КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сфера межличностных отношений
Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. Она охватывает практически весь диапазон существования человека, от его отношений к большим социальным группам до интимных, диадных отношений. Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих действиях и мыслях на имеющиеся у него представления об оценках значимых других. Межличностные отношения проявляются в большом разнообразии сфер человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от друга и в которых действуют различные психологические факторы. Важное место среди внешних воздействий, влияющих на развитие ребенка, занимает его среда, та общая ситуация, в которой развивается индивид, особенно социальные, экономические, культурные условия его жизни. Наиболее близкой к человеку «клеточкой» общества, где возникает и реализуется «социальная ситуация развития личности», является семейная микросреда. Фактически микросреда, представляющая собой социальную ситуацию развития, по своей социально-психологической сущности является ни чем иным, как малой контактной группой. На старте вертикальной оси жизненного пути личности находится первичная диада «мать (или значимый взрослый) — дитя». С первых мгновений жизни ребенок развивается как социальное существо, ведь перед ним раскрывается мир человеческих предметов, преображенных общественной деятельностью всех поколений. Особенное значение при этом имеет «ведущая деятельность», именно в ней впервые возникают и внутри нее дифференцируются другие виды деятельности; в ней формируются или перестраиваются частные процессы; от нее теснейшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психические изменения личности. В жизни ребенка имеются шесть генетических преемственных типов ведущей деятельности. В каждом возрасте своя ведущая деятельность. Так, в младенческом возрасте ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение, которое определяет формирование психического склада личности ребенка. Главная цель и результат такой деятельности — установление социальных контактов ребенка со взрослыми, что обеспечивает присвоение их опыта. Психологическое исследование начинается с осознания необходимости решить определенную проблему. При этом исходя из особенностей объекта, предмета и задач исследования разрабатываются определенные варианты основных методов. Наблюдение — это планомерное, целенаправленное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем. Главной особенностью наблюдения как метода является то, что исследователь не вмешивается в ход психических проявлений испытуемого, и они протекают естественно. Далее, наблюдение должно быть систематическим и планомерным. Составляется подробная программа, из которой становится ясно, какие группы будут наблюдаться, в какие часы дня будет проводиться наблюдение, какие моменты будут фиксироваться. Затем тщательно разрабатывается схема наблюдений. В схеме важно предусмотреть основные аспекты поведения, возможные действия испытуемых и т. д. Чем более подробной будет схема, тем более точными окажутся результаты наблюдения. На основе схемы-таблицы разрабатывается форма протокола, в который заносится только факт проявления той или иной реакции или поведения. Для достижения точности и объективности наблюдения используются технические средства: кинокамера, магнитофон и фотоаппарат. Для уточнения результатов наблюдения используется и шкала, на которой отмечается интенсивность протекания того или иного психического явления. . ч Метод изучения привязанности у младенцев и детей раннего возраста В настоящее время существует несколько процедур, которые используются для изучения привязанности: процедура «Незнакомая ситуация» (Ainsworth, 1969), метод исследования привязанности у детей первых месяцев жизни (Crittenden, 1994), детей дошкольного возраста (Critteden, 1994), метод исследования привязанности у взрослых (Main, Goldwyn, 1994). В настоящей статье приводится классическая процедура «Ситуация с незнакомцем», разработанная М. Айнсворт (Ainsworth, 1978). Согласно полученным в течение последних лет экспериментальным данным, она наиболее адекватна для изучения типа привязанности у детей в возрасте от 11 до 15 месяцев. Предлагаемое описание включает характеристику процедуры (табл. 9.1), систему для оценки качества взаимодействия матери и младенца, критерии классификации типов привязанности. В данном виде классическая процедура используется в экспериментальных исследованиях, проводимых группой сотрудников Службы ранней помощи Центра интегративного воспитания Санкт-Петербурга.
Примечание. * Эпизод сокращается, если ребенок чрезмерно расстроен; ** эпизод удлиняется, если потребуется больше времени, чтобы ребенок вновь увлекся игрой. Незнакомка Незнакомка — это взрослый-заместитель, чье влияние на ребенка можно сравнивать с влиянием мамы. Незнакомка также должна успокаивать ребенка, если он расстроен. Если мама забыла, что ей нужно делать, незнакомка может подсказать. Поведение незнакомки не кодируется. Оно должно быть таким, чтобы упрощать запись и кодирование поведения ребенка. Что должна делать незнакомка Незнакомка должна быть максимально нейтральна; все незнакомки должны быть максимально похожи друг на друга. Незнакомка должна играть с ребенком ненавязчиво, и в то же время ее задача — увлечь его. Незнакомка должна представлять, каким образом может развиться ситуация далее и, если необходимо, подготовить к этому маму. В целом незнакомка не должна привлекать к себе внимание необычным поведением; ее присутствие должно казаться для ребенка естественным. Когда ребенок находится на руках у незнакомки, она должна продемонстрировать для камеры, как он себя ведет, по возможности повернуть ребенка лицом к камере. Желательно незаметно для ребенка сообщать для камеры информацию о том, что это за ребенок, каково его самочувствие. (Лучше всего это можно делать, разговаривая с ребенком и одновременно утешая его; например, можно сказать: «Ты хочешь меня обнять, тебе, наверное, так лучше?» или: «Неужели ты не хочешь посидеть у меня на руках?» и т. п.) Если ребенок произнес что-то, что будет трудно понять на записи, незнакомка должна повторить за ребенком его слова («Ты хочешь маму?»). Что незнакомка не должна делать 1. Незнакомка никогда не должна закрывать ребенка от камеры. В особенности, никогда нельзя закрывать эпизод встречи ребенка с мамой. Когда входит мама, задача незнакомки — быстро и незаметно исчезнуть. 2. Незнакомка не должна искренне включаться в игру, так как ей будет неловко бросать игру в тот момент, когда ребенок чувствует себя комфортно. 3. Незнакомка не должна быть навязчивой, излишне сентиментальной или льстивой. 4. Незнакомка не должна быть вялой, скучной или раздраженной. 5. Незнакомка не должна входить в стрессовое состояние вместе с ребенком. 6. Незнакомка не должна уделять очень много внимания маме. Цель видеосъемки — получить запись, которую можно было бы использовать для определения качества привязанности ребенка к родителям. Человеку, осуществляющему съемку, необходимо иметь четкое представление о том, что будет кодироваться, так как он должен знать, что именно записывать на видео. Поведение ребенка по отношению к матери — это самое важное, что необходимо увидеть на пленке. Сюда включаются действия, выражения лица и речь. Так как речь иногда трудно понять, то в этом случае выражение лица может дать дополнительную информацию. Также важно знать, кто находится в комнате, что делает мама и как она себя чувствует. Наиболее важные моменты Встреча ребенка с мамой — это наиболее важная часть видеозаписи. Оператору не следует отвлекаться, когда на исходе третья минута эпизода разлучения или когда ребенок очень сильно расстроен (и мама может вернуться раньше). Задача оператора — предвидеть встречу. Камеру нужно располагать так, чтобы встреча была хорошо видна на экране. Надо быть готовым к тому, что ребенок может направиться к двери, и расположить камеру так, чтобы ребенок находился с противоположной стороны экранной картинки. Всегда нужно следить за тем, чтобы ребенок полностью находился в кадре и был максимально приближен. Следует снимать также и маму, если они оба могут поместиться в кадр или когда ребенок находится рядом с мамой. В целом: Нельзя терять ребенка из кадра ни на секунду. Возможно лишь одно исключение: когда ребенок находится у игрушек и не занят чем- либо важным (мама при этом сидит на стуле, и они не взаимодействуют), то вполне возможны краткие «перескоки» камеры на маму, чтобы увидеть, что она делает в это время (смотрит ли она на ребенка, каково выражение ее лица и т. д.) По возможности покажите лицо матери крупным планом хотя бы один раз (желательно пораньше). Оператор управляет камерой, предвидя движения ребенка, т. е. по возможности предполагая, куда собирается двигаться ребенок, и оставляя пространство с той стороны экрана, куда он направляется. Нужно максимально приближать изображение ребенка в кадре на протяжении всего времени, когда мама не взаимодействует с ребенком. При попытках показать выражение лица ребенка, следует держать в кадре всю верхнюю часть его тела. Если во время передвижения ребенка он был потерян из кадра, то в первую очередь нужно настроить камеру на максимальное удаление объекта, а затем найти ребенка и вновь снимать его крупным планом. А для страховки от подобных недоразумений лучше не показывать движущегося ребенка крупным планом. Руководитель Руководитель должен контролировать подготовку эксперимента, поведение всех участников, а также сам процесс; руководитель должен быть уверен, что ребенок не болен, не переутомлен, не расстроен какими-то внешними по отношению к исследованию обстоятельствами. Кроме того, руководитель должен убедиться, что ребенок поел и сходит в туалет перед самым началом эксперимента. Во время ситуации с незнакомцем руководитель самыми простыми словами дает инструкции лицу, к которому ребенок привязан (фигура привязанности). Инструкции даются только по мере необходимости, т. е. ровно столько, сколько нужно до возвращения фигуры привязанности в комнату наблюдения, где ей или ему можно будет дать дополнительные указания. Именно руководитель ответствен за то, чтобы уравновешивать потребности исследуемой пары с потребностью в доступной для кодирования информации. Сильный стресс взрослого или ребенка может потребовать сокращения эпизода; сделать это желательно так, чтобы кодировщики могли понять, что произошло, если бы эпизод продолжился. Как правило, 30 с вполне достаточно, чтобы установить, что ребенок не может или не хочет регулировать свое состояние возбуждения. Дошкольники с большей вероятностью, чем младенцы, социально скрывают свой стресс (а значит, не допускают неконтролируемого плача). Вместо этого они часто начинают проситься в туалет. Так как ребенок был там недавно, то можно приложить усилия, чтобы отложить этот поход. Если ребенок все-таки настаивает, то руководитель должен решить, как лучше всего завершить ситуацию с незнакомцем. В большинстве случаев процедуру возоб- новляютс эпизода, когда ребеноки фигура привязанности были вместе, и продолжают как обычно. Если это была последняя встреча, то необходимо снять на пленку хотя бы 30 с эпизода, а затем окончательно завершить эксперимент. Руководители должны также контролировать поведение незнакомок и внимательно следить за тем, чтобы оператор не испытывал никаких трудностей. Несомненно, цель руководителя — дать испытуемым чувство поддержки и опоры и одновременно получить видеозапись, на которой можно будет достоверно увидеть ожидания ребенка по поводу фигуры привязанности и организацию поведения ребенка вокруг этих ожиданий. Инструкции для мамы Это ряд указаний, объясняющих, что будет происходить в нашем отделении психологии. Мы готовы ответить на любые вопросы, связанные с проведением ситуации с незнакомцем. Когда мы все будем готовы, вам покажут дверь в комнату наблюдения, а затем проведут в игровую. Вы будете находиться с ребенком в игровой комнате до окончания эпизода. Затем вы можете войти в комнату наблюдения и смотреть на ребенка через одностороннее зеркало. Попытайтесь вести себя с ребенком абсолютно естественно, как обычно. Не начинайте игру с ребенком, но реагируйте так, как вы обычно это делаете, когда ребенок подходит к вам. Если ваш ребенок чем-то сильно расстроен, пожалуйста, успокойте его так, как вы делаете это дома. Мы хотим увидеть, как ребенок реагирует на игрушки и новизну ситуации. Поэтому мы просим вас не начинать игру с ребенком. Однако мы не хотим, чтобы ребенку казалось, что мама ведет себя странно.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |