Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сфера межличностных отношений




Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. Она охваты­вает практически весь диапазон существования человека, от его отношений к большим социальным группам до интимных, диадных отношений. Мож­но утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, про­должает опираться в своих действиях и мыслях на имеющиеся у него пред­ставления об оценках значимых других. Межличностные отношения проявляются в большом разнообразии сфер человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от друга и в которых действуют различные психологические факторы. Важное место среди внешних воздействий, вли­яющих на развитие ребенка, занимает его среда, та общая ситуация, в кото­рой развивается индивид, особенно социальные, экономические, культур­ные условия его жизни.

Наиболее близкой к человеку «клеточкой» общества, где возникает и ре­ализуется «социальная ситуация развития личности», является семейная микросреда. Фактически микросреда, представляющая собой социальную ситуацию развития, по своей социально-психологической сущности явля­ется ни чем иным, как малой контактной группой.

На старте вертикальной оси жизненного пути личности находится пер­вичная диада «мать (или значимый взрослый) — дитя». С первых мгнове­ний жизни ребенок развивается как социальное существо, ведь перед ним раскрывается мир человеческих предметов, преображенных общественной деятельностью всех поколений. Особенное значение при этом имеет «веду­щая деятельность», именно в ней впервые возникают и внутри нее диффе­ренцируются другие виды деятельности; в ней формируются или перестра­иваются частные процессы; от нее теснейшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психические изменения личности. В жизни ребенка имеются шесть генетических преемственных типов веду­щей деятельности.

В каждом возрасте своя ведущая деятельность. Так, в младенческом воз­расте ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение, которое определяет формирование психического склада личнос­ти ребенка. Главная цель и результат такой деятельности — установление социальных контактов ребенка со взрослыми, что обеспечивает присвое­ние их опыта.

Психологическое исследование начинается с осознания необходимости решить определенную проблему. При этом исходя из особенностей объек­та, предмета и задач исследования разрабатываются определенные вариан­ты основных методов.

Наблюдение — это планомерное, целенаправленное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем. Главной особенностью наблюдения как метода является то, что исследова­тель не вмешивается в ход психических проявлений испытуемого, и они протекают естественно. Далее, наблюдение должно быть систематическим и планомерным. Составляется подробная программа, из которой становится ясно, какие группы будут наблюдаться, в какие часы дня будет проводиться наблюдение, какие моменты будут фиксироваться. Затем тщательно разра­батывается схема наблюдений. В схеме важно предусмотреть основные ас­пекты поведения, возможные действия испытуемых и т. д. Чем более под­робной будет схема, тем более точными окажутся результаты наблюдения. На основе схемы-таблицы разрабатывается форма протокола, в который заносится только факт проявления той или иной реакции или поведения. Для достижения точности и объективности наблюдения используются тех­нические средства: кинокамера, магнитофон и фотоаппарат. Для уточнения результатов наблюдения используется и шкала, на которой отмечается ин­тенсивность протекания того или иного психического явления.

. ч

Метод изучения привязанности у младенцев и детей раннего возраста

В настоящее время существует несколько процедур, которые используются для изучения привязанности: процедура «Незнакомая ситуация» (Ainsworth, 1969), метод исследования привязанности у детей первых месяцев жизни (Crittenden, 1994), детей дошкольного возраста (Critteden, 1994), метод иссле­дования привязанности у взрослых (Main, Goldwyn, 1994). В настоящей статье приводится классическая процедура «Ситуация с незнакомцем», разработан­ная М. Айнсворт (Ainsworth, 1978). Согласно полученным в течение последних лет экспериментальным данным, она наиболее адекватна для изучения типа привязанности у детей в возрасте от 11 до 15 месяцев. Предлагаемое описание включает характеристику процедуры (табл. 9.1), систему для оценки качества взаимодействия матери и младенца, критерии классификации типов привя­занности. В данном виде классическая процедура используется в эксперимен­тальных исследованиях, проводимых группой сотрудников Службы ранней помощи Центра интегративного воспитания Санкт-Петербурга.

Таблица 9. 1. Краткое описание эпизодов ситуации с незнакомкой М. Айнсворт
Номер эпизода Присутствующ ие Продолжитель­ность Краткое описание ситуации
  Мама, ребенок и наблюдатель 30 с Наблюдатель приглашает маму и ребенка в экспериментальную комнату, затем покидает их.
  Мама и ребенок 3 мин Ребенок исследует комнату и игрушки, мама не участвует. Если необходимо, она стимулирует игру через 2 мин
  Незнакомка, мама и ребенок 3 мин Входит незнакомка. Первые 1,5 мин: незнакомка разговаривает с мамой. Вторые 1,5 мин: незнакомка подходит к ребенку. Через 3 мин мама, не привлекая внимания, покидает комнату
  Незнакомка и ребенок 3 мин или меньше* Первый эпизод разлучения. Незнакомка подстраивает свое поведение под поведение ребенка
  Мама и ребенок 3 мин или больше" Первый эпизод встречи. Мама приветствует и/или утешает ребенка, затем сажает его обратно к игрушкам. Конец эпизода: мама покидает комнату, говоря: «Пока!»
  Ребенок один 3 мин или меньше* Второй эпизод разлучения
  Незнакомка и ребенок 3 мин или меньше* Продолжение второго разлучения. Входит незнакомка. Она подстраивает свое поведение под поведение ребенка
  Мама и ребенок 3 мин Второй эпизод встречи. Мама входит, приветствует ребенка, берет его на руки. Тем временем незнакомка незаметно покидает комнату

 

Примечание. * Эпизод сокращается, если ребенок чрезмерно расстроен; ** эпизод удли­няется, если потребуется больше времени, чтобы ребенок вновь увлекся игрой.

Незнакомка

Незнакомка — это взрослый-заместитель, чье влияние на ребенка мож­но сравнивать с влиянием мамы. Незнакомка также должна успокаивать ребенка, если он расстроен. Если мама забыла, что ей нужно делать, незна­комка может подсказать. Поведение незнакомки не кодируется. Оно долж­но быть таким, чтобы упрощать запись и кодирование поведения ребенка.

Что должна делать незнакомка

Незнакомка должна быть максимально нейтральна; все незнакомки дол­жны быть максимально похожи друг на друга. Незнакомка должна играть с ребенком ненавязчиво, и в то же время ее задача — увлечь его. Незнаком­ка должна представлять, каким образом может развиться ситуация далее и, если необходимо, подготовить к этому маму. В целом незнакомка не долж­на привлекать к себе внимание необычным поведением; ее присутствие дол­жно казаться для ребенка естественным.

Когда ребенок находится на руках у незнакомки, она должна продемонстрировать для камеры, как он себя ведет, по возможности повернуть ребенка лицом к камере. Желательно незаметно для ребенка сообщать для камеры информацию о том, что это за ребенок, каково его самочувствие. (Лучше всего это можно делать, разговаривая с ребенком и одновременно утешая его; например, можно сказать: «Ты хочешь меня обнять, тебе, наверное, так лучше?» или: «Неужели ты не хочешь посидеть у меня на руках?» и т. п.)

Если ребенок произнес что-то, что будет трудно понять на записи, незнакомка должна повторить за ребенком его слова («Ты хочешь маму?»).

Что незнакомка не должна делать

1. Незнакомка никогда не должна закрывать ребенка от камеры. В особен­ности, никогда нельзя закрывать эпизод встречи ребенка с мамой. Когда вхо­дит мама, задача незнакомки — быстро и незаметно исчезнуть.

2. Незнакомка не должна искренне включаться в игру, так как ей будет неловко бросать игру в тот момент, когда ребенок чувствует себя комфортно.

3. Незнакомка не должна быть навязчивой, излишне сентиментальной или льстивой.

4. Незнакомка не должна быть вялой, скучной или раздраженной.

5. Незнакомка не должна входить в стрессовое состояние вместе с ребен­ком.

6. Незнакомка не должна уделять очень много внимания маме.

Цель видеосъемки — получить запись, которую можно было бы исполь­зовать для определения качества привязанности ребенка к родителям. Че­ловеку, осуществляющему съемку, необходимо иметь четкое представление о том, что будет кодироваться, так как он должен знать, что именно записы­вать на видео.

Поведение ребенка по отношению к матери — это самое важное, что не­обходимо увидеть на пленке. Сюда включаются действия, выражения лица и речь. Так как речь иногда трудно понять, то в этом случае выражение лица может дать дополнительную информацию.

Также важно знать, кто находится в комнате, что делает мама и как она себя чувствует.

Наиболее важные моменты

Встреча ребенка с мамой — это наиболее важная часть видеозаписи. Опе­ратору не следует отвлекаться, когда на исходе третья минута эпизода раз­лучения или когда ребенок очень сильно расстроен (и мама может вернуть­ся раньше). Задача оператора — предвидеть встречу. Камеру нужно располагать так, чтобы встреча была хорошо видна на экране.

Надо быть готовым к тому, что ребенок может направиться к двери, и рас­положить камеру так, чтобы ребенок находился с противоположной сторо­ны экранной картинки.

Всегда нужно следить за тем, чтобы ребенок полностью находился в кадре и был максимально приближен. Следует снимать также и маму, если они оба могут поместиться в кадр или когда ребенок находится рядом с мамой.

В целом: Нельзя терять ребенка из кадра ни на секунду.

Возможно лишь одно исключение: когда ребенок находится у игрушек и не занят чем- либо важным (мама при этом сидит на стуле, и они не взаимодействуют), то вполне возмож­ны краткие «перескоки» камеры на маму, чтобы увидеть, что она делает в это время (смотрит ли она на ребенка, каково выражение ее лица и т. д.) По возможности покажите лицо матери крупным планом хотя бы один раз (желательно пораньше).

Оператор управляет камерой, предвидя движения ребенка, т. е. по воз­можности предполагая, куда собирается двигаться ребенок, и оставляя про­странство с той стороны экрана, куда он направляется.

Нужно максимально приближать изображение ребенка в кадре на про­тяжении всего времени, когда мама не взаимодействует с ребенком. При по­пытках показать выражение лица ребенка, следует держать в кадре всю вер­хнюю часть его тела.

Если во время передвижения ребенка он был потерян из кадра, то в первую очередь нужно настроить камеру на максимальное удаление объекта, а затем найти ребенка и вновь снимать его крупным планом. А для страховки от подоб­ных недоразумений лучше не показывать движущегося ребенка крупным планом.

Руководитель

Руководитель должен контролировать подготовку эксперимента, пове­дение всех участников, а также сам процесс; руководитель должен быть уве­рен, что ребенок не болен, не переутомлен, не расстроен какими-то вне­шними по отношению к исследованию обстоятельствами. Кроме того, руководитель должен убедиться, что ребенок поел и сходит в туалет перед самым началом эксперимента.

Во время ситуации с незнакомцем руководитель самыми простыми сло­вами дает инструкции лицу, к которому ребенок привязан (фигура привя­занности). Инструкции даются только по мере необходимости, т. е. ровно столько, сколько нужно до возвращения фигуры привязанности в комнату наблюдения, где ей или ему можно будет дать дополнительные указания.

Именно руководитель ответствен за то, чтобы уравновешивать потреб­ности исследуемой пары с потребностью в доступной для кодирования ин­формации. Сильный стресс взрослого или ребенка может потребовать со­кращения эпизода; сделать это желательно так, чтобы кодировщики могли понять, что произошло, если бы эпизод продолжился. Как правило, 30 с вполне достаточно, чтобы установить, что ребенок не может или не хо­чет регулировать свое состояние возбуждения.

Дошкольники с большей вероятностью, чем младенцы, социально скры­вают свой стресс (а значит, не допускают неконтролируемого плача). Вмес­то этого они часто начинают проситься в туалет. Так как ребенок был там недавно, то можно приложить усилия, чтобы отложить этот поход. Если ребенок все-таки настаивает, то руководитель должен решить, как лучше всего завершить ситуацию с незнакомцем. В большинстве случаев процедуру возоб- новляютс эпизода, когда ребеноки фигура привязанности были вместе, и про­должают как обычно. Если это была последняя встреча, то необходимо снять на пленку хотя бы 30 с эпизода, а затем окончательно завершить эксперимент.

Руководители должны также контролировать поведение незнакомок и внимательно следить за тем, чтобы оператор не испытывал никаких труд­ностей. Несомненно, цель руководителя — дать испытуемым чувство под­держки и опоры и одновременно получить видеозапись, на которой можно будет достоверно увидеть ожидания ребенка по поводу фигуры привязан­ности и организацию поведения ребенка вокруг этих ожиданий.

Инструкции для мамы

Это ряд указаний, объясняющих, что будет происходить в нашем отделе­нии психологии. Мы готовы ответить на любые вопросы, связанные с прове­дением ситуации с незнакомцем. Когда мы все будем готовы, вам покажут дверь в комнату наблюдения, а затем проведут в игровую. Вы будете находиться с ре­бенком в игровой комнате до окончания эпизода. Затем вы можете войти в ком­нату наблюдения и смотреть на ребенка через одностороннее зеркало.

Попытайтесь вести себя с ребенком абсолютно естественно, как обыч­но. Не начинайте игру с ребенком, но реагируйте так, как вы обычно это делаете, когда ребенок подходит к вам. Если ваш ребенок чем-то сильно расстроен, пожалуйста, успокойте его так, как вы делаете это дома. Мы хо­тим увидеть, как ребенок реагирует на игрушки и новизну ситуации. По­этому мы просим вас не начинать игру с ребенком. Однако мы не хотим, чтобы ребенку казалось, что мама ведет себя странно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.