Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наша спортивная комната




Мы знали, что с ростом благосостояния и комфорта городской жизни объем инапряженность физической деятельности взрослых и особенно детей упали -значительно ниже оптимальной дозы, необходимой для нормального развития, чтогипокинезия и гиподинамия становятся болезнями века и причиной многих,особенно сердечно-сосудистых, заболеваний. Мы попробовали противостоять этойтенденции века и стали - в меру своих возможностей - менять условия и укладнашей семейной жизни так, чтобы не только максимально удовлетворитьпотребность детей в движении, но и развить у них эту потребность. Этомучрезвычайно помогло то, что мы не побоялись сделать спортивный уголок вединственной комнате, где жили тогда вместе с двумя детьми. Мы еще не знали,что спортснаряды совершенно необходимы не только в комнате, но и в детскомсаду, во дворе, в детских парках, на пляжах - везде, где есть дети, потомучто это одно из эффективнейших средств для удовлетворения потребности ребенкав движении, необходимом для его развития. Когда мы впервые купили детскийспортивный набор (кольца, трапеции, качели), нашему старшему сыну было всегодва года, а второму полгодика. Мы и не предполагали, что эти "два кольца идва веревочных конца" станут первым шагом к нашей будущей спортивной комнате,к универсальному домашнему спорткомплексу В.Скрипалева, который сумел на 3,5квадратного метра своей городской однокомнатной квартиры разместитьодиннадцать спортснарядов и тем самым подарил своим детям радость движения, азначит, силу, ловкость, здоровье... Многие говорят: "Вот и надо все эти спортивные сооружения устроить в детскихсадиках, в школах, во дворах, наконец. Но в комнату?!" В том-то и дело, чтоесли спортснаряды есть дома, то малыш начнет использовать их как можно раньше- как только будет к этому готов. Такое своевременное начало нужно не толькодля физического, но и для умственного развития ребенка. Важно и то, что домапри одном-двух малышах есть как минимум один-два взрослых или старших - естькому поучить, подстраховать на первых порах. В яслях это обеспечить труднее.И еще: в комнате спортснаряды всегда доступны, поэтому позволяют малышупостоянно чередовать разные занятия, обогащать любую игру движением, сочетатьс физической нагрузкой умственную, разнообразить сферы деятельности - не позапланированной программе, а по потребности. Очень важный момент, на котороммы позже еще остановимся. Когда мы перешли жить в новый дом, то прежде всего самую большую комнатуоборудовали как спортивную. Правда, здесь же на полках разместились игрушки,игры, куклы, строительный материал, но главными в комнате сразу сталиспортивные снаряды. Вот их краткое описание: Две разные по толщине перекладины, высоту установки которых можно менять пожеланию в зависимости от роста ребенка. Два шеста стальных труб. Один из них, упираясь в потолочную балку, служитопорой для перекладин. Другой проходит сквозь люк в потолке в мансарду и,"пронизывая" две комнаты, достигает высоты 5,7 метра. Лесенка с перекладинами из дюралевых трубок. Она стоит вертикально у стены,но может легко сниматься и превращаться в мост, барьер, качалку, забор и даже"самолет" (если ее подвешивают на канатах). "Лианы" - сделаны из кабеля и каната. Они протянуты от снаряда к снаряду так,что получается целая система "воздушных дорог", по которым можнопередвигаться, не касаясь пола. Гимнастические кольца - самый любимый детский снаряд. Они подвешены наверевках к потолочной балке. Специальное устройство ("восьмерка") позволяетлегко и быстро менять высоту подвески колец. Канат с узлами висит рядом с кольцами. Внизу к нему подвешена боксерскаягруша - сидя верхом на ней, очень удобно раскачиваться. Иногда мы подвешиваемвместо каната эспандеры, или резиновые бинты, или хорошо растягивающуюсявакуумную резину - для больших "лунных" прыжков, которые дети очень любят. Вдоль стены выстроились "по росту" мешочки с мелкой галькой. На каждом из нихчетко обозначен вес - от 1 до 18 килограммов. Есть и маленькая штанга,сделанная из гантелей (вес до 15 килограммов). Половину пола занимают два больших мягких матраца. На них идут схватки"борцов", занимаются "акробаты", делают свои асаны "йоги" и простокувыркаются ребятишки всех возрастов. Весь этот маленький спортзал находится в распоряжении детей с утра до вечера.Трудно вообразить, что происходит здесь, когда собираются все от мала довелика и всех обуревает спортивный азарт! Ребята переходят со снаряда наснаряд, упражнения следуют одно за другим, тут же придумываются и пробуютсяновые. У ребят есть свои изобретения и любимые упражнения - в каждом возрастесвои. Самый маленький (месяцев в восемь-девять) начинает с того, что топчетсявокруг шеста, а потом берется за кольца или перекладину. Позже он пробуетподжимать ножки, и, когда ему удается провисеть несколько секунд, мынаграждаем "спортсмена" аплодисментами - это уже большой успех, и емурадуются все. Когда же ручки малыша окрепнут, он может не только висеть на кольцах, но ираскачиваться на них сколько сам сможет. В полтора-два года у наших ребят этополучалось очень неплохо. Тогда же они овладевали сложным упражнением,прекрасно развивающим брюшной пресс, - подниманием ног из виса к перекладинеили к кольцам. Если это получается хорошо, то следом уже пойдет и "лягушка"на кольцах, и вис на подколенках на перекладине и на кольцах вниз головой.Сильные руки позволяют рано овладеть подтягиванием, из которого получилсявпоследствии наш "колобок", когда надо, подтянувшись до подбородка, поднять кподбородку и колени и провисеть так сколько сможешь. Постепенно ребятаовладевают и разными элементами спортивной гимнастики. Годам к пяти-шести онимогут "выйти в упор" на кольцах и сделать "угол в упоре", а на перекладинедаже сделать "переворот в упор" - упражнение, которое достается с трудоммногим новобранцам в армии. Чем крепче становятся малыши, тем больше имхочется двигаться и придумывать новые необычные движения на снарядах. Одно излюбимых и самых распространенных детских упражнений - "вертолет": ребенок,повиснув на кольцах, вращается вокруг своей оси и скручивает веревки колец вжгут, а потом поджимает ножки и раскручивается в обратном напраалении. Самые крепкие, сильные и ловкие любят лазить по канатам и шесту, причеминогда изобретают свои способы лазанья. Ваня, например, в семь лет мог братьв левую руку мяч и взбираться по шесту до потолка с помощью ног и толькоодной правой руки. Если открыть люк, то можно проникнуть в мансарду такиморигинальным способом - без помощи лестницы, а прямо по шесту. А еще приятнейсоскользнуть через люк вниз, как пожарнику по тревоге. Иногда, когда бываютгости, ребята затевают веселое представление с переодеваниями. Называется оно"Сколько у нас детей". Наверху в мансарде приготавливается ворох разнойодежды, и каждый из ребятишек, натянув на себя очередной "костюм",соскальзывает вниз по шесту и, сделав реверанс, называет себя: Оля, Ваня, Аняи т. д. А затем по лестнице бегут наверх, надевают что-то другое, вновьскользят вниз и вновь "представляются": Петя, Соня, Коля... Они сыплютсясверху друг за другом как горох, и скоро уже сбиваешься со счета: пятнадцать,двадцать, двадцать пять! Гости наши смеются: "Прямо и не сосчитать, сколькоже у вас детей на самом деле?" Рассказать об этом трудно, лучше хотя бы раз показать. Когда посмотрят фильмы"Правы ли мы?", "День в семье Никитиных", "Никитины", "Самый долгий экзамен"или когда побывают у нас дома да еще с малышами, которых потом силойприходится отрывать от "этих веревок и турников", тогда не спрашивают, зачемони, а просят: "Посоветуйте, где достать, как сделать?" Л.А.: Правда, сначала некоторые пугаются: "Ой, упадет! Ой, надорвется!" - испрашивают у меня: "Как вы можете на все это спокойно смотреть? Вы мать,неужели вам нисколько не страшно за детей? А вдруг..." И недоверчиво слушаютмой ответ: "Что вы! Мне было бы куда страшнее за них, если бы всего этого небыло. Ведь ребята благодаря такой спортивной обстановке становятся не толькосильными, ловкими, но и очень осторожными".

Сила, ловкость и... осторожность

Б.П.: У нас ни одной серьезной травмы у детей не было, хотя возможностей дляэтого у них больше, чем у других ребят. Увидев однажды, как я поднимаю турникпод потолок, наша бабушка когда-то сделала прогноз: - Уж ноги себе мальчишки обязательно переломают! Помяните мое слово. Но прогноз не оправдался, хотя ребятишек вместо двух стало семеро, аспортснарядов прибавляется каждый год и дома и во дворе. И теперь мы ужеуверены - вероятность травм у нас ничтожна. Почему? Конечно, ребята очень сильны. Шутка ли, ухватившись только одной рукой затурник, провисеть целую минуту или полторы. И значит, держатся они за снарядочень крепко. Но, главное, они тонко чувствуют меру своих возможностей, тоесть что им под силу, а что еще нет. Вот устроили они в комнате "прыжки в воду" с разной высоты и поставили в рядчемодан, скамеечку для ног, детский стульчик, стул, детский высокий стул,стол да еще и на стол поставили стул, так что вышла лесенка. Старшему из"прыгунов" пять лет, а младшей, Оле, еще нет двух. Спрыгнув с низенькойступеньки на коврик (это "вода"), влезают на следующую - повыше - и опятьспрыгивают. Оля внимательно следит за братьями, делает точно как они и вследза ними поднимается после каждого прыжка все выше. Вот она спрыгнула сдетского высокого стула и влезла на