демократические, тирания — тиранические» и т. д. «То, что представляется каждому государству справедливым и прекрасным, то и является таковым для него, пока оно таковым считается», — утверждал Протагор.
Учеником софистов в начальный период своего твор- чества, а затем их непримиримым оппонентом был Сократ (470—399 гг. до н. э.). Прогрессивное значение софистики заключается в том, что она выдвинула на передний план субъективный момент в отношении человека к миру, вы- разившийся в требовании: все, что ценное для личности, должно быть оправдано перед ее сознанием. Однако это оправдание в софистике было поставлено в зависимость от случайного хотения и мнения отдельного индивида. Сократ же выступил против релятивизма софистов. Мерилом всех вещей для Сократа является не субъективно-произволь- ный единичный человек, а человек как разумное, мысля- щее существо, поскольку в мышлении находят свое выра- жение общие законы. Сократ выступил с требованием вы- работать такие истины, которые имели бы общее и объективное значение. Итак, основополагающая способ- ность человека, по Сократу, — это разум, мышление. Именно разум способен дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Че- ловек должен затратить значительные усилия, чтобы об- рести его. Отсюда вытекает метод Сократа — майевтика — (повивальное искусство). Этот метод помогает рожде- нию человеческой мысли, а философ, работающий по это- му методу, уподобляется «бабке-повитухе».
В чем же состоит сущность этого метода и на какие философские предпосылки он опирается? Исходным на- чалом метода Сократа является ирония. Благодаря ирони- ческому отношению к окружающему, Сократ пробуждает у людей сомнения в общепринятых истинах («Я знаю, что я ничего не знаю», — заявил он) и, тем самым, приглашал их к рассуждению, к выработке своей собственной позиции, которая основывалась бы на логических аргументах, была бы достаточно обоснованной.
А достигал он этой цели путем точной постановки во- просов. При этом Сократ исходил из установки, что все зна- ния уже имеются у человека. Человек обладает полнотой знания. Сознание черпает из самого себя все понимание
Античная философия 51
истины и лишь оттуда оно должно черпать это понимание. Задача философа помочь человеку родиться к новой жиз- ни, к обретению подлинных и истинных моральных норм «Я поставил своей жизненной целью оказывать каждому в его индивидуальной духовной жизни посильную помощь, стремясь наметить пути, по которым каждый из вас мог бы стать лучшим и более разумным», — говорил в «Аполо- гии» Сократ. Основное содержание сократовских рассуж- дений посвящено проблемам морали: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость. Философия, с точки зрения Сократа, — это и есть способ познания добра и зла. Это познание Сократ осуществляет в процессе бесед. Так что по форме метод Сократа — это беседы, диалоги. В этих беседах Сократ исходит из фактов частной жизни, из кон- кретных явлений окружающей действительности. Он сравнивает отдельные моральные поступки, выделяет в них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить предшествующие их объяснению противоречивые момен- ты и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе вычленения каких-то существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия о добре, зле, справедливости, красоте и т. д. Целью критической работы ума, по Сократу, должно быть получение понятия, осно- ванного на строго научном определении предмета.
Сократ учил, что философия — любовь к мудрости, любовь к знанию — может рассматриваться как нравст- венная деятельность в том случае, если знание само по се- бе есть добро. И это положение является движущей пру- жиной всей его деятельности. Сократ верил, что, если че- ловек знает что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Нравственное зло идет от незнания, значит, знание это источник нравственного совершенства. Истина и нравственность, для Сократа, — совпадающие понятия Можно утверждать, что существует истинная нравственность. По Сократу, это знание того, что такое хо- рошо, а вместе с тем, что полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью. Сократ называл три основных человеческих добродетели: 1) умеренность (зна- ние как обуздывать страсть); 2) храбрость (знание как пре- одолевать опасности); 3) справедливость (знание как со- блюдать законы божественные и человеческие).
Таким образом, Сократ пытался найти в сознании, мышлении человека такую прочную и твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей об- щественной жизни, в том числе и государства. Но Сократа не поняли и не приняли его сограждане. Он был обвинен в том, что развращает своими рассуждениями молодежь, не признает богов и священных обычаев, и потому был аресто- ван. По сохранившимся свидетельствам, основной задачей обвинителей было «попугать» Сократа, принудить его эми- грировать из Афин и тем самым прекратить свою деятель- ность. Друзья Сократа подготовили все для успешного по- бега его из тюрьмы. Но он отказался, ибо считал, что побег может означать его отказ от своих идей, от моральных прин- ципов, которые он исповедовал и которым учил других лю- дей. По приговору суда Сократ выпил смертельный яд ци- куту. Тем самым, он хотел доказать, что истинный фило- соф должен жить и умереть в согласии со своим учением.
Платон и Аристотель — систематизаторы древнегреческой философии
Большую работу по систематизации всей предшествую- щей философии проделали Платон (427—347 гг. до н. э.) и Аристотель (384—322 гг. до н. э.). В их системах философ- ское знание той эпохи приобретает наиболее всесторонний характер. Платон и Аристотель подводят итог классичес- кому периоду в развитии древнегреческой философии.
В философской системе Платона уже четко можно выделить все четыре составные части философского зна- ния того времени: онтологию, космологию, гносеологию и этику. Рассмотрим же последовательно каждую из них.
Онтология. Платон, также как и элеаты, характери- зует бытие как вечное, неизменное, всегда себе тождест- венное, неделимое, недоступное чувственному восприя- тию и постигаемое только разумом. Но в отличие от элеа- тов. бытие у Платона множественно. И здесь он близок Демокрит}*-. Но, в отличие от Демокрита, это множество бы- тии Платон называет видами, идеями (эйдос) или сущно- стями. Вид, идея, сущность часто з'потребляются Плато- ном как тождественные понятия.
Античная философия 53
Итак, бытие у Платона есть вид, идея, сущность. Пла- тон впервые в истории философии проводит четкое разли- чие между сущностью и явлением, между тем, что сущест- вует поистине и тем, что существует, но не имеет истинно- го бытия. «Прежде всего надо различать: что всегда существует и никогда не становится, и, что всегда стано- вится, но никогда не существует», — пишет Платон в диа- логе «Тимей». Одно из важных положений платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Первр1чным «ис- тинно существующим» Платон называл мир вечных, неиз- менных, самостоятельно существующих сущностей — идей. Вторичным, производным от них, он называл все мно- гообразие чувственно воспринимаемого мира. По его уче- нию, отдельные предметы создаются, разрушаются и вос- производятся потому, что в умопостигаемом мире имеется причина, которая делает вещь именно этой вещью. Напри- мер, деревья существуют потому, что есть идея дерева, стол — потому, что существует идея стола. Предметы ис- кусства создаются потому, что имеется идея прекрасного.
Противопоставляя идею (сущность) вещам (явлени- ям), Платон должен был как-то объяснить наличие связи между ними. Однако, Платон не дал однозначного объяс- нения характера этой связи. Иногда он рассматривал чув- ственные вещи как сходные с идеями и возникшие в силу подражания им, иногда как «причастные» идеям. В ряде высказываний он говорит, что идеи — это образцы, а про- чие вещи подходят к ним и становятся подобиями, так, что сама их причастность к идеям есть ничто иное, как уподоб- ление им. Идеи, с точки зрения Платона, можно рассмат- ривать как цели вещей. Для объяснения многообразия чув- ственного мира Платон вводит понятие материи. Материя, по Платону, это первичный материал, то, из чего делают все чувственно-существующие вещи. Платон считает, что материя может принять любую форму потому, что она со- вершенно бесформенна, неопределенна («апейрон»), как бы только возможность, а не действительность.
Этот подход к объяснению чувственного мира заим- ствовал у Платона Аристотель. Для него материя — это также первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, то есть превращает ее из
возможности в действительность, форма. Таким образом, Аристотель заменяет понятие идеи на понятие формы. Со- гласно Аристотелю, форма — это активное начало, начало жизни и деятельности. Аристотель дает понятию сущнос- ти другое истолкование. Сущность — это единичное, обла- дающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на во- прос «что есть вещь?» и представляет собой субстанцию вещи. Аристотель делит сущности на низшие, те что со- стоят из материи и формы (таковы все существа чувствен- ного мира), и высшие, чистые формы. Наивысшей сущнос- тью Аристотель считает чистую, лишенную материи фор- му, перводвигатель, который служит источником движения всего Космоса.
Внесенное Платоном новшество о множественности бытия идей поставило перед ним задачу объяснения связи между ними, объяснения единства самого мира идей. Что- бы решить этот вопрос, Платон обращается к понятию еди- ного, но истолковывает это понятие иначе, чем элеаты. Еди- ное, по Платону, само по себе не есть бытие. Оно выше бы- тия и составляет условие возможности бытия, то есть идей. Единое выше всякого с* ществования и всякой множест- венности. Но без его объясняющей силы невозможны и са- ми идеи, ибо невозможна даже и множественность. Ведь каждое из многих тоже есть нечто единое, а, значит, оно, тем самым причастно единому. Это единое отождествля- ется с высшим благом, к которому все стремится и, благо- даря которому, все имеет свое бытие. Само же высшее бла- горасполагается по ту сторону всякого бытия, трансцен- дентно, следовательно, недоступно разуму. О нем самом нельзя ничего сказать, кроме отрицания, указывающего только на то, чем оно не является.
У последователей Платона — неоплатоников Плоти- на, Порфирия — понятие Единого приобретает централь- ное значение: Единое характеризуется ими как божест- венное начало, первопричина всего сущего, высшая исти- на, высшее благо и высшая красота. Бытие целиком зависит от божественного первоначала. Плотин устанав- ливает целую лестницу постепенного снижения первона- чала: божественное первоначало, божественный ум, бо- жественная душа и, наконец, природа. Природа создается из материи путем проникновения в нее обожествленного
Античная философия 55
первоначала. Сравнивая это первоначало со светом, Пло- тин уподобляет материю тьме. На вершине лестницы сто- ит божественное первоначало, наиболее яркий свет, внут- ри материи — тьма. Мир образуется из материи благодаря проникновению в нее света, путем эманации (истечения, излучения) божества. Единое первоначало в божествен- ном уме дробится, теряет свое единство, переходит в мно- жественность умов. Эти умы Плотин истолковывает как идеи, формы. Следующей стадией эманации божественно- го света является мировая душа, в свою очередь, подраз- деляющаяся на отдельные души. И, наконец, последняя стадия дробления света — это природа. Это схема в после- дующем была заимствована христианской философией и получила свое развитие в системе Августина Аврелия.
Космология. С учением о бытии в системе Платона тесно связана космология. Здесь Платон развивает учение о творении божеством Космоса из первобытного Хаоса. Творца мира Платон называет божественным демиургом, устроителем мира. Согласно Платону, божественный де- миург был добр и пожелал устроить все так, чтобы было хорошо. Застав все в нестройном и беспорядочном движе- нии, он из беспорядка привел в порядок, полагая, что по- следний всячески лучше первого. Далее он пришел к мне- нию, что неразумное творение не будет прекрасно, вселил ум в душу Космоса, а душу в тело. Таким образом, Космос, промышлением божьим, получил бытие как одушевлен- ное и поистине одаренное умом (рассказывает Платон в «Тимее»). Кроме мировой души Платон признавал суще- ствование звезд, человеческих душ, душ животных и рас- тений. Он был убежден, что небесные тела — это видимые боги, обладающие телом и душой.
Теория познания. Теория познания Платона опира- ется на его учение и о душе. Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по Платону, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей тем- ницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса позна- ния, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. Истинное знание да-
ет только мышление. Мышление же — это независимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Пла- тоном как диалектика, то есть искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, про- буждая воспоминания. На этом принципе была построена работа созданной Платоном Академии.
Представления Платона о процессе познания наибо- лее развернуто изложены в мифе о «Пещере». Человечес- кое познание, говорится в этом мифе, подобно тому, что ви- дят узники, сидящие в пещере спиной к истинной прекрас- ной жизни. Тени, пробегающие перед ними — это жалкие проекции людей, вещей. Участь большинства людей, при- держивающихся установившегося житейского опыта, — пещерное знание теней. Подлинным знанием могут обла- дать лишь те, кто сумеет преодолеть воздействие на них чувственных вещей, избавить свою душу от телесного гне- та и воспарить в мир вечных идей. По учению Платона, та- кой подход по силам только мудрецам — философам. За- дача философии направить духовную деятельность чело- века на абсолютные ценности, на запредельное идеальное бытие. Философия стремится постигнуть самое сущест- венное, наиболее общее во всем, что существует, самое важное в человеческой и для человеческой жизни. Муд- рость заключается в постижении непреходящей транс- цендентной действительности, царства идей, в рассмотре- нии с этих сверхчувственных позиций всех природных ве- щей и человеческих дел. Таким образом, теория познания Платона проникнута интеллектуальным аристократиз- мом. Философия же в связи с этим трактуется как свойст- венная лишь избранным натурам любовь к мудрости ради нее самой.
Этика. Онтология, космология и теория познания в учении Платона носят подчиненный вспомогательный ха- рактер. Они выступают в качестве методологической и ми- ровоззренческой базы для обоснования главной части это- го учения — нравственно-этической. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное зна- ние. Этим истинным знанием, в принципе, обладает душа.
Античная философия 57
По учению Платона, душа состоит из трех частей: 1) ра- зумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей (чувствен- ной). Разумная часть — основа добродетели мужества, преодоления чувственности — это добродетель умеренно- сти, благополучия. Гармоническое сочетание всех этих трех частей души, под руководством разума, дает начало добродетели и справедливости.
Платоновская этика ориентирована на самосовершен- ствование личности, на создание совершенного общества — государства. Платон общественное, государственное начало ставит над индивидуальным, личным. Поэтому этика Плато- на органически сочетается с концепцией государства. В соот- , ветствии с тремя частями души, Платон делит людей на три типа: носители добродетели мудрости — философы должны стоять во главе государства, управлять им. Мужество — доб- родетель стражей, задача которых защита государства от внешних и внутренних врагов. Добродетелью третьего сосло- вия должно быть благоразумие, т. е. добросовестное выполне- ние своих производственных функций. Справедливость не относится Платоном к какому-то одному из сословий, а ха- рактеризуется им как некая общегосударственная доброде- тель. Помимо этих четырех добродетелей Платон особо под- черкивает значение благочестия — религиозности, почита- ния божеств. Идеальное государство Платона должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в граж- данах благочестие, бороться против неверия и безбожия.
Укреплению идеального государства, по Платону, должна служить строгая система воспитания и образова- ния. Платон предложил такую систему образования и вос- питания, которая, по его мнению, обеспечивала бы доста- точную профессиональную и физическую подготовку всех сословий. Каждому сословию соответствует свой уровень образования. Например, совокупность гимнастики, музы- ки и математики — это обязательный круг образования, достаточный для стражей. Наиболее способные могли, кро- ме того, обучиться диалектике. Но после овладения диа- лектикой они переходят в другую профессиональную группу — философов-правителей.
Изучение онтологии и гносеологии Платона позво- ляет нам сделать вывод, что в его учении впервые ставит- ся вопрос об отношении бытия и мышления, материально-
чувственного и идеально-существенного мира. И Платон решает этот вопрос однозначно, утверждая приоритет идей над чувственно-воспринимаемыми вещами. Поэто- му следует признать, что им была положена основа идеа- листической линии в философии, которая в античной фи- лософии получила свое дальнейшее развитие у Аристо- теля и неоплатоников, а наиболее ярко представлена в средневековой философии. Материализму же, как фило- софскому течению, предстояло сформироваться лишь в философии Нового времени, в XVII—XVIII вв. Завершает объективистско-онтологическую традицию Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Аристотель в молодости входил в кру- жок Платона. Несколько лет (с 343 по 340 гг. до н. э.) был воспитателем и учителем Александра Македонского. В 340 г. до н. э. основывает свою философскую школу в ро- ще Ликея (ликей — лицей). Обучал на ходу. Учителя и уче- ники ходили кругами по аллее — перипатетики. Аристо- тель — мыслитель-энциклопедист, оставил сочинения по всем важным областям знания.
Аристотелю принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив для каждой из них специаль- ные области исследований, и установить различие между теоретическими, практическими и творческими науками.
Теоретические: метафизика — изучает первопричи- ны всех вещей, первоначала всего сущего; физика — изу- чает состояние тел и определенные «материи»; математи- ка — абстрактные свойства реальных вещей.
Практические: этика — наука о норме поведения лю- дей; экономика; политика.
Творческие науки, связанные с деятельностью твор- цов: поэтика — теория стихосложения; риторика — тео- рия ораторского искусства и искусства ремесла.
Онтология. Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в «Метафизике». Арис- тотель сохраняет характерное для элеатов и Платона по- нимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, не- подвижного. Однако Аристотель не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отде- лив их от чувственного мира. В результате Аристотель да- ет понятию бытия иное, чем Платон, толкование. Сущность
Античная философия 59
— это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими.
Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя у Аристотеля, также как и у Платона, — это первичный ма- териал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, то есть превращает ее из возможности в дейст- вительность форма. Таким образом, Аристотель понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Аристо- телю, — это активное начало, начало жизни и деятельнос- ти. Высшие сущности он называет чистыми формами. По сути дела, чистые формы есть ничто иное как идеальные сущности. Наивысшей сущностью Аристотель считает чи- стую, лишенную материи форму — Перводвигатель, кото- рый служит источником жизни и движения всего Космоса. В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бытия. Аристотель вы- деляет четыре вида причин.
1. Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.
2. Формальные, в которых форма проявляет себя, об- разуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то,
что она есть.
3. Действующие или производящие — рассматриваю- щие источник движения и превращения возможности в дей- ствительность, энергетическая база формирования вещей.
4. Целевая или конечная причина, отвечающая на во- просы «Почему?» и «Для чего?».
Аристотель всегда связывал движение с соответству- ющей энергией, без которой не может произойти превра- щение потенциального в актуальное. Понятие энергии впер- вые было сформулировано Аристотелем. Завершение раз- вития, воплощение энергии у Аристотеля носит название энтелехии. Под энтелехией Аристотель понимает достиг- нутый результат, цель движения, завершение процесса. Каждое бытие, по Аристот елю, содержит в себе внутренние цели. Благодаря цели, заключенной в предмете, результат находится в бытии до его осуществления, когда процесс за- кончился и движение достигло своего завершения, цели развития. Таким образом, понятие энтелехии вносит в дви-
жение телеологический характер. Телеологизм Аристоте- ля находит свое высшее развитие в его учении о перводви- гателе, вечном двигателе. Указав, что движение вечно, Ари- стотель предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следова- ло бы предположить наличие еще одного двигателя. «Пер- вый двигатель» для своей деятельности не нуждается в су- ществовании других тел, он сам есть энергия, чистая дея- тельность. Будучи энергией, первый двигатель не обладает материей, в нем нет косного, он есть чистая форма — цель.
Учение о душе. Душа является формой по отноше- нию к материи, однако, по Аристотелю, присуща лишь жи- вому существу. Душа — это проявление активности живи- тельной силы. Ею обладают только растения, животное и человек. Но в каждом проявлении душа носит своеобраз- ный характер. «Растительная душа» ведает функциями питания, роста и размножения, общими для живых су- ществ. У животных к функциям души прибавляется спо- собность желания, то есть стремление к приятному и избе- ганию неприятного.
Разумной же душой обладает только человек. Арис- тотель определяет разумную душу как такую часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное на- чало этой души. Он не зависит от тела. Он бессмертен и на- ходится в тесной связи с вселенским разумом. Будучи веч- ным и неизменным, он один способен к постижению вечно- го бытия и состав ляет сущность первого двигателя, который есть чистое мышление и которым живет все в мире.
Учение о человеке. Главное отличие человека от жи- вотного, по Аристотелю, основывается на способности че- ловека к интеллектуальной жизни. Интеллектуальная лее жизнь предполагает нравственную позицию, следование определенным нравственным правилам и нормам. Только человек способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, писал Аристо- тель в своей работе «Политика». Центральное понятие ари- стотелевской этики — добродетель. Аристотель разделял добродетель на два главных вида: дианоэтические (интел- лектуальные) и этические (волевые). Дианоэтические воз- никают преимущественно путем обучения, этические
Античная философия 61
складываются благодаря привычки. Решающее значение для Аристотеля имеют дианоэтические добродетели: муд- рость, разумная деятельность, благоразумие.
Добродетелью обладает не каждый человек, а лишь тот, кто сумел ее активно обнаружить, тот, кто действует. Выс- шей формой деятельности является познавательная, теоре- тическая. Человек получает высшее наслаждение не в по- треблении материальных благ, не в почестях, не в деятельно- сти, направленной на достижение каких-то целей, пользы, а в самом процессе теоретической деятельности, в созерцании. Общим мотивом, звучащим в этических предписаниях Ари- стотеля, является стремление найти среднюю линию пове- дения. «Середина — принадлежность добродетели».
Так же как и у Платона аристотелевское учение о че- ловеке направлено на то, чтобы поставить на службу госу- дарству личность. Согласно Аристотелю, человек есть по- литическое животное. Человек родился политическим су- ществом и носит в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Поскольку Аристотеля за- нимали, прежде всего, добродетели, применяемые и осу- ществляемые в общественной жизни, постольку централь- ное место он отводил понятию справедливости. Справед- ливым можно быть лишь по отношению к другому человеку. Забота о другом, в свою очередь, есть проявле- ние заботы об обществе. В справедливости человек обна- руживает себя, прежде всего, политическим обществен- ным существом. Справедливость рассматривается Арис- тотелем в связи с понятием «равенство». Он строго различал проявление справедливости среди равных и сре- ди неравных. Справедливость, по его мнению, состоит в ра- венстве, но не для всех, а для равных, а неравенство также представляется ему справедливостью, но опять-таки не для всех, а лишь для неравных. Неравенство — это нор- мальное состояние людей.
Позднеантичный идеал мудреца: эпикуреизм и стоицизм Аристотель завершает классический период в развитии гре- ческой философии. В период эллинизма (IV в. до н. э.—V в. н. э.) меняется мировоззренческая ориентация философии, ее
интерес все более сосредоточивается на жизни отдельного человека. Социальная этика Платона и Аристотеля уступа- ет место индивидуальной этике эпикурейцев и стоиков. Ес- ли Платон и Аристотель главное средство нравственного со- вершенствования индивида видели в его включенности в об- щественное целое, то теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни освобожде- ние человека от власти внешнего мира, и, прежде всего, от политической сферы. Такова, в частности, установка Эпи- кура (341—270 гг. до н. э.) и его последователей — эпикурей- цев и стоиков: Сенеки (ок. 5 г. до н. э. — 65 г. н. э.), Эпиктета (ок. 50—140 гг.), Марка Аврелия (121—180 гг.).
Эпикурейцы и стоики возрождают субъективист- ско-антропологическую традицию, берущую свое начало в философии софистов и Сократа. Для них философия — это учение о мудрости. Мудрость же, для представителей этих школ, не столько идеал знания, сколько нравствен- ный образ жизни. Философия, как учение о мудром усвое- нии жизни, истолковывается ими не просто как интеллек- туальная теория «Пусты слова того философа, которые не врачуют никакого страдания человека, как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из те- ла, так от философии, если она не изгоняет болезни души», — пишет Эпикур в «Письмах к Менокею».
Однако одинаковый подход в понимании предназ- начения философии в эпикурействе и стоицизме не озна- чает отсутствие различий в решении конкретных проблем. Философско-этическая система Эпикура направлена на обоснование идеи о возможности и необходимости дости- жения индивидом счастливой жизни. Для того чтобы стать счастливым, человек должен побороть страх перед бога- ми, страх перед смертью, быть уверенным в возможности поступать в соответствии со своими желаниями. Иначе го- воря, философия должна убедить, что не существует в ми- ре такой силы, которая могла бы помешать мудрому жить в соответствии со своими идеалами. Методологической предпосылкой этики в эпикурействе служит учение о при- роде — натурфилософия.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление