Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы изучения письма




Письмо является сложным системным и произвольным психическим процессом. В психологии исследованы и описаны следующие предпосыл­ки формирования этого сложного вида речевой деятельности.

1. Владение устной речью, способность к аналитико-синтетической ре­чевой деятельности (сохранность фонематического слуха).

Рис. 5.2

 

2. Развитие (или сохранность) разных видов восприятия, ощущений и их взаимодействия:

□ зрительно-пространственного гнозиса;

□ слухопространственного гнозиса;

□ соматопространственных ощущений;

□ знания и ощущения схемы числа;

□ знания и ощущения «правого» и «левого».

3. Сформированность сферы тонких движений, предметных действий (т. е. разных видов праксиса рук), их подвижной переключаемости, устойчи­вости и т. д.

4. Развитие абстрактных способов деятельности.

5. Сформированность общего поведения, регуляции, саморегуляции, контроля за действиями, намерений, мотивов поведения.

Процесс письма, разворачивающийся на психологическом, психо­физиологическом и лингвистическом уровнях, обеспечивается совмест­ной и сложной деятельностью целого ряда участков мозга (лобных отделов, задне-лобных, нижнетеменных, височных, задневисочных, переднезаты- лочных).

Изучение письма проводят в системе общего обследования психического развития ребенка. Задания, предъявляемые ребенку, направлены на иссле­дование техники письма (сенсомоторный уровень) и письма как формы ре­чевой деятельности, требующей овладения семантической, лексической и грамматической структурами языка.

Для оценки нарушений в координации тонких движений у школьников может служить письмо как фиксированное движение. Gollnitzразличает следующие нарушения движений при письме: нарушения в ведении линий (неровности, кляксы, тремор, атаксия, недостаточная эластичность); нару­шения непрерывности (добавления к надстрочным буквам, неспособность к связыванию); нарушения в нажиме (неритмичные соотношения в нажи­ме); резкие колебания в величине (букв); нарушения при проведении па­раллельных и круглых линий (рис. 5.3).

Тест 1. «Зрительно-моторная координация». Направлен на выявление не- сформированных уровней и звеньев письма, причин затруднения при раз­личных видах письма. Эти причины могут быть связаны с недостаточным развитием устной речи, пространственного восприятия, двигательной сфе­ры и познавательных мотивов деятельности. Этот тест помогает изучить зри­тельно-моторную координацию, знание букв, пространственное восприя­тие образа буквы, графемы. Материалом для проведения служат печатные, письменные и стилизованные изображения букв (слов) (3 задания).

Инструкция. Спиши буквы/слова (даются сначала печатные, потом письменные, затем — стилизованные). Напиши эти (стилизованные) буквы так, как пишешь в школе. Напиши эти (печатные) буквы, как пишешь в тет­ради (прописные); прописные — печатными буквами (как в книге).

Тест 2. «Составь букву». Заключается в том, что ребенку предъявляют кар­точку с изображением печатных и письменных букв, а также разрозненные элементы букв, затем карточку убирают и ребенку предлагают выбрать нуж­ные детали и составить букву, изображенную на карточке (по памяти).



 

Инструкция. Сложи (составь) букву из деталей.

Тест 3. «Диктовка». Направлен на изучение процесса звукоразличения: определения связи звука с буквой, с моторикой (звукографомоторикой). Ребенку предлагают написать под диктовку звуки, слоги, слова; составить диктуемые слоги и слова из букв разрезной азбуки. Материалом для тести­рования являются звуки, слоги (согласный-гласный, гласный-согласный,

 

согласный—согласный—гласный), слова простые и сложные по артикуля- торным и акустическим признакам типа: мак, дом, нога, дорога, громкогово­ритель, путешественник.

Тест 4. «Фразы». Помогает исследовать процесс звукоразличения и пись­ма на семантическом уровне (влияние значения слова на правильность на­писания букв). Материалом для проведения эксперимента являются фразы короткие, 2-, 3-сложные, с постепенным увеличением объема (например, «Дети идут в школу», «По шоссе едет машина»).

Инструкция. Послушай, запомни и запиши фразу; я еще раз ее повторю, а ты ее пиши.

Тест 5. «Сюжетная картинка». Направлен на исследование психологичес­кого и лингвистического уровня письма; выявление возможности создания замысла и реализации языковых средств. Ребенку предъявляется картинка.

Инструкция. Опиши содержание картинки.

Нарушения письма проявляются неоднозначно. В основе могут лежать разные нарушения: недоразвитие слуховых образов с литеральными и вер­бальными парафазиями (замены звонких-глухих, твердых—мягких, ши­пящих-свистящих, особенно в диктантах); несформированность звуко- произносительных навыков и схем речи (пропуски, перестановки букв, недописывание, повторение частей слов, нарушение членения фраз на сло­ва — страдает кинетическая основа; замена букв, обозначающих звуки, близкие по месту и способу образования, — страдает кинестетическая основа письма (по А. Р. Лурия); несформированность зрительного гнози- са (замена букв на основе графического сходства или диссоциации между образом буквы и ее значением, особенно в зрительных диктантах при конструировании, потеря строки); двигательные расстройства, связанные с реализацией операции написания графемы (повтор букв и их элемен­тов, например Ш вместо И, при инертности процессов в двигательном ана­лизаторе).

Для разграничения трудностей оптического и акустического характера используют прием складывания слогов из букв разрезной азбуки.

При анализе самостоятельного письма следует обращать внимание на инициативность ребенка и длительность интереса к письму.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.