КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Список рекомендованной литературы. 1. ЦветковаЯ. С. Методика нейропсихологической диагностики детей
1. ЦветковаЯ. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. 2-е изд. — М., 1998. 2. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. — М., 1998. 3. Усанова О. А. Специальная психология. — М., 1990.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНО- НАРВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И. Б. Дерманова • Методы диагностики эмоциональной сферы дошкольника • Признаки психического напряжения и невротических тенденций • Тест тревожности • Диагностика школьной тервожности • Методика диагностики агрессивности • Тест Розенцвейга Общая характеристика эмоционально- нравственной сферы человека Человек, взаимодействуя с внешней средой и другими людьми, определенным образом к ним относится и «переживает то, что с ним происходит и им совершается»1. Переживание этого отношения и составляет сферу чувств и эмоций человека. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоциональная сфера в структуре личности у разных людей может иметь различный удельный вес. Он будет большим или меньшим в зависимости от темперамента, эмоциональной возбудимости и устойчивости человека, от структуры его потребностей, мотивов и других факторов. Эмоция как переживание всегда носит глубоко личностный характер, связанный с истинным «я» человека. Любое личностно-значимое отношение приобретает эмоциональный характер, и по тому, что именно затрагивает человека или оставляет его равнодушным, радует или печалит, можно выявить истинное его существо. По силе и длительности эмоциональных переживаний часто выделяют несколько видов эмоций, которые и образуют в совокупности эмоциональную сферу личности. Собственно эмоции, или эмоции в узком смысле слова, носят ситуативный характер в противоположность чувствам, которые представляют собой более устойчивые эмоциональные состояния. В этом смысле эмоции — это состояния переживания какого-либо чувства. Чрезвычайно сильные и относительно кратковременные эмоции, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, называют аффектами. Часто они характеризуются значительными изменениями сознания, нарушением контроля за действиями. Чувства понимаются как наиболее устойчивые эмоциональные состояния. Они отражают отношение человека к объекту его стабильных потребностей. Поэтому они характеризуются устойчивостью, длительностью, часто измеряемой месяцами и годами жизни. По мнению многих психологов, именно чувства человека отражают строение его личности, выявляя ее направленность и установки. Чувства организуются вокруг определенных объектов, лиц или даже предметных областей и определенных сфер деятельности. Такие чувства обычно называются предметными чувствами и подразделяются на интеллектуальные, эстетические и нравственные (моральные). По мнению многих психологов, наибольшее значение для личностного развития человека имеют нравственные чувства. Именно способ отношения к другому становится системообразующей характеристикой человека. С. JI. Рубинштейн писал: «Первейшее из первых условий жизни человека — это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. Сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ жизни, направленный на раскрытие отношений человека к другим людям, составляет ядро подлинной психологии. Здесь вместе с тем область "стыка" психологии с этикой»2. Поэтому способность к децентрации, самоотдаче и любви как способ реализации этого отношения часто является условием и критерием нормального развития человека. Нравственная сфера личности и моральные суждения, являющиеся ее составной частью, как и чувства, мышление, восприятие и некоторые другие проявления психической деятельности человека, подвержены развитию. Они никогда не возникают внезапно, в законченном виде, дающем возможность различать добро и зло. Нравственное взросление человека проходит несколько стадий. Некоторые индивиды так и не достигают взрослого уровня нравственности, тогда как другие проявляют моральную зрелость уже в отрочестве. Скорость прохождения этих стадий зависит от многих внешних и внутренних факторов: от уровня интеллекта, нравственных установок семьи, общества, в котором жив человек, от принятых в этом обществе традиций воспитания детей и др. Особый вид устойчивых чувств образуют страсти. Страсть — это устойчивое глубокое и сильное чувство, определяющее направленность мыслей и поступков человека, захватывающее все его существо. Общее эмоциональное состояние, окрашивающее чувства на протяжении длительного отрезка времени, — настроение. Настроение отличается от других видов эмоций двумя особенностями: оно не предметно, а личност- но; оно не приурочено к какому-либо частному событию, а является разлитым, общим состоянием. Особую форму переживания чувств, по своим психологическим характеристикам близкую к аффекту, а по длительности приближающуюся к настроению, представляют стрессовые состояния, или эмоциональный стресс. В качестве разновидностей или компонентов эмоционального стресса могут рассматриваться тревожность, страх, фрустрация, интрапсихический конфликт, кризис, посттравматический синдром и др. Концепция стресса возникла и развивалась в связи с исследованием общих закономерностей процесса адаптации. Считается, что те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение по причине несоответствия им адаптационных механизмов, сформировавшихся в процессе индивидуального развития на базе определенных генетических посылок. В результате нарушения взаимодействия в системе человек—среда возникает или усиливается тревога, которую в этом случае рассматривают как механизм реализации психического стресса. Описанные в классических исследованиях Селье стадии стресса характерны для любого адаптационного процесса, поскольку включают и непосредственную реакцию на взаимодействие, требующую адаптационной перестройки (стадия тревоги, аларм-реакция), и период максимально эффективной адаптации (стадия резистентности), и — в случае недостаточности адаптационных механизмов — нарушение адаптационного процесса (стадия истощения)1. В настоящее время единая общепринятая классификация эмоций отсутствует. Общее количество эмоций, которые фиксируют словари, огромно. Используя различные критерии, можно получить и разные классификационные схемы. Так, используя критерий оценки, можно получить разделение эмоций на положительные и отрицательные. Используя критерий мобилизации ресурсов организма, выделяют стенические и астенические эмоции. Стенические эмоции способствуют мобилизации сил, приливу активности, энергии, подъему. Астенические — расслабляют человека, характеризуются пассивностью, созерцательностью. Широкую известность получила классификация эмоций К. Изарда. Он выделяет фундаментальные эмоции, каждая из которых имеет свой спектр психологических характеристик и внешних проявлений, и их производные. К фундаментальным эмоциям Изард отнес следующие: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Другой исследователь — Б. И. Додонов предлагает классификацию эмоций на основе взаимосвязи их с основными потребностями. Общая характеристика развития эмоционально-нравственной сферы дошкольника Уже новорожденный ребенок способен испытывать страх, проявляющийся при сильном звуке или внезапной потере опоры, неудовольствие при ограничении движений и удовольствие при покачивании и поглаживании. Если рассматривать эмоциональные реакции у новорожденных как показатели врожденных потребностей, их обусловливающих, то можно заключить, что врожденной способностью вызывать эмоции обладают: потребность в самосохранении (страх), в свободе движений (гнев), в получении особого рода раздражений, свидетельствующих о психической защищенности (удовольствие). Эти потребности определяют фундамент эмоциональной жизни человека4. Раннее и дошкольное детство — период, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка и он находится как бы в их плену. На протяжении дошкольного возраста увеличивается устойчивость чувств, они становятся более глубокими, осознанными и обобщенными. Возрастает умение ребенка контролировать свои эмоциональные реакции. Появляются новые, высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Нравственное развитие — одна из центральныхлиний психического развития дошкольника. Нравственное развитие теснейшим образом связано с развитием эмоциональной сферы ребенка. Оно невозможно, если ребенок не может понять эмоциональное состояние другого человека, не может почувствовать его как свое, не может управлять своими эмоциями. Нравственное развитие включаеттри взаимосвязанные сферы: становление нравственного сознания, развитие нравственных переживаний и чувств и формирование нравственного поведения. Сначала дети усваивают моральные знания («что такое хорошо и что такое плохо»). У них складывается первоначальное понимание нравственных норм, формируются моральные суждения и оценки. Дошкольники могут объяснить, кого можно назвать жадным, злым, добрым и т. д. По данным психологических исследований, в дошкольном возрасте ребенок оказывается способным проявить симпатию (антипатию), эмпатию, сочувствие и сопереживание другому человеку, нежность, любовь к близким, чувство вины и стыда при нарушении нравственных норм поведения. Ребенок учится следовать моральным нормам и самостоятельно делать моральный выбор. Нравственное развитие дошкольника имеет, по данным Пиаже, Коль- берга и других исследователей, следующие возрастные особенности. 1. Наличие интенции. Маленькие дети оценивают события в терминах их физических последствий, однако дети более старшего возраста принимают во внимание намерение индивида, совершившего то или иное действие. 2. Относительность. Маленькие дети считают, что любое действие может быть однозначно оценено как хорошее или плохое. По мере взросления они оставляют этот категорический подход. 3. Независимость последствий. Маленькие дети обычно судят о тяжести проступка по серьезности наказания за него; дети более старшего возраста оценивают проступок по тому, насколько важное правило поведения было нарушено, и по тому, какой ущерб был нанесен. 4. Готовность дать сдачи. Многие дети моложе 12 лет не могут поставить себя на место другого. Они действуют только в зависимости от своих чувств и потребностей и не способны понять, что движет другими. Дети склонны давать сдачи, если их обидели. Однако некоторые достаточно рано проявляют готовность мириться и прощать. 5. Использование наказания для исправления и перевоспитания. Маленькие дети склонны считать, что за любой проступок надо строго наказывать. Более старшие дети считают более уместными мягкие наказания, достаточные для восстановления попранных прав «жертвы» и для исправления «преступника». 6. Натуралистические взгляды на неудачу. Дети моложе 8 лет склонны видеть в своих неудачах наказание со стороны Бога или другой всемогущей силы. По мере взросления дети обретают способность отличать наказания от несчастного случая5. В целом дети уделяют наибольшее внимание установленным правилам, букве закона, которую они способны понять, а не его духу, недоступному их восприятию. Они принимают правила как абсолют. По мере взросления, однако, ребенок начинает понимать, что правила создаются людьми для общего удобства, что они могут быть несовершенны и противоречивы и нужно самому решать, каким из них следовать. В дошкольный период развиваются также эстетические и познавательные чувства. Ребенок не равнодушен к прекрасному и безобразному, способен откликнуться на музыку, художественную картину, поэзию, на прекрасное в природе, проявить чувство юмора. Он проявляет не только любопытство, но и любознательность, стремление утвердиться в истине. Чувства к концу дошкольного возраста нередко становятся мотивами поведения ребенка. Постепенно происходит интеллектуализация детских чувств. Выявляется способность к предвосхищению. Видоизменяются и формы выражения чувств.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |