Вместе с тем, историческое развитие характеризу- ется не только тем, что на смену одной эпохе, культуре при- ходят другие, то есть уникальностью различных эпох, го- сударств, народов, культур. Оно необходимо предполагает преемственность между этими эпохами и культурами. И Филокфм философский плюрализм причины и истолкования 33
это обусловливает возможность заимствования накоплен- ного предшествующими поколениями богатства философ- ской мысли и ее продолжение, развитие философской тра- диции, которая выражается в существовании философ- ских течений и направлений.
Наличие философской традиции характеризует тождественность философской мысли и показывает, что, несмотря на различие эпох, культур, государственно-на- циональных образований и иных факторов, философская мысль устойчива, она периодически возвращается к одной и той же проблематике и решает эту проблематику близ- кими средствами. В различные эпохи, в различных куль- турах у философов могут возникнуть довольно близкие переживания и размышления. И, хотя эти переживания они выражают на языке своего времени, с учетом дости- жений всей предшествующей философии и той конкрет- ной социокультурной ситуации, в которой создается дан- ное философское учение, мы все же отчетливо видим их идейную близость. Ярким примером такой переклички эпох является стоическая традиция — античный стоицизм — христианский стоицизм — экзистенциальный стои- цизм.
Философская традиция проявляется в филиации идей, то есть перехода идейного багажа одних философ- ских учений и школ в другие. Эта филиация может иметь самый разнообразный характер. И сам факт заимствова- ния идей может быть причиной тождественности фило- софских учений, школ, а также причиной их различий внутри школы, течения, направления Таким образом, в традиции в какой-то мере реализуется надысторические детерминанты в философии. Наличие философской тра- диции, позволяющей философской мысли одной эпохи, культуры перекликаться с философской мыслью другой эпохи, культуры, приводит к выводу об относительном значении исторического фактора, позволяет выявить в философии «надысторические моменты». Правда, здесь возможно объяснение и с позиций исторического детер- минизма. Суть его состоит в том, что сходные по некото- рым наиболее общим характеристикам состояния обще- ственного бытия и сознания (например, состояние кризи- са всех сфер общественной жизни) создают наиболее
общие предпосылки для появления близких идей в раз- личные эпохи, продуцируют философские традиции.
Для философского процесса характерен диалог взглядов, подходов. Этот диалог проявляется, во-первых, в том, что каждый значительный философ берется всегда за разрешение тех проблем, которые были поставлены и, по его мнению, неудовлетворительно разрешены какими- то конкретными его предшественниками или какой-то школой, течением. Он явно или скрыто отталкивается от тех, кто был до него. Во-вторых, такой философ всегда ве- дет диалог с предшествующей философской культурой в рамках.всей ее истории. И, в-третьих, он чаще всего ведет диалог с философами близких ему учений (в рамках шко- лы) или, наоборот, противостоящих его учению идей. И этот диалог является фактором, усиливающим единство исто- рико-философского процесса, дает основание для само- отождествленности философии и, в то же время, он кос- венно способствует философскому плюрализму, так как в процессе диалога формируется своеобразие того или ино- го философского учения.
Сейчас, после рассмотрения общих предпосылок раз- вития историко-философского процесса целесообразно перейти к конкретному рассмотрению его основных эта- пов, философских учений, школ, течений и направлений.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление