КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интерпретационные портреты объектов 1 страница
L-. Тест животных Заззо1 Тест животных Заззо используется для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5—12 лет. Он представляет собой набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы мог в него превратиться, каким бы он не хотел стать и почему. Сначала ребенок должен провести спонтанный выбор, а затем выразить симпатию или антипатию к животным, названия которых читает исследователь. Каждую реакцию ребенок должен обосновать (табл. 7.10). Интерпретация исходит из «портретов животных» и их индексов полярности.
Модификацией данного теста является проективное интервью «Волшебный мир», конспект которого, составленный Н. Д. Игнатьевой, мы здесь приводим17: Тест «ВОЛШЕБНЫЙ МИР» Инструкция. Маленькие дети любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький, но думаю, тебе понравится такая немножко сказочная игра. Представь, что у нас есть волшебная ракета, которая перенесла нас в волшебную страну. Все там, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже... Ты ведь можешь такое представить. I 1. А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране1 А почему ты хочешь быть...? А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране' А почему? Мы еще на минутку задержимся в сказочной стране. Теперь представь, что ты волшебник (волшебница, фея): у тебя громадная сила, ты можешь все, что захочешь. Ты можешь с помощью волшебства создавать, изменять, расколдовывать или сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло... 2. Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? А зачем? Для чего? Ты все еще волшебник (фея). Мы садимся с тобой в ракету и возвращаемся назад, в привычный для нас мир. Прежде всего давай зайдем к тебе домой — представь как можно лучше. 3. Теперь ты у себя дома. Ты — всемогущий волшебник. Что бы ты сделал? А почему? А зачем? Что бы ты сделал для мамы (папы, сестры, бабушки, дедушки)? Дополнительные вопросы: Зачем? Почему? Затем волшебник попадает в школу. В твоих силах что-нибудь создать, изменить или уничтожить, сделать так, как хочешь. 4. Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? А почему? Зачем, для чего? Что бы ты сделал для учителя? для одноклассников? Дополнительные вопросы. Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. 5. Что бы ты наколдовал для ребят? Зачем? Почему? Чуть не забыли о тебе. 6. Что бы ты сделал для себя? Почему? Что бы ты изменил или совсем уничтожил? Почему? Для чего? 7. Ну а для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему? Спасибо, волшебник, ты самый настоящий волшебник. II Если бы ты был волшебником, то мог бы принять какой угодно облик. 8. Скажи, во что бы ты хотел превратиться? или в кого? Почему? А во что или в кого ты не хотел бы превратиться? Почему? Ты можешь превратиться в какое угодно животное. 9. Каким животным ты больше всего хотел бы быть? Почему? Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты быть таким животным или нет (+, -, в скобках мотивировка): кошка; лев; маленький козленок, олененок; змея; орел; мышь; обезьяна; тигр; заяц; собака; птичка, например синица; червяк. Ты отлично справился с заданием. III Ты волшебник, у тебя огромная власть... Ты можешь выбрать одну из трех Возможностей: □ стать маленьким ребенком; □ остаться таким, как есть; □ стать взрослым.
10. Скажи, кем бы ты хотел быть — маленьким ребенком, остаться таким, как есть, или стать взрослым? Почему? Зачем? А почему ты не хочешь стать...? Почему? А почему ты не хочешь стать...? Почему? 11. А теперь скажи мне, хотел бы ты быть девочкой или мальчиком? Почему? Ты отлично справился с ролью волшебника. Однако каждая игра кончается, даже играв волшебника. Теперь ты уже не волшебник, ты снова... (Ф. И. О.) 12. Кстати, нравится тебе твое имя? (Если не нравится, то почему?) А фамилия? (Если нет, то почему?) Ты очень сообразительный мальчик (девочка). Давай вот что попробуем, но это уже не будет сказочная игра. Представь, что исполнятся твои самые большие желания, например такие, которые когда-нибудь исполнятся, или, может быть, такие, которые вряд ли когда-нибудь исполнятся. Пусть это будут твои сокровенные желания. Однако каждая игра имеет свои правила, и у нашей игры есть правило: ты можешь выбрать лишь три желания. Ты отлично справился с этим вопросом, а теперь подумай над следующим: 13. Чего больше всего боятся дети? Что доставляет детям наибольшие огорчения? Наша игра закончилась. Как понравилась она тебе?А что тебе понравилось больше всего? Похвалить и задать необходимые вопросы. Продолжительность тестирования — 25-30 мин. Интерпретация результатов теста «ВОЛШЕБНЫЙ МИР» Апробация на 93 детях (53 мальчика и 40 девочек). Кем бы ты хотел быть? Частота (%) наиболее распространенных ответов (табл. 7.11, 7.12): сказочные герои........................ 74,1 животные.................................... 11,8 реальные лица............................. 9,7 другие варианты........................ 2,2 не знаю........................................... 2,2
Реальные лица: мама, учительница, повариха, капитан, космонавт... Для оценки стереотипа используем коэффициент, выраженный в процентах, относительную частоту наиболее распространенных ответов (обратно пропорционален показателю оригинальности). 50—70% одинаковых ответов — высокий коэффициент стереотипности. 30% — средний коэффициент стереотипности. 19,4% — низкий коэффициент стереотипности. Объяснения весьма разнообразны: вскрывают мотивы ребенка и являются основой интерпретации. Кем бы не хотел стать? Частота (%) наиболее распространенных ответов (табл. 7.13, 7.14): сказочные герои..................... 62,4% животные.................................... 8,6% реальные лица........................ 17,2% Контридентификация имеет большой коэффициент стереотипности (26,9%) и большую частоту реальных лиц.
Реальные лица: слуга, официантка, «плохой человек», повар, «человек». В зависимости от ПОЛА: мальчики отдают предпочтение волшебнику, который может активно участвовать в волшебном мире, девочки — принцессе. В зависимости от ВОЗРАСТА: среди девочек тенденция развития более отчетливая: с возрастом увеличивается частота отождествления со сказочным героем: Онтогенетический профиль: девочки........................... 63%—86—90 мальчики........................ 75%-64-85 Некоторые ответы имеют как положительные, так и отрицательные результаты выбора (принцесса), другие только положительные (кошка) или только отрицательные (змея). Отношение разности положительных и отрицательных выборов к общему числу всех выборов одного и того же объекта называется индексом полярности:
где /— число идентификаций; К — число контридентификаций. Как следует из формулы, индекс полярности может принимать любые значения — от 1,0 до —1,0. Положительные значения показывают, что преобладают положительные выборы, отрицательные — наоборот. Граничные значения имеют следующий психологический смысл: 1,0— экстремальный положительный объект, выбранный всеми респондентами; 0 — амбивалентный объект; — 1,0 — экстремальный отрицательный объект, исключаемый всеми. Индекс полярности для первых двух вопросов теста: принц, принцесса................................ 0,8 король, королева................................ 0,6 волшебник...................................... -0,46 черт................................................ -0,50 дракон............................................. -0,82 кошка.................................................. 1,0 ■ *■ змея.................................................. — 1,0 Наиболее важными для интерпретации являются ответы на вопрос «почему?». Мотивы выбора разнообразны: носят личностный характер, определяются позицией ребенка. Именно личностные объяснения являются полезными для диагностических заключений, например: идентификация: □• с феей («делает другим гадость»); □ с кошкой («каждый может с ней играть»); □ с ребенком («может быть все время с мамой»); контридентификация: □ с собакой («однажды меня укусила»); □ с человеком («должен умереть»). (Интерпретационные возможности приводятся в последовательности убывания количества совпадающих объяснений (табл. 7.15—7.21): Принц, принцесса {р = 0,80): а) потребность вызывать восхищение, быть центром; б) стремление к богатству, роскоши, изобилию; в) потребность быть благородным, отзывчивым; г) потребность главенствовать, управлять другими (отвергается как «плохое» качество). Король, королева (р ~ 0,69): а) потребность главенствовать, организовывать, управлять другими, контролировать, вмешиваться (доминантная, частично агрессивная позиция): б) потребность помогать, защищать других; в) потребность красоваться, вызывать восхищение, быть центром внимания (экспозиционная или эксгибиционная позиция; отвергается из-за «плохих» качеств). Волшебник (р = -0,46): а) стремление к власти, силе; б) потребность в творчестве, изобретательности, активности; в) потребность оказывать помощь, защищать других (протективная позиция); г) стремление к богатству, изобилию (отвергается из-за «плохих» качеств, противного внешнего вида, ненависти людей — потребность в аффиляции). Дракон (р = —0,82) отвергается из-за жестокости, агрессивности, безобразного вида, выбор дракона является индикатором неприспособленности, агрессивности или других нарушений. Варианты ответов: «Перевернула бы весь мир наизнанку», «Превратила бы человека в камень», «Чтобы люди не ссорились», «Чтобы я не носила очки», «Чтобы никто не умирал».
На дополнительные вопросы чаще всего выбирают: Для мамы: □ предметы одежды......................................... 35,5% □ коммунальное оборудование....................... 20,4% □ меньше работы по дому (красоту, здоровье) Для папы: □ предметы одежды........................................ 29,0% □ машину......................................................... 26,9% □ меньше работы, высокую зарплату, чтобы раньше возвращался домой с работы (!), чтобы был моложе. Признак нарушения (если это не противоречит основаниям выбора) — ответ «не знаю», или индифферентный, или отрицательный ответ «ничего». Если ребенок перечисляет «подарки», то можно сказать: «хорошо, все это полезные вещи, но ты всемогущий волшебник, можешь пожелать не только вещи» — иногда удается получить ценную информацию. Оптимальным является клише: «...хорошо, а что еще?».
Отрицательная позиция по отношению к школе имелась у 18% детей. Коэффициент стереотипности достаточно высок. На дополнительные вопросы дети чаще выбирают для учителя: предметы одежды............................................................................................ 20,4% другие подарки............................................................................................. 20,4% чтобы учителя не огорчали........................................................................... 12,9% чтобы учитель был: добрым, справедливым, лучше объяснял материал... 4,3%
Очевиден «скачок» между 10-ю и 12-ю годами: эта тенденция соответствует онтогенезу и видна по другим позициям. Хотел бы превратиться в...? Животное.................................. 35,5% Сказочный герой.................... 23,7% Другой человек....................... 16,1% Литературный герой............. 3,2% Предмет..................................... 3,2% Остаться самим собой......... 3,2% Не знаю..................................... 16,1% Коэффициент стереотипности низок.
Далее: слон, олень, медведь, тигр, ящерица, аист, фазан, жираф, карп, анаконда, змея. Коэффициент стереотипности исключительно низкий. Ответы «не знаю» практически отсутствуют.
Далее следуют: лев, обезьяна, волк, лиса, крокодил, орел, муха, насекомое, бегемот. Двенадцать идентификаций было отобрано по результатам предварительного опыта с 27 животными. Вынужденный выбор с большим числом животных уменьшает риск поверхностной, случайной ассоциации при спонтанном выборе и позволяет вызвать много дифференцированных позиций. С помощью таких выборов и их обоснований ребенок косвенно описывает черты собственной личности. Положительный выбор мелких животных (мышь, червяк, змея), если это не противоречит обоснованиям выбора, является признаком нарушения или неприспособленности, неприспособляемости. «Характеристики» животных Кошка (р = 0,53): а) потребность быть полезным, помогать другим; б) потребность быть привлекательным, прелестным, красивым;
в) потребность быть любимым, потребность в ласке, в защите; г) потребность в безопасности, доме, удобстве; д) потребность в физической проворности, ловкости. Отказ из-за агрессивности, льстивости, стремление избежать агрессивности: «люди ее мучают и обижают». Онтогенетический профиль индекса полярности:
Идентификация с кошкой согласно выбора девочек является исключительно положительной, для мальчиков — умеренно положительной (для 12-тилетних даже амбивалентной: идентифицируют ее как вредное животное: «ловит птиц», «подлиза», «агрессивная»). Лев (р = 0,01). Доминантная позиция, стремление к власти, управлению, потребность в социальной значимости (престиж, авторитет), потребность в силе: а) агрессивная позиция, потребность нападать, уязвлять; б) потребность в свободе, независимости; в) желание быть красивым, вызывать восхищение. Отказ из-за агрессивности, из-за того, что сидит в клетке (потребность в свободе). Онтогенетический профиль индексов полярности:
В мотивации идентификации преобладают: агрессивность, доминантность, автономность, частично агрессивность, физическая сила. Маленький козленок, олененок (р — 9,40): а) потребность в красивом внешнем виде, быть прелестным; б) потребность в уверенности, безопасности, материнской защите; в) потребность в свободе. Отвергается из-за беззащитности, уязвимости, пугливости, трусливости. Онтогенетический профиль полярности:
Орел (р = 0,29): а) потребность в свободе, «взлете»; б) потребность быть полезным, признания, исключительности (царь птиц); в) потребность в доминировании (царь птиц); г) частично агрессивная и защитная позиция. Отвергается из-за агрессивности, жестокости, уязвимости, мрачности. Онтогенетический профиль индекса полярности: Мотивировка выбора: «свобода» — 5% девочек, 30% мальчиков; агрессивность — 0% девочек, 4% мальчиков.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |