сколько позже мы рассмотрим аргументацию Канта по это- му вопросу. А сейчас посмотрим, как же Кант обосновыва- ет достоверность научного знания.
Кант считает, что достоверное знание — это значит объективное знание. Объективность же, по Канту, отож- дествляется со всеобщностью и необходимостью. Следо- вательно, для того, чтобы знание несло достоверный ха- рактер, оно должно обладать чертами всеобщности и не- обходимости. Объективность знания, считает Кант, обусловливается структурой трансцендентального субъ- екта, его надындивидуальными качествами и свойствами. Познающему субъекту по природе присущи некоторые врожденные (доопытные) формы подхода к действитель- ности, из самой действительности невыводимые: прост- ранство, время, формы рассудка. Пространство и время, по Канту, это не формы бытия вещей, существующих не- зависимо от нашего сознания, а напротив, субъективные формы чувственности человека, изначально присущие че- ловеку как представителю человечества. Пространство — это врожденная доопытная форма внутреннего чувства (или внешнего созерцания). Время — это врожденная фор- ма внутреннего чувства (внутреннего созерцания). Мате- матика как наука и возможна на основе функционирова- ния пространства (геометрия) и времени (арифметика).
Доопытные формы чувственности — пространство и время - создают предпосылки достоверности математиче- ского знания. Реализация же этих предпосылок в действи- тельность осуществляется на основе деятельности второй познавательной способности — рассудка. Рассудок — это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Рас- судок, по Канту, выполняет функцию подведения многооб- разного чувственного материала, организованного с помо- щью доопытных форм созерцания, под единство понятий и категорий. Не предмет является источником знаний о нем в виде понятий и категорий, а, напротив, формы рассудка — понятия и категории — конструируют предмет. Поэтому и согласуются с нашими знаниями о них. Мы можем познать, считает Кант, только то, что сами создали. Понятие и кате- гории носят независящий от индивидуального сознания не- обходимый и всеобщий характер. Поэтому знание, осно- ванное на них, приобретает объективный характер.
Немецкая классическая философия 139
Итак, рассудок упорядочивает восприятия челове- ка, подводит их под всеобщие и необходимые формы и, та- ким образом, обусловливает объективность знания. Но что же создает возможность для такой деятельности рассуд- ка? Что объединяет все понятия и категории в целостность, что приводит их в действие? Кант отвечает на эти вопросы однозначно: все это связано с особенностями субъекта. Ко- нечное основание единства, без которого рассудок не смог бы осуществлять свою функцию подведения под всеобщие и необходимые определения, является акт самосознания субъекта: я мыслю. Этот акт Кант называет трансценден- тальным единством апперцепции. Или, переводя с латин- ского на русский язык, это выражение означает: объеди- нение восприятий за пределами опыта.
На основе вышеизложенного, теорию познания Кан- та можно представить следующим образом: существуют вещи сами по себе. Эти вещи действуют на органы чувств человека, порождают многообразные ощущения. Такие ощущения упорядочиваются доопытными формами чув- ственности — пространством и временем, т. е. располага- ются в традиционном измерении и фиксируются как дли- тельность. На основе этих преобразований формируются восприятия, которые носят субъективный и индивидуаль- ный характер. Деятельность рассудка на основе форм мы- шления — понятий и категорий — придает этим восприя- тиям всеобщий и необходимый характер. Таким образом, вещь сама по себе через каналы органов чувств, формы чувственности и рассудка стала достоянием сознания субъекта, «явилась ему», и он может делать о ней опреде- ленные умозаключения. Вещи, как они существуют в со- знании субъекта, Кант называл явлениями. Человек, по мнению Канта, может знать только явления. Каковы вещи сами по себе, т. е. каковы их качества и свойства, их взаи- моотношения внесознания субъекта, человек не знает и знать не может. Он знает о вещах только в той форме, как они даны его сознанию. Поэтому вещи сами по себе для че- ловека становятся «вещами в себе», непознанными, не- раскрытыми.
Кант считал, что у человека нет средства установить связь, сопоставить «вещи сами по себе» и явления. Отсюда вытекал вывод об ограниченности возможностей в позна-
нии форм чувственности и рассудка. Формам чувственно- сти и рассудка доступен только мир опыта. Все, что нахо- дится за пределами опыта, — умопостигаемый мир — мо- жет быть доступен только разуму. Разум — это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идея- ми. Идеи у Канта -— это не сверхчувственные сущности, обладающие реальным бытием и постигаемым с помощью разума (Платон). Идеи — это представления о цели, к ко- торой стремится наше познание, о задачах, которые оно перед собой ставит. Идеи разума выполняют регулирую- щую функцию в познании, побуждая рассудок к деятель- ности. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсо- лютному знанию и выходит за пределы опыта. Но его сред- ства — понятия и категории — действуют только в этих пределах. Поэтому рассудок впадает в иллюзии, запуты- вается в противоречиях. Доказательству положения о том, что идеям разума не может соответствовать реальный предмет, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антиномиях разума. Антиномии — это противоречивые взаимоисключающие положения. На- пример, если мы возьмем идею мира в целом, то, оказыва- ется можно доказать справедливость двух противореча- щих друг другу утверждений: мир конечен, и мир бесконе- чен в пространстве и времени. Антиномии имеют место там, где с помощью конечного человеческого рассудка пытают- ся делать заключение не о мире опыта, а о мире «вещей са- мих по себе».
Итак, мир «вещей сам по себе» закрыт для чувствен- ности, и, следовательно, он закрыт для теоретического ра- зума, науки. Однако это еще не значит, что этот мир недо- ступен человеку. Человек, по Канту, житель двух миров: чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого. Чувст- венно-воспринимаемый мир — это мир природы. Умопо- стигаемый мир - это мир свободы. Свобода, по Канту, — это независимость от определяющих причин чувственно- воспринимаемого мира. В сфере свободы действует не те- оретический, а практический разум. Практическим этот разум называется потому, что его главное назначение ру- ководить поступками человека. Движущей силой этого ра- зума является не мышление, а воля. Кант называет чело- Немецкая классическая философия 141
.1
веческую волю автономной. Автономия воли состоит в том, что она определяется не внешними причинами — природ- ной необходимостью или божественной волей, а своим соб- ственным законом, который она ставит над собой. Законы практического разума это нравственные законы. «Знания» умопостигаемого мира — это определенные требования к человеку, как ему вести себя в этом мире. Главное требова- ние, категорический императив (предписание) гласит: «Поступай так, чтобы максимума твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» (Кант И. Соч. В 6-ти тт. Т. 4. — С. 347). Это значит: по- ступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Знай, что своими по- ступками ты формируешь образ действия других и созда- ешь форму, характер взаимных отношений.
Итак, Кант выдвинул новую концепцию субъекта. На основе этой концепции он провел разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои воз- можности и законы, и между которыми существуют глу- бокие противоречия. Кант ограничил познавательные воз- можности субъекта «миром явлений», оставив нерешен- ной проблему связи явлений с «вещами самими по себе».
Субъективный идеализм И. Г. Фихте и объективный идеализм Ф. Шеллинга
Поставленные И. Кантом проблемы первым в немецкой классической философии попытался решить И. Г. Фихте (1762—1814). Фихте ставит перед собой задачу преодолеть кантовский дуализм теоретического и практического ра- зума, «вещей в себе» и явлений. Кантовский принцип авто- номии воли, согласно которому практический разум сам дает себе закон, превращается у Фихте в универсальное начало всей его системы. Из принципа практического ра- зума — свободы он стремится вывести и теоретический разум — познание природы. Познание в системе Фихте представляет собой лишь подчиненный момент единого практически-нравственного действия. Таким образом, фи- лософская система Фихте строится, прежде всего, на при- знании активной практически-деятельной сущности че-
.142
ловека. «Все мое мышление должно иметь отношение к мо- ей деятельности, оно должно признавать себя средством, хотя и отдаленным для этой цели, без этого оно — пустая бесцельная игра, трата сил и времени...», — писал он в ра- боте «Назначение человека» (СПб., 1905. — С. 72).
Исходное понятие системы Фихте—«Я». «Я» утверж- дает себя в качестве такового в акте самосознания. «Я» есть — это самоочевидное суждение. Точно также поступал и Декарт, когда он стремился найти исходное самоочевидное начало. Но, в отличие от Декарта, самоочевидность «Я» у Фихте основывается не на акте мышления, а на волевом усилии, действии. «Я» есть волевое, действующее сущест- во. В своем стремлении преодолеть дуализм Канта, Фихте делает шаг в направлении идеи тождества мышления и бы- тия. Он стремится найти общее основание для духовного мира «Я» и окружающего человека внешнего мира. Такая постановка вопроса поставила перед ним задачу вывести из «Я» существования и все определения «не — Я».
Фихте осознает противоречивость понятия «вещи в себе», с одной стороны, предусматривающей существова- ние независимого от сознания объективного мира, а с дру- гой — предполагающего отражение этого мира в сознании субъекта. Поэтому он отказывается от этого понятия. В ре- зультате, философская система Фихте получает форму последовательного субъективного идеализма. По учению Фихте, из «чистого Я», трансцендентальной апперцепции должна быть выведена не только форма знания, но и все его содержание, т. е. естественный мир. А это значит, что кантовский трансцендентальный субъект превращается в абсолютное начало всего существующего, в «абсолютное Я», из деятельности которого, по Фихте, должна быть объ- явлена вся полнота реальности; весь окружающий чело- века мир — «не — Я».
Фихте подчеркивает приоритет человеческого субъ- ективно-деятельностного начала над природой. Природа, по Фихте, существует не сама по себе, а ради чего-то дру- гого, а именно для того, чтобы создать возможность само- реализации «Я». Деятельный субъект «Я», преодолевая сопротивление природы, развертывает все свои определе- ния, то есть наделяет ее своими характеристиками. Тем самым предметная сфера человека отказывается продук-
Немецкая классическая философия 143
том его деятельности. В конечном счете «Я» осваивает «не — Я» и достигает тождества с самим собой. Однако такое тождество не может быть достигнуто на протяжении ко- нечного времени. Оно является идеалом, к которому на про- тяжении всего исторического развития стремится челове- чество.
Такая постановка вопроса потребовала от Фихте кон- кретизировать понятия «Я». С одной стороны, «Я» — это конкретный индивид, с присущей ему волей и мышлени- ем, а с другой стороны — «Я» -— это человечество в целом, т. е. «абсолютное Я». Взаимоотношения индивидуального «Я» и «абсолютного Я» характеризует, по Фихте, процесс освоения человеком окружающей среды. Индивидуальное и абсолютное «Я» Фихте, то совпадают и отождествляют- ся, то распадаются и различаются. Эта пульсация совпа- дений - расхождений составляет основное ядро диалекти- ки Фихте, движущей принцип его системы. Идеал всего движения, развития состоит в достижении совпадения ин- дивидуального и абсолютного «Я». Однако достижение это- го идеала полностью невозможно, ибо привело бы к пре- кращению деятельности, которая, по Фихте, абсолютна. Поэтому вся человеческая история — лишь приближение к идеалу.
Перед Фихте также встала проблема, откуда берут- ся другие «Я». И он ее решает на основе правового принци- па признания «Я», как гражданин государства признает существование других «Я». Наличие множества свобод- ных индивидов служит, по Фихте, условием возможности самого «Я» как разумного свободного существа.
Идеи Фихте развил дальше его младший современ- ник Ф. Шеллинг (1775—1854) В учении Шеллинга преодо- левается противопоставление мира природы как мира яв- лений, и мира свободы как субъективного деятельностного «Я» на основе учения об их тождестве, т. е. тождества субъ- екта и объекта, точке «безразличия» их обоих. Однако ос- тается задача, как из этого первоначального тождества вывести все многообразие определений этого мира. Шел- линг рассматривал возникновение таких определений как «творческий акт», который, будучи непознаваемым для разума, является предметом особого рода иррационально- го познания — интеллектуальной интуиции, представля-
*
ющей собой единство сознательной и бессознательной де- ятельности. Такая интуиция, по Шеллингу, недоступна всем смертным, а дана только особо одаренным людям, ге- ниям. Интеллектуальная интуиция, по Шеллингу, — выс- шая форма философского творчества и служит тем инст- рументом, на основе которого возможно саморазверты- вание тождества.
о
Система и метод Гегеля. Основные законы диалектики Учение о тождестве субъекта и объекта лежит также в осно- ве философской системы Гегеля (1770—1831). В своей первой наиболее значительной работе «Феноменология Духа» Ге- гель в какой-то мере возвращается к проблемам, зафиксиро- ванным Фихте, и пытается разрешить проблему тождества субъекта и объекта, мышления и бытия на основе обоснова- ния тождества индивидуального и «абсолютного Я». Первым шагом на пути преодоления противоположности субъекта и объекта, по мнению Гегеля, является движение индивиду- ального сознания к отождествлению с «абсолютным Я», т. е. с общечеловеческим сознанием, духовным миром всего чело- вечества. Это возможно лишь путем поступательного разви- тия сознания, в ходе которого индивидуальное сознание про- ходит весь тот путь, все те этапы, которые прошло человече- ство на протяжении всей своей истории. Феноменология духа — это одновременный процесс развития всемирной культу- ры, накопления духовного опыта человечества и освоение этого опыта конкретным индивидом, или, выражаясь совре- менным языком, процесса «социализации индивида», пре- вращение его в личность, овладевшую богатством человече- ской культуры, всеми достижениями человечества. По окон- чании этого процесса воспитания и образования каждый человек, по мнению Гегеля, становится способен посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой ис- тории, «мирового духа». И, таким образом, снимается проти- воположность субъекта и объекта, и достигается абсолютное тождество, тождество мышления и бытия.
Движение сознания, по Гегелю, — это восхождение от абстрактного к конкретному. Каждая последующая сту- пень заключает в себе все предыдущие, воспроизведя их
Немецкая классическая философия 145
на новом, более высоком уровне, в то же время последую- щие ступени предвосхищаются на более ранних этапах ди- алектического пути развития.
Первая ступень — сознание. На ступени «сознания» предмет противостоит человеческому «Я», как внешняя данность, и определяет его: сознание оказывается «тео- ретическим» или созерцающим (чувственные восприя- тия формы рассудка). Следующая ступень — самосозна- ние. На ступени «самосознания» предмет и сознание тож- дественны, сознание определяет свой предмет, самое себя и поэтому выступает, прежде всего, как практически дей- ствующее, желающее, стремящееся. Когда самосознание постигает свою всеобщность, осматриваете себе абсолют- ную полноту реальности, оно выступает как «разум». Высшей ступенью в развитии индивидуальности являет- ся ступень «духа». На этой ступени сознание постигает духовную реальность мира и себя, как выражение этой
реальности.
С каждой из этих ступеней развития индивидуаль- ного сознания соотносятся определенные ступени и фор- мы развития человеческой культуры, духовной жизни: мораль, наука, право, религия и др. Вершиной всего этого движения в историческом и индивидуальном плане явля- ется освоение языка философии — понятий. Дойти до выс- шей точки развития по Гегелю, это значит «дойти до поня- тия», стать способным формировать и выражать свои мыс- ли в системе понятий и категорий Логики. До Гегеля в понятии видели некое субъективное образование. Гегель же считал, что Понятие (с большой буквы) это и есть абсо- лютное тождество субъекта и объекта, то самое тождест- во, которое для Фихте является никогда неосуществимым, но желанным идеалом.
Гегель называл свою философскую систему «абсо- лютным идеализмом». Абсолютный идеализм философии Гегеля связан с его стремлением охватить весь универсум, весь природный и духовный мир единым понятием. Таким исходным понятием гегелевской системы является «Абсо- лютная идея». Что такое «Абсолютная идея»? Первое и ос- новное определение «Абсолютной идеи», по Гегелю, есть разум. «Абсолютная идея» — это разум, мышление, ра- зумное мышление. В обыденном понимании термина
«идея» есть определяющее понятие, лежащее в основе те- оретической системы, плана, замысла или главная мысль художественного, научного или политического произведе- ния. Гегель так и понимает «Абсолютную идею». У Гегеля «Абсолютная идея» есть субстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей. «Разум есть субстан- ция, а именно то, благодаря чему и в чем вся действитель- ность имеет свое бытие, разум есть бесконечная мощь, по- тому, что разум не настолько бессилен, чтобы ограничи- ваться идеалом долженствования и существовать как нечто особенное лишь вне действительности, неведомо где, в головах некоторых людей. Разум есть бесконечное со- держание, вся суть и истина, и он является для себя само- го тем предметом, на обработку которого направлена его деятельность, потому, что он не нуждается подобно конеч- ной деятельности в условиях внешнего материала: данных средств, из которых он извлекал бы содержание и объект своей деятельности» (Гегель Г. В. Ф. Соч. В 14-ти тт. Т. 8. — М., 1929—1959. — С. 10). Таким образом, «Абсолютная идея» Гегеля есть первоначало или субстанция всего су- ществующего.
Универсальная схема творческой деятельности «ми- рового духа» раскрывается у Гегеля на основе процесса са- моразвития «Абсолютной идеи». «Абсолютная идея», по учению Гегеля, представляет собой субстанцию мира, уни- версум во всей его полноте. Она существует вечно и содер- жит в скрытом, «свернутом» виде все возможные опреде- ления природных, общественных и духовных явлений. В процессе саморазвития «Абсолютная идея» проходит раз- личные стадии в виде последовательного движения от аб- страктного — общих определений к определениям, обога- щенным конкретным содержанием.
Первым этапом самораскрытия «Абсолютной идеи» является логика. Логика, по Гегелю, — это научно-теоре- тическое осознание «Абсолютной идеи». Через логику «Аб- солютная идея» раскрывается в ее всеобщем содержании в виде системы категорий, начиная от самых бедных — бы- тия, небытия, наличного бытия, качества, количества и т. д., и кончая конкретными, многообразно определяемыми понятиями — химизма, биологизма, познания и т. д. Гегель характеризовал категории как текущие, находящиеся в
Немецкая классическая философия 147
состоянии непрерывного самопроизвольного движения чистые мысли. Как по форме, так и по содержанию катего- рии не нуждаются в чувственно-воспринимаемом матери- але. Как чистые мысли и ступени развития идеи они, сами по себе, содержательны и поэтому составляют сущность
вещей.
Следующий этап саморазвития — природа — наибо- лее слабая часть его системы. Гегель плохо знал естество- знание и поэтому в философии природы можно встретить много неточностей, ошибок. Гегель очень низко оценивает природу. Природа, по Гегелю, это необходимое в процессе развития «Абсолютной идеи», но все же вспомогательное средство. Создавая природу, или, точнее, превращаясь в природу, «Абсолютная идея» опредмечивает себя, и, тем са- мым, отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конечных чувственных, телесных единичностей.
По Гегелю, Бог создает природу с той целью, чтобы из природы возник человек и вместе с ним человеческий дух. Первой стадией развития человеческого духа является, по Гегелю, субъективный дух. Субъективный дух рассмат- ривается Гегелем на трех уровнях: антропологии, феноме- нологии и психологии. Антропология раскрывает душу как чувствующую субстанцию, феноменология исследует превращение души в сознание по ступеням: сознание — самосознание — разум; психология показывает теорети- ческие и практические способности духа.
Второй стадией развития человеческого духа явля- ется объективный дух. Объективный дух охватывает у Гегеля сферу социальной жизни и понимается как свер- хиндивидуальная целостность, возвышающаяся над от- дельными людьми и проявляющаяся через их различные связи и отношения. Объективный дух разворачивается в праве, морали, нравственности, государстве, религии, ис- кусстве. Высшей формой самореализации Абсолютной идеи является Абсолютный дух. Под Абсолютным духом Гегель разумеет совокупную духовную деятельность че- ловечества на протяжении тысячелетий развития все- мирной истории. Иначе говоря, — это духовная деятель- ность, сменяющих друг друга человеческих поколений. Таким образом, Абсолютный дух — это та же Абсолютная идея, скрыто работающая в человеческих целях и делах, в
деятельности всех человеческих поколений, это их внут- ренняя идеальная сущность, скрытая причина всех дея- ний и познаний.
У Гегеля понятия Абсолютная идея и Абсолютный дух нередко употребляются в одном и том же значении. «Дух есть всегда идея», — пишет Гегель. Но не следует упу- скать и различия у этих понятий Идея — это субстанция, чистая всеобщность. Дух — та же идея, но в ее реальном выражении в виде различных форм интеллектуальной де- ятельности людей, начиная от низших, чувственных форм и кончая абсолютным знанием. В Абсолютном духе осуще- ствляется полное совпадение идеи мышления и бытия. Идея познает бытие во всем многообразии его определений. Так Гегель разрешает поставленную Кантом проблему со- гласования субъекта и объекта, мышления и бытия.
Однако, естественно, возникает вопрос, когда же про- изошло и почему вообще на каком-то конкретном историче- ском этапе могло произойти это событие? И здесь Гегель по- падает в зависимость от логики развития системы. Всякая система, по его мнению, должна быть завершена, то есть да- вать окончательные ответы на поставленные вопросы. Дви- жение Абсолютной идеи, а следовательно, и всего предмет- ного мира, имеет свое начало и конец, замкнуто в определен- ный круг. У Гегеля получается, что высшей формой и концом развития Абсолютной идеи, где она осознает самое себя и весь пройденный ею путь и становится Абсолютным духом, является философская система самого Гегеля. Отныне вос- ходящее движение Абсолютной идеи прекращается и даль- нейший процесс движения может быть мыслим как замкну- тый круг, простое повторение идеей пройденного пути.
Отсюда неизбежно вытекали социально-политичес- кие следствия. Поскольку в философской системе Гегеля человечество пришло к познанию абсолютной истины, по- скольку и время и место, где творил Гегель — Германия времен кайзера Вильгельма, является высшим этапом ис- торического развития. Здесь явно присутствует идеологи- ческий оттенок, направленный на увековечивание монар- хического строя. Но социально-политические следствия не ограничиваются этим. Гегель дал аргументы для разви- тия немецкого национализма. Он учил, что этому, якобы осуществляющемуся в Германии высшему этапу разви-
Немецкая классическая философия 149
тия идеи, соответствует и наиболее совершенная немец- кая система общественного и государственного устройст- ва, а немецкий народ является избранным народом. Что лее касается всех других народов мира, то они, по Гегелю, или уже сыграли свою роль в истории, или вообще не способны к самостоятельной исторической роли.
В определенном противоречии с системой находится диалектический метод Гегеля. Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и разви- тия. Этот метод в философии встречался и до Гегеля. Пер- воначально термин «диалектика» означал искусство веде- ния спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначаль- никами диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и т. д. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и со- вершенную форму.
Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в со- держание науки внутреннюю связь и необходимость. За- слуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важ- нейших категорий философии и сформировал три основ- ных закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противопо- ложностей и закон отрицания отрицания. Рассмотрим кратко содержание этих законов.
Закон перехода количественных изменений в каче- ственные описывает механизм саморазвития. Гегель дал, прежде всего, определение категорий качества, количест- ва и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождест- венную с бытием внутреннюю определенность. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, ко- торое характеризует предмет или явление в целом. Каче- ственное своеобразие предметов, явлений выступает, прежде всего, как их специфика, оригинальность, неповто- римость, как то, что отличает данный предмет от другого.
Качество любого предмета, явления, по Гегелю, оп- ределяется через его свойства. Свойства предмета — это способность его определенным образом соотноситься, вза- имодействовать с другими предметами. То есть свойства проявляются в отношении между предметами, явлениями и т. д. Сами по себе свойства не существуют. Глубинной ос- новой свойств является качество того или иного предмета, т. е. свойство — это проявление качества в одном из многих отношений данной вещи к другим вещам.
Качество выступает как внутреннее основание всех свойств, присущих данной вещи, но это внутреннее осно- вание проявляется только при взаимодействии данного предмета с другими предметами. Число свойств у каждого предмета теоретически бесконечно, ибо в системе универ- сального взаимодействия возможно бесконечное количе- ство взаимодействий. Различия между свойствами пред- мета и его качествами всегда относительны, ибо, то, что является свойством в одном отношении, становится каче- ством в другом отношении.
Количество Гегель определял как внешнюю для бы- тия определенность, видел в нем нечто относительно без- различное для той или иной вещи. Например, дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше и т. д. Вместе с тем, Гегель рассматривал каче- ство и количество как взаимопроникающие противопо- ложности и считал, что как нет качества без количествен- ных характеристик, так нет и не может быть количества, абсолютно лишенного качественной определенности.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление