютеризованного населения. Соединительные сети для первых 90 абонентов пришлось прокладывать по крышам 38 домов, К тому же клиентура в основном студенческая, так что сеть создается во многом собственными силами. Но тариф за неограниченный доступ в Интернет удалось удержать на уровне в 2,5 раза ниже, чем при индивидуальном подключении1.

1 cm л евинский А. Виртуальная авоська общего пользования // Время. 1999. 6 мая. С 4.


Радует, что "домашний Интернет" — вовсе не исключительно столичная "редкость". Например, сети екатеринбургского мик­рорайона Пионерский () в феврале 2000 г. исполнилось два года. Регулирование рекламной активности в городе В связи с тем что общие правила регулирования рекламной активности в муниципальных образованиях пока не установ­лены, обратимся сразу к практике этой работы. Правитель­ство Москвы, например, установило следующие этапы взаи-модействия с местными властями при установке внешних рекламоносителей (пример Москвы):

• регистрация и получение паспорта будущей конструк­
ции в одной из городских служб;

• согласование в Москомархитектуре, где оценивается соотве­
тствие замысла нормативам установки рекламоносителей;

• согласование в других организациях: ГИБДД, Мослесо-
парке (если конструкция устанавливается на газоне), Мо­
сэнерго, Мосгорсвете или Мосгортрансе, административ-

. но-технической инспекции и Мосгеотресте. Подход Москвы к ценообразованию на рекламу и к фор-мированию доходов города от рекламы базируется на следу­ющих принципах:

• размещение рекламы в центре столицы обходится значи­
тельно дороже, чем на ее окраинах;

• квадратный метр кровельной установки обходится де­
шевле, чем на тротуаре;

• не подсвеченная внутри рекламная установка оплачива­
ется дороже светящейся;

• придание рекламной установке социальной нагрузки
снижает плату.

Что касается экономического воздействия на участников рекламного рынка, то в Москве основным инструментом та­кого воздействия являются штрафы.

Современные тенденции развития территориальной рек­ламы таковы. В отличие от начала 90~х гг., сегодня процессы структурирования рекламы в столице и в регионах, "провин-

232-233
циях" идут параллельно. Практически во всех крупных горо­дах сложилась нормальная многоуровневая рекламная струк­тура. Как уже говорилось ранее, в городе с населением около 1 млн. жителей можно говорить о рекламном обороте 0,5—2 млн. долл. в месяц. Все больше внимания уделяется рек­ламным "ноу-хау", обучению кадров. выставочная деятельность городов В последние годы наблюдаются крупные перемены в направле­нии создания концепций выставочной деятельности, причем не только в Москве, но и в ряде других крупных российских городок Нижегородская ярмарка. За период 1990-1996 гг. в России, СНГ в целом и в странах Балтии было зарегистрировано и действовало свыше 30 предприятий, профессионально занимавшихся организацией и проведением выставок и ярмарок. На этом фоне Всероссийское АО "Нижегородская ярмарка" занимало четвертое место, проводя 3% всех выставок РФ, СНГ и стран Балтии и 4% - по России, что при имевшемся на тот период в распоряжении общества объеме выставочных площадей (менее 1500 кв.м) можно оценить как высокие показатели.

К 1996 г. ВАО "Нижегородская ярмарка" сосредоточилось на следующих направ-лениях работы:

- совершенствование фирменных выставок: "Медицина", "Река",
"Автотехсервис", "Связь", "Тара и упаковка", "Вооружение и военная
техника" и др.;

- освоение новой тематики: "Химиндустрия", "Стеклофорум",
"Отдых";

- сохранение и расширение универсального направления: сезонные
выставки-ярмарки товаров широкого потребления;

- развитие национальных выставок: "Товары из Болгарии", "Бритекс";

- деятельность в качестве организатора коллективных выездных
экспозиций: "СИТЕКС", "СЕНТЕРЕКС", "Нефтегаз-96".

Главными задачами дальнейшего развития ярмарки на 997—2001 гг. было признано:

- создание на имеющейся базе выставочного центра, отвечающего
всем стандартам международного, совмещенного с современным
торговым центром, в основе которого используется часть построен­
ных павильонов, включая значительные объемы как реконструкции,

так и нового строительства;

- развитие роли ярмарки как координатора оптово-розничной тор­
говли; обеспечение современного уровня транспортно-экспедицион-


нога обслркивания путем создания межрегионального центра опто­во-розничной торговли на основе концепции "Волго-Окский терми­нал-комплекс" и реконструкции мелкооптовой ярмарки "Гагарине"; оптимизация таможенных услуг;

- формирование системы информационного и телекоммуникацион­
ного обеспечения деятельности ярмарки, в том числе — через Интер­
нет; информационно-справочное обслуживание на основе баз дан­
ных о производителях и потребителях продукции; размещение рек­
ламы; проведение целевых маркетинговых исследований;

- широкое привлечение в регион частных предпринимателей путем
предоставления им комплекса различных услуг, предлагаемых яр­
маркой, в том числе строительства мини-маркетов;

- налаживание широкого комплекса услуг для экспонентов и посети­
телей выставки, включая такие услуги, как прием и размещение гос­
тей, организация общественного питания и культурной программы,
обмен валюты и предоставление других банковских услуг, юридичес­
кие консультации и сопровождение заключаемых договоров, страхо­
вые услуги, медицинское обеспечение;

- создание на территории ярмарки стационарной зоны отдыха и разв­
лечений.

Стержневая идея концепции развития Нижегородской ярмарки — превращение ее в современный центр выставочно-ярмарочной деятель­ности и оптово-розничной торговли подлинно федерального значения, наращивание открытости при сохранении определяющего влияния ре­гиона путем сохранения контрольного пакета акций за государственны­ми и муниципальными структурами.

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В РОССИИ1

Известно, что рынок— это "институт или механизм, сводя­щий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг"2. Что касается пот­ребительского рынка, то он, как это и полагается рынку, деце-

1 В данном параграфе с любезного согласия авторов активно использованы материалы кни­ги: Гапоненко А.А., Мельников С.Б., Николаев В.А. и др. Управление формированием регио­нальных и муниципальных потребительских рынков. М., 1998. 1 Макконнелл К., Брю С. Экономикс принципы, проблемы и политика, — М, 1992. С. 61.

234-235
нтрализован (в отличие от дорыночного периода, когда прода­жа сколько-нибудь дефицитных товаров производилась преи­мущественно в столице страны и отчасти в областных цент­рах) и все в большей степени сосредоточивается непосред­ственно в муниципальных образованиях. Среди принципи­альных перемен на муниципальных рынках — бурное, безус­ловно доминирующее развитие частных форм собственности в торговле, резкое увеличение объемов продаж на оптовых и розничных продовольственных, вещевых и смешанных рын­ках (при преобладающей доле продовольственных товаров), значительное развитие контрабанды и других нелегальных и нелегализованных форм торговли. Одна из наиболее злобод­невных проблем — дефицит оборотных средств, опережение темпа роста цен по сравнению с темпами роста доходов насе­ления и, как следствие этого, отсутствие серьезной положи­тельной динамики развития потребительского рынка.

Развитие муниципального рынка наряду с саморегулирова­нием, нарастающим по мере укрепления рыночных отноше­ний, нуждается в управлении. Хотя эта проблема относится преимущественно к собственно территориальному (внутрен­нему) маркетингу, но и маркетинг территорий очень зависит от того, насколько развит маркетинг непосредственно на тер­ритории. Специалисты выделяют следующие основные эле­менты механизма управления торговой сферой муниципаль­ного образования:

муниципальное правовое и нормативное регулиро­вание торговой деятельности на территории муници­пального образования. Оно может включать: определе­ние требований к лицензированию (патентованию) тор­товой деятельности; законодательное обеспечение защи­ты прав потребителей; регулирование правил продажи продовольственных и непродовольственных товаров в розничной торговой сети; требования обеспечения ох­раны окружающей среды; налоговое регулирование; ре­гулирование минимальных размеров уставного фонда


