Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понимание логико-грамматических конструкций




Методы изучения фонематического слуха

При изучении фонематического слуха определяют, насколько хорошо ребенок слышит и распознает звуки.

Тест 1. «Распознавание отдельных звуков». Включаетвсебя повторение дизъ­юнктных звуков (а-к, б-л,т-ш) и оппозиционных (б, п, т, д), нахождение бук­вы, соответствующей произнесенному звуку, и выработка условно-рефлек- торной реакции на определенные звуки. При проведении исследования необходимо называть звуки только по одному.

Инструкция. Закрой глаза и повторяй за мной (предъявление сти- мульного материала). Хорошо, а теперь я назову звук, а ты найди соответ­ствующую букву (из трех-четырех: Б, П, Г, Д или А, К, О, Р). Молодец. Те­перь, если я назову Б, ты подними руку, а если я назову П, не поднимай.

Замены оппозиционных звуков говорят о несформированности системы звуковых проти­вопоставлений, в стойких и тяжелых случаях —о наличии сенсорной афазии (о дисфункции верхней височной извилины — 22-е поле).

Тест 2. «Распознавание слогов». Состоит в выделении ребенком задан­ного слова из нескольких названных.

Инструкция. Услышав слог ТА среди других слогов, подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА. После того как ребенок дает ответ, исследователь про­должаетА теперь подними руку, если услышишь слог СЯ. Слушай слоги: ЗЯ, СЯ, СА, СЯ,ТЯ.

Тест 3. «Распознавание слов». Состоит из 10 рисунков, которые выкла­дывают на столе перед ребенком (рис. 5.2).

Инструкция. Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? (Обычно ребенок отвечает утвердительно.) Теперь будь осо­бенно внимательным. Я буду называть эти предметы попарно (по два сло­ва), а ты будешь показывать их на рисунках.

Затем исследователь называет следующие пары: лук — люк, уточка — удочка, крыша — крыса, мишка — мышка, бочки — почки.

Тест 4. «Опознавание звука в слове» (10 картинок).

Инструкция. Разложи в одну сторону картинки на звук ш, в дру­гую —на звук с.

Тест 5. Опознание позиции звука в слове с использованием набора кар­тинок (до 15).

Инструкция. Внимательно послушай и скажи, где звучит с (ш, р, л):

а) в начале;

б) в середине;

в) в конце слова.

В заключение отмечают уровень сформированное™ слуховой дифферен­циации и фонематического восприятия (достаточно или недостаточно сфор­мирован).

Тест 1. «Творительный падеж». Проводится при помощи предметов, хо­рошо знакомых ребенку. Материалом для проведения могут служить каран­даш, тетрадь, ключ.

Рис. 5.2

 

Инструкция. Покажи тетрадь. Покажи карандаш и тетрадь. Покажи тетрадью карандаш, карандашом ключ, ключом тетрадь. И так далее.

На понимание грамматической структуры дается задание: проиллю­стрировать смысл фраз: «Кошка поймана мальчиком» и «Ковер выбивается отцом» с помощью игрушек.

Тест 2. «Сравнительные конструкции». Заключается в выборе правиль­ного предложения из нескольких предъявленных.

Инструкция. Прослушай предложения: «Муха больше слона». «Слон больше мухи». Какое из них правильное?

Тест 3. «Инверсия». Состоит из предложений с обратным порядком слов. Ребенку предлагается определить истинный смысл высказываний.

Инструкция. Послушай: «Колю ударил Ваня». Кто драчун?

Тест 4. «Предложные конструкции». Состоит из различных вербальных инструкций. Для проведения этого теста нужно подготовить различные предметы (карандаш, ручку, ключ и т. п.).

Инструкция. Положи карандаш (ручку и др.) на стол, положи каран­даш под стол, в стол и т. д. Подержи карандаш под столом, около стола.

Ваня нарисовал Петю Петю нарисовал Ваня Петя нарисовал Ваню Петей нарисован Ваня
Ваню нарисовал Петя Ваня нарисован Петей Ваней нарисован Петя Петя нарисован Ваней

Тест 5. «Активные и пассивные конструкции» — состоит из двух рисун­ков и восьми карточек с предложениями. Перед ребенком на столе выкла­дывают карточки с рисунками. Затем под этими картинками обследуемый раскладывает восемь отдельных карточек с напечатанными на них предло­жениями разной синтаксической сложности. Эти предложения представ­ляют собой описание ситуаций, в которых субъектом действия является то Петя, то Ваня (используют активные и пассивные конструкции):

 

 

Инструкция. Мальчика в белой рубашке зовут Петей, а мальчика в клетчатой рубашке —Ваней. Прочитай эти предложения. Положи отдель­но те из них, где говорится о том, что рисовал Петя, и отдельно те, в кото­рых говорится о том, что рисовал Ваня.

Тест 6. «Геометрические фигуры». Может применяться для углубленной диагностики уровня сформированности логико-грамматических конструк­ций. Ребенку показывают листок с нарисованными геометрическими фи­гурами, такими как круг и квадрат.

Инструкция. Покажи, где на картинке: круг под квадратом, квадрат над кругом, круг на квадрате, круг над квадратом.



 

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗБОРЧИВОСТИ РЕЧИ

В заключение отмечают, какие речевые конструкции доступны ребенку для понимания и говорения, каковы особенности структуры фразы, упот­ребляемой ребенком, каков характер аграммизма.

К затруднениям передачи конструкции фразы относят пропуск субъек­та, предиката, предлогов, нарушение порядка слов и др. Наличие аграмма- тизма свидетельствует о несформированности у ребенка динамических стереотипов, управляющих процессом грамматического оформления выс­казывания, о недостаточности того уровня речи, на котором происходит грамматическое структурирование высказывания. В грубых случаях ошиб­ки в понимании могут указывать на патологию третичной зоны ТРО (ви- сочно-теменно-затылочной) левого полушария.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.