Следует отметить, что принцип сомнения применял- ся в философии и до Декарта в античном скептицизме, в учении Августина, в учении Ш. Монтеня и др. Уже Авгус- тин на основе сомнения утверждал достоверность сущест- вования мыслящего существа. Следовательно, в этих во- просах Декарт не оригинален и находится в русле фило- софской традиции. За пределы этой традиции его выводит крайне рационалистическое положение, что только мыш- ление обладает абсолютной и непосредственной достовер- ностью. Оригинальность Декарта состоит в том, что он при- писывает несомненный характер самому сомнению, мыш- лению и бытию субъекта мышления: обратившись к самому себе, сомнение, по Декарту, исчезает. Сомнению противостоит непосредственная ясность самого факта мы- шления, мышления, не зависящего от своего предмета, от предмета сомнения. Таким образом, «я мыслю» у Декарта есть как бы та абсолютно достоверная аксиома, из которой должно вырасти все здание науки, подобно тому, как из небольшого числа аксиом и постулатов выводятся все по- ложения Евклидовой геометрии.
Рационалистический постулат «Я мыслю» является основой единого научного метода. Этот метод, по мнению Декарта, должен превратить познание в организацион- ную деятельность, освободив его от случайности, от таких
субъективных факторов, как наблюдательность и острый ум, с одной стороны, удача и счастливое стечение обстоя- тельств — с другой. Метод позволяет науке не ориентиро- ваться на отдельные открытия, а планомерно и целена- правленно развивается, включая в свою орбиту все более широкие области неизвестного, иначе говоря, превратить науку в важнейшую сферу человеческой жизнедеятель- ности.
Декарт был сыном своего времени, и его философ- ская система, как и система Бэкона, не была лишена внут- ренних противоречий. Выдвигая на первый план пробле- мы познания, Бэкон и Декарт заложили основы для пост- роения философских систем Нового времени. Если в средневековой философии центральное место отводилось учению о бытии — онтологии, то со времени Бэкона и Де- карта на передний план в философских системах выходит учение о познании — гносеология.
Бэкон и Декарт положили начало раскола всей дей- ствительности на субъект и объект. Субъект — это носи- тель познавательного действия, объект — это то, на что на- правлено это действие. Субъектом в системе Декарта яв- ляется мыслящая субстанция — мыслящее «Я». Однако Декарт сознавал, что «Я» как особой мыслящей субстан- ции надо найти выход к объективному миру. Иначе говоря, гносеология должна опираться на учение о бытии — онто- логию. Декарт решает эту проблему на основе введения в свою метафизику идеи Бога. Бог является творцом объек- тивного мира. Он же — создатель человека. Истинность исходного принципа как знания ясного и отчетливого га- рантирована у Декарта существованием Бога—совершен- ного и всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума. Таким образом, самосознание субъекта у Де- карта не замкнуто на себе, а разомкнуто, открыто Богу, вы- ступающему источником объективной значимости чело- веческого мышления. С признанием Бога в качестве источ- ника и гаранта человеческого самосознания, разума связано учение Декарта о врожденных идеях. К ним Де- карт относил идею Бога как существа всесовершенного, идеи чисел и фигур, а также некоторые наиболее общие понятия, как например, «из ничего ничего не происходит». В учении о врожденных идеях по-новому было развито
Разработка метода научного исследования в философии XVII века 109
платоновское положение об истинном знании как припо- минании того, что запечатлелось в душе, когда она пребы- вала в мире идей.
Рационалистические мотивы в учении Декарта пе- реплетаются с теологическим учением о свободе воли, да- рованной человеку Богом в силу особого расположения — благодати. Согласно Декарту, источником заблуждений не может быть разум сам по себе. Заблуждения есть продукт злоупотребления человеком присущей ему свободной воли. Заблуждения возникают тогда, когда бесконечно сво- бодная воля переступает границы конечного человеческо- го разума, выносит суждения, лишенные разумного осно- вания. Однако из этих идей Декарт не делает агностичес- ких выводов. Он верит в неограниченные возможности человеческого разума в деле познания всей окружающей его действительности.
Таким образом, Ф. Бэкон и Р. Декарт заложили осно- вы новой методологии научного познания и дали этой ме- тодологии глубокое философское обоснование.
Познавательный процесс и учение о субстанции
в системе Б. Спинозы
Развитие этой методологии мы находим в работах нидер- ландского философа Бенедикта (Баруха) Спинозы (1632— 1677). Спиноза отталкивался от идей Ф. Бэкона и Р. Декар- та, он ведет с ними непрерывный диалог. Б. Спиноза, как и Р. Декарт, является сторонником рационализма. Рациона- листические установки проявляются в его системе как в самой форме изложения материала, так и в решении важ- нейших гносеологических проблем. Основное произведе- ние Б. Спинозы написано так называемым геометрическим способом, в котором постулируются аксиомы, развивают- ся доказательства, выводятся следствия и т. д. Внешне это выглядит как решение геометрической теоремы.
С содержательной стороны рационализм Спинозы проявляется в представленной им трактовке процесса по- знания. Он резко противопоставляет чувственные пред- ставления, называемые им воображением, пониманию. Чувственное представление образует, по Спинозе, пер-
вый, низший род знания. Оно слагается из двух способов восприятия. Первый из них Спиноза именует смутным или беспорядочным опытом. Этот опыт охватывает наи- более широкую сферу человеческой жизни, поскольку без такого опыта не может обойтись ни один человек. Од- нако теоретическая ценность истин или идей, как назы- вает их Спиноза, Достигаемых в опытном знании, невели- ка. Спиноза ограниченность опытного знания объясняет тем, что опыт не обладает всеобщностью и необходимос- тью. Сколько бы мы не производили опытов, рассуждает нидерландский философ, человек не в состоянии почерп- нуть из них всеобщие и необходимые истины. Этот уро- вень познания дает людям лишь неполную правду, не- адекватные идеи.
Достоверное знание возможно только на стадии рас- судка или разума, составляющей второй вид познания. Деятельность рассудка связана с оперированием общи- ми понятиями. Противопоставляя две формы познания, чувственную и рациональную, Спиноза проводит четкое различие и между инструментами, которыми они опери- руют. Результаты чувственного познания — чувствен- ные представления — имеют сложный состав, поскольку природу внешних тел они неизбежно отражают сквозь призму восприятия человеческого тела. В результате это- го способа познания идеи о состоянии внешних тел ока- зываются причудливо спутанными с идеями о состоянии собственного тела человека. В такого рода идеях объек- тивное не возможно отделить от субъективного. Отсюда проистекает сугубо индивидуальный характер чувствен- ных идей.
Общие же понятия отражают объективные свойства самих вещей. Общими понятиями, по мнению Спинозы, яв- ляются, прежде всего, математические понятия. На их формирование опыт не оказывает никакого влияния. Они даны сознанию человека изначально, а ргюп, то есть до всякого опыта. Здесь у Спинозы, также как и у Декарта, мы вновь сталкиваемся с теорией врожденных идей. Таким образом, если эмпирик Ф. Бэкон всегда подчеркивал чув- •ственное содержание идей, то рационалист Б. Сгшно.зи де- лает акцент на их логическую природу. Рациональный вид познания, по его мнению, это дедуктивный способ выведе-
Разработка метода научного исследования в философии XVII века 111
ния истин из исходных посылок. Только логическая свя- занность, системность рассуждений способны привести человека к адекватному знанию.
Вершиной достоверного знания, с точки зрения ни- дерландского мыслителя, является интуиция. В учении об интуиции, развиваемое Спинозой, встречаются и накла- дываются друг на друга два подхода. Первый связан с ми- стической традицией средневековой философии, идущей от неоплатонизма. Интуиция в этой традиции трактуется как «внутренний свет» человеческого сознания, дающий непосредственное, целостное понимание действительнос- ти. Вместе с тем, Спиноза, вслед за Декартом, придает ин- туиции интеллектуальный оттенок. По своему происхож- дению и функционированию, т.е. в процессе своей деятель- ности, интуиция у Спинозы связана с дедуктивным способом познания.
Таким образом, Спиноза, также как и Декарт, опери- рует понятием интеллектуальной интуиции. Однако в трактовке этой интуиции у этих философов Нового време- ни имеются определенные различия. У Декарта, как видно из предыдущего изложения, под интуитивным суждением понималось такое простое и отчетливое суждение, которое само по себе не оставляло сомнения в истинности мысли- мого. У Спинозы же интуитивное суждение по своей сути является аналитическим суждением, в котором предикат (логическое сказуемое) раскрывает признаки объекта. По мнению Спинозы, такие абсолютно бесспорные суждения совершенно не зависят от эмпирического обобщения, пол- ного случайностей и противоречий, и спасают от всякого субъективизма. Они сами в себе содержат критерий ис- тинности, и «как свет обнаруживает и самого себя, и окру- жающую тьму, так и истина есть мерило и самой себя и лжи» (СтишозаБ. Избр. произв. В 2-х тт. Т.1. — М., 1957. -С. 440).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление