Эпикур признает вечность и неизбежность бытия. Вселенная всегда будет таковой, какова она есть, посколь- ку нет ничего, что могло вторгнуться в нее и произвести из-
Античная философия 63
менения. Конкретное же учение об устройстве бытия Эпи- кур развивает на основе демокритовского атомизма. Ос- новными слагаемыми бытия у Эпикура, также как и у Де- мокрита, являются атомы и пустота. Однако Эпикур вно- сит в атомистику одно существенное новшество — идею о том, что при образовании вещей атомы движутся не по за- данной траектории, а как бы случайно, в сторону от пря- мой линии.
Признание случайности в учении Эпикура направ- лено против идеи господства в человеческой судьбе Рока, идеи предопределения всего устройства жизни Вселен- ной. Оно имело цель освободить людей от чувства обре- ченности и привести к одному из важнейших понятий его этики — понятию свободы. На достижение этих же целей ориентирована и его трактовка религии. Признавая суще- ствование богов, Эпикур отрицал их влияние на жизнь лю- дей. Боги, по учению Эпикура, живут в межмировых про- странствах (интермундиях) и совершенно не интересуют- ся жизнью природы и делами людей. «Пребывая в блаженном покое они не слышат ни какой мольбы ни о нас,
ни о мире».
Человек, с точки зрения Эпикура, это, прежде всего, телесное чувственное существо. И всякое благо, и зло в жизни человека проистекает от его способности управлять своими ощущениями. Высшим благом для человека Эпи- кур считал достижение им блаженства, наслаждения. До- бродетель нужна не сама по себе, а только потому, что она способствует достижению блаженства. Однако не следует упрощенно представлять эпикурейство как учение, благо- словляющее удовлетворение низменных инстинктов че- ловека. «Когда мы говорим, что наслаждение — цель, мы говорим не о наслаждении распутников и вкусовых удо- вольствиях, как полагают некоторые несведущие, инако- мыслящие или дурно к нам расположенные... Наша цель — не страдать телом и не смущаться душой. И не беспрерыв- но пиршествовать и плясать, не наслаждаться юношами или женщинами или же рыбой и всем, что дает роскошный стол... не они рождают сладостную жизнь, но рассудок», — разъясняет свою позицию Эпикур в «Письмах Менокею». В связи с этим, Эпикур разделяет желания человека на ес- тественные и необходимые. Желание пищи естественно и
необходимо. Естественные и необходимые желания нужно удовлетворять, от суетных желаний надо избавляться, ибо они могут вызвать смятение и беспокойство. Естественные и необходимые желания надо удовлетворять умеренно, ибо удовольствие имеет свой предел.
Действительно длительными и прочными, с точки зрения Эпикура, могут быть только духовные наслажде- ния и блага: дружба, знания. «Мудрец, питаясь хлебом и водою, состязается в блаженстве с Зевсом». «Блажен тот, кто удаляется от мира без ненависти, прижимает к груди друга и наслаждается с ним». Высшая форма блаженст- ва, по Эпикуру, — это состояние полного душевного по- коя, невозмутимости, отрешенности от всех проблем это- го мира — атараксия. Таким образом, идеал мудреца в эпикурействе родствен буддийскому идеалу. Эпикурей- ская атараксия в какой-то мере родственна буддийской нирване.
Несколько иное решение «мудрой жизни» предлага- ет стоицизм. Он также подчеркивает практическую нрав- ственную направленность философии, призванную, по их мнению, научить человека жить «сообразно природе». Од- нако натурфилософия стоицизма коренным образом отли- чается от эпикурейской. Стоицизм исходит из представле- ния о предопределенности всего существующего. Все со- бытия, происходящие в природе и обществе, подчинены строжайшей закономерности, которая выступает как не- отвратимая необходимость. Все в мире жестко детермини- ровано. Бог также подчинен необходимости, точнее, он есть сама необходимость. Таким образом, мировоззрению сто- иков присущ глубокий фатализм: Человек ничего не мо- жет изменить в порядке вещей. Этот фатализм приводит их к пассивности, к отказу от борьбы за свое счастье. «Мы не можем изменить строя вещей. Пусть человек считает, что все случившееся так и должно было случиться, муже- ственно перенося удары судьбы», — пишет один из вид- ных теоретиков позднего стоицизма Сенека. Итак, жить сообразно с природой, а поскольку природа, по мнению сто- иков, тождественна с разумом, поступать разумно — та- ков главный принцип этики стоицизма. Философ или муд- рец и есть человек, постигший неизбежное, сознательно подчинившийся ему, отказавшийся от чувственных на-
' '^'о""'»1'1 Античная философия 65
слаждений ради того, чтобы наслаждаться добродетелью, к которой он приобщается через познание сущности ве- щей и благодаря победе разума над страстями.
Хотя человек и не в состоянии воспрепятствовать хо- ду вещей и событий, он может выработать к ним надлежа- щее отношение. Оценка вещей и событий, справедливо счи- тают стоики, всегда остается в нашей власти, а это самое главное. Не вещи смущают людей, но их мнения о вещах. В смерти, например, нет ничего страшного — страшно мне- ние, потому, что оно представляет смерть страшною.
Стоики призывают людей не верить сказкам о загроб- ной, потусторонней жизни, в которой человека якобы ждут прекращение страдания и приобретение счастья. По их представлениям, хотя душа — «долговечная пневма» — мо- жет существовать и после своего отрешения от тела, она все-таки не бессмертна. По прошествии долгого времени ду- ша развеивается по миру. Самое главное, чтобы человек вы- работал свое отношение к смерти как к чему-то неизбежно- му и безропотно ждал смерти как простого разложения тех элементов, из которых он состоит. Ведь последнее согласно с природой, а то, что согласно с природой, не может быть дурным. Счастье человека находится внутри него и не зави- сит от внешнего хода событий. Человек должен правильно сориентировать себя, закалить свою волю так, чтобы напря- жение души противопоставить потоку событий.
Однако человек находится в зависимости не только от внешних вещей и явлений, на него оказывают свое нега- тивное воздействие и психологические переживания — страсти: страх, печаль, вожделения, удовольствия. Ради полной свободы человек, по учению стоиков, должен иско- ренить в себе страсти. Сенека в своем первом философ- ском сочинении «О гневе» учит необходимости подавления гнева и проповедует любовь к ближнему и всепрощение. «Не лучше ли, — пишет он, — забывать обиды, чем мстить за них, не лучше ли прощать обиды, чем усугублять одно зло другим? Сколько мог бы принести добра своим близ- ким и родным, если бы занялся ими, вместо того, чтобы изыскивать средства, как бы причинить зло твоим врагам». Осковная цель жизни мудреца выработать абсолютную невозмутимость духа. «Мы, — писал Сенека, — не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: об-
рести высокое мужество, достойное добродетельного че- ловека, и с его помощью стойко переносить все, что нам судьба приносит, и отдаться воле законов природы».
Человек, по мнению стоиков, постоянно стремится стать свободным. Но от него зависит только духовная свобо- да. Остальное не в его власти и не в его силах. Угнетенный раб, если он стойко, мужественно переносит невзгоды, отно- сится к ним безразлично и равнодушно, может стать духов- но свободнее своего господина, являющегося рабом собст- венности и своих собственных страстей. Истинная свобода заключается лишь во внутренней, духовной независимости человека и, чтобы обрести такую свободу, человек не дол- жен желать того, что не находится в его власти, в том числе и не должен требовать изменения сложившегося порядка вещей. «В нашей власти наши мнения, наша воля, наше вле- чение, наше уклонение — словом все наши действия. Не в нашей власти — наше тело, наше имущество, почет, чины — словом все, что не наши дейстия. Все, что в нашей власти, от природы свободно, не знает препятствий и стеснений, то, что не в нашей власти, является слабым, подчиненным, под- твержденным препятствием и чуждым воздействиям. Те- перь, подумай, о следующем: если то, что от природы явля- ется подчиненным и подверженным чуждым воздействиям, ты будешь считать своей собственностью, то ты столкнешь- ся с препятствиями, впадешь в заботы и беспокойство и бу- дешь недоволен богами и людьми. Если же, напротив, ты бу- дешь лишь считать своей собственностью, что действитель- но принадлежит тебе, а то, что подвержено чуждым воздействиям, будешь считать чуждым себе, то никто ни- когда тебя ни к чему не принудит, никто ни в чем не сможет тебе воспрепятствовать, ты всеми будешь доволен — ибо вообще никто не может принести тебе вреда», — рассужда- ет бывший раб, вольноотпущенник Эпиктет.
Если нас постигнет несчастье, бедность, мы должны употребить усилия, чтобы освободиться от них. Но если мы не можем достичь этого, то должны безропотно подчинить- ся и рассматривать несчастье как благо. Если я смотрю на себя как на предмет отдельный и независимый от прочих предметов, то следует вывод, чтобы я жил долго, был богат, счастлив, здоров, но если я посмотрю на себя как на челове- ка, как на часть целого, то может иногда случиться, что по
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление