Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Креативность




И выше 2 10

129-134 5 9

122-128 9 8

111-121 15 7

100-110 19 6

91-99 19 5

84-90 15 4

74-83 9 3

63-73 5 2

54-62 2 1

Ключи к тесту структуры интеллекта Амтхауэра


 



На факультете психологии СПбГУ в 1989 г. проводилось психологичес­кое исследование школьников старших классов ленинградских школ под руководством Н. А. Кудрявцевой. Результаты исследования представлены в табл. 4.5 и 4.6.

Таблица 4.5. Нормативные шкалы по тесту Амтхауэра (л = 362, 13-14 лет, 8-9 класс, Ленинград, 1989)

Стены       Раз делы 5        
                   
    5-6 3-4 3-4 3-4   3-4 4-5 6-7
  6-7 7-8 5-6 5-7 5-7   5-6 6-7  
  8-9 9-10 7-8 8-9 8-11 5-6 7-8 8-9 9-10
      9-10 10-11 12-15 7-8   10-11 11-12
      11-12 12-15 16-17 9-10 10-11 12-13 13-14
      13-14 16-18   11-12 12-13   15-17
  13-14     19-22   13-14 14-16 15-16  
        23-26 - 15-18 17-19 17-18  
  16 и выше 16 и выше 17 и выше 27 и выше   19-20   19-20  
Таблица 4.6. Сравнительный анализ распределения нормативной шкалы суммарных показателей выполнения интеллектуального теста (п = 362, 13-14 лет, 8-9 класс, Ленинград, 1989)

 

Сумма показателей Количество Стены

в баллах школьников, %

Таблица 4.7. Экспериментальные данные по тесту Амтхауэра
Разделы Мат. М СТ Гум. М О Естеств. М а
  13,51 2,23 14,04 1,86 12,79 2,27
  13,18 1,77 13,64 2,00 12,25 2,17
  14,17 2,55 14,64 2,53 11,99 4,12
  16,46 4,31   5,06 14,36 4,90
  11,39 3,57 9,96 3,35 8,35 3,23
  13,58 3,41   3,82 11,74 3,49
  13,24 2,46 11,24 3,10 12,37 2,89
  13,57 3,08 11,44 2,65 11,25 4,12
  16,18 3,23 16,76 1,88 17,44 2,37
Сумма 125,26 12,97 122,97 13,81 112,54 19,04
Кол-во учащ.            

Примечание. М — среднее значение; ст — среднее квадратичное отклонение.

 

В 1998 г. на кафедре психологии развития и дифференциальной психоло­гии СПбГУ изучался интеллект учащихся гимназий с помощью методики Амтхауэра. Экспериментальные данные представлены в табл. 4.7 (на с. 230).

В самом общем виде понятие креативности включает в себя прошлые, со­путствующие и последующие характеристики процесса, в результате которо­го человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде.

Понимание креативности, творчества, характеризуется необычайно ши­роким диапазоном точек зрения: В. М. Бехтерев трактует творчество с реф­лексологической точки зрения как «созидание чего-либо нового» в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг ко­торой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта [6].

А. М. Матюшкин, 3. Н. Калмыкова, Д. Б. Богоявленская и др. в целом понимают творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний. Я. А. Пономарев понимает творчество и в самом широком смысле как взаи­модействие, ведущее к развитию.

Можно выделить основные направления изучения креативности в зару­бежной психологии.

Во-первых, творчество может изучаться по его продукту (Ж. Тейлор), а именно: по количеству, качеству и значимости. Однако множество иссле­дователей считают, что продукт не может служить единственным критери­ем оценки творчества, тем более что его оценка проводится специалиста­ми-экспертами и зависит от их вкусов и суждений.

Во-вторых, креативность рассматривается как способность человека от­казываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд, Е. Торренс).

Основными факторами креативности признаются: оригинальность, се­мантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, семантическая спон­танная гибкость, способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии и т. д. Большая заслуга представителей данного направления заключается в том, что ими была разработана серия достаточно надежных и нетрудных в использовании тестов на определение уровня креативности.

С точки зрения диагностики креативности, существующие подходы и ме­тодики можно представить в структуре другой классификации, основанием которой служит регламентированность или нерегламентированность дея­тельности испытуемого при выполнении теста, направленного на выявле­ние уровня развития творческих способностей.

Такая система состоит из трех групп: к первой относятся тестовые методи­ки, регламентирующие деятельность испытуемого; ко второй — слабо регла­ментирующие, к третьей — нерегламентирующие деятельность испытуемого.

К первой группе можно отнести тесты Г. Айзенка, т. е. тесты интеллекта, где основными параметрами измерения выступают временно-скоростные характеристики; в таких тестах время решения лимитируется, фиксируется точностью решения задач. Г. Айзенк вводит понятие «общего интеллекта», представляющего собой совокупность разнообразных способностей. Уро­вень развития каждой способности определяется уровнем развития общего интеллекта. Творческие способности понимаются им как высший уровень общего интеллекта.

Ко второй группе можно отнести тесты на креативность, предложенные Я. А. Пономаревым, который под творческими способностями понимает способность распознавать и ассимилировать в деятельности побочный про­дукт, порождающийся в процессе деятельности и не имеющий прямого от­ношения к цели.

К третьей группе относятся тесты, не регламентирующие деятельность испытуемого, в которых испытуемый не ограничивается ни временем, ни вариативностью решений, задаются только начальные условия. К таким те­стам относятся тесты Е. Торренса, Дж. Гилфорда, которые разводят поня­тие интеллекта и креативности, рассматривая креативность как дивергент- ность мышления.

Дж. Гилфорд, Е. Торренс рассматривали креативность как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Основными факторами креативности признаются:

□ оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной оригинальности;

□ семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать возможность его нового использования, расширять функциональное применение на практике;

□ образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменять восприя­тие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от на­блюдения стороны;

□ семантическая спонтанная гибкость, т. е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Методика «Предложения»

Методика «Предложения» направлена на изучение дивергентной про­дуктивности при операциях с символическим материалом.

Инструкция. Составьте как можно больше осмысленных предложе­ний из трех слов, которые начинались бы на следующие буквы: Д, М, Т.

Время выполнения — 8 мин.

Обработка результатов. Подсчитывается количество предложений, ко­торые будут показателем продуктивности при операциях с символическим материалом, и сравнивается со средними значениями (табл. 4.8)

Таблица 4.8. Средние значения дивергентной продуктивности
Дети   Возраст  
  8 лет   10 лет
Мальчики 3,3   4,2
Девочки 4,0   5,2

 

Методика «Две линии»

Методика «Две линии» направлена на изучение дивергентной продук­тивности на образном материале.

Инструкция. Используйте обе линии, только по одному разу, для изображения серии фигур. Время выполнения — 8 мин.


Например:

 

Обработка результатов. Подсчитывается количество рисунков, без по­вторений — 1 балл за каждый вариант.

В табл. 4.9 приведены средние значения дивергентной продуктивности.

Таблица 4.9. Средние значения дивергентной продуктивности
Дети   Возраст  
  8 лет   10 лет
Мальчики 12.0   19,4
Девочки 12,9   17,4

 

Методика «Классификация»

Методика «Классификация» направлена на изучение дивергентной про­дуктивности на семантическом материале.

Инструкция. Выделите как можно больше групп слов по признакам, которые их могут объединять:

1. Стрела. 5. Змей.

2. Пчела. 6. Лодка.

3. Крокодил. 7. Воробей.

4. Рыба.

Например, А: 1, 2, 5, 7 — в воздухе; Б: 3, 4, 5, 7 — имеют хвосты. Время выполнения - 8 мин.

Обработка результатов. Подсчитывается количество классов, 1 балл за классификацию. Выводы делаются на основании сравнений со средними значениями (табл. 4.10).

Таблица 4.10. Средние значения дивергентной продуктивности (на семантическом материале)
Дети   Возраст  
  8 лет   10 лет
Мальчики 1,8   3,9
Девочки 2,3   4,0

 

Методика Вартега «Круги»

Инструкция. На бланке нарисовано 20 кругов (рис. 4.5). Ваша задача состоит втом, чтобы нарисовать предметы и явления, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один круг для рисунка. Подумайте, как использовать круги, чтобы получились ориги­нальные рисунки. Под каждым рисунком напишите, что нарисовано. Рисо­вать надо слева направо. На выполнение задания дается 5 мин.

Не забывайте, что результаты вашей работы будут оцениваться по степе­ни оригинальности рисунков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.