Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античная философия 67 4 страница




Следует отметить, что принцип сомнения применял-
ся в философии и до Декарта в античном скептицизме, в
учении Августина, в учении Ш. Монтеня и др. Уже Авгус-
тин на основе сомнения утверждал достоверность сущест-
вования мыслящего существа. Следовательно, в этих во-
просах Декарт не оригинален и находится в русле фило-
софской традиции. За пределы этой традиции его выводит
крайне рационалистическое положение, что только мыш-
ление обладает абсолютной и непосредственной достовер-
ностью. Оригинальность Декарта состоит в том, что он при-
писывает несомненный характер самому сомнению, мыш-
лению и бытию субъекта мышления: обратившись к
самому себе, сомнение, по Декарту, исчезает. Сомнению
противостоит непосредственная ясность самого факта мы-
шления, мышления, не зависящего от своего предмета, от
предмета сомнения. Таким образом, «я мыслю» у Декарта
есть как бы та абсолютно достоверная аксиома, из которой
должно вырасти все здание науки, подобно тому, как из
небольшого числа аксиом и постулатов выводятся все по-
ложения Евклидовой геометрии.

Рационалистический постулат «Я мыслю» является
основой единого научного метода. Этот метод, по мнению
Декарта, должен превратить познание в организацион-
ную деятельность, освободив его от случайности, от таких

субъективных факторов, как наблюдательность и острый
ум, с одной стороны, удача и счастливое стечение обстоя-
тельств — с другой. Метод позволяет науке не ориентиро-
ваться на отдельные открытия, а планомерно и целена-
правленно развивается, включая в свою орбиту все более
широкие области неизвестного, иначе говоря, превратить
науку в важнейшую сферу человеческой жизнедеятель-
ности.

Декарт был сыном своего времени, и его философ-
ская система, как и система Бэкона, не была лишена внут-
ренних противоречий. Выдвигая на первый план пробле-
мы познания, Бэкон и Декарт заложили основы для пост-
роения философских систем Нового времени. Если в
средневековой философии центральное место отводилось
учению о бытии — онтологии, то со времени Бэкона и Де-
карта на передний план в философских системах выходит
учение о познании — гносеология.

Бэкон и Декарт положили начало раскола всей дей-
ствительности на субъект и объект. Субъект — это носи-
тель познавательного действия, объект — это то, на что на-
правлено это действие. Субъектом в системе Декарта яв-
ляется мыслящая субстанция — мыслящее «Я». Однако
Декарт сознавал, что «Я» как особой мыслящей субстан-
ции надо найти выход к объективному миру. Иначе говоря,
гносеология должна опираться на учение о бытии — онто-
логию. Декарт решает эту проблему на основе введения в
свою метафизику идеи Бога. Бог является творцом объек-
тивного мира. Он же — создатель человека. Истинность
исходного принципа как знания ясного и отчетливого га-
рантирована у Декарта существованием Бога—совершен-
ного и всемогущего, вложившего в человека естественный
свет разума. Таким образом, самосознание субъекта у Де-
карта не замкнуто на себе, а разомкнуто, открыто Богу, вы-
ступающему источником объективной значимости чело-
веческого мышления. С признанием Бога в качестве источ-
ника и гаранта человеческого самосознания, разума
связано учение Декарта о врожденных идеях. К ним Де-
карт относил идею Бога как существа всесовершенного,
идеи чисел и фигур, а также некоторые наиболее общие
понятия, как например, «из ничего ничего не происходит».
В учении о врожденных идеях по-новому было развито

Разработка метода научного исследования в философии XVII века 109


платоновское положение об истинном знании как припо-
минании того, что запечатлелось в душе, когда она пребы-
вала в мире идей.

Рационалистические мотивы в учении Декарта пе-
реплетаются с теологическим учением о свободе воли, да-
рованной человеку Богом в силу особого расположения —
благодати. Согласно Декарту, источником заблуждений не
может быть разум сам по себе. Заблуждения есть продукт
злоупотребления человеком присущей ему свободной
воли. Заблуждения возникают тогда, когда бесконечно сво-
бодная воля переступает границы конечного человеческо-
го разума, выносит суждения, лишенные разумного осно-
вания. Однако из этих идей Декарт не делает агностичес-
ких выводов. Он верит в неограниченные возможности
человеческого разума в деле познания всей окружающей
его действительности.

Таким образом, Ф. Бэкон и Р. Декарт заложили осно-
вы новой методологии научного познания и дали этой ме-
тодологии глубокое философское обоснование.

Познавательный процесс и учение о субстанции

в системе Б. Спинозы

Развитие этой методологии мы находим в работах нидер-
ландского философа Бенедикта (Баруха) Спинозы (1632—
1677). Спиноза отталкивался от идей Ф. Бэкона и Р. Декар-
та, он ведет с ними непрерывный диалог. Б. Спиноза, как и
Р. Декарт, является сторонником рационализма. Рациона-
листические установки проявляются в его системе как в
самой форме изложения материала, так и в решении важ-
нейших гносеологических проблем. Основное произведе-
ние Б. Спинозы написано так называемым геометрическим
способом, в котором постулируются аксиомы, развивают-
ся доказательства, выводятся следствия и т. д. Внешне это
выглядит как решение геометрической теоремы.

С содержательной стороны рационализм Спинозы
проявляется в представленной им трактовке процесса по-
знания. Он резко противопоставляет чувственные пред-
ставления, называемые им воображением, пониманию.
Чувственное представление образует, по Спинозе, пер-

 

вый, низший род знания. Оно слагается из двух способов
восприятия. Первый из них Спиноза именует смутным
или беспорядочным опытом. Этот опыт охватывает наи-
более широкую сферу человеческой жизни, поскольку
без такого опыта не может обойтись ни один человек. Од-
нако теоретическая ценность истин или идей, как назы-
вает их Спиноза, Достигаемых в опытном знании, невели-
ка. Спиноза ограниченность опытного знания объясняет
тем, что опыт не обладает всеобщностью и необходимос-
тью. Сколько бы мы не производили опытов, рассуждает
нидерландский философ, человек не в состоянии почерп-
нуть из них всеобщие и необходимые истины. Этот уро-
вень познания дает людям лишь неполную правду, не-
адекватные идеи.

Достоверное знание возможно только на стадии рас-
судка или разума, составляющей второй вид познания.
Деятельность рассудка связана с оперированием общи-
ми понятиями. Противопоставляя две формы познания,
чувственную и рациональную, Спиноза проводит четкое
различие и между инструментами, которыми они опери-
руют. Результаты чувственного познания — чувствен-
ные представления — имеют сложный состав, поскольку
природу внешних тел они неизбежно отражают сквозь
призму восприятия человеческого тела. В результате это-
го способа познания идеи о состоянии внешних тел ока-
зываются причудливо спутанными с идеями о состоянии
собственного тела человека. В такого рода идеях объек-
тивное не возможно отделить от субъективного. Отсюда
проистекает сугубо индивидуальный характер чувствен-
ных идей.

Общие же понятия отражают объективные свойства
самих вещей. Общими понятиями, по мнению Спинозы, яв-
ляются, прежде всего, математические понятия. На их
формирование опыт не оказывает никакого влияния. Они
даны сознанию человека изначально, а ргюп, то есть до
всякого опыта. Здесь у Спинозы, также как и у Декарта, мы
вновь сталкиваемся с теорией врожденных идей. Таким
образом, если эмпирик Ф. Бэкон всегда подчеркивал чув-
•ственное содержание идей, то рационалист Б. Сгшно.зи де-
лает акцент на их логическую природу. Рациональный вид
познания, по его мнению, это дедуктивный способ выведе-

Разработка метода научного исследования в философии XVII века 111


ния истин из исходных посылок. Только логическая свя-
занность, системность рассуждений способны привести
человека к адекватному знанию.

Вершиной достоверного знания, с точки зрения ни-
дерландского мыслителя, является интуиция. В учении об
интуиции, развиваемое Спинозой, встречаются и накла-
дываются друг на друга два подхода. Первый связан с ми-
стической традицией средневековой философии, идущей
от неоплатонизма. Интуиция в этой традиции трактуется
как «внутренний свет» человеческого сознания, дающий
непосредственное, целостное понимание действительнос-
ти. Вместе с тем, Спиноза, вслед за Декартом, придает ин-
туиции интеллектуальный оттенок. По своему происхож-
дению и функционированию, т.е. в процессе своей деятель-
ности, интуиция у Спинозы связана с дедуктивным
способом познания.

Таким образом, Спиноза, также как и Декарт, опери-
рует понятием интеллектуальной интуиции. Однако в
трактовке этой интуиции у этих философов Нового време-
ни имеются определенные различия. У Декарта, как видно
из предыдущего изложения, под интуитивным суждением
понималось такое простое и отчетливое суждение, которое
само по себе не оставляло сомнения в истинности мысли-
мого. У Спинозы же интуитивное суждение по своей сути
является аналитическим суждением, в котором предикат
(логическое сказуемое) раскрывает признаки объекта. По
мнению Спинозы, такие абсолютно бесспорные суждения
совершенно не зависят от эмпирического обобщения, пол-
ного случайностей и противоречий, и спасают от всякого
субъективизма. Они сами в себе содержат критерий ис-
тинности, и «как свет обнаруживает и самого себя, и окру-
жающую тьму, так и истина есть мерило и самой себя и
лжи» (СтишозаБ. Избр. произв. В 2-х тт. Т.1. — М., 1957.
-С. 440).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.