торговых предприятии отдельных организационно-пра­вовых форм деятельности и др.;

внутрифирменный механизм регулирования отдель­
ных аспектов хозяйственной деятельности торговых
предприятий, формируемый в рамках самих предприя­
тий, регламентируемый уставами и другими норматив­
ными документами самих предприятий;

информационное обеспечение управления торго­
вой сферой.
Система внутренних и внешних источни­
ков информации торгового менеджмента базируется на
оперативной и статистической отчетности отдельных
функциональных служб торговых предприятий, органи­
зации финансового и управленческого учета местной ад­
министрации, а также на публикациях показателей те­
кущей конъюнктуры потребительского, финансового и
других рынков в разрезе соответствующих их сег­
ментов;

система методов выработки управленческих ре­
шений
в торговой сфере, включающая методы технико-
экономических расчетов, балансовые, экономико-ста­
тистические, экономико-математические, сетевого пла­
нирования, моделирования, социологические, эксперт­
ные и др.;

система методов контроля за реализацией управлен­
ческих решений, включающая экономический анализ и
аудит различных аспектов торговой деятельности, мони­
торинг экономических и финансовых результатов этой
деятельности.

Развивать муниципальный рынок — это прежде всего раз­вивать рыночные каналы распределения, сеть коммерческо-посреднических предприятий или отдельных лиц, принима­ющих на себя или способствующих передаче права собствен­ности на конкретный товар или услугу на пути от товаропро­изводителя к потребителю. Они выполняют ряд важнейших функций муниципального маркетинга:

236-237
1.Исследовательская работа— сбор информации, необхо­димой для обеспечения системы товародвижения муни­ципального образования, в первую очередь о спросе и предложении в муниципальном образовании. 2.Финансирование — изыскание и использование денеж­ных средств для покрытия издержек по функционирова­нию канала.

3.У становление контактов, проведение переговоров— на­лаживание и поддерживание связи товаропроизводите­лей с потенциальными покупателями, согласование объ­емов поставок и продаж, цен, условий и сроков доставки 4.Организация товародвижения — транспортировка, скла­дирование и хранение товара.

5.Приспособление товара — организация подготовки това­ра с максимальным учетом требований покупателей. 6.Стимулирование продаж — создание и распространение рекламы товара, стимулирующих форм его реализации, условий продажи. 7.Принятие риска — принятие на себя ответственности за

функционирование канала.

Важно внимание муниципальных властей к проблемам инфраструктуры муниципального рынка.

До сих пор местное население приобретало маркетинговый опыт, выступая в ролях потребителей, реже — в качестве про­давцов и самодеятельных посредников — "челноков". В рамках крупных муниципальных образований (областные центры, крупные города), по мнению специалистов, целесообразно создавать Центры подготовки маркетологов. Учредителя­ми центров могут быть: местная администрация, высшие (средние специальные) учебные заведения, ряд заинтересо­ванных предприятий и организаций, торгово-промышленные палаты, бизнес-инкубаторы, торговые дома. Основная задача центра — целевая подготовка специалистов по маркетинговой деятельности в условиях рыночной экономики. Предлагаются следующие основные направления деятельности центра:


• обучение основам маркетинговой и коммерческой дея­
тельности школьников 10—11 классов, проявивших соот­
ветствующий интерес;

• обучение специалистов различных звеньев народнохо­
зяйственного комплекса муниципального образования и
овладение ими практическими навыками маркетинга;

• организация постоянно действующего Клуба маркетоло­
гов данного муниципального образования;

• оказание консультационных и исследовательских услуг
по маркетингу.

Маркетинговая и торгово-регулирующая деятельность мо­жет осуществляться местными бизнес-инкубаторами, соз­даваемыми для оказания всесторонней поддержки отдель­ным предпринимателям и небольшим фирмам, желающим добиться реализации собственных проектов. Предоставляя кредит, как правило, под долю в акционерном капитале фир­мы-новичка, фирма-инкубатор берет на себя значительную степень риска, но зато получает высокую норму прибыли в случае успеха создаваемого предприятия. Дополнительный выигрыш, получаемый фирмой-инкубатором, — это активи­зация деятельности отделений НИОКР, перед сотрудниками которых открываются более широкие возможности по раз­работке и реализации собственных идей. В случае успешной деятельности фирмы-новичка перед ней открывается воз­можность либо стать отделением более мощной материнс­кой компании, либо выйти из-под опеки бизнес-инкубатора и стать самостоятельной фирмой. А в случае неудачи фирма-инкубатор может отказать ее сотрудникам в предоставлении прежних или аналогичных рабочих мест.

Еще один значимый субъект маркетинговой и торговой де­ятельности в муниципальном образовании — местная торго-во-промышленная палата (ТПП). Собирая, анализируя и распространяя маркетинговую информацию, выражая и по­могая реализовать интересы групп предпринимателей всех секторов экономики, содействуя развитию внешней торгов-

238-239
ли, ТПП призвана представлять экономические интересы де­ловых кругов своего сообщества — муниципального образова­ния в целом — на федеральном и региональном уровнях, что отличает ее от более ограниченных кругом своих интересов отраслевых ассоциаций предпринимателей. ТПП обычно осуществляют экспертизу проектов решений органов мест­ного самоуправления власти в области экономики, в связи с созданием соответствующей среды и общих условий, необ­ходимых для успешной предпринимательской деятельности, а также с выработкой механизмов решения конкретных проблем, стоящих перед хозяйствующими субъектами. Мест­ные ТПП способны взять на себя роль координатора разви­тия рекламной инфраструктуры и сети рекламного обслужи­вания местных рекламодателей. Решение хозяйственных споров также может осуществляться в постоянно действую­щих третейских судах, созданных при ТПП.

Члены ТПП получают в торгово-промышленных палатах в полном объеме бесплатные, а другие предприниматели —

платные услуги:

• консультации по организационно-техническим, право­
вым проблемам внешнеторговой работы, подготовки
кадров и сделок;

• информационные бюллетени по различным направлени­
ям деятельности хозяйствующих субъектов;

• практическую помощь в развитии экспорта товаров и услуг,

• поиск российских и зарубежных партнеров для установ­
ления экономических, торговых и научно-технических
связей;

• маркетинговую и конъюнктурно-экономическую инфор­
мацию;

• услуги по экспертизе и контролю качества, количества и
комплектности оборудования, товаров, сырья импортно­
го и отечественного производства;

• услуги по выдаче удостоверений качества и сертификатов
на собственную продукцию;


• услуги по договорно-правовому обеспечению всех нап­
равлений хозяйственной деятельности местных предп­
риятий;

• содействие урегулированию споров и обеспечению защи­
ты хозяйствующих субъектов;

• аудиторские проверки;

• услуги по оценке объектов недвижимости, оборудования,
объектов интеллектуальной собственности;

• услуги по защите интересов хозяйствующих субъектов и
предпринимателей в муниципальных, судебных и госуда­
рственных органах;

• услуги по содействию открытию представительств зару­
бежных фирм и их аккредитации;

• услуги по переводу коммерческой документации, науч­
но-технической, экономической, юридической, патент­
ной и другой литературы;

• услуги по заполнению грузовой таможенной декларации,
консультации по вопросам таможенного регулирования;

• содействие хозяйствующим субъектам и предпринимате­
лям в патентовании, подготовке пакета документов для ре­
гистрации товарных знаков как в России, так и за рубежом

Для реальной поддержки субъектов малого предпринима­тельства создаются муниципальные фонды на базе центров поддержки малых форм бизнеса при Торгово-промышлен­ной палате города. Они предназначены для краткосрочного кредитования проектов по созданию здоровой конкурентной среды. Дополнительные средства предоставляются после экс­пертизы ТПП под гарантии города.

К другим не менее важным направлениям деятельности территориальной Торгово-промышленной палаты по подде­ржке предпринимательства можно отнести:

• свидетельство обстоятельств форс-мажора;

• содействие конверсии оборонных производств;

• содействие предпринимательству в финансово-кредит­
ной сфере, страховом бизнесе;

240-241

• развитие предпринимательства в аграрной сфере;

• содействие развитию структур безопасности бизнеса;

• совершенствование механизма правового регулирования
предпринимательской деятельности;

• создание фондов и накопление капиталов для поддержки
предпринимателей, создание банков, развитие местных
ТПП.

Большой крут вопросов требует четкого разграничения проб­лем, решаемых на городском и районном (в городе) уровнях. Городские органы управления торговлей не должны вмеши­ваться в решение тех вопросов, которые являются прерогати­вой районных органов, а те, в свою очередь, не должны пытать­ся определять и решать те проблемы, которые являются зада­чей городских органов. Это положение должно быть четко вы­держано во всех районах города, что, в свою очередь, требует, чтобы структура районных органов управления торговлей и их функции были однотипны во всех административных районах.

Характерно, что имеющиеся при органах местного самоуп­равления структуры торговли созданы и функционируют в основном по отраслевому признаку. Многие их функции уже не могут быть реализованы в условиях разнообразия и доминирования частных форм собственности как торговых предприятий, так и предприятий-производителей: не хватает информации, мало рычагов воздействия, быстро изменяется специализация предприятий.

В условиях децентрализации государственного управления экономикой осуществляется объективный переход от отрас­левого к территориальному управлению торговлей. В этой связи специалисты предлагают преобразовать отделы торгов­ли администраций районов в комитеты по торговле и защите прав потребителей. В их функции могут быть включены:

• сбор и обработка статистической и оперативной торго­
вой информации, информационно-справочная служба;

• оценка и прогнозирование конъюнктуры рынка города
(муниципального образования);

 


• финансирование и кредитование торговли;

• лицензирование торговли;

• сертификация товаров и предприятий торговли;

• контроль соблюдения правил торговли;

• защита прав потребителей.

Основными структурными подразделениями таких коми­тетов могут стать Отдел по защите прав потребителей, Инс­пекция цен, Инспекция по качеству товаров, а также Лицен­зионный отдел.

Общая для комитета такого рода задача— прогнозирова­ние и разработка программы (плана) развития торговли му­ниципального образования. Специалисты предлагают опре­делить следующие исходные параметры перспективного пла­на развития торговли муниципального образования:

1.Развитие розничного товарооборота города (муници­пального образования) в сравнении с покупательными фондами населения (денежными доходами населения за вычетом нетоварных расходов).

2.Потребность торговли и общественного питания муни­ципального образования в продовольственных и непро­довольственных товарах. 3.Объем завоза и вывоза основных продовольственных и

непродовольственных товаров. 4. Потребность торговли в торговых и складских площадях,

транспортных средствах.

5.Потребность торговли в капитальных вложениях и воз­можные источники их финансирования. 6.Потребность сферы торговли и общественного питания муниципального образования в собственных оборотных средствах и возможные источники их финансирования. 7.Потребность торговли и общественного питания в трудо­вых ресурсах.

Чтобы разработать и контролировать такую программу, а главное — использовать ее в целях регулирующего вмеша­тельства, необходимо решить по крайней мере два вопроса:

242-243

• как получать и накапливать достоверную информацию
о развитии торговли?

• где найти специалистов, способных реализовать ее?

Что касается информации, например, о прогнозировании розничного товарооборота, то вопрос заключается в разработ­ке предварительных прогнозов денежных доходов и нетовар­ных расходов населения. Этот прогноз может быть выполнен Комитетом по статистике города и получен по соглашению с ним. Имеется также государственная статистическая отчет­ность о наличии торговой и складской сети, сети обществен­ного питания, транспортных средств. Однако часто остаются неизвестными конкретные причины резкого снижения обес­печенности торговыми площадями в условиях массовой при­ватизации торговых предприятий. Для выявления этих при­чин требуется специальное обследование ее динамики в раз­резе конкретных объектов торговли и общественного пита­ния. Эта работа также может быть выполнена по соглашению с Комитетом по статистике города (муниципального образо­вания), поскольку соответствующая отчетность некоторыми предприятиями торговли и общественного питания направ­ляется в Комитет по статистике, минуя Комитет по торговле.

Приходится считаться с тем, что в соответствии с Положе­нием о порядке представления государственной статистичес­кой отчетности, утвержденным Госкомитетом России 14 ав­густа 1992 г. №130 (п. 4), показатели государственной статис­тической отчетности представляются органам государствен­ной статистики и в другие адреса, предусмотренные государ­ственной статистической отчетностью, бесплатно. С другой стороны, согласно Временному положению о статистическом управлении, его органы осуществляют информационно-вы­числительные и аналитические услуги в соответствии с хозяй­ственными договорами, соглашениями, разовыми запросами на коммерческой основе.

Еще более сложные задачи возникают при реализации вто­рой целевой функции органов муниципального управления

 


торговлей, связанной с формированием рыночных отноше­ний в торговле. Правомерно предположить, что основой функционирования муниципальных органов управления торговлей могут и должны стать следующие направления их деятельности:

• анализ состояния и прогнозирования рынка потреби­
тельских товаров муниципального образования;

• исследование и прогнозирование конъюнктуры рынка
муниципального образования;

• информационные и консультационные услуги торговым
и производственным предприятиям о рынке и его конъ­
юнктуре.

Такая информация необходима: во-первых, самим органам управления торговлей для регулирования рыночных процес­сов и развития отраслей торговли; во-вторых, действующим коммерческим структурам, т.е. торговым и производствен­ным фирмам, особенно тем, которые занимают лидирующие позиции на торговых рынках, которые постоянно следят за своей долей на товарных рынках; в-третьих, новым коммер­ческим структурам, т.е. торговым и производственным фир­мам, которые выходят или намереваются выходить на рынок и которых интересует динамика спроса и степень конкурен­ции на рынке.

Особенно важны анализ и прогнозирование наиболее ди­намичных рынков скоропортящихся товаров, таких как све­жие овощи и фрукты, мясные, рыбные, молочные продукты. В настоящее время насыщены и нуждаются в прогнозирова­нии конъюнктуры рынки радиотоваров, компьютеров, легко­вых автомобилей и некоторых других товаров. При создании службы прогнозирования рынка в структуре муниципальных органов управления торговлей предстоит решить четыре ос­новные проблемы:

1.Комплектование такой службы квалифицированными специалистами.

2.Техническое оснащение.

244-245
З.Информационное обеспечение.

4.Методическое обеспечение прогнозно-аналитических работ.

По мнению специалистов, в сфере информационного обес­печения прогнозных расчетов могут быть приняты следую­щие решения:

1. Прогнозы развития общей емкости рынка и рынков от­
дельных товаров применительно к номенклатуре товаров
действующей статистической отчетности по форме №3-торг
"Отчет о продаже и остатках товаров" могут разрабатываться
на основе этой отчетности и получения от Комитета по ста­
тистике прогнозных данных о денежных доходах населения
данного муниципального образования.

2. Прогнозы развития рынков отдельных товаров во внут-
ригрупповом ассортименте и прогнозы конъюнктуры рынка,
в свою очередь, могут быть выполнены на основе информа­
ции, полученной путем специальных-выборочных наблюде­
ний. Следовательно, необходимы организация наблюдений и
финансирование затрат на них. По крайней мере, необходи­
мо начальное вложение средств, которые затем должны оку­
паться путем продажи прогнозной информации. Отсутствие
необходимых средств для финансирования затрат вызывает
необходимость поэтапного решения этой задачи. На первом
этапе муниципальные органы управления торговлей органи­
зуют прогнозирование общей емкости рынка и спроса на ук­
рупненные группы товаров. Прогнозирование структуры
спроса и конъюнктуры рынка внутри группы товаров орга­
низуется вначале по ограниченному кругу товаров, например,
по овощам, фруктам, некоторым скоропортящимся товарам
и некоторым непродовольственным товарам. По мере накоп­
ления опыта, информационных и технических возможностей
круг прогнозируемых товаров будет расширяться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.103 сек.