следующую высоту - на стол. Но посмотреласо стола на пол и... не стала прыгать. Спустилась на высокий стул и тогдатолько прыгнула "в воду". Разница в высоте стола и высокого стула всего 12сантиметров, но она ее хорошо чувствует и с высоты 65 сантиметров спрыгивает,а с большей уже нет, хотя братья тут же прыгают с высоты и 100 и 130сантиметров. Вот это точное "чувство меры своих возможностей", развитое унаших ребятишек при занятиях на снарядах, и защищает их надежно от всякихнеприятностей, а нам позволяет не бояться за них. Мы уже рассказывали о том, как знакомили малышей с опасностями, как ониучатся быть осторожными. Так и со спортснарядами - специальных занятий "потехнике безопасности" мы не проводим, но и на самотек все не пускаем. Мыпоступаем по-другому. Вот картина, которую нам приходится наблюдать, когда у нас бывают гости смалышами. Папа-гость подводит своего четырехлетнего сынишку к кольцам (а кольца висятвысоко!) и без всяких опасений, подхватив его под мышки, поднимает к кольцам. - Держись крепче! - советует он сыну, а тот еще не очень знает, как это -крепче. И отец, тоже не чувствуя, насколько крепко ухватился ребенок, еще ираскачивать его начнет. Мы останавливаем увлекшегося папу: - Так нельзя - малыш может сорваться! Ведь при раскачивании нагрузка на рукирезко возрастает. Сами мы делаем иначе, никогда не станем поднимать ребенка на такую высоту, докоторой ему самому не добраться, а опустим ему кольца, чтобы он достал сам. Иникто у нас не станет его раскачивать, пока он этому не научится сам. И никтоне упрекнет, если что-то еще не получается или выходит плохо. Но зато оченьвнимательно будут смотреть за малышом, когда он в первый раз подходит кснаряду. Вот, допустим, влезает двухлетняя Оля впервые на вертикальную лесенку. Вверхвзбираться ей легко. Видно, за какую перекладину надо ухватиться, а ножонкипереступают следом за руками. Слезть же вниз малышке невероятно трудно.Опустит ногу вниз, а там ступеньку не находит. Посмотреть вниз еще неумеет... вот и критический момент. Как тут быть? Подойти и сразу снять дочкуочень глупо. Она ничему не научится, никакого опыта не приобретет. Полезетзавтра снова, и все повторится сначала (если не будет рядом взрослых, может исорваться с лесенки, и сильно ушибиться). Я стою рядом, но не снимаю дочку, а только подхожу поближе, чтобы поймать ее,если оборвется. И тут начинается "урок". Малышка пищит, ей страшно, ножонканикак не находит перекладины. Проходит полминутки, а то и минутка, пока ножканаконец нащупывает перекладину - не без моей помощи, если надо. Скольконеприятных переживаний и у меня и у дочки, зато завтра... О! Самое интересноебудет завтра. Маленькая Оля обязательно полезет снова на эту злосчастнуюлесенку. Но, помня вчерашние неприятности, она влезет только на однуступеньку вверх, победно посмотрит на меня и... тут же слезает на пол. - Молодец, Оля! - радуюсь я. Так повторится много раз, и лишь потом онапонемножку осмелеет и влезет на две, потом на три ступеньки. Вот так и учатсяу нас ребята с первого же года жизни определять свои возможности и бытьосторожными. Л.А.: У детей здесь свои трудности, а у нас, взрослых, другие. Отцам чащевсего труднее избежать излишнего форсирования, понукания, подстегивания. Аведь давление на ребенка возбуждает у него либо страх, либо строптивость и,уж во всяком случае, сковывает, как бы парализует желание и волю самогоребенка. Вряд ли это приохотит малыша к занятиям. А вот матерям надо бывоздержаться от моментальной, часто преждевременной помощи при первой жетрудности малыша. Знаю по себе, как это трудно, но нужно! Излишняя опека,"дрожание" над малышом, предотвращение малейших ушибов и любых паденийпорождают в нем нерешительность, несамостоятельность и неосторожность: ведьза него об опасностях думает мама! Что же выходит: заставлять - плохо, опекать - еще хуже, а что тогда нужно,чтоб получалось? Радоваться, просто радоваться, когда малышу что-то удается,- это, по нашим наблюдениям, главный стимул для успешных занятий с ребенком.Самый совершенный спорткомплекс не вызывает его интереса, не "срабатывает",если мы, взрослые, остаемся равнодушны к тому, что с ним делает ребенок, каку него получается. Ну а если упал? А если неудача? Тогда мы утешим, конечно, утешим, вытремзаплаканные глаза, ободрим ("Не горюй, еще получится!"), но чуть позже того,как ему пришлось самому потрудиться, покряхтеть, даже поплакать от очереднойнеудачи. Я только всегда стараюсь избегать утешений такого рода: "Ах, какиенехорошие кольца, не слушаются Ванюшу". Я скорее скажу так: "Жаль, колечкихотели тебя покатать, а ты не сумел... Ну ничего, давай еще разокпопробуем..."



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.