Философское мышление этого периода можно охарак- теризовать как антропоцентрическое. Центральная фигу- ра не Бог, а человек. Бог — начало всех вещей, а человек — центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а ре- зультат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по пле- чу, он может все. Эпоха Возрождения характеризуется но- вым уровнем самосознания человека: гордость и самоут- верждение, сознание собственной силы и таланта, жизне- радостность и свободомыслие становятся отличительными качествами передового человека того времени. Поэтому именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся ин- дивидуальностей, обладающих ярким темпераментом, все- сторонней образованностью, выделявшихся среди людей своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.
Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит яр- ко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное су- щество, творец самого себя и окружающего мира. Мысли- тели эпохи Возрождения, естественно, не могли быть ате- истами или материалистами. Они верили в Бога, призна- вали его первотворцом мира и человека. Сотворив мир и человека, Бог, по их мнению, дал человеку свободную во- лю, и теперь человек должен действовать сам, определять всю свою судьбу и отвоевывать свое место в мире. В фило- софии этой эпохи значительно ослаблены мотивы грехов- ной сущности человека, «испорченности его природы». Ос- новная ставка делается не на помощь Божию — «благо- дать», а на собственные силы человека. Оптимизм, вера и безграничные возможности человека присущи филосо- фии этой эпохи.
Философия эпохи Возрождения 95
Важным элементом мировоззрения является также культ творческой деятельности. В эпоху Возрождения вся- кая деятельность воспринималась иначе, чем в античности или в средние века. У древних греков физический труд и да- же искусство ценились невысоко. Господствовал элитар- ный подход к человеческой деятельности, высшей формой которой объявлялись теоретические искания — размыш- ления и созерцания, потому, что именно они приобщали че- ловека к тому, что вечно, к самой сущности Космоса, в то время как материальная деятельность погружает в перехо- дящий мир мнений. Христианство высшей формой деятель- ности считало ту, которая ведет к «спасению» души — мо- литву, выполнение богослужебных ритуалов, чтение Свя- щенного писания. В целом, все эти виды деятельности носили пассивный характер, характер созерцания.
В эпоху же Возрождения материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобретает свое- го рода сакральный характер. В ходе ее человек не просто удовлетворяет свои земные нужды: он создает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире — самого себя. Именно тогда появляется в философии идея проме- тсизма — человек как сотворец мира, сотрудник Бога. В мировоззрении эпохи Возрождения происходит реабили- тация человеческой плоти. В человеке имеет значение не только его духовная жизнь. Человек — это телесное суще- ство. И тело — это не «оковы души», которые тянут ее вниз, обусловливают греховные помыслы и побуждения. Теле- сная жизнь сама по себе самоценна. С этим связан широко распространенный в эпоху Возрождения культ Красоты. Живопись изображает, прежде всего, человеческое лицо и человеческое тело. Таковы общие характеристики миро- воззрения человека эпохи Возрождения. Теперь перейдем к рассмотрению собственно философских учений.
Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изу- чению природы. Это обусловлено развитием производства и науки. Изобретения книгопечатания, компаса, самопрял-
ки, парохода, доменно-металлургического процесса, во- зобновление интереса к астрономии, физике, анатомии, физиологии, развитие экспериментального естествозна- ния — все это расширяло человеческий кругозор, укреп- ляло власть человека над природой. Изменяется средне- вековая картина мира. Математическое обоснование ге- лиоцентрической системы мира, данное польским ученым Н. Коперником, нанесло существенный удар средневеко- вой геоцентрической системе. Открытие Коперника, опро- вергшее представление об исключительном характере Земли и человечества, позволяли предложить существо- вание бесконечного количества других небесных тел, по- добных Земле и Солнцу.
Итак, философия в эпоху Возрождения восприни- малась, прежде всего, как натурфилософия, философия природы. На первый взгляд, может показаться, что проис- ходит возврат к античному космоцентризму эпохи «физи- ков», «досократиков». Однако философия природы эпохи Возрождения в большей мере связана со средневековой философией. Для нее центральным остается трактовка во- проса о взаимоотношении Бога и мира. Но в этой трактов- ке, да и во всей методологии, философия эпохи Возрожде- ния имеет свою специфику. Характерной для нее является антисхоластическая, а, следовательно,и антиаристотелев- ская направленность. Происходит возврат к идеям плато- низма и неоплатонизма. Взаимоотношения Бога и мира ут- рачивают откровенно теистический характер. На смену теизму приходит пантеизм («Бог во всем»). Христианский Бог здесь утрачивает трансцендентный, надприродный характер, он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.
Одним из характерных представителей философии эпохи Возрождения был Николай Кузанский (1401—1464). Как и большинство философов его времени, он ориентиро- вался на традицию неоплатоников. Однако он не слепо сле- довал этой традиции, а внес в нее существенные измене- ния. Как мы уже отмечали, центральное понятие неопла- тонизма — понятие «Единого». У платоников единое характеризуется через свою противоположность «иному», не единому. Николай Кузанский отвергает античный дуа- лизм и заявляет, что единому ничто не противоположно —
4 Фшккофш ^ _ п~7
Философия эпохи Возрождения У /
Единое есть все. Это философская установка служит ос- новой для пантеистического мировоззрения. Из утверж- дения, что единое не имеет противоположности, Кузан- ский делает вывод, что единое тождественно беспредель- ному, бесконечному. Бесконечное — это то, больше чего ничего быть не может. Поэтому Кузанский называет его максимумом, единое же — это минимум.
Центральным пунктом философии Николая Кузан- ского является учение о совпадении противоположностей — абсолютного максимума и абсолютного минимума. Аб- солютный максимум единствен, потому что он есть все, в нем все есть, потому, что он — высший предел. Так как ему ничто не противостоит, то с ним в то же время совпадает ми- нимум, а максимум тем самым находится во всем. А так как он абсолютен, то воздействует в действительности на все возможное, не испытывая сам никакого ограничения, но ог- раничивает все. Этот абсолютный максимум, по Кузанско- му, есть Бог. Бог заключает в себе все в том смысле, что все в нем, он является развитием всего в том, что сам есть во всем. Если рассматривать Бога без вещей, то получается, что он существует, а вещи не существуют. Отстранить Бога от тво- рений и останется небытие, ничто, — писал Николай Кузан- ский в своем знаменитом сочинении «Об ученом незнании».
Пантеистическое приближение бесконечного Бога к природе привело к новому истолкованию происхождения Вселенной и устройству Космоса. Не выступая открыто против идеи креационизма, Кузанский фактически устра- няет принцип творения мира Богом. Он представляет от- ношения мира и Бога как отношения целого и части. Бог, с точки зрения итальянского философа, — это «бесконеч- ный максимум», а бесконечный мир, Вселенная — это «ограниченный максимум». Ограниченный максимум про- изошел от абсолютного максимума не вследствие сверхъ- естественного творения, а посредством ограничения, по- скольку все конечные или ограниченные вещи находят свое место где-то между абсолютным максимумом и абсо- лютным минимумом. Развивая это воззрение в генетичес- ком плане, Кузанский прибегает к понятию свертывания и развертывания мира. Объявляя божественное существо как бы «свертывающим» в себе все вещи и представляя природу как результат «развертывания» ее из божествен-
ных глубин, он, в сущности, возобновляет неоплатоничес- кий принцип эманации (истечения). В связи с этим, Нико- лай Кузанский вводит неоплатоническое понятие «Душа мира», «Дух вселенной». Душа мира должна рассматри- ваться как универсальная форма, заключающая в себе все формы, что есть в действительности.
Осуществленное Николаем Кузанским отождеств- ление единого с беспредельным абсолютным максимумом разрушает ту картину Космоса, на которую опиралось ан- тичное и средневековое мировоззрение. Античная и сред- невековая космология исходила из признания центра ми- ра и тем самым из его конечности. Согласно взглядам Ни- колая Кузанского, центр и окружность Космоса — это Бог, потому мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, в которых он был бы замкнут. Таким образом, вводится идея отсутствия у мира стабильного центра, каким в средневековой космоло- гии считалась Земля. Так Николай Кузанский подготавли- вает коперниковскую революцию в астрономии, устранив- шую геоцентрическую систему строения мира.
Идеи Николая Кузанского и Коперника развил и уг- лубил Джордано Бруно (1548—1600 гг.). Единство и беско- нечность мира, его несотворимость и неуничтожимость — таковы исходные посылки философии итальянского мыс- лителя. На этом базируется его космологическое представ- ление. Бруно открыто порывает с геоцентрической концеп- цией устройства мироздания. По его мнению, движущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля — лишь ничтож- ная пылинка в беспредельном мироздании. Земля не может быть центром Космоса, потому, что в мире вообще нет ни центра, ни границы. Понятия «верх», «низ» и им подобные применимы лишь к отдельным, ограниченным и времен- ным системам, но не к Космосу, вечному и бесконечному. «В безмерном лоне бесконечной Вселенной возникают, разви- ваются, уничтожаются и снова рождаются бесчисленные миры. Наша Солнечная система — лишь одна из бесчис- ленного множества других, подобных систем». «Существу- ют бесчисленные солнца, бесчисленные земли, которые кружатся вокруг своих солнц, подобно тому, как наши семь планет кружатся вокруг нашего Солнца», — писал Д. Бру- > но в книге «О бесконечности, вселенной и мирах».
Т~"\ тема 6
разработка метода
научного исследования
в философии XVII века:
Ф. Бэкон, Р. Декарт,
Б. Спиноза
1/ Бэкон о природе человеческих заблуждений:
учение об идолахи критика схоластики 2/ Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила
индуктивного метода 3/ Рационализм Р. Декарта. Основные правила
дедуктивного метода
4/ Учение Декарта об интеллектуальной интуиции
5/ Познавательный процесс и учение о субстанции
в системе Б. Спинозы
Ф. Бэкон о природе человеческих заблуждений: учение об идолах и критика схоластики
XVII век в Западной Европе характеризуется интенсив- ным развитием буржуазных отношений в обществе. По- требности капиталистического производства коренным образом изменили отношение людей к науке, к целям и значению человеческого познания. Если во времена сред- невековья главные усилия человеческих умов были на- правлены на обоснование существования Бога и доказа- тельства величия его творения, то в век нарождающегося капиталистического производства наука и ее инструмент — разум рассматривается как полезные инструменты со- зидания и преобразования мира.
Родоначальником нового подхода к науке является знаменитый английский политический деятель и фило- соф Фрэнсис Бэкон (1561-—1626). В своей работе «Новый Органон» (1620 г.) Бэкон дал философское обоснование но- вого взгляда на цель и предназначение науки, разработал
основные принципы индуктивного метода исследования. Бэконовский афоризм «Знание — сила» в течение трех ве- ков является символом науки.
Наука, по мнению Бэкона, не может служить только целям обоснования Бога, а также быть знанием ради зна- ния. Конечная цель науки — изобретения и открытия. Цель же изобретений и открытий — человеческая польза: удов- летворение потребностей и улучшение жизни людей, по- вышение потенциала ее энергии, умножение власти чело- века над природой. Но наука, по Бэкону, в современном ви- де не способна решать позитивные задачи, необходимо перестроить здание науки. Для этого, по его мнению, следу- ет проделать два вида работ: критическую и позитивную.
Критическая, разрушающая часть философской си- стемы Бэкона направлена на выявление причин человече- ских заблуждений и на выработку рекомендаций по их преодолению. Здесь можно выделить два основных на- правления: учение об идолах или призраках и критику схоластического метода познания.
Главным препятствием на пути познания природы Бэкон считал засоренность сознания людей так называе- мыми идолами — искаженными образами действительно- сти, ложными представлениями и понятиями. Он разли- чал четыре вида идолов, с которыми человечеству следует бороться: 1) идолы рода; 2) идолы пещеры; 3) идолы рынка; 4) идолы театра.
Идолами рода Бэкон считал ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и яв- ляются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств. Эта ограниченность чаще всего проявля- ется в антропоморфизации вещей, то есть наделении при- родных явлений человеческими характеристиками, при- мешивание к естественной природе своей собственной че- ловеческой природы. Чтобы уменьшить вред, наносимый познанию идолами рода, людям необходимо сопоставлять показания органов чувств с предметами окружающего ми- ра и тем самым проверять их правильность.
Идолами пещеры Бэкон называл искаженные пред- ставления о действительности, связанные с субъективно- стью восприятия окружающего мира. У каждого челове- ка, считает Бэкон, есть своя пещера, свой субъективный
Разработка метода научного исследования в философии XVII века 101
внутренний мир, что накладывает отпечаток на все его суждения о вещах и процессах действительности. Неспо- собность человека выйти за пределы своей субъективнос- ти и есть причина данного вида заблуждений.
К идолам рынка или площади Бэкон относит лож- ные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов. Люди в одни и те же слова часто вкла- дывают различный смысл, и это ведет к пустым бесплод- ным спорам из-за слов, увлечении словопрениями, что в, конечном счете, отвлекает людей от изучения явлений природы и правильного их понимания. Идолами рынка или площади Бэкон их называет потому, что в средневековых городах и во времена Бэкона схоластические словопрения по поводу таких проблем как, например, сколько чертей может разместиться на конце иглы, происходили в местах скопления людей — рынках и площадях.
В категорию идолов театра Бэкон включает ложные представления о мире, некритически заимствованные людьми из различных философских систем. Каждая фи- лософская система, по Бэкону, это сыгранная перед людь- ми драма или комедия. Сколько было создано в истории философских систем, столько было поставлено и сыграно драм и комедий, изображающих вымышленные, искусст- венные миры. Люди же эти постановки воспринимали «за чистую монету», ссылались на них в рассуждениях, брали их идеи в качестве руководящих правил для своей жизни. Идолы рода и пещеры относятся к естественным свойствам индивида, и их преодоление возможно на пути самообразования и самовоспитания. Идолы рынка и теат- ра приобретены умом. Они являются следствием господст- ва над человеком прошлого опыта: авторитета церкви, мыслителей и т. д. Поэтому борьба с ними должна прохо- дить через преобразования общественного сознания.
В связи с этим важное место в философской системе Бэкона занимает критика господствующей в средние ве- ка схоластической философии, которую он считал глав- ным препятствием на пути изучения природы. Бэкон гово- рил, что схоластическая философия плодотворна на сло- вах, но бесплодна в делах и не дала миру ничего, кроме споров и препирательств. Коренной порок схоластики Бэ- кон усматривал в ее абстрактности, выразившейся, по его
мнению, в сосредоточенности всей мыслительной деятель- ности на силлогизмах, на выведении из общих положений соответствующих частных следствий. Бэкон доказывал, что пользуясь только силлогизмами, нельзя достичь под- линного познания вещей и законов природы. Схоластичес- кой теории силлогизма, как основной формы познания, Бэ- кон противопоставил индуктивный метод (особенности ко- торого мы рассмотрим немного позже).
Для того, чтобы оторвать философию от бесплодных богословских споров и дать философии возможность само- стоятельного развития, Бэкон выдвинул теорию двойст- венной истины. В этой теории он проводил строгое разгра- ничение предмета, функций и способов познания в теоло- гии и философии. Теология изучает Бога — богопознание. Ее функция — обоснование и защита религиозного веро- учения. Предмет философии — природа; цель философии — изучение законов природы, разработка метода позна- ния природы. Поэтому методы у них различны: теология опирается на сверхъестественное откровение — автори- тет Священного писания и церкви, а философия — на сов- падение мысли с действительностью, на истину.
Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила
индуктивного метода
Центральная часть философии Бэкона — учение о методе. Метод для Бэкона имеет глубокое практическое и соци- альное значение. Он — величайшая преобразующая сила, поскольку правильно ориентирует теоретическую и прак- тическую деятельность человека, максимально поднима- ет ее эффективность. Указывая кратчайший путь к позна- нию, к новым открытиям и изобретениям, метод увеличи- вает власть человека над силами природы, содействует человеческому счастью.
Бэкон был родоначальником английского эмпириз- ма. Его метод основывался на признании ведущей роли в познании опыта. Познание, по Бэкону, является ничем иным, как изображением внешнего мира в сознании чело- века. Оно начинается с чувственных познаний, с восприя- тий внешнего мира, но последние, в свою очередь, нужда- Разработка метода научного исследования в философии XVII века 103
ются в экспериментальной проверке, в подтверждении и дополнении. «Непосредственному восприятию чувства са- мому по себе, писал он, мы не придаем много значения, но проводим дело к тому, чтобы чувство судило только об опы- те, а опыт о самом предмете» (Бэкон Ф. Новый Органон. — М., 1967. — С. 20). «Самое лучшее из доказательств есть опыт, если он коренится в эксперименте•-> (Там же. —С. 35), — продолжает он ту же мысль.
Но Бэкон не был сторонником крайнего эмпиризма. Об этом свидетельствует проведенное им разграничение опыта на опыт плодоносный и опыт светоносный. Он при- дает большое значение плодоносным опытам, практичес- кой пользе исследования. «Среди указанных им (то есть опытом) признаков нет более верного и заслуживающего внимания, чем принесенные плоды. Ибо плоды и практи- ческие изобретения суть как бы поручителем и свидете- лем истинности философии», — пишет он в «Новом Орга- ноне». Бэкон не абсолютизирует роль практической поль- зы. В связи с этим он указывает на важность светоносных опытов, непосредственных теоретических исследований в целях более глубокого познания предмета. «Развитию на- уки, — пишет Бэкон, — способствуют только те опыты, ко- торые сами по себе не приносят пользы, но содействуют открытию причин и аксиом. Следует заботиться о большом запасе данных опытов» (Там же. — С. 37).
Опыты, по Бэкону, должны ставиться по определен- ному методу. Таким методом в философии Бэкона высту- пает индукция. Бэкон учил, что индукция — это необходи- мая для наук, опирающаяся на показания органов чувств, единственно истинная форма доказательства и метод по- знания природы. Если в дедукции порядок движения мыс- ли от общего к частному, то в индукции — от частного к об- щему.
Предложенный Бэконом метод, предусматривает последовательное прохождение пяти этапов исследова- ния, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице. Таким образом, весь объем эмпирического ин- дуктивного исследования, по Бэкону, включает в себя пять таблиц. Среди них: 1) Таблица присутствия (перечисле- ние всех случаев встречающегося явления); 2) Таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи
отсутствия того или иного признака, показателя в пред- ставленных предметах); 3).Таблица сравнения или степе- ней (сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете); 4) Таблица отбра- сывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типично для него); 5) Таблица «сбора плодов» (формирование вывода на ос- нове того общего, что имеется во всех таблицах).
Бэкон иллюстрирует действенность индуктивного метода на примере анализа тепла. Но этот метод применим ко всему эмпирическому научному исследованию, и с тех пор конкретные науки, прежде всего, науки, опирающиеся на непосредственные эмпирические исследования, широ- ко используют индуктивный метод, разработанный Ф. Бэконом.
Рационализм Р. Декарта. Основные правила дедуктивного метода Иным, отличным от Бэкона, путем в разработке проблем методологии научного исследования пошел великий фран- цузский мыслитель, ученый и философ Р. Декарт (1596 — 1650). Но поскольку Бэкон и Декарт были людьми одной эпохи, их философские системы имели и много общего. Главное, что сближало Бэкона и Декарта, — это разработ- ка проблем методологии научного исследования. Как и у Бэкона методология Декарта носила антисхоластическую аправленность. Эта направленность проявлялась, преж- де всего, в стремлении к достижению таких знаний, кото- ' рые усиливали бы власть человека над природой, а не яв- лились бы самоцелью или средством доказательства ре- I лигиозных истин. Другой важной чертой декартовской "методологии, также сближающей ее с бэконовской, явля- этся критика схоластической силлогистики. Схоластика, как известно, считала силлогизм главным орудием позна- вательных усилий человека. И Бэкон, и Декарт стреми- пись доказать несостоятельность такого подхода. Оба они отказывались от применения силлогизма как способа эассуждения, средства сообщения уже открытых истин. Г1о нового знания, по их мнению, силлогизм дать не может.
Разработка метода научного исследования в философии XVII века 105
Поэтому они стремились к разработке такого метода, ко- торый был бы эффективен в отыскании нового знания.
Однако путь, разработанный Декартом, весьма отли- чался от пути, предложенного Бэконом. Как мы уже видели, бэконовская методология была эмпирической, опытно-ин- дивидуальной. Метод же Декарта можно назвать рациона- листическим. Декарт отдавать должное опытно-экспери- ментальным исследованиям в естественных науках, он не- однократно подчеркивал значение опыта в научном познании. Но научные открытия, по мнению Декарта, со- вершаются не вследствие опытов, сколь искусными бы они не были, а вследствие деятельности ума, который направ- ляет и сами опыты. Преимущественная ориентация на дея- тельность человеческого ума в процессе познания и делает методологию Декарта рационалистической.
Учение Декарта об интеллектуальной интуиции Рационализм Декарта основывается на том, что он попы- тался применить ко всем наукам особенности математи- ческого метода познания. Бэкон прошел мимо такого эф- фективного и могучего способа осмысления опытных дан- ных, каким в его эпоху становилась математика. Декарт же, будучи одним из великих математиков своего времени, выдвинул идею всеобщей математизации научного зна- ния. Французский философ при этом истолковывал мате- матику не просто как науку о величинах, но и как науку о порядке и мере, царящей во всей природе. В математике Декарт более всего ценил то, что с ее помощью можно прий- ти к твердым, точным, достоверным выводам. К таким вы- водам, по его мнению, не может привести опыт. Рациона- листический метод Декарта и представляет собой, прежде всего, философское осмысление и обобщение тех приемов открытия истин, которыми оперировала математика.
Суть рационалистического метода Декарта сводится к двум основным положениям. Во-первых, в познании сле- дует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных, фун- даментальных истин, или, иначе говоря, в основе позна- ния, по Декарту, должна лежать интеллектуальная инту- иция. Интеллектуальная интуиция, по Декарту, — это
твердое и отчетливое представление, рождающееся в здо- ровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомне- ния. Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воз- зрений на основе дедукции вывести все необходимые след- ствия. Дедукция — это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем ка- кие-то заключения, получаем определенные следствия. Дедукция, по Декарту, необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно и отчетливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага. С помо- щью дедукции мы неизвестное делаем известным.
Декарт сформулировал следующие три основных правила дедуктивного метода.
1. Во всяком вопросе должно содержаться неизвест- ное.
2. Это неизвестное должно иметь какие-то характер- ные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного.
3. В вопросе также должно содержаться нечто изве- стное.
Таким образом, дедукция — это определение неиз- вестного через ранее познанное и известное.
После определения основных положений метода пе- ред Декартом встала задача сформировать такой исход- ный достоверный принцип, из которого, руководствуясь правилами дедукции, можно было бы логически вывести все остальные понятия философской системы, то есть Де- карт должен был осуществить интеллектуальную интуи- цию. Интеллектуальная интуиция у Декарта начинается с сомнения. Декарт подверг сомнению истинность всех зна- ний, которыми располагало человечество. Провозгласив сомнения в качестве исходного пункта всякого исследова- ния, Декарт ставил цель — помочь человечеству избавить- ся от всех предрассудков (или идолов, как их называл Бэ- кон), от всех фантастических и ложных представлений, принятых на веру, и таким образом расчистить путь для подлинного научного знания, и вместе с тем, найти иско- мый, исходный принцип, отчетливое ясное представление, которое уже нельзя подвергнуть сомнению. Поставив под
Разработка метода научного исследования в философии XVII века 107
сомнение достоверность всех наших представлений о ми- ре, мы можем легко допустить, писал Декарт, «что нет ни Бога, ни неба, ни земли и что даже у нас самих нет тела. Но мы все-таки не можем предположить, что мы не существу- ем, в то время как сомневаемся в истинности всех этих ве- щей. Столь же нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время как оно мыслит, что, невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что за- ключение «я мыслю, следовательно я существую» истинно и, что оно поэтому есть первое и вернейшее из всех заклю- чений» (ДекартР. Избр.произв. — М., 1950. —С. 428). Итак, положение «я мыслю, следовательно я существую», то есть представление о том, что мышление само по себе, не- зависимо от его содержания и объектов, демонстрирует реальность мыслящего субъекта и является той первич- ной исходной интеллектуальной интуицией, из которой, по Декарту, выводятся все знания о мире.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление