Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Результаты радуют




Б.П.: Для определения результатов необходимы критерии. В детских садах ишколах оценка физического развития детей "производится на основании данныхизмерения роста, веса и окружности груди" (из книги "Родителям о детях". Л.,1975, с. 92). Вот по этим критериям наши ребята средние, некоторые даже ниже среднего - таки записано в их школьных медицинских картах. И верно: никто из них не достигсовременных акселеративных норм "привеса" и "прироста". Но нас это не пугает,а, наоборот, радует, так как "из вредных влияний акселерации необходимоотметить нарушение осанки, тенденцию к астенизации, увеличение заболеваемостиревматизмом и проявление его в раннем возрасте, более частые гипертонии уподростков" (И.Усов, Р.Мазо. Пособие по педиатрии для врачей. Минск, 1969, с.13) и сокращение общей продолжительности жизни (установлено в экспериментахна животных). Если же судить по другим критериям, по которым тренеры отбирают детей вспортивные школы и секции (сила, скорость, гибкость, ловкость, выносливость),то тут картина будет совсем иная: наши ребята во многом опережают своих болеерослых сверстников. Эту разницу мы обнаружили довольно рано. Сначаласравнивали с книжными данными. Читаем, например, в книге для родителей, чтоумение бегать в три года только начинает формироваться; у малыша в это времяеще нет "фазы полета", это скорее быстрый шаг вперевалочку, а не бег. Иудивляемся: наши трехлетки легко и по-настоящему бегают. Они запростоспрыгивают со стола на пол, в то время как с высоты 70 сантиметровразрешается спрыгивать только семилетним. Или, например, сказано, что бегатьнаперегонки 5-6-летнему можно на 30 метров, а ходить на прогулку - не более500 метров. А у нас уже трехлетние могут бежать рысцой и 2 и 3 километра, неотставая от меня, даже если я иду полным шагом и быстро. Что же касается4-5-летних, то те в турпоходах проходят до 20-25 километров в день и поражаютнас своей неутомимостью. На привале взрослые с наслаждением прилягут поддеревом и вытянут усталые ноги, а ребятишки снимают рюкзаки и тут же начинаютигру в салочки или отправляются "на разведку" незнакомой местности. Нас удивило такое расхождение книжных форм с действительностью. Мы увидели,что возможности детей гораздо больше наших представлений о них. Но как ихизмерить? Как найти такие критерии, которые позволили бы сравнить уровеньразвития детей, разных по возрасту, по росту, по весу? Задача оказаласьсложной. Но в первом приближении мы ее все-таки, думаю решили. Правда,вначале мама немного подтрунивала над моими многочисленными таблицами, разной"цифирью", но вскоре убедилась, что без этой "цифири" невозможно было быничего объективно определить, сравнить, оценить. Ведь сказать просто:"Сильнее, быстрее, выше" - это значит мало сказать, поскольку неизвестно:насколько сильнее, насколько быстрее. Я пробовал найти такие критерии,которые позволили бы это "насколько" определить. Главный из этих критериев, конечно, сила. И прибор для ее измерения известен- это становой динамометр, который показывает, какой максимальный грузчеловек может оторвать от земли. Малыши с удовольствием "измеряют силу" помногу раз, но... принимают для этого удобную позу. Они как грузчики иштангисты, когда надо показать максимальный результат, не сгибают спины. Мыназвали этот показатель: "максимальный груз, который может оторвать от земличеловек в наивыгоднейшем положении". Но мерить этот груз мы стали не только вкилограммах, но и в собственных весах, то есть делили груз на вес самогоребенка. И вот оказалось: трехлетний городской малыш может оторвать от земли груз,равный в среднем его собственному весу, а шестилетний - полуторному"собственному весу". Наша 5-летняя Люба уже отрывает 2,5 своих веса, астаршие 2,8; 2,9; 3,1, то есть в среднем около 3. Видимо, потому они могутносить друг друга на спине, даже младшие старших. Но сила - это, так сказать, статический показатель. И чтобы охарактеризоватьдинамические возможности ребенка, я взял за критерий максимальную скорость,какую малыш развивает в беге (на 30 метров с ходу). При этом скорость бега ястал измерять не в метрах, а в своих ростах в секунду (р/с). Тогда оказалось,что можно сравнивать "беговые способности" ребятишек разных возрастов.Победителем при таком подсчете может оказаться не самый старший и не самыйрослый, а самый быстрый, а им может быть и самый маленький по росту. Оказалось, что дети пяти-шести лет в среднем бегают со скоростью 3 р/с, анаши в том же возрасте - 4 р/с, а к семи-восьми годам скорость вырастает до4,5 р/с. В девять лет у Ани этот показатель был равен 5,2 р/с. Конечно, мнезахотелось определить этим же способом скорость бега наших мастеров спорта.Она оказалась в среднем 5-5,4 р/с (у олимпийского чемпиона В.Борзова - 5,48р/с), то есть оказалась... соизмеримой со скоростью наших ребят. Это былонеожиданно: ведь специальных тренировок мы с ними не проводим, и сами онирегулярно бегом не занимаются, а результаты высокие. Наверное, тут сказалосьто, что они много и с большим удовольствием двигались. Чтобы иметь подобные объективные данные, три-четыре раза в год мы проводимизмерение "уровня физического совершенства" ребятишек почти по 20 разнымпоказателям. Из них можно увидеть, что уже в 4-5-летнем возрасте малыши умеютподтянуться до подбородка на перекладине (7-летний Ваня, например, можетсделать это 11 раз подряд, а 10-летняя Юля - 14), в три-четыре года - влезатьпо вертикальному металлическому шесту на высоту 4-5 метров (старшим на этотребуется 6-10 секунд). Из виса на перекладине 5-6-летние могут до 40-50 разподряд поднять ноги вверх и коснуться ими рук. Могут целую минуту или дажеполторы провисеть на турнике, держась за него одной рукой, и т.п. Нетнадобности перечислять здесь все измеренные нами показатели, и невозможнопоказать, к сожалению, имеющиеся у нас сравнительные данные развития нашихдетей и их сверстников. Скажу только об одном важном наблюдении: наилучшиерезультаты в спортивных соревнованиях показывают, как правило, те самые дети,у которых в школьных медицинских картах в графе "физическое развитие"написано "среднее" или даже "ниже среднего". Разве это не обидно?

Дети пошли в школу и...

Конечно, в их жизни многое изменилось, как и у всех детей. Впрочем, контрастмежду домашней и школьной жизнью для наших ребятишек оказался даже больше,чем у других: вместо легких трусиков - тяжеловесная школьная форма, вместоигры - уроки, вместо вольного чередования занятий - строгое расписание. - Вы совсем не готовите детей к школе, - огорчалась бабушка, - им будет оченьтрудно привыкать к школьным требованиям и дисциплине. А нас тревожило другое: каково будет усидеть за партой нашим непоседам?Чего-чего, а усидчивости-то мы от них никогда не требовали, наоборот, всегдапоощряли движение, движение, движение... Представьте себе, это-то как раз их на первых порах и выручило! Здесь нетпротиворечия. Парта, конечно, их утомляла, но привычная жажда движений,развитая потребность в них находила выход. "Я так любила бегать напеременках, носилась все время", - вспоминает начальную школу Анечка. "А намне разрешали, - вздыхает Оля, - а так хотелось..." Это желаниеудовлетворялось дома: ведь здесь были снова трусики, те же спортивные снарядыи та же свобода в перемене занятий и их последовательности. А то, что у нихбыли крепкие мышцы и прочные кости, оказалось самым надежным средством противискривления позвоночтека - этого бича многах школьников. Нам даже почти неприходилось специально следить за осанкой, за тем, чтобы они правильно сиделиза столом, когда делали уроки. Как-то нужды в этом не было, тем более что зауроками они не засиживались. И все-таки моя "цифирь" самоуспокоиться не дает. Чем старше становятсяребята, тем тревожнее результаты моих измерений. Тревогу вызывают как раз невес и рост, тут дела обстоят нормально: к 16 годам оба старших сына обогналив росте меня, а мой рост - 175 сантиметров. Падают показатели силы, скорости,выносливости. Движение уже не доставляет им такого удовольствия, как раньше.Почему? Домашний "спортзал" становится мал для подрастающих ребят,неинтересен, а стадиона, бассейна, настоящего спортзала поблизости нет. Л.А.: Да, ребята приходят домой уставшие - не от учебы, а от сидения. К томуже, привыкая к теплой школьной одежде, они все неохотнее раздеваются дома.Бывало, раньше, еще до школы, нет-нет да скажешь: "Что-то прохладно, может,рубашку наденешь?" А теперь чаще не удерживаешься от досадного упрека: "Чтоже ты упаковался с ног до головы?" Наверное, к старшим классам мы своимидомашними средствами уже не сможем противостоять Всемогущей Парте и с грустьювидим, как все приобретенное до школы постепенно сходит на нет. Б.П.: Иногда нас спрашивают: "А почему ваши дети не пошли в большой спорт?"Надо сказать, что по своим данным они могли бы заниматься успешно во многихвидах спорта и, несомненно, достигли бы высоких результатов - таково мнениетренеров, которые видели наших ребят на спортснарядах или на беговой дорожке.Видимо, это так и есть. Младших, например, охотно приняли в акробатическуюсекцию, и спустя полтора месяца девочки получили 3-й юношеский разряд поакробатике, а через год уже первый. Но, во-первых, ездить на занятия имприходится далеко, а провожать и встречать их не всегда удается, поэтомубывают пропуски тренировок. А во-вторых, хотя они и занимаются судовольствием, все-таки всепоглощающей страсти, какая требуется длязавоевания спортивных высот, у них нет. Меня это огорчает, а вот маму неочень. Даже больше - совсем не огорчает. Она считает, что большой спортпоглощает человека целиком, становится главным в жизни, а все остальное емуподчиняется. А у наших ребят так много этого "остального", такая уйма дел иинтересов тянет их к себе, что для спорта остается только подсобная роль,видимо, самая для него подходящая: ведь главный рекорд - все-таки здоровье. Яв общем-то согласен с этим, но вот в чем беда: здоровье не делается у ребяткрепче - показатели-то снижаются! Наверное, нужны не только секции дляизбранных, надо, чтобы для каждого был спортзал и стадион рядом, и каждыйдень спортивные занятия - в детских садах, школах, жилых домах. Вот тогда ипарта будет не страшна.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.