КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Осмотр, пальпация суставов
Суставной синдром (боли в суставах) м.б. по типу артралгий, по типу артрита или артроза, по типу гемартроза (при гемофилии). Изменения формы и величины суставов: • дефигурация - отек мягких тканей сустава, выпот в сустав (типичный признак артрита); • деформация - необратимые изменения костных и хрящевых структур (типична для ЮРА).
Артрит – синовит: • воспалительный ритм боли - боль спонтанная, максимально выражена утром и во 2-ю половину ночи; • стрессовый характер боли - боль при средних по амплитуде движениях, резко усиливается в крайних точках сгибания и разгибания; • дефигурация сустава, выпот в полость; • покраснение и местное повышение температуры кожи (в норме температура кожи над коленными и локтевыми суставами холоднее окружающих участков); • болезненность суставной щели; • крепитация; • ограничение объема активных и пассивных движений. Поражение сустава с разрушением хряща и костной ткани: • механический ритм болей – боль тупая, ноющая, усиливающаяся при нагрузке; • деформация сустава с патологическими подвывихами, костными разрастаниями • хруст при движении; • боль одинаковой интенсивности в процессе сгибания и разгибания сустава. Поражение периартикулярной ткани: • боль при резистивных активных (изометрических) движениях – напряжение мышц и связок при противодействии движению, движения нет; • объем пассивных движений в суставах увеличен по сравнению с активными движениями; • болезненность при пальпации периартикулярных точек.
Оценивают цвет кожи над суставом, местную температуру, функцию, наличие отёка и боли. Проверяют объём пассивных и активных движений в суставах. Шейный отдел позвоночника. Попросить больного: · запрокинуть голову назад (разгибание в норме — 50-60˚); · достать подбородком до грудины (сгибание в норме — 45˚); · повернуть голову вправо и влево (ротация в норме 60-80˚); · наклонить голову к правому и левому плечу (боковое сгибание в норме 40˚) Поясничный и грудной отделы позвоночника. Попросить больного: нагнуться вперёд и достать пол руками (в норме расстояние от кончиков пальцев до пола не более 5 см); усиление поясничного лордоза может свидетельствовать о поражении тазобедренных суставов. Височно-нижнечелюстные суставы. Попросить больного: · открыть рот, выдвинуть вперёд и назад нижнюю челюсть; · произвести боковые движения нижней челюстью из стороны в сторону. Плечевые суставы. Попросить больного: · поднять руки через стороны вверх; · достать правое и левое ухо через затылок; · достать правую и левую лопатку кистью противоположной руки сзади; · снять самостоятельно рубашку; · причесаться. Локтевые суставы. Попросить больного: · положить кисти на плечи (норма - угол между плечом и предплечьем - не более 20˚); · разогнуть руку в локтевом суставе (норма - не менее 180˚). Лучезапястные суставы. Попросить больного: · произвести пронацию и супинацию предплечья (норм - 90˚); · произвести тыльное сгибание кисти (норма - 70˚); · произвести ладонное сгибание кисти (норма - 90˚). Мелкие суставы кистей рук. Попросить больного: · собрать пальцы в кулак; · снять носки; · расстегнуть пуговицы. Тазобедренные суставы. Попросить больного: · развести ноги в тазобедренных суставах в положении лёжа на спине (норма - не менее 140˚); · согнуть бедро (должен коснуться бёдрами и коленями живота и груди). Проверить наружную и внутреннюю ротацию бедра (норма не менее 40-45˚). Коленные суставы. Попросить больного: · согнуть ноги в коленных суставах (достать пяткой до ягодицы); · сесть на коленные суставы и опустить ягодицы на пятки; · разогнуть ноги в коленных суставах (норма - 180˚); · присесть на корточки. Проверить симптом баллотации надколенника. Голеностопные суставы и суставы стоп. Попросить больного: · произвести тыльное сгибание ступни (норм - 45˚); · произвести подошвенное сгибание ступни (норма - угол 20˚); · произвести супинацию стопы (поворот внутрь, норма - 30˚); · произвести пронацию стопы (поворот кнаружи, норма - 20˚); · встать на цыпочки и пройти; · встать на пятки и пройти. Оценивают походку. Возможные варианты: · быстрый перенос массы тела с больной ноги на здоровую (поражение коленных, тазобедренных суставов, стоп); · опора на всю стопу или носок (поражение пятки); · «утиная» — переваливающаяся (поражение тазобедренных суставов).
Проверяют наличие энтезопатий - пальпируют область: · остистых отростков позвонков; · гребней подвздошных костей; · проекции крестцово-подвздошных сочленений; · верхнего и нижнего полюса надколенника; · прикрепления ахиллова сухожилия к бугру пяточной кости; · прикрепления подошвенного апоневроза к бугру пяточной кости. Определение функциональной способности суставов Функциональный класс (по Штейнброккеру) · I класс: функциональная способность суставов сохранена. · II класс: ограничение функциональной способности суставов без ограничения способности к самообслуживанию · III класс: ограничение функциональной способности суставов, сопровождающееся ограничением способности к самообслуживанию. · IV класс: потребность в посторонней помощи, костылях и других приспособлениях.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |