Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наукоучение (нем. — wissenschatslehre) — 1. Термин, используемый 3 страница




пассивно чувствующее существо, тогда как человек — существо активное, которое само производит свою жизнь. Фейербах рассматривает человека как изолиро­ванного индивида или как универсальный род. Однако человек, утверждается в "Н.И.", — существо историче­ское, которое существует прежде всего в обществе. Его действительность нельзя отделить от всего комплекса общественных отношений. "Первый исторический акт — это производство средств, необходимых для удовле­творения потребностей, производство самой материаль­ной жизни". По мнению Маркса и Энгельса, Фейербах не понимает, что такое настоящее критическое дейст­вие. Оно может быть только критической практикой, иначе говоря, революционным вмешательством. Старый созерцательный материализм выражает взгляды только одного класса: буржуазии. Лишь опыт рабочего движе­ния в коммунистической форме может заставить уста­реть абстрактный анализ отчуждения, за пределы кото­рого пытался выйти Фейербах. Критически рассмотрев гуманистический материализм Фейербаха, Маркс и Эн­гельс перешли к критике критических взглядов Б.Бауэра и индивидуализма М.Штирнера. Две этих теории, кроме их внутренних противоречий, по мысли Маркса и Эн­гельса, объединяет их абстрактность: Бауэр и Штирнер лишь обсуждают основания представлений о мире. Вме­сто того чтобы поставить себе целью изменить мир, они только оправдывают, одобряют его. Бауэр и Штирнер выдвинули лишь систему идей. Самостоятельность мысли, которую они провозглашают, и критическая по­зиция, о которой они заявляют, по мысли авторов "Н.И.", — не более чем иллюзии. Эти философы отка­зываются видеть или признать, что все их труды впол­не вписываются в систему существующих обществен­ных отношений. Вопреки их собственным утверждени­ям, они вовсе не являются ни революционерами, ни критиками. Они довольствуются тем, что защищают буржуазию от пролетариата, который стремится к практической критике: "Эти иллюзии, мечтания и из­вращенные представления очень просто объясняются их практическим положением в жизни". Образ мышле­ния и характер позиции Бауэра и Штирнера соответст­вуют идеологии господствующего класса, допускаю­щего критику со стороны "своих". На определенной ступени развития производительных сил буржуазия дозволяет интеллектуалу быть внешне самостоятель­ным и независимым. Но на деле его независимость есть лишь продукт существующего в капиталистичес­ком обществе разделения между умственной и практи­ческой деятельностью, происходящего от противостоя­ния труда и капитала. Отстаиваемая Бауэром идея о том, что сознание определяет бытие, возникла на базе существующих общественных отношений, которые от-

деляют сознание от жизни, личность от общества, а идеи — от условий их производства. Однако именно жизнь определяет сознание, а не наоборот. Отчужде­ние — это именно тот процесс, который порождает ил­люзию, что мир можно изменить, изменив идеи. Изме­нить же необходимо, согласно убеждению Маркса и Эн­гельса, не сознание действительности, а саму действи­тельность. Маркс и Энгельс доказывают, что в интере­сах любого класса заставить поверить в универсаль­ность своих идей. Но для них совершенно ясно, что идеи не бывают универсальными. Они принадлежат той группе людей, интересы которых защищают. Гуманис­тический универсализм — это часть буржуазной идео­логии. Лишь особенные интересы пролетариата совпа­дают со всеобщими интересами. По мысли авторов "Н.И.", "... пролетарии, чтобы отстоять себя как лично­сти, должны уничтожить имеющее место до настоящего времени условие своего собственного существования, которое является в то же время и условием существова­ния всего предшествующего общества", и далее: "ком­мунистическая революция... уничтожает господство ка­ких бы то ни было классов вместе с самими классами". Маркс и Энгельс показали, что материалистический анализ экономического базиса должен состоять прежде всего в анализе способа производства. Исследовать не­обходимо не только его структуру, но и происхождение. Общественные отношения в определенную эпоху и в определенном месте обусловлены способом производ­ства, утвердившимся среди людей в данную эпоху и в данном месте. Функцией производства является удовле­творение человеческих потребностей. Именно их разви­тие приводит к переменам в обществе: "Любая револю­ция, так же как и достигаемые ею результаты, определя­ется условиями существования индивидов, их нужда­ми". Разделение между трудом и капиталом порождает наемный труд. Характер способа производства опреде­ляется состоянием развития производительных сил, до­стигнутым к данному моменту истории. Производитель­ные силы включают в себя не только все материальные средства производства, но и рабочую силу, уровень ее развития и способ использования. Рабочая сила, в свою очередь, в определенной степени влияет на развитие производительных сил. Возникает двоякого рода проти­воречие. С одной стороны, новый способ производства разрушает прежний. Представляемые ими интересы вступают в конфликт. Машинный труд может противо­речить физическому. Но, кроме того, происходят и кон­фликты между разными способами производства, как это можно видеть на примере перехода от мануфактуры к фабрике. В "Н.И." впервые появилась классификация исторических этапов развития общества, которую Маркс позже развил и уточнил в своем "Капитале". Эти

этапы — первобытное общество, античное рабство, фе­одализм и буржуазный капитализм, проходящий стадии первичного накопления капитала, его концентрации и распространения по всему миру. "Общество всегда раз­вивалось в результате противоречий: между свободны­ми людьми и рабами в античности, феодалами и крепо­стными в средние века, буржуазией и пролетариатом в Новое время". Историческое развитие капитализма так­же показывает, что концентрация капитала лишает со­держания некоторые юридические и общественные формы. Частная собственность приобретает все более общественный характер. В этот момент, когда концент­рация капитала достигнет такой степени, что сделает во­пиющей несправедливостью частное присвоение средств производства, рабочий класс может восстать и устранить это противоречие путем революционного действия. Философская мысль 20 в. противопоставила революционистской парадигме, инициированной "Н.И.", ряд интеллектуальных ответов и более перспек­тивных исследовательских программ. (См. также Маркс, Марксизм, Неомарксизм, Модернизм.)

A.A. Грицанов

НЕМЕЦКАЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-КРИ­ТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — этап в развитии не­мецкой и западноевропейской философской мысли с се­редины 18 до первой трети 19 в.,

НЕМЕЦКАЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-КРИ­ТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — этап в развитии не­мецкой и западноевропейской философской мысли с се­редины 18 до первой трети 19 в., представленный име­нами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. В отечественной историко-философской традиции за этим периодом за­крепилось в качестве устойчивой квалификационной метки название, данное еще Энгельсом, — "немецкая классическая философия", в котором было имманентно заложено идеологически ангажированное толкование ее места, роли и значения в качестве непосредственного теоретического источника марксизма в области филосо­фии. Более того, в данном обозначении изначально на­личествовала избыточно заниженная оценка данного ис­торико-философского этапа, которому во многом отка­зывалось в самодостаточности и автономности в качест­ве полноправного, "золотоносного" интеллектуального пласта, имеющего вневременную значимость и цен­ность (наряду, скажем, с античной и возрожденческой философией, задавшими непревзойденную духовно-ин­теллектуальную планку для всех времен и народов). Н.Т.-К.Ф. — это грандиозная эпоха в развитии западно­европейской культуры и философии, хронологически охватывающая почти столетие интенсивнейших, чрез­вычайно напряженных и очень ярких по своим результа­там и важных по своему последующему воздействию интеллектуальных поисков. Это как бы своего рода фи­лософский канон или каноническая философская эпоха, сконцентрировавшая в себе потенциал всей западноев-

ропейской метафизики от Платона до 18 в., — эпоха, на­всегда внесенная в классический ареал мировой фило­софской мысли. Таким образом, Н.Т.-К.Ф. — это своего рода итог всей двухтысячелетней предшествующей фи­лософской традиции, высшее, завершающее звено в раз­витии новоевропейского философского рационализма и т.наз. философской классики (с присущими ей претензи­ями на систематическую целостность и завершенность, убежденностью в естественной упорядоченности миро­устройства, наличием в нем гармонии и порядков, до­ступных рациональному постижению.) И в то же время Н.Т.-К.Ф. — это и тот исток, с которым оказывается ге­нетически связана современная западная философия по­следней трети 19 и 20 в., ибо именно ее парадигмальные установки во многом определили облик большинства основных направлений, школ и течений неклассическо­го и постклассического стиля философствования. При всем разнообразии идей и концепций немецкая филосо­фия этого периода представляет собой: а) преемствен­ный ряд систем, органически связанных между собой, ибо каждый философ после Канта, начиная выработку собственной концепции, целиком опирался на идеи сво­его предшественника; б) относительно целостное, еди­ное духовное образование, так как все вышеперечислен­ные мыслители так или иначе придерживались на про­тяжении данного этапа развития ряда существенных принципов. К их числу можно отнести следующие: 1) Сходное понимание роли самой философии в обществе. ("Философия есть... современная ей эпоха, постигнутая в мышлении", — писал Гегель.) Все немецкие мыслите­ли вверяли ей высочайшую духовную миссию — быть критической совестью культуры, осуществлять крити­ческую рефлексию по отношению ко всем сферам чело­веческой жизнедеятельности. Некоторые новейшие фи­лософы, особенно Рорти, оспаривают сегодня эту пре­тензию Н.Т.-К.Ф., считая, что Гегель и Кант "вообще воспринимали философию слишком серьезно" и что на деле она являет собой "только один из способов сглажи­вания напряжений между сферами культуры". Однако эту точку зрения разделяют сегодня далеко не все пред­ставители новейших течений. Так, Фуко, восхищаясь Кантом, писал, что "тот поставил проблему философии не по отношению к вечности, а по отношению к "сей­час" — не созерцать вечное, не рефлексировать исто­рию, а диагностировать наши актуальные становления, пронизывающие эпоху как нечто межвечное, несвоевре­менное, актуальное. (Почти как у Ницше, говорившего о философе как враче цивилизации.) Немецким мыслите­лям второй половины 18 — первой трети 19 в. во мно­гом удалось "диагностировать" актуальные становления своей эпохи и пронести через все разделы своей фило­софии идею о высочайшей, культурно-цивилизующей,

гуманистической миссии философии. В этом плане Н.Т.-К.Ф. остается и по сей день пока недосягаемым идеалом, задавшим высочайшую планку в стремлении дать завершающее осмысление этого мира в концептах. 2) Формирование качественно нового облика самой фи­лософии в виде более дифференцированной, тщательно отработанной в категориально-понятийном плане, спе­циальной системы дисциплин, звенья которой взаимо­связаны в единую интеллектуальную цепь философских концептов, характеризующихся к тому же высокой сте­пенью обобщенности и абстрагированности. В этом плане Н.Т.-К.Ф. крайне сложна для освоения. Как писал, хорошо понимая это, Гегель: "О нас идет слава как о глубоких, но часто неясных мыслителях". Произведения Канта, Фихте, Шеллинга и того же Гегеля не были рас­считаны на широкого читателя, это специальные фило­софские работы, изобилующие крайне абстрактными дедукциями и невероятно сложными концептами, неко­торые из которых обозначаются совершенно необычны­ми, из ряда вон выходящими и шокирующими словами: архаизмы, неологизмы, головокружительные этимоло­гические изыскания, демонстрирующие, по словам Делеза и Гваттари, "характерно философский род атлетиз­ма". 3) Ориентация на создание (впервые в истории фи­лософской мысли) целостной диалектической концеп­ции развития. 4) Наличие ряда общих подходов к трак­товке социально-исторической проблематики — обос­нование исторической закономерности, принципов сво­боды и гуманизма. Н.Т.-К.Ф. обогатила мысль принци­пиально новым способом философствования, взяв в ка­честве особого, исходного его пункта сосредоточение всех интеллектуальных интересов главным образом на гносеологической проблематике. В отличие от предше­ствующей философии, начинавшей с вопроса о том, что такое предмет, Кант в качестве первоначальной интуи­ции, развертываемой затем в его концептах, ставит во­прос о том, как происходит и как вообще возможно по­знание о предмете, каковы виды и специфические зако­номерности этого познания. Таким образом, отправля­ясь в своих рассуждениях от рассмотрения познаватель­ного процесса и установления границ его компетенции, представители Н.Т.-К.Ф. всему и вся попытались дать именно познавательную оценку. Слово "трансценден­тальная" и означает исследование не предметов, а видов их познания, причем исследование этого познания a pri­ori — до опыта, т.е. до того, как наш познавательный ин­струмент будет пущен в ход. Исследуя диапазон позна­вательных сил разума, деятели Н.Т.-К.Ф. превращают его одновременно и в своего рода трибунал, все и вся ставящий пред своим судом. Поэтому Н.Т.-К.Ф. — это еще и критическая философия. Благодаря осуществлен­ному ею "коперниканскому" повороту в сторону транс-

цендентализма и признанию того, что все в мире обус­ловлено в конечном счете нашей априорной познава­тельной способностью, ее представители возвели фи­лософию в ранг неэмпирической дисциплины, по сути определяющей когнитивный статус всех других форм дискурса и делающей их легитимными, будь то наука, мораль или искусство. Отсюда и ее особый статус "ба­зисной дисциплины", дисциплины оснований, который подвергается решительной критике в границах новей­шей философии под лозунгом "смерти эпистемоло­гии".

Т.Г. Румянцева

НЕОДЕТЕРМИНИЗМ — новая версия интерпре­тации феномена детерминизма (см. Детерминизм) в со­временной культуре,

НЕОДЕТЕРМИНИЗМ — новая версия интерпре­тации феномена детерминизма (см. Детерминизм) в со­временной культуре, фундированная презумпциями не­линейности, отсутствия феномена внешней причины и отказа от принудительной каузальности. Если идея тра­диционного (линейного) детерминизма (линейной эво­люции, линейного прогресса) являлась доминирующей в европейской культуре на протяжении практически всей ее истории, то современная культура характеризу­ется радикальным поворотом к Н. — как в рамках есте­ственно-научной, так и в рамках гуманитарной своей традиций. Для естествознания переход к нелинейной парадигме связан именно со становлением неклассичес­кой науки (от квантовой механики до теории катастроф Р.Тома); применительно к гуманитарной сфере право­мерно относить зарождение идей нелинейности к гораз­до более раннему периоду. В первую очередь, это отно­сится к философии и социальной истории: фиксация внимания на феномене "неслучайности" (неэлиминиру­емости) случая впервые была осуществлена именно в этих областях, — собственно, отсчет здесь можно вести, начиная с идеи Эпикура о самопроизвольном отклоне­нии атомов. Параллельно традиции жесткого детерми­низма, трактовавшего случайность как онтологизацию когнитивной недостаточности (от Демокрита до Новой Европы) или как результат взаимодействия (пересече­ния) несущественных причин (гегельянство — марк­сизм), в истории философии может быть выделена и традиция, числившая феномен случайности по своему департаменту (от концептуальной экспликации данных идей у У.Петти и А.Кетле до их парадигмального конституирования и аксиологического доминирования в постмодернизме). По ретроспективной оценке Лиота-ром классической традиции, в рамках последней уни­версально предполагалось, что в качестве предмета ес­тествознания "природа является безразличным, бесхит­ростным соперником", тогда как "в гуманитарных на­уках референт, человек, также является участником иг­ры, обладающим речью, развивающим какую-либо

стратегию, возможно неоднозначную, в противовес стратегии ученого: здесь тип случайности, с которой сталкивается исследователь, является не предметным или индифферентным, но поведенческим, или стратеги­ческим, т.е. противоборствующим". Аналогично, синергетическое описание парадигмальных особенностей классического естествознания выявляет их фундированность идеей жесткого линейного детерминизма: "подоб­но богам Аристотеля, объекты классической динамики замкнуты в себе. Они ничего не узнают извне. Каждая точка системы в любой момент времени знает все, что ей необходимо знать, а именно: распределение масс в пространстве и их скорости. Каждое состояние содер­жит всю истину о всех других состояниях...; каждое мо­жет быть использовано для предсказания других состо­яний, каково бы ни было их относительное расположе­ние на оси времени. В этом смысле описание, предо­ставляемое наукой, тавтологично, так как и прошлое, и будущее содержатся в настоящем" (И.Пригожин, И.Стенгерс). Такой подход предполагает наличие в ис­следуемом предмете имманентной и имплицитной логи­ки развития, последовательно разворачивающейся в хо­де его эволюции, которая в силу этого обстоятельства может быть представлена в качестве поступательного ряда этапов, каждый из которых непосредственно выте­кает из предыдущего и, в свою очередь, дает основание для последующего. Артикуляция классической наукой своего предмета в подобном качестве позволяет срав­нить его поведение "с поведением автомата: будучи за­программирован, автомат неукоснительно следует пред­писаниям, заложенным в программе" (Г.Николис, Пригожин). Как отмечает Уайтхед, "указанное направление европейской мысли... берет свое начало из существовав­шей в средние века непререкаемой веры в рациональ­ность Бога, сочетающего личную энергию Иеговы с ра­циональностью греческого философа. Ни одна деталь не ускользнула от его бдительного ока, каждой мелочи он нашел место в общем порядке". Такой подход к пред­мету инспирирует конституирование в естествознании презумпции сколь тотального, столь же и линейного дедуктивизма. Так, например, из предположения Галилея о том, что книга природы написана языком математики, естественно вытекало, что ведущий математик владеет "формулой Вселенной". Именно в этом ключе интер­претирует обсуждаемую проблему Лейбниц: "я не гово­рю, что телесный мир — это машина или часовой меха­низм, работающий без вмешательства Бога; я достаточ­но подчеркиваю, что творения нуждаются в беспрерыв­ном его влиянии. Мое утверждение заключается в том, что это часовой механизм, который работает, не нужда­ясь в исправлении его Богом; в противном случае при­шлось бы сказать, что Бог в чем-то изменил свои реше-

ния. Бог все предвидел, обо всем позаботился". В этом отношении можно сказать, что линейный тип детерми­низма в своей культурной доминации конституирует не только науку классического типа, но и парадигмальную матрицу классической метафизики (см. Метафизика), и основоположения классической теологии, ибо понятый в качестве автомата мир предполагает наличие субъекта своего создания и управления или уж во всяком случае — запуска (см. Деизм). Тоффлером отмечено определен­ное коррегирование между эволюцией взглядов на де­терминизм и социокультурного контекста их разворачи­вания: "широкое распространение механического миро­воззрения совпало с расцветом машинной цивилизации. Бог, играющий в кости, был плохо совместим с машин­ным веком, который с энтузиазмом воспринял научные теории, изображавшие Вселенную как своего рода ги­гантский механизм", — собственно, "необычайно быст­рое развитие фабричной цивилизации... казалось, лишь подтверждало правильность представлений о Вселен­ной как о гигантской заводной игрушке". Правомерно утверждать, по Тоффлеру, что имеет место и обратный вектор влияния: по его наблюдению, "представление о простой и однородной механической Вселенной... явно довлело над умами творцов американской конституции, разработавших структуру государственной машины, все звенья которой должны были действовать с безотказно­стью и точностью часового механизма. Меттерних, на­стойчиво проводивший в жизнь свой план достижения политического равновесия в Европе, отправляясь в оче­редной дипломатический вояж, неизменно брал с собой в дорогу сочинения Лапласа". Не случайно наука дан­ного типа доминировала в учрежденных абсолютными монархами академиях (Франция, Прусия, Россия). Свойственный детерминизму классического образца подход к действительности рисует "утешительную кар­тину природы как всемогущего и рационального каль­кулятора, а также строго упорядоченной истории, свиде­тельствующей о всеобщем неукоснительном прогрессе" (Пригожин, Стенгерс). С переходом к неклассической науке, однако, эта "утешительность" перестала воспри­ниматься в качестве удовлетворительной: по словам Эйнштейна, "высшая аккуратность, ясность и уверен­ность — за счет полноты. Но какую прелесть может иметь охват такого небольшого среза природы, если на­иболее тонкое и сложное малодушно оставляется в сто­роне? Заслуживает ли результат столь скромного заня­тия гордого названия "картины мира"?". В противопо­ложность классике, предложенное современным естест­вознанием (от квантовой механики до синергетики) ви­дение мира основано на радикально ином, а именно — на допускающем плюрализм, нелинейном — типе де­терминизма. Пользуясь метафорикой Аристотеля, При-

гожин и Стенгерс так оценивают классическое естество­знание: "классическая наука отрицала становление и многообразие природы, бывшие, по Аристотелю, атри­бутами неизменного подлунного мира. Классическая на­ука как бы низвела небо на землю... Коренное измене­ние во взглядах современной науки... можно рассматри­вать как обращение того движения, которое низвело аристотелевское небо на землю. Ныне мы возносим зем­лю на небо". Таким образом, если двигаться в направле­нии, позволяющем выйти за пределы эволюционного преформизма классической науки, то интенция осмыс­ления множественности и новизны (при самой широкой постановке вопроса) неизбежно приводит к новому (не­линейному) пониманию детерминизма. Современная наука фундирована, по оценке А.Кестлера, презумпци­ей необходимости "выбраться из смирительной рубаш­ки, надетой на... философские взгляды материализмом 19 в.", — в первую очередь, речь идет о "смирительной рубашке" детерминизма, понятого в качестве внешнего причинения. Находясь на посту президента Междуна­родного союза теоретической и прикладной механики, Дж.Лайтхилл публично принес от имени механики из­винения за то, что "в течение трех веков образованная публика вводилась в заблуждения апологией детерми­низма, основанного на системе Ньютона, тогда как можно считать доказанным... что этот детерминизм яв­ляется ошибочной позицией". Отказ от линейного по­нимания детерминизма становится краеугольным кам­нем синергетической исследовательской парадигмы: "мы все более и более склонны думать, что фундамен­тальные законы природы описывают процессы, связан­ные со случайностью и необратимостью, в то время как законы, описывающие детерминистские и обратимые процессы, имеют лишь ограниченное применение" (Пригожин). Важнейшим аспектом понимания детер­минизма в качестве нелинейного выступает отказ от идеи принудительной каузальности, предполагающей наличие так называемой внешней причины, т.е. пре­зумпция того, что Н.Н.Моисеев называет "отсутствием направляющего начала". Собственно, именно этот пара­метр и выступает критериальным при различении синергетических (децентрированных) и кибернетических систем, управляемых посредством команд центра. В си­нергетике "материя стала рассматриваться не как инерт­ный объект, изменяющийся в результате внешних воз­действий, а, наоборот, как объект, способный к самоор­ганизации, проявляющий при этом как бы свою "волю" и многосторонность", — иными словами, "организация материи... проявляется самопроизвольно как неотъемле­мое свойство любой данной химической реакции в от­сутствие каких бы то ни было организующих факторов" (А.Баблоянц). Применительно к феноменам, характери-

зующимся таким свойством, как сложность, правомер­но, согласно Г.Николису и Пригожину, утверждать, что "тот факт, что из многих возможностей реализуется не­который конкретный исторический вариант, совсем не обязательно является отражением усилий некоторого составителя глобального плана, пытающегося оптими­зировать какую-то всеобщую функцию, — это может быть простым следствием устойчивости и жизненности данного конкретного типа поведения". Данный момент оказывается принципиально важным с гносеологичес­кой точки зрения. Синергетика не может более опирать­ся на традиционную (фактически восходящую к гилеморфизму) идею о том, что изучение внешней причины, которая, будучи открытой для анализа, позволяет (в си­лу своей соотнесенности, в аристотелевской терминоло­гии, с формальной причиной как эйдосом будучего ре­зультата причинения) спрогнозировать предстоящее со­стояние изменяющейся (точнее, изменяемой — и в этом суть) системы. Однако обращение к анализу поведения элементов микроуровня системы также не может дать искомого результата, ибо новое состояние системы воз­никает как непредсказуемый системный эффект: "кто же может догадаться о путях развития общества и его эко­номическом положении по наблюдению только за одним членом общества и его чековой книжки?" (А.Баблоянц). Таким образом, по оценке Пригожина, "феномен неста­бильности естественным образом приводит к весьма не­тривиальным, серьезным проблемам, первая из которых — проблема предсказания". Имманентное включение в процесс самоорганизации фактора случайной флуктуа­ции делает принципиально невозможным предвидение будущих состояний системы, исходя из знания о ее на­личном состоянии, поскольку, по словам Пригожина и Стенгерс, "очень часто отклик системы на возмущение оказывается противоположным тому, что подсказывает нам наша интуиция /воспитанная на образцах классиче­ской научной рациональности — M.M./. Наше состояние обманутых ожиданий в этой ситуации хорошо отражает введенный в Массачусетском технологическом институ­те термин "контринтуитивный". Это, разумеется, не оз­начает отказа от попыток прогноза: по формулировке Пригожина, "да, мир нестабилен, но это не означает, что он не поддается научному изучению". Однако, осуще­ствляя рефлексивный анализ собственных концептуаль­ных методов и средств, синергетика очень четко фикси­рует границы возможностей перспективного прогнози­рования событий в очерченном концептуальном поле: по оценке А.Баблоянц, "методами нелинейной динами­ки мы можем только предсказать возможность или не­возможность упорядоченных состояний данной систе­мы вдали от равновесия", однако с помощью этих мето­дов в принципе "нельзя предсказать саму природу но-

вых неустойчивых состояний... можно только устано­вить их наличие". Соответственно этому, презумпция научного предсказание в строгом (классическом) смыс­ле этого слова, как констатируют Б.Мизра, Пригожин и М.Курбейдж, сменяется презумпцией "проблемного описания". Именно в этом пункте — в ситуации непред­сказуемости, — по оценке Пригожина, и встает "в пол­ный рост... проблема детерминизма". Механизм оформ­ления структур реализует себя как самоорганизация не­равновесной среды, в процессе которой случайность от­нюдь не является тем несущественным фактором, кото­рым можно было бы пренебречь: "в сильно неравновес­ных условиях процессы самоорганизации соответству­ют тонкому взаимодействию между случайностью и не­обходимостью, между флуктуациями и детерминист­скими законами. Мы считаем, что вблизи бифуркаций основную роль играют флуктуации или случайные эле­менты, тогда как в интервалах между бифуркациями до­минируют детерминистические аспекты... Когда систе­ма, эволюционируя, достигает точки бифуркации, де­терминистическое /т.е. осуществляемое посредством апелляции к универсальным динамическим законам — M.M.I описание становится непригодным... Переход через бифуркацию — такой же случайный процесс, как бросание монеты", в силу чего "в этом случае... воз­можно только статистическое описание" (Пригожин, Стенгерс). В исследуемых синергетикой процессах так называемые необходимые и случайные факторы оказы­ваются практически одинаково значимыми, и специфи­ка эволюционного процесса трактуется как определяе­мая их уникальными комбинациями. Так, Г.Хакен кон­статирует, что именно "совместное действие стохасти­ческих и детерминированных "сил" ("случайность" и "необходимость") переводит систему из исходных со­стояний в новые, определяя при этом, какие именно новые конфигурации реализуются". Пригожин и Стен­герс отмечают, что "траектория, по которой эволюцио­нирует система... характеризуется чередованием ус­тойчивых областей, где доминируют детерминистиче­ские законы, и неустойчивых областей вблизи точек би­фуркации, где перед системой открывается возможность выбора одного из нескольких вариантов будущего... Эта смесь необходимости и случайности и создает "исто­рию" системы". (Разумеется, в рамках такого подхода для Пригожина "представляется очевидным, что с точки зрения идеала детерминизма само понятие истории ли­шено смысла", ибо признание того обстоятельства, что универсальный закон проявляет себя везде и всегда, фактически снимает саму постановку вопроса об эво­люции описываемой посредством этого закона предмет­ности.) При этом, однако, "ветвящиеся дороги эволю­ции ограничены" и пролегают "в рамках вполне опреде-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.