КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы изучения письма
Письмо является сложным системным и произвольным психическим процессом. В психологии исследованы и описаны следующие предпосылки формирования этого сложного вида речевой деятельности. 1. Владение устной речью, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности (сохранность фонематического слуха).
2. Развитие (или сохранность) разных видов восприятия, ощущений и их взаимодействия: □ зрительно-пространственного гнозиса; □ слухопространственного гнозиса; □ соматопространственных ощущений; □ знания и ощущения схемы числа; □ знания и ощущения «правого» и «левого». 3. Сформированность сферы тонких движений, предметных действий (т. е. разных видов праксиса рук), их подвижной переключаемости, устойчивости и т. д. 4. Развитие абстрактных способов деятельности. 5. Сформированность общего поведения, регуляции, саморегуляции, контроля за действиями, намерений, мотивов поведения. Процесс письма, разворачивающийся на психологическом, психофизиологическом и лингвистическом уровнях, обеспечивается совместной и сложной деятельностью целого ряда участков мозга (лобных отделов, задне-лобных, нижнетеменных, височных, задневисочных, переднезаты- лочных). Изучение письма проводят в системе общего обследования психического развития ребенка. Задания, предъявляемые ребенку, направлены на исследование техники письма (сенсомоторный уровень) и письма как формы речевой деятельности, требующей овладения семантической, лексической и грамматической структурами языка. Для оценки нарушений в координации тонких движений у школьников может служить письмо как фиксированное движение. Gollnitzразличает следующие нарушения движений при письме: нарушения в ведении линий (неровности, кляксы, тремор, атаксия, недостаточная эластичность); нарушения непрерывности (добавления к надстрочным буквам, неспособность к связыванию); нарушения в нажиме (неритмичные соотношения в нажиме); резкие колебания в величине (букв); нарушения при проведении параллельных и круглых линий (рис. 5.3). Тест 1. «Зрительно-моторная координация». Направлен на выявление не- сформированных уровней и звеньев письма, причин затруднения при различных видах письма. Эти причины могут быть связаны с недостаточным развитием устной речи, пространственного восприятия, двигательной сферы и познавательных мотивов деятельности. Этот тест помогает изучить зрительно-моторную координацию, знание букв, пространственное восприятие образа буквы, графемы. Материалом для проведения служат печатные, письменные и стилизованные изображения букв (слов) (3 задания). Инструкция. Спиши буквы/слова (даются сначала печатные, потом письменные, затем — стилизованные). Напиши эти (стилизованные) буквы так, как пишешь в школе. Напиши эти (печатные) буквы, как пишешь в тетради (прописные); прописные — печатными буквами (как в книге). Тест 2. «Составь букву». Заключается в том, что ребенку предъявляют карточку с изображением печатных и письменных букв, а также разрозненные элементы букв, затем карточку убирают и ребенку предлагают выбрать нужные детали и составить букву, изображенную на карточке (по памяти).
Инструкция. Сложи (составь) букву из деталей. Тест 3. «Диктовка». Направлен на изучение процесса звукоразличения: определения связи звука с буквой, с моторикой (звукографомоторикой). Ребенку предлагают написать под диктовку звуки, слоги, слова; составить диктуемые слоги и слова из букв разрезной азбуки. Материалом для тестирования являются звуки, слоги (согласный-гласный, гласный-согласный,
согласный—согласный—гласный), слова простые и сложные по артикуля- торным и акустическим признакам типа: мак, дом, нога, дорога, громкоговоритель, путешественник. Тест 4. «Фразы». Помогает исследовать процесс звукоразличения и письма на семантическом уровне (влияние значения слова на правильность написания букв). Материалом для проведения эксперимента являются фразы короткие, 2-, 3-сложные, с постепенным увеличением объема (например, «Дети идут в школу», «По шоссе едет машина»). Инструкция. Послушай, запомни и запиши фразу; я еще раз ее повторю, а ты ее пиши. Тест 5. «Сюжетная картинка». Направлен на исследование психологического и лингвистического уровня письма; выявление возможности создания замысла и реализации языковых средств. Ребенку предъявляется картинка. Инструкция. Опиши содержание картинки. Нарушения письма проявляются неоднозначно. В основе могут лежать разные нарушения: недоразвитие слуховых образов с литеральными и вербальными парафазиями (замены звонких-глухих, твердых—мягких, шипящих-свистящих, особенно в диктантах); несформированность звуко- произносительных навыков и схем речи (пропуски, перестановки букв, недописывание, повторение частей слов, нарушение членения фраз на слова — страдает кинетическая основа; замена букв, обозначающих звуки, близкие по месту и способу образования, — страдает кинестетическая основа письма (по А. Р. Лурия); несформированность зрительного гнози- са (замена букв на основе графического сходства или диссоциации между образом буквы и ее значением, особенно в зрительных диктантах при конструировании, потеря строки); двигательные расстройства, связанные с реализацией операции написания графемы (повтор букв и их элементов, например Ш вместо И, при инертности процессов в двигательном анализаторе). Для разграничения трудностей оптического и акустического характера используют прием складывания слогов из букв разрезной азбуки. При анализе самостоятельного письма следует обращать внимание на инициативность ребенка и длительность интереса к письму.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |