Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция британсксн о эмпиризма конца XVII — середины XVIII века 133 3 страница




сколько позже мы рассмотрим аргументацию Канта по это-
му вопросу. А сейчас посмотрим, как же Кант обосновыва-
ет достоверность научного знания.

Кант считает, что достоверное знание — это значит
объективное знание.
Объективность же, по Канту, отож-
дествляется со всеобщностью и необходимостью. Следо-
вательно, для того, чтобы знание несло достоверный ха-
рактер, оно должно обладать чертами всеобщности и не-
обходимости. Объективность знания, считает Кант,
обусловливается структурой трансцендентального субъ-
екта, его надындивидуальными качествами и свойствами.
Познающему субъекту по природе присущи некоторые
врожденные (доопытные) формы подхода к действитель-
ности, из самой действительности невыводимые: прост-
ранство, время, формы рассудка.
Пространство и время,
по Канту, это не формы бытия вещей, существующих не-
зависимо от нашего сознания, а напротив, субъективные
формы чувственности человека, изначально присущие че-
ловеку как представителю человечества. Пространство —
это врожденная доопытная форма внутреннего чувства
(или внешнего созерцания). Время — это врожденная фор-
ма внутреннего чувства (внутреннего созерцания). Мате-
матика как наука и возможна на основе функционирова-
ния пространства (геометрия) и времени (арифметика).

Доопытные формы чувственности — пространство и
время - создают предпосылки достоверности математиче-
ского знания. Реализация же этих предпосылок в действи-
тельность осуществляется на основе деятельности второй
познавательной способности — рассудка. Рассудок — это
мышление, оперирующее понятиями и категориями. Рас-
судок, по Канту, выполняет функцию подведения многооб-
разного чувственного материала, организованного с помо-
щью доопытных форм созерцания, под единство понятий и
категорий. Не предмет является источником знаний о нем в
виде понятий и категорий, а, напротив, формы рассудка —
понятия и категории — конструируют предмет. Поэтому и
согласуются с нашими знаниями о них. Мы можем познать,
считает Кант, только то, что сами создали. Понятие и кате-
гории носят независящий от индивидуального сознания не-
обходимый и всеобщий характер. Поэтому знание, осно-
ванное на них, приобретает объективный характер.

Немецкая классическая философия 139


Итак, рассудок упорядочивает восприятия челове-
ка, подводит их под всеобщие и необходимые формы и, та-
ким образом, обусловливает объективность знания. Но что
же создает возможность для такой деятельности рассуд-
ка? Что объединяет все понятия и категории в целостность,
что приводит их в действие? Кант отвечает на эти вопросы
однозначно: все это связано с особенностями субъекта. Ко-
нечное основание единства, без которого рассудок не смог
бы осуществлять свою функцию подведения под всеобщие
и необходимые определения, является акт самосознания
субъекта: я мыслю.
Этот акт Кант называет трансценден-
тальным единством апперцепции. Или, переводя с латин-
ского на русский язык, это выражение означает: объеди-
нение восприятий за пределами опыта.

На основе вышеизложенного, теорию познания Кан-
та можно представить следующим образом: существуют
вещи сами по себе.
Эти вещи действуют на органы чувств
человека, порождают многообразные ощущения. Такие
ощущения упорядочиваются доопытными формами чув-
ственности — пространством и временем, т. е. располага-
ются в традиционном измерении и фиксируются как дли-
тельность. На основе этих преобразований формируются
восприятия, которые носят субъективный и индивидуаль-
ный характер. Деятельность рассудка на основе форм мы-
шления — понятий и категорий — придает этим восприя-
тиям всеобщий и необходимый характер. Таким образом,
вещь сама по себе через каналы органов чувств, формы
чувственности и рассудка стала достоянием сознания
субъекта, «явилась ему», и он может делать о ней опреде-
ленные умозаключения. Вещи, как они существуют в со-
знании субъекта, Кант называл явлениями.
Человек, по
мнению Канта, может знать только явления. Каковы вещи
сами по себе, т. е. каковы их качества и свойства, их взаи-
моотношения внесознания субъекта, человек не знает и
знать не может. Он знает о вещах только в той форме, как
они даны его сознанию. Поэтому вещи сами по себе для че-
ловека становятся «вещами в себе», непознанными, не-
раскрытыми.

Кант считал, что у человека нет средства установить
связь, сопоставить «вещи сами по себе» и явления. Отсюда
вытекал вывод об ограниченности возможностей в позна-

нии форм чувственности и рассудка. Формам чувственно-
сти и рассудка доступен только мир опыта. Все, что нахо-
дится за пределами опыта, — умопостигаемый мир — мо-
жет быть доступен только разуму. Разум — это высшая
способность субъекта,
которая руководит деятельностью
рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идея-
ми. Идеи у Канта -— это не сверхчувственные сущности,
обладающие реальным бытием и постигаемым с помощью
разума (Платон). Идеи — это представления о цели, к ко-
торой стремится наше познание, о задачах, которые оно
перед собой ставит. Идеи разума выполняют регулирую-
щую функцию в познании, побуждая рассудок к деятель-
ности. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсо-
лютному знанию и выходит за пределы опыта. Но его сред-
ства — понятия и категории — действуют только в этих
пределах. Поэтому рассудок впадает в иллюзии, запуты-
вается в противоречиях. Доказательству положения о том,
что идеям разума не может соответствовать реальный
предмет, что разум опирается на мнимые идеи, служит
учение Канта об антиномиях разума. Антиномии — это
противоречивые взаимоисключающие положения.
На-
пример, если мы возьмем идею мира в целом, то, оказыва-
ется можно доказать справедливость двух противореча-
щих друг другу утверждений: мир конечен, и мир бесконе-
чен в пространстве и времени. Антиномии имеют место там,
где с помощью конечного человеческого рассудка пытают-
ся делать заключение не о мире опыта, а о мире «вещей са-
мих по себе».

Итак, мир «вещей сам по себе» закрыт для чувствен-
ности, и, следовательно, он закрыт для теоретического ра-
зума, науки. Однако это еще не значит, что этот мир недо-
ступен человеку. Человек, по Канту, житель двух миров:
чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого. Чувст-
венно-воспринимаемый мир — это мир природы. Умопо-
стигаемый мир - это мир свободы. Свобода, по Канту, —
это независимость от определяющих причин чувственно-
воспринимаемого мира. В сфере свободы действует не те-
оретический, а практический разум. Практическим этот
разум называется потому, что его главное назначение ру-
ководить поступками человека. Движущей силой этого ра-
зума является не мышление, а воля. Кант называет чело-
Немецкая классическая философия 141

.1


веческую волю автономной. Автономия воли состоит в том,
что она определяется не внешними причинами — природ-
ной необходимостью или божественной волей, а своим соб-
ственным законом, который она ставит над собой. Законы
практического разума это нравственные законы. «Знания»
умопостигаемого мира — это определенные требования к
человеку, как ему вести себя в этом мире. Главное требова-
ние, категорический императив (предписание) гласит:
«Поступай так, чтобы максимума твоей воли могла в то же
время иметь силу принципа всеобщего законодательства»
(Кант И. Соч. В 6-ти тт. Т. 4. — С. 347). Это значит: по-
ступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы
они поступали по отношению к тебе. Знай, что своими по-
ступками ты формируешь образ действия других и созда-
ешь форму, характер взаимных отношений.

Итак, Кант выдвинул новую концепцию субъекта. На
основе этой концепции он провел разделение бытия на мир
природы и мир человека, в которых действуют свои воз-
можности и законы, и между которыми существуют глу-
бокие противоречия. Кант ограничил познавательные воз-
можности субъекта «миром явлений», оставив нерешен-
ной проблему связи явлений с «вещами самими по себе».

Субъективный идеализм И. Г. Фихте
и объективный идеализм Ф. Шеллинга

Поставленные И. Кантом проблемы первым в немецкой
классической философии попытался решить И. Г. Фихте
(1762—1814). Фихте ставит перед собой задачу преодолеть
кантовский дуализм теоретического и практического ра-
зума, «вещей в себе» и явлений. Кантовский принцип авто-
номии воли, согласно которому практический разум сам
дает себе закон, превращается у Фихте в универсальное
начало всей его системы. Из принципа практического ра-
зума — свободы он стремится вывести и теоретический
разум — познание природы. Познание в системе Фихте
представляет собой лишь подчиненный момент единого
практически-нравственного действия. Таким образом, фи-
лософская система Фихте строится, прежде всего, на при-
знании активной практически-деятельной сущности че-

.142

ловека. «Все мое мышление должно иметь отношение к мо-
ей деятельности, оно должно признавать себя средством,
хотя и отдаленным для этой цели, без этого оно — пустая
бесцельная игра, трата сил и времени...», — писал он в ра-
боте «Назначение человека» (СПб., 1905. — С. 72).

Исходное понятие системы Фихте—«Я». «Я» утверж-
дает себя в качестве такового в акте самосознания. «Я» есть
— это самоочевидное суждение. Точно также поступал и
Декарт, когда он стремился найти исходное самоочевидное
начало. Но, в отличие от Декарта, самоочевидность «Я» у
Фихте основывается не на акте мышления, а на волевом
усилии, действии. «Я» есть волевое, действующее сущест-
во. В своем стремлении преодолеть дуализм Канта, Фихте
делает шаг в направлении идеи тождества мышления и бы-
тия. Он стремится найти общее основание для духовного
мира «Я» и окружающего человека внешнего мира. Такая
постановка вопроса поставила перед ним задачу вывести
из «Я» существования и все определения «не — Я».

Фихте осознает противоречивость понятия «вещи в
себе», с одной стороны, предусматривающей существова-
ние независимого от сознания объективного мира, а с дру-
гой — предполагающего отражение этого мира в сознании
субъекта. Поэтому он отказывается от этого понятия. В ре-
зультате, философская система Фихте получает форму
последовательного субъективного идеализма. По учению
Фихте, из «чистого Я», трансцендентальной апперцепции
должна быть выведена не только форма знания, но и все
его содержание, т. е. естественный мир. А это значит, что
кантовский трансцендентальный субъект превращается в
абсолютное начало всего существующего, в «абсолютное
Я»,
из деятельности которого, по Фихте, должна быть объ-
явлена вся полнота реальности; весь окружающий чело-
века мир — «не — Я».

Фихте подчеркивает приоритет человеческого субъ-
ективно-деятельностного начала над природой. Природа,
по Фихте, существует не сама по себе, а ради чего-то дру-
гого, а именно для того, чтобы создать возможность само-
реализации «Я». Деятельный субъект «Я», преодолевая
сопротивление природы, развертывает все свои определе-
ния, то есть наделяет ее своими характеристиками. Тем
самым предметная сфера человека отказывается продук-

Немецкая классическая философия 143


том его деятельности. В конечном счете «Я» осваивает «не
— Я» и достигает тождества с самим собой. Однако такое
тождество не может быть достигнуто на протяжении ко-
нечного времени. Оно является идеалом, к которому на про-
тяжении всего исторического развития стремится челове-
чество.

Такая постановка вопроса потребовала от Фихте кон-
кретизировать понятия «Я». С одной стороны, «Я» — это
конкретный индивид, с присущей ему волей и мышлени-
ем, а с другой стороны — «Я» -— это человечество в целом,
т. е. «абсолютное Я». Взаимоотношения индивидуального
«Я» и «абсолютного Я» характеризует, по Фихте, процесс
освоения человеком окружающей среды. Индивидуальное
и абсолютное «Я» Фихте, то совпадают и отождествляют-
ся, то распадаются и различаются. Эта пульсация совпа-
дений - расхождений составляет основное ядро диалекти-
ки Фихте, движущей принцип его системы. Идеал всего
движения, развития состоит в достижении совпадения ин-
дивидуального и абсолютного «Я». Однако достижение это-
го идеала полностью невозможно, ибо привело бы к пре-
кращению деятельности, которая, по Фихте, абсолютна.
Поэтому вся человеческая история — лишь приближение
к идеалу.

Перед Фихте также встала проблема, откуда берут-
ся другие «Я». И он ее решает на основе правового принци-
па признания «Я», как гражданин государства признает
существование других «Я». Наличие множества свобод-
ных индивидов служит, по Фихте, условием возможности
самого «Я» как разумного свободного существа.

Идеи Фихте развил дальше его младший современ-
ник Ф. Шеллинг (1775—1854) В учении Шеллинга преодо-
левается противопоставление мира природы как мира яв-
лений, и мира свободы как субъективного деятельностного
«Я» на основе учения об их тождестве, т. е. тождества субъ-
екта и объекта, точке «безразличия» их обоих. Однако ос-
тается задача, как из этого первоначального тождества
вывести все многообразие определений этого мира. Шел-
линг рассматривал возникновение таких определений как
«творческий акт», который, будучи непознаваемым для
разума, является предметом особого рода иррационально-
го познания — интеллектуальной интуиции, представля-

 

*

ющей собой единство сознательной и бессознательной де-
ятельности. Такая интуиция, по Шеллингу, недоступна
всем смертным, а дана только особо одаренным людям, ге-
ниям. Интеллектуальная интуиция, по Шеллингу, — выс-
шая форма философского творчества и служит тем инст-
рументом, на основе которого возможно саморазверты-
вание тождества.

о

Система и метод Гегеля. Основные законы диалектики
Учение о тождестве субъекта и объекта лежит также в осно-
ве философской системы Гегеля (1770—1831). В своей первой
наиболее значительной работе «Феноменология Духа» Ге-
гель в какой-то мере возвращается к проблемам, зафиксиро-
ванным Фихте, и пытается разрешить проблему тождества
субъекта и объекта, мышления и бытия на основе обоснова-
ния тождества индивидуального и «абсолютного Я». Первым
шагом на пути преодоления противоположности субъекта и
объекта, по мнению Гегеля, является движение индивиду-
ального сознания к отождествлению с «абсолютным Я», т. е.
с общечеловеческим сознанием, духовным миром всего чело-
вечества. Это возможно лишь путем поступательного разви-
тия сознания, в ходе которого индивидуальное сознание про-
ходит весь тот путь, все те этапы, которые прошло человече-
ство на протяжении всей своей истории. Феноменология духа
— это одновременный процесс развития всемирной культу-
ры, накопления духовного опыта человечества и освоение
этого опыта конкретным индивидом, или, выражаясь совре-
менным языком, процесса «социализации индивида», пре-
вращение его в личность, овладевшую богатством человече-
ской культуры, всеми достижениями человечества. По окон-
чании этого процесса воспитания и образования каждый
человек, по мнению Гегеля, становится способен посмотреть
на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой ис-
тории, «мирового духа». И, таким образом, снимается проти-
воположность субъекта и объекта, и достигается абсолютное
тождество, тождество мышления и бытия.

Движение сознания, по Гегелю, — это восхождение
от абстрактного к конкретному. Каждая последующая сту-
пень заключает в себе все предыдущие, воспроизведя их

Немецкая классическая философия 145


на новом, более высоком уровне, в то же время последую-
щие ступени предвосхищаются на более ранних этапах ди-
алектического пути развития.

Первая ступень — сознание. На ступени «сознания»
предмет противостоит человеческому «Я», как внешняя
данность, и определяет его: сознание оказывается «тео-
ретическим» или созерцающим (чувственные восприя-
тия формы рассудка). Следующая ступень — самосозна-
ние.
На ступени «самосознания» предмет и сознание тож-
дественны, сознание определяет свой предмет, самое себя
и поэтому выступает, прежде всего, как практически дей-
ствующее, желающее, стремящееся. Когда самосознание
постигает свою всеобщность, осматриваете себе абсолют-
ную полноту реальности, оно выступает как «разум».
Высшей ступенью в развитии индивидуальности являет-
ся ступень «духа». На этой ступени сознание постигает
духовную реальность мира и себя, как выражение этой

реальности.

С каждой из этих ступеней развития индивидуаль-
ного сознания соотносятся определенные ступени и фор-
мы развития человеческой культуры, духовной жизни:
мораль, наука, право, религия и др. Вершиной всего этого
движения в историческом и индивидуальном плане явля-
ется освоение языка философии — понятий. Дойти до выс-
шей точки развития по Гегелю, это значит «дойти до поня-
тия», стать способным формировать и выражать свои мыс-
ли в системе понятий и категорий Логики. До Гегеля в
понятии видели некое субъективное образование. Гегель
же считал, что Понятие (с большой буквы) это и есть абсо-
лютное тождество субъекта и объекта, то самое тождест-
во, которое для Фихте является никогда неосуществимым,
но желанным идеалом.

Гегель называл свою философскую систему «абсо-
лютным идеализмом». Абсолютный идеализм философии
Гегеля связан с его стремлением охватить весь универсум,
весь природный и духовный мир единым понятием. Таким
исходным понятием гегелевской системы является «Абсо-
лютная идея». Что такое «Абсолютная идея»? Первое и ос-
новное определение «Абсолютной идеи», по Гегелю, есть
разум. «Абсолютная идея» — это разум, мышление, ра-
зумное мышление. В обыденном понимании термина

«идея» есть определяющее понятие, лежащее в основе те-
оретической системы, плана, замысла или главная мысль
художественного, научного или политического произведе-
ния. Гегель так и понимает «Абсолютную идею». У Гегеля
«Абсолютная идея» есть субстанция, которая составляет
сущность и первооснову всех вещей. «Разум есть субстан-
ция, а именно то, благодаря чему и в чем вся действитель-
ность имеет свое бытие, разум есть бесконечная мощь, по-
тому, что разум не настолько бессилен, чтобы ограничи-
ваться идеалом долженствования и существовать как
нечто особенное лишь вне действительности, неведомо где,
в головах некоторых людей. Разум есть бесконечное со-
держание, вся суть и истина, и он является для себя само-
го тем предметом, на обработку которого направлена его
деятельность, потому, что он не нуждается подобно конеч-
ной деятельности в условиях внешнего материала: данных
средств, из которых он извлекал бы содержание и объект
своей деятельности» (Гегель Г. В. Ф. Соч. В 14-ти тт. Т. 8.
— М., 1929—1959. — С. 10). Таким образом, «Абсолютная
идея» Гегеля есть первоначало или субстанция всего су-
ществующего.

Универсальная схема творческой деятельности «ми-
рового духа» раскрывается у Гегеля на основе процесса са-
моразвития «Абсолютной идеи». «Абсолютная идея», по
учению Гегеля, представляет собой субстанцию мира, уни-
версум во всей его полноте. Она существует вечно и содер-
жит в скрытом, «свернутом» виде все возможные опреде-
ления природных, общественных и духовных явлений. В
процессе саморазвития «Абсолютная идея» проходит раз-
личные стадии в виде последовательного движения от аб-
страктного — общих определений к определениям, обога-
щенным конкретным содержанием.

Первым этапом самораскрытия «Абсолютной идеи»
является логика. Логика, по Гегелю, — это научно-теоре-
тическое осознание «Абсолютной идеи». Через логику «Аб-
солютная идея» раскрывается в ее всеобщем содержании
в виде системы категорий, начиная от самых бедных — бы-
тия, небытия, наличного бытия, качества, количества и
т. д., и кончая конкретными, многообразно определяемыми
понятиями — химизма, биологизма, познания и т. д. Гегель
характеризовал категории как текущие, находящиеся в

Немецкая классическая философия 147


состоянии непрерывного самопроизвольного движения
чистые мысли. Как по форме, так и по содержанию катего-
рии не нуждаются в чувственно-воспринимаемом матери-
але. Как чистые мысли и ступени развития идеи они, сами
по себе, содержательны и поэтому составляют сущность

вещей.

Следующий этап саморазвития — природа — наибо-
лее слабая часть его системы. Гегель плохо знал естество-
знание и поэтому в философии природы можно встретить
много неточностей, ошибок. Гегель очень низко оценивает
природу. Природа, по Гегелю, это необходимое в процессе
развития «Абсолютной идеи», но все же вспомогательное
средство. Создавая природу, или, точнее, превращаясь в
природу, «Абсолютная идея» опредмечивает себя, и, тем са-
мым, отчуждается от своей истинной сущности и предстает
в виде конечных чувственных, телесных единичностей.

По Гегелю, Бог создает природу с той целью, чтобы из
природы возник человек и вместе с ним человеческий дух.
Первой стадией развития человеческого духа является, по
Гегелю, субъективный дух. Субъективный дух рассмат-
ривается Гегелем на трех уровнях: антропологии, феноме-
нологии и психологии. Антропология раскрывает душу как
чувствующую субстанцию, феноменология исследует
превращение души в сознание по ступеням: сознание —
самосознание — разум; психология показывает теорети-
ческие и практические способности духа.

Второй стадией развития человеческого духа явля-
ется объективный дух. Объективный дух охватывает у
Гегеля сферу социальной жизни и понимается как свер-
хиндивидуальная целостность, возвышающаяся над от-
дельными людьми и проявляющаяся через их различные
связи и отношения. Объективный дух разворачивается в
праве, морали, нравственности, государстве, религии, ис-
кусстве. Высшей формой самореализации Абсолютной
идеи является Абсолютный дух. Под Абсолютным духом
Гегель разумеет совокупную духовную деятельность че-
ловечества на протяжении тысячелетий развития все-
мирной истории. Иначе говоря, — это духовная деятель-
ность, сменяющих друг друга человеческих поколений.
Таким образом, Абсолютный дух — это та же Абсолютная
идея, скрыто работающая в человеческих целях и делах, в

деятельности всех человеческих поколений, это их внут-
ренняя идеальная сущность, скрытая причина всех дея-
ний и познаний.

У Гегеля понятия Абсолютная идея и Абсолютный
дух нередко употребляются в одном и том же значении.
«Дух есть всегда идея», — пишет Гегель. Но не следует упу-
скать и различия у этих понятий Идея — это субстанция,
чистая всеобщность. Дух — та же идея, но в ее реальном
выражении в виде различных форм интеллектуальной де-
ятельности людей, начиная от низших, чувственных форм
и кончая абсолютным знанием. В Абсолютном духе осуще-
ствляется полное совпадение идеи мышления и бытия.
Идея познает бытие во всем многообразии его определений.
Так Гегель разрешает поставленную Кантом проблему со-
гласования субъекта и объекта, мышления и бытия.

Однако, естественно, возникает вопрос, когда же про-
изошло и почему вообще на каком-то конкретном историче-
ском этапе могло произойти это событие? И здесь Гегель по-
падает в зависимость от логики развития системы. Всякая
система, по его мнению, должна быть завершена, то есть да-
вать окончательные ответы на поставленные вопросы. Дви-
жение Абсолютной идеи, а следовательно, и всего предмет-
ного мира, имеет свое начало и конец, замкнуто в определен-
ный круг. У Гегеля получается, что высшей формой и концом
развития Абсолютной идеи, где она осознает самое себя и
весь пройденный ею путь и становится Абсолютным духом,
является философская система самого Гегеля. Отныне вос-
ходящее движение Абсолютной идеи прекращается и даль-
нейший процесс движения может быть мыслим как замкну-
тый круг, простое повторение идеей пройденного пути.

Отсюда неизбежно вытекали социально-политичес-
кие следствия. Поскольку в философской системе Гегеля
человечество пришло к познанию абсолютной истины, по-
скольку и время и место, где творил Гегель — Германия
времен кайзера Вильгельма, является высшим этапом ис-
торического развития. Здесь явно присутствует идеологи-
ческий оттенок, направленный на увековечивание монар-
хического строя. Но социально-политические следствия
не ограничиваются этим. Гегель дал аргументы для разви-
тия немецкого национализма. Он учил, что этому, якобы
осуществляющемуся в Германии высшему этапу разви-

Немецкая классическая философия 149


тия идеи, соответствует и наиболее совершенная немец-
кая система общественного и государственного устройст-
ва, а немецкий народ является избранным народом. Что лее
касается всех других народов мира, то они, по Гегелю, или
уже сыграли свою роль в истории, или вообще не способны
к самостоятельной исторической роли.

В определенном противоречии с системой находится
диалектический метод Гегеля.
Диалектический метод
предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во
всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и разви-
тия. Этот метод в философии встречался и до Гегеля. Пер-
воначально термин «диалектика» означал искусство веде-
ния спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях
совершенствования ораторского искусства. Родоначаль-
никами диалектики можно считать Сократа и софистов.
Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии
как метод анализа действительности. Вспомним учение о
развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и т. д. Однако
только Гегель придал диалектике наиболее развитую и со-
вершенную форму.

Гегель характеризовал диалектику как движущую
душу истинного познания, как принцип, вносящий в со-
держание науки внутреннюю связь и необходимость. За-
слуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками,
состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важ-
нейших категорий философии и сформировал три основ-
ных закона: закон перехода количественных изменений в
качественные, закон взаимопроникновения противопо-
ложностей и закон отрицания отрицания. Рассмотрим
кратко содержание этих законов.

Закон перехода количественных изменений в каче-
ственные
описывает механизм саморазвития. Гегель дал,
прежде всего, определение категорий качества, количест-
ва и меры, считая их тремя формами начальной ступени
бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождест-
венную с бытием внутреннюю определенность. Качество
— это внутренняя определенность предмета, явление, ко-
торое характеризует предмет или явление в целом. Каче-
ственное своеобразие предметов, явлений выступает,
прежде всего, как их специфика, оригинальность, неповто-
римость, как то, что отличает данный предмет от другого.

Качество любого предмета, явления, по Гегелю, оп-
ределяется через его свойства. Свойства предмета — это
способность его определенным образом соотноситься, вза-
имодействовать с другими предметами. То есть свойства
проявляются в отношении между предметами, явлениями
и т. д. Сами по себе свойства не существуют. Глубинной ос-
новой свойств является качество того или иного предмета,
т. е. свойство — это проявление качества в одном из многих
отношений данной вещи к другим вещам.

Качество выступает как внутреннее основание всех
свойств, присущих данной вещи, но это внутреннее осно-
вание проявляется только при взаимодействии данного
предмета с другими предметами. Число свойств у каждого
предмета теоретически бесконечно, ибо в системе универ-
сального взаимодействия возможно бесконечное количе-
ство взаимодействий. Различия между свойствами пред-
мета и его качествами всегда относительны, ибо, то, что
является свойством в одном отношении, становится каче-
ством в другом отношении.

Количество Гегель определял как внешнюю для бы-
тия определенность, видел в нем нечто относительно без-
различное для той или иной вещи. Например, дом остается
тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше
или меньше и т. д. Вместе с тем, Гегель рассматривал каче-
ство и количество как взаимопроникающие противопо-
ложности и считал, что как нет качества без количествен-
ных характеристик, так нет и не может быть количества,
абсолютно лишенного качественной определенности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.