Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. По его мнению, действительность нельзя рассматривать в застывших формах. Самый общий признак всего живущего состоит в последовательности из- менений. Для того, чтобы обосновать непрерывную дина- мику бытия, он, наряду с активными сущностями, идеями, вводит такое активное начало как мировая душа. И непо- средственным субъектом всех изменений в мире выступа- ет у Соловьева именно мировая душа. Основным призна- ком ее является особая энергия, которая одухотворяет все существующее. Однако мировая душа, по учению Соловь- ева, действует не самостоятельно. Деятельность ее нуж- дается в божественном импульсе. Этот импульс проявля- ется в том, что Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму всей ее деятельности.
Русская религиозная философия XIX — XX вв. 177
Эта вечная божественная идея в системе Соловьева получила название Софии-мудрости. София — ключевое понятие системы Соловьева. Поэтому его учение носит так- же название софиологии. Понятие Софии заимствовано Соловьевым из неоплатонизма. Но он своеобразно интер- претирует это понятие. Понятие Софии вводится Соловье- вым для того, чтобы заявить, что мир — это не только тво- рение Бога, безусловно, ему инородное. Основой и сущест- вом мира является «душа мира» — София, которую следует рассматривать как связующее звено между твор- цом и творением, придающее общность Богу, миру и чело- вечеству.
Механизм сближения Бога, мира и человечества рас- крывается в философском учении Соловьева через кон- цепцию богочеловечества. Реальным и совершенным во- площением богочеловечества, по Соловьеву, выступает Иисус Христос, являющийся, согласно христианскому дог- мату, и полным Богом, и полным человеком. Его образ слу- жит не только идеалом, к которому должен стремиться каждый индивид, но и высшей целью развития всего исто- рического процесса.
На этой цели базируется соловьевская историосо- фия. Целью и смыслом всего исторического процесса яв- ляется одухотворение человечества, соединение человека с Богом, воплощение богочеловечества. Недостаточно, счи- тает Соловьев, чтобы совпадение божественного с челове- ческим произошло только в лице Иисуса Христа, т. е. через посредство «божественного слова». Необходимо, чтобы со- единение состоялось реально-практически и, притом, не в отдельных людях (в «святых»), а в масштабах всего чело- вечества. Первичным условием на пути к богочеловечест- ву является христианское обращение, то есть принятие вероучения христианства. Природный человек, то есть че- ловек, не просветленный божественной истиной, противо- стоит людям как чуждая и враждебная сила. Христос от- крыл человеку всеобщие моральные ценности, создал ус- ловия для его нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути свое- го одухотворения. Этот процесс занимает весь историчес- кий период жизни человечества. Человечество придет к торжеству мира и справедливости, правды и добродетели,
когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке Бог, переместившийся из центра вечности в центр исторического процесса. Современное обществен- ное устройство предполагает, с точки зрения Соловьева, единство «вселенской церкви» и монархического господ- ства, слияние которых должно привести к образованию «свободной теократии».
В гносеологическом аспекте принцип всеединства ре- ализуется через концепцию цельного знания, представля- ющего собой неразрывную взаимосвязь трех разновиднос- тей этого знания: эмпирического (научного), рационального (философского и мистического (созерцательно-религиоз- ного). В качестве предпосылки, основополагающего прин- ципа цельное знание предполагает веру в существование абсолютного начала — Бога. Цельное знание, по Соловьеву, не может быть получено только эмпирическими и рацио- нальными средствами. Эмпирическое знание способно рас- крыть лишь внешнюю сторону явлений, а рациональное — особенности самого мышления. Однако истина или сущее не даны человеку ни в опыте, ни в мышлении. Истина постига- ется через непосредственное созерцание, интуицию. Таким образом, В. С. Соловьев в своей концепции цельного знания попытался совместить принцип автономии разума, на кото- ром основывается рационализм с принципом богооткровен- ности христианского вероучения, являющимся основой бо- гословия.
С точки зрения Соловьева, отвлеченное знание — не- обходимый момент как в жизни каждого конкретного ин- дивида, так и в жизни всего человечества. Без него невоз- можно достичь логически связанной мысли. Однако, счи- тает Соловьев, односторонняя абсолютизация этого момента, превращение его в самостоятельный и самопо- давляющий принцип заводит философию в тупик. Выход из этого тупика находится, по его мнению, в осмыслении познания на основе идеи как формы существования цель- ной мысли Идею нельзя рассматривать как продукт мыш- ления. Мышление не способно проникнуть в идею. Идеи доступны лишь интеллектуальному созерцанию или ин- теллектуальной интуиции. «Если явления, — пишет Соло- вьев, — сами по себе не представляют нам универсальных истин, или идей, то эти последние, хотя материально свя-
Русская религиозная философия XIX — XX вв 179
занные с явлениями, должны формально от них разли- чаться, иметь свое собственное, независимое от явлений бытие и, следовательно, для познания их необходима осо- бенная форма мыслительной деятельности, которую мы вместе со многими прежними философами называем ум- ственным созерцанием или интуицией и которая состав- ляет настоящую первичную форму цельного знания. (Со- ловьев В. С. Собр. соч. Т. 1. — СП6., 1901 —1910. — С. 290). Однако отвлеченное мышление, и даже интеллектуальная интуиция, с точки зрения православного философа, не да- ют знания всего богатства реальности. Для проникновения в сокровенные глубины бытия необходима особая познава- тельная способность, обеспечивающая прорыв в сферу по- тустороннего, запретного, трансцендентного. Эта способ- ность есть состояние одержимости, определяемое возмож- ностями трансцендентного существа. Соловьев называет это состояние экстазом, эросом, вдохновением.
Утверждение Соловьева об истинном знании как син- тезе эмпирического, рационального и мистического позна- ния является основанием для вывода о необходимости единства науки, философии и религии. Подобное единст- во, которое он называет «свободной теософией» позволяет рассматривать мир как завершенную систему, обуслов- ленную всеединством или Богом.
Проблемы веры и разума в православном религиозном антиинтеллектуализме
(Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк) В. С. Соловьев выражал в русской религиозной философии интеллектуалистскую тенденцию. Он стремился поста- вить разум на службу вере, дать возможность религии опе- реться на рациональное начало человеческого сознания, привлечь к обоснованию религиозного мировоззрения до- стижения науки и аппарат философии. Интеллектуализ- му В. С. Соловьева в русской религиозной философии про- тивостояла антиинтеллектуалистская тенденция.
Антиинтеллектуалисты намерены культивировать такую религиозность, в которой чувства преобладали бы над рассудочным началом. Они стремятся замкнуть рели-
гиозную жизнь в рамки эмоциональной сферы, сделать ее недоступной критике с позиций логического мышления. В современной русской религиозной философии мнение ан- тиинтеллектуализма наиболее последовательно выражал Л. Шестов (1866—1938). Определяющим моментом его уче- ния является тезис о коренной противоположности и, да- же, несовместимости веры и разума. Вера, с его точки зре- ния, — это особая, наиболее полная, высшая плоскость бы- тия человека, коренной поворот к новой жизни, в которой не действуют законы человеческого общежития, автори- тет, разумные доводы. Вера есть готовность вырваться из круга всех тех идей, в которых живет человек. Истинно ве- рующим является только тот человек, кто почувствовал, что все ограничительные законы, или устои, все опоры, на которых держался человек, разбиты, раздроблены, унич- тожены, исчезли, что все светочи погасли, все указания исчезли. «Вне наших общих принципов, помимо нашего осознающего разума, протекают наиболее замечательные и значительные события нашего существования. Можно сильнее сказать—при всякой попытке нашего разума про- верить своими критериями действительность таких пере- живаний наши сами переживания мгновенно превраща- ются в ничто, словно бы их никогда не было. Здесь нельзя проверить, нельзя фиксировать... От всякой попытки при- коснуться щупальцами разума к вере — вера гибнет. Она может жить лишь в атмосфере безумия. Она не делится своей властью ни с кем. И вопрос становится именно так: либо разум, либо вера», — пишет в своей знаменитой кни- ге Л.Шестов «Тольковерою» (ШестовЛ. 5о1а/гс1е1 — Толь- ко верою. — С. 259, 270).
В своих богословских изысканиях Л. Шестов, по сути дела, переходит на позиции ортодоксального протестан- тизма. Вера, по его мнению, дается не тому, кто ее искал, не тому, кто ее добивался, а тому, кого Бог избрал, прежде чем он хоть чем-то проявил себя. Тот, кто рассчитыва ет на свою мудрость, на свою справедливость, на свои силы, тот ни- когда не спасется. Тот, кто рассчитывает на свои заслуги, на свои дела, тот этим самым заявляет о своем неверии. Стремясь убедить человека отказаться от рациональных основ религиозной веры, Л. Шестов договаривается до то- го, что малейшие усилия человека, его опору на свои собст-
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление