Непосредственное конкретное единство качества и количества, качественно определенное количество Гегель выражал в категории меры. Мера — это не просто указа- тель на единство качества и количества.в виде их связи друг с другом, но и указание на определенное соответствие их друг другу. Мера — это единство качественной и коли- чественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать оп- ределенный диапазон количественных характеристик. Следовательно, понятие меры показывает, что качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количест- венные значения. Предельные количественные значения, которые может принимать данное качество, границы ко-
Немецкая классическая философия 151
личественных интервалов, в рамках которых оно сущест- вует, называются границами меры. Гегель писал, что те или иные предметы и явления могут изменяться — умень- шаться или увеличиваться — в количественном отноше- нии, но если эти количественные изменения протекают в границах специфической для каждого предмета и явления меры, то их качество остается прежним, неизменным. Ес- ли же подобное уменьшение или увеличение перейдет гра- ницы, выйдет за пределы своей меры, то это необходимо приведет к изменению качества: количество перейдет в новое качество. Так, например, «степень температуры во- ды, — писал Гегель, — сначала не оказывает никакого вли- яния на ее капельно-жидкое состояние, но затем, при воз- растании или уменьшении температуры достигается точ- ка, на которой это состояние сцепления качественно изменяется, и вода переходит с одной стороны, в пар, и, с другой — в лед» (Гегель. Соч. Т. 1. — С. 186).
Показывая переход количества в качество, Гегель обращал внимание на обратный процесс, выраженный этим законом, а именно, на переход качества в количество. Эти взаимопереходы Гегель рассматривал как бесконеч- ный процесс, который, по его мнению, состоит в том, что ко- личество, переходя в качество, отнюдь не отрицает каче- ства вообще, но отрицает лишь данное определение каче- ство, место которого одновременно занимает другое качество. Это вновь образованное качество означает но- вую меру, то есть новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным дальнейшее коли- чественное изменение нового качества и переход количе- ства в качество.
Гегель показал, что переход от одной меры к другой, от одного качества к другому совершается всегда в резуль- тате перерыва постепенного количественного изменения, в результате скачка. Скачок — это всеобщая форма пере- хода от одного качественного состояния к другому. Гегель характеризует скачок как сложное диалектическое состо- яние. Скачок — это единство бытия и небытия, означаю- щее, что старого качества уже нет, а нового качества еще нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое — уже есть. Скачок — это состояние борьбы нового со ста- рым, отмирание прежних качественных определенностей
и замена их новыми качественными состояниями. Не су- ществует другого вида перехода от одного качественного состояния в другое помимо скачка. Однако скачок может принимать бесконечное многообразие форм в соответст- вии со спецификой той или иной качественной определен- ности.
Второй закон диалектики — закон взаимопроникно- вения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу. Ос- новой всякого развития, с точки зрения этого закона, явля- ется борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. При характеристике действия этого закона Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия.
Тождество — категория выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие — это категория, выражающая отношение не- равенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположность — это категория, отражающая взаи- моотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие — это процесс взаимопроникнове- ния и взаимоотрицания противоположностей.
Категория противоречия является центральной в данном законе. При раскрытии действия этого закона, прежде всего, Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями. Он дока- зывал, что истинные действительные противоположности постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся, взаимосвязан- ные и взаимодействующие тенденции и моменты. Нераз- рывная взаимосвязь и взаимопроникновение противопо- ложностей выражаются в том, что каждая из них, в каче- стве своей противоположности, имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как такова я лишь постольку, поскольку существует эта ее про- тивоположность. Взаимопроникновение противополож- ностей Гегель показывал на примере таких явлений как магнетизм и электричество. «Северный полюс в магните, — писал он, — не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном кус-
Немецкая классическая философия 153
ке северный полюс, а в другом — южный. Точно также и в электричестве положительное и отрицательное электри- чество не суть два различных, отдельно существующих флюида» (Гегель. Соч. Т.1. —С. 205).
Другой неотъемлемой стороной диалектического про- тиворечия является взаимное отрицание сторон и тенден- ций. Именно поэтому, стороны единого целого суть проти- воположности, они находятся не только в состоянии взаи- мосвязи, взаимообусловленности, но и взаимоотрицания, взаимоисключения, взаимоотталкивания. Гегель подчер- кивал, что противоположности в любой форме их конкрет- ного единства находятся в состоянии непрерывного движе- ния и такого взаимодействия между собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимо- проникающих противоположностей, взаимопредполагаю- щих одна другую и в то же время борющихся, отрицающих друг друга. Именно такого рода взаимоотношения противо- положностей Гегель называл противоречиями.
Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развития мира. Развитие представ- ляет собой процесс становления, обострения и разреше- ния противоречий. Попробуем описать этот процесс. Каж- дый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в котором содержатся определенные разли- чия. В начале различия носят несущественный характер, затем превращаются в существенные и, наконец, перехо- дят в противоположности. Противоположности, в данном случае, отражают взаимоотношения таких внутренне присущих любому предмету сторон, которые равным об- разом отличаются друг от друга, но своими действиями, функциями одновременно обусловливают и исключают друг друга. Развитие противоположностей достигает ста- дии противоречия, которая фиксируется моментом един- ства и борьбы противоположностей. Вот эта стадия ста- новления противоречия, которая характеризуется кон- фликтом, острым противостоянием сторон, разрешается переходом противоположностей не только друг к другу, но и в более высокие формы развития данного предмета. Разрешение любого конфликта противоречий представ- ляет собой скачок, качественное изменение данного объ- екта, превращение его в качественно иной объект, отри-
цание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества.
Третий закон диалектики — закон отрицания отри- цания отражает, по Гегелю, общий результат и направ- ленность процесса развития.
Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состоя- нияв другое. Однако, отрицание, по Гегелю, непросто унич- тожение старого новым. Оно обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основ- ных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового.
Отрицание отрицания в двойном виде включает в се- бя эти три момента и характеризует цикличность разви- тия. Эту цикличность Гегель, прежде всего, связывал с про- хождением в процессе развития трех стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения — (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Эту су- щественную сторону действия закона — отрицание отри- цания — Гегель демонстрирует как на абстрактном уровне, уровне движения чистой мысли, так и на конкретных при- мерах. Процесс отрицание отрицания, как чисто логичес- кий процесс, складывается, по Гегелю, так, что мысль сна- чала полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в ко- торой борьба снятых ею предыдущих мыслей, как проти- воположностей, является движущей силой дальнейшего развития логического процесса. На уровне природы дейст- вие этого закона Гегель иллюстрирует на примере роста растения. Берем, например, зернышко овса. Бросим его в землю. Из него, прорастает стебель, отрицающий это зер- нышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более разме- ре. Произошло отрицание отрицания.
Гегель придает значение этому тройственному рит- му, но не сводит цикличность в этой «триаде». Главное в этой цикличности состоит в том, что в развитии осуществ- ляется повторение прошлого, возвращение к исходному состоянию, «якобы к старому», но на принципиально иной
Немецкая классическая философия 155
качественной основе Поэтому процесс развития носит по- ступательный характер. Поступательность и повторяе- мость придают цикличности спиралевидную форму. Это означает, что процесс развития представляет собой не пря- мую, а восходящую линию, обязательно включающую в себя возврат, «якобы к старому», и переходящую на но- вую, более высокую ступень. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Этот процесс обозначен в гегелевской философии терми- ном «снятие». Таким образом, процесс развития характе- ризуется поступательным движением расширяющейся спирали.
Помимо диалектического истолкования категории и разработки трех законов, диалектический метод Гегеля включает в себя также принципы анализа действительно- сти, как восхождение от абстрактного к конкретному, со- ответствие исторического и логического, всесторонности и другие Это наследие вошло в сокровищницу мировой фи- лософской мысли.
Антропологический материализм Л. Фейербаха Первым немецким философом, подвергшим развернутой критике систему и метод Гегеля с материалистических по- зиций, был Л. Фейербах (1804—1872). Он слушал лекции Гегеля и в начале своей творческой деятельности увлекал- ся его философией, примыкал к леворадикальной группе его сторонников — младогегельянцев. Однако в 1839 г. он выпустил работу «К критике философии Гегеля», свиде- тельствующую о его разрыве с младогегельянцами и пере- ходе на позиции материализма и атеизма. В 1841 г. Л. Фей- ербах опубликовал свое самое крупное философское про- изведение, в котором содержались развернутая критика христианской теологии, обосновывалось материалистиче- ское мировоззрение.
Анализируя исходные посылки гегелевской систе- мы, Фейербах делает вывод о ее глубоком родстве с теоло- гией. «Учение Гегеля, что природа, реальность положена идеей, есть лишь рациональное выражение теологическо-
го учения, что природа сотворена Богом, что материальное существо создано нематериальным, то есть абстрактным существом» (Фейербах Л. Избр. философ, произв. Т. 1. — М., 1955. — С. 128). Критика Фейербахом философии Геге- ля идет, прежде всего, по линии ее идеалистических пред- посылок, сближающих философию с религией. По мнению Фейербаха, религия и близкая с ней по духу идеалистиче- ская философия Гегеля имеют общие корни. Они возника- ют в результате отчуждения, объективирования, то есть абстрагирования и наделения самостоятельной формой существования человеческой сущности, наиболее общих свойств человеческого рода. Наиболее общими свойствами человеческого рода являются разум, бессмертие, могуще- ство, благо. Бог, по Фейербаху, — это объективированная абстракция, существующая лишь в головах людей. «Бес- конечная или божественная сущность, — пишет он в рабо- те «Сущность христианства», — есть духовная сущ- ность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо» (Фейер- бах Л. Избр. философ, произв. Т. 2. — М., 1955. — С. 320). Так, в сознании совершается переворачивание действи- тельных отношений: подлинный творец Бога — человек ставится в зависимость от последнего. Чем больше атрибу- тов приписывается Богу, тем беднее становится человек, ибо все эти атрибуты он отнимает у себя. Фейербах стре- мится возродить у человека чувства самоутверждения и достоинства И сделать это, по его мнению, можно только на основе материалистического мировоззрения.
При обосновании материалистического мировоззре- ния Фейербах отказывается использовать понятие «мате- рия». Этот термин, как и само понятие «материализм», ка- жется ему неприемлемым в силу сложившегося в общест- венном сознании отрицательного к ним отношения. Фейербах вместо понятия «материя» предпочитает ис- пользовать понятие «природа» Поэтому может быть более целесообразней его мировоззрение называть натурализ- мом. Природа, по Фейербаху, существует вечно. Она неза- висима ни от Бога, ни от какой-либо философии.
Натурализм в философских системах может прини- мать космический характер. Так было в философии антич- ности и эпохи Возрождения. Натурализм в системе Л. Фей-
Немецкая классическая философия 157
ербаха носит антропологический характер. В центре фи- лософии, по его мнению, должен находиться человек как высшее существо природы. «Новая философия превраща- ет человека, включая в природу как базис человека, в един- ственный универсальный и высший предмет философии» (Фейербах Л. Избр. философ, произв. Т. 1. — М., 1955. — С. 202). Философское учение Л. Фейербаха является по- пыткой утверждения самоценности и значимости конкрет- ного человеческого индивида во всей полноте его телесного и духовного бытия. Фейербах отвергает подход к человеку со стороны классиков немецкого идеализма, рассматрива- ющих человека, по преимуществу, как духовное существо. Фейербах стремится по-новому осмыслить понятие субъ- екта. Субъект в системе Л. Фейербаха — это не познающее мышление и не «абсолютный дух», «мировой разум», а ре- альный целостный человек в единстве его телесных и ду- ховных качеств. Фейербах стремится реабилитировать природно-биологическое начало в человеке, от которого в значительной степени абстрагировался немецкий идеа- лизм. «Я» у Фейербаха — это не просто духовное и мысля- щее начало, а человек обладающий телом и мыслящей го- ловой, реальное существо со всеми пространственно-вре- менными характеристиками, которое только в качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить.
Важнейшей характеристикой субъекта в системе Л. Фейербаха является чувственность. Чувственность — это синтетическая, обобщающая характеристика антро- пологических свойств «природы человека», его телесно- сти, разума, воли, «сердца». Однако Фейербах не замыка- ется на натуралистическом описании субъекта, он пыта- ется преодолеть этот натурализм, вводя в понятие субъекта не просто «Я», но и другого человека. «Идеализм прав, — писал он, — в своих поисках источников идей в человеке, но не прав, когда он хочет вывести эти идеи из обособленного, замкнутого существа, из человека взятого в виде души, одним словом, когда он хочет вывести их из «Я», без чувственного данного «Ты». Идеи возникают толь- ко из общения между людьми, только из разговора чело- века с человеком» (Фейербах Л. Избр. философ, произв. Т. 1. — М., 1955. — С. 190). Таким образом, чувственность в его системе рассматривается не как натуральная и непо-
средственная, а как опосредованная общением с другим человеком. Следовательно, отношение человека и приро- ды опосредуется отношением человека к человеку. Имен- но в сфере межчеловеческого общения и осуществляется, по Фейербаху, реализация человеком своей родовой сущ- ности. В ходе этого общения и совместной деятельности субъективные и частные определения человеческой при- роды поднимаются до всеобщих объективных определе- ний, и индивидуальная жизнь, соединяясь с родовой,об- разует целостность человеческих способностей. Это зна- чит, что человек, отправляя «функции рода» превратил сущностные силы всего человечества, продукты культу- ры в свои собственные жизненные силы, в целостность своих способностей.
Итак, субъект, по замыслам Л. Фейербаха, — это це- лостный человек, человек