КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 1. Информация для оценки надежности АТ
Лекция 13.Статистический анализ надежности авиационной техники
Определение качественных и количественных характеристик надежности осуществляется на основе обработки информации об отказах и неисправностях авиационной техники, возникающих в процессе эксплуатации значительного парка летательных аппаратов. В сборе, обработке и анализе этой информации участвуют эксплуатационные предприятия, авиационные заводы, научно-исследовательские организации гражданской авиации, ОКБ и заводы-поставщики авиационной техники. Работу по сбору, обработке и анализу информации о надежности объектов проводят путем заполнения соответствующих типовых форм-носителей информации, пересылки этих документов в организации, которые занимаются проведением статистической обработки и анализом, подготовкой рекомендаций по повышению надежности и последующим доведением этих рекомендаций до предприятий промышленности. В гражданской авиации предусмотрена единая система сбора, учета и обработки информации об отказах и неисправностях во всех эксплуатационных и ремонтных предприятиях. Первичным документом информации для анализа надежности авиационной техники является карточка учета неисправностей, которую заполняют на все отказы и неисправности авиационной техники, выявленные в процессе эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и длительного хранения на складах. Карточки заполняют на основании технической документации, где приводятся первоначальные записи об отказах и неисправностях (карты-наряды на техническое обслуживание, ведомости дефектации, бортовой журнал). Полностью оформленные карточки учета высылают из авиационных предприятий НИИ, где производятся их анализ и обработка. Статистическое определение показателей надежности показывает, что истинное значение их может быть определено лишь при очень большом числе экспериментов. Практически же объем наблюдений (испытаний или эксплуатации) всегда ограничен. Конечная совокупность случайных чисел, полученных в результате наблюдений называется выборкой. Вычисленные показатели надежности или другие численные характеристики (выборочные характеристики) являются оценкой истинного значения. Оценка обычно обозначается "крышечкой" или волнистой линией над обозначением, например: , , . Основными выборочными характеристиками являются: выборочная средняя наработка до отказа
выборочное среднее число отказов выборочное среднеквадратическое отклонение наработки до отказа выборочное среднеквадратическое отклонение числа отказов где — объем выборки (число наблюдаемых величин). Эти оценки называются точечными, они дают приближенное значение истинной характеристики случайной величины (в частности, показателя надежности — средней наработки до отказа). Чем больше объем выборки ti) тем точнее будет оценка истинного значения. Если случайным образом выбрать несколько разных выборок из ряда случайных чисел (например, наработок до отказа изделия в эксплуатации), то по каждой из них можно вычислить свою случайную выборочную характеристику U. С некоторой вероятностью значения случайной выборочной характеристики попадут в интервал вокруг истинного значения : Правомерна постановка обратной задачи: если по данной конкретной выборке вычислена выборочная характеристика , то можно определить интервал вокруг нее, который накроет истинное значение эгой характеристики с вероятностью : . В данном случае интервал от до имеет случайные концы и носит название доверительного интервала, а вероятность называется доверительной вероятностью. Иными словами, и есть доверительные границы, определяющие интервал, в котором с достаточно высокой вероятностью должно находится неизвестное истинное значение характеристики случайной величины. Например, при оценке среднего значения наработки на отказ (рис.5.1,а), т.е. в случае, когда и , с вероятностью значение находится в интервале от до . Оценка истинного значения характеристики случайной величины с помощью доверительных границ называется интервальной оценкой. Рис.5.1. К определению доверительных границ для значение случайной величины: — доверительный интервал при оценке ; б - верхняя и нижняя доверительные границы
Чаще всего практически наиболее важное значение имеет одна из доверительных границ, в зависимости от показателей надежности. Для показателей, ограниченных снизу (вероятность безотказной работы P(t), средняя наработка до и на отказ и т.д.) более важное значение имеет правильное определение нижней доверительной границы (НДГ). Для показателей, ограниченных сверху (вероятность отказа Q(t), интенсивность отказов , параметр потока отказов ) более важное значение приобретает верхняя доверительная граница (ВДГ). Поэтому на практике часто применяют односторонние доверительные границы. Доверительные границы определяются законом распределения оцениваемой величины (наработки до отказа или числа отказов) и опытного значения выборочной характеристики. Взаимосвязь между односторонними и двусторонними доверительными границами определяется
Вопрос 2. Анализ информации о надежности АТ
Анализ информации о надежности рекомендуется проводить по объектам обслуживания. В качестве примера в табл. 2.1 приведены характерные отказы и неисправности для некоторых агрегатов силовой установки. Располагая такой информацией об отказах и неисправностях по объектам обслуживания, можно провести ее качественный и количественный анализ. Качественный анализ информации о надежности позволяет установить степень влияния различных отказов и неисправностей на работоспособность отдельных агрегатов или систем в целом, оценить последствия, к которым может привести появление тех или иных неисправностей, выявить основные конструктивно-производственные недостатки, недостатки эксплуатации и ремонта. Путем качественного анализа выявляют наименее надежные узлы и агрегаты авиационной техники. Намечают мероприятия, которые необходимо провести для обеспечения работоспособности систем в случае появления неисправностей. В зависимости от степени опасности неисправностей в одних случаях может потребоваться немедленное проведение работ по их устранению, в других — работы могут быть отсрочены до возвращения летательного аппарата в базовый аэропорт или до очередной формы периодического обслуживания. Таблица 2.1 Перечень неисправностей, выявленных в процессе эксплуатации
В результате качественного анализа можно сделать предварительные выводы о возможности изменения периодичности обслуживания объектов и определить в некоторых случаях основные направления экспериментальных и теоретических исследований по повышению надежности изделий. Количественный анализ информации о надежности позволяет определить фактический уровень надежности авиационной техники,, оценка которого производится с помощью показателей, получаемых по определенным математическим зависимостям. При оценке количественных показателей надежности основными величинами, используемыми в расчетах, являются число отказов или неисправностей и величина наработки (часы, посадки, циклы и т. д.). Расчетные показатели надежности сравниваются с нормативными и используются для их уточнения. Известно, что нормативные показатели надежности обычно задаются при проектировании изделия, когда еще недостаточно ясны все вопросы, связанные с конструкцией, условиями эксплуатации, режимами обслуживания и т.д. Поэтому при установлении норм надежности используются соответствующие характеристики уже существующих аналогичных объектов с учетом характеристик проектируемого изделия, технического прогресса за время проектирования и изготовления, а также изменения условий эксплуатации, последствия отказов и т.д. Литература 1. Пугачев 2. Когге
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |