Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обработка и интерпретация результатов. По мере выполнения заданий фиксируйте особенности поведения детей, все их ответы и действия, отношение к заданиям и процессу их выполнения




По мере выполнения заданий фиксируйте особенности поведения детей, все их ответы и действия, отношение к заданиям и процессу их выполнения. В качестве оценочных критериев сформированности у детей основных компо­нентов мыслительной деятельности могут быть: 1) интерес к заданию; 2) осо­бенности эмоционального отношения к процессу деятельности и ее результа­ту; 3) стремление продолжить работу; 4) запас знаний и представлений об окружающем мире и элементарные житейские понятия, позволяющие решать предложенные задачи; 5) овладение иерархией обобщений — усвоение поня­тий первой, второй и третьей степеней обобщенности, а также абстрактных родовых понятий; 6) специфика использования детьми системы доступных понятий; 7) уровень понимания и принятия задания; 8) качество самоконтро­ля в процессе выполнения задания и при оценке результатов деятельности.

В соответствии с этими оценочными критериями можно выделить три уровня овладения детьми общей структурой мыслительной деятельности. Высокий уровень: задачи сразу заинтересовывают ребенка, положительное эмоциональное состояние сохраняется в течение всего занятия. Ребенок понимает задачу быстро, не нуждается в повторении и разъяснении. Фонд действенных знаний для ее решения достаточен, нередко даже богат. Все мыслительные операции совершаются правильно и самостоятельно. Ребе­нок может вербально обосновать свое решение, рассуждает, делает индук­тивно-дедуктивные доказательства. Самостоятельно сосредоточивается на задаче, старается обдумать свое решение, совершает умственные действия в определенной последовательности, оценивает степень правильности, мо­жет сам заметить и исправить ошибки. Помощь взрослого не нужна. При наличии ошибки достаточно предложения задуматься.

Средний уровень: задачи заинтересовывают ребенка. Задания выполня­ет в целом охотно, понимает без дополнительных разъяснений, но иногда просит повторить. Фонд действенных знаний для решения задач достато­чен, мыслительные операции совершает в основном правильно. Принимает задание, но ходом его выполнения может управлять только с помощью взрос­лого, нуждается в побуждающих и наводящих вопросах. Ошибки при реше­нии задач может заметить сам, но большей частью с помощью взрослого, с его помощью их и исправляет.

Низкий уровень: предложением решать задачи заинтересовывается, но к содержанию занятия индифферентен (особенно к самым трудным зада­ниям). Готов прекратить решение, перейти к новой задаче, не решив пре­дыдущую. По ходу работы нуждается в постоянном поощрении за любые, даже самые малые проявления мысли и желание думать. Самостоятельно понимает лишь наиболее легкие задачи, часто нуждается в дополнительном повторении инструкции, разъяснении задания, в прямой помощи в форме практических действий и показа наглядного материала. Фонд действенных знаний беден и узок. Ребенок не владеет необходимым запасом общих пред­ставлений и простейших житейских понятий. Необходимыми операциями в умственном плане владеет явно недостаточно, решает лишь некоторые задачи. Ответы ребенка чаще всего ситуативны. Он не может вычленить глав­ное, обосновать решение вербально.

Исследование вербального мышления[5]

Тест методики состоит из 20 вопросов, которые в устной форме подают­ся ребенку. Ответы записываются и оцениваются в баллах. Подсчитывается общая сумма баллов, которая соотносится с нормативными данными.

Инструкция. Внимательно слушай вопросы, которые я буду тебе читать и постарайся как можно лучше ответить. В ответе пострайся выде­лить главное в отношении прочитанного мною ворпоса.

1. Какое животное больше: лошадь или собака?

Ответ: лошадь — 0 баллов;

собака — минус 5 баллов.

2. Утром мы завтракаем, а днем...?

Ответ: обедаем, едим суп, мясо — 0 баллов;

ужинаем, спим, играем и т. п. — минус 3 балла.

3. Днем светло, а ночью...?

Ответ: правильный — 0 баллов;

неправильный — минус 5 баллов.

4. Небо голубое, а трава...?

Ответ: правильный — 0 баллов;

неправильный — минус 4 балла.

5. Черешни, груши, яблоки, сливы — что это?

Ответ: фрукты — 0 баллов;

неправильный — минус 1 балл.

6. Почему раньше, чем придет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум? Ответ: чтобы поезд не столкнулся с автомобилем, чтобы никто не по­пал под поезд и т. п. О баллов;

неправильный — минус 1 балл.

7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Кишинев, Тирасполь? Ответ: города — 1 балл;

неправильный — минус 1 балл.

8. Который час? на бумажных часах показать четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого, пять минут двенадцатого.

Ответ: если все правильно показывает — 4 балла; если не знает часов — 0 балов.

9. Маленькая корова — это теленок, а маленькая собака —?, а малень­кая овечка —?

Ответы: щенок и ягненок — 4 балла;

называет кого-то другого — 0 баллов; неправильный — минус 1 балл.

10. Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем они похожи? Ответы: на курицу — минус 3 балла;

на кошку и называет 2 или более признаков подобия (хвост, лапы, уши, шерсть и т. п.) — 0 баллов;

на кошку, но не указывает признаков подобия — минус 1 балл.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Ответы: называет 2 причины и более (тормозить с горы, тормозить при повороте, остановить в случае надобности: опасности, столк­новения, по окончании езды) — 1 балл; неправильный («он бы без тормозов не ехал») — минус 1 балл.

12. Чем похожи друг на друга топор и молоток?

Ответы: называет два общих признака (они из дерева и железа, у них / рукоятки, можно ими забивать гвозди, это инструменты, с

задней стороны они плоские и т. д.) — 3 балла; называет один признак подобия — 2 балла; неправильный — 0 баллов.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Ответы: называет два признака подобия и более (хвосты, уши, лапы, глаза и т. п.) — 3 балла; называет один признак подобия — 2 балла; неправильный — 0 баллов.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они здесь лежали? Ответы: у винта есть нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг

зарубки) или показывает ее — 3 балла;

винт закручивается, а гвоздь забивается, или у винта есть гай­ка — 2 балла;


школьный возраст

неправильный — 0 баллов.

15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание — что это?

Ответы: спорт, физкультура — 3 балла;

игра, упражнение, гимнастические состязания — 2 балла; неправильный — 0 баллов.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Ответы: называет три наземных средства плюс самолет и корабль — 4 балла;

только 3 наземных или их полный перечень (с самолетом или кораблем), но только объяснения: «Транспортное средство — это то, на чем мы куда-то передвигаемся» — 3 балла; неправильный — 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Ответы: называет три признака (седые волосы или их отсутствие, мор­щины, уже не может работать, плохо видит, плохо слышит, ходит с палочкой, чаще болеет и т. п.) — 4 балла; называет 1 или 2 признака — 2 балла; неправильный — 0 баллов.

18. Почему люди занимаются спортом?

Ответы: называет 2 причины (чтобы они были здоровыми, закален­ными, сильными, чтобы были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были такими толстыми, они хотят победить, поставить рекорд и т. п.) — 4 балла; называет одну причину — 2 балла; неправильный — 0 баллов.

19. Почему это аморально (неправильно, плохо, нехорошо), когдаktg- нибудь уклоняется от работы?

Ответы: остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб другой) — 4 балла; он ленивый или мало зарабатывает и не может себе ничего kкупить — 2 балла;

неправильный — 0 баллов.

20. Почему на конверт с письмом нужно наклеить марку?

Ответы: так платят за пересылку (перевозку) этого письма — 5 баллов; тот, другой должен был бы уплатить штраф — 2 балла; неправильный — 0 баллов.

Итоговый показатель — это сумма баллов (со знаком плюс или со зна­ком минус), полученных по отдельным вопросам. По итоговому показате­лю дети могут быть отнесены к одной из 5 групп с различным уровнем раз­вития вербального мышления:

I группа — +24 балла и выше — высокий уровень развития вербального мышления.

II группа — от + 14 до +23 баллов — уровень развития вербального мыш­ления выше среднего.

III группа — от0 до +13 баллов — средний уровень развития вербального мышления.

IV группа — от -1 до -10 баллов — уровень развития вербального мыш­ления ниже среднего.

V группа — от -11 и ниже — низкий уровень развития вербального мыш­ления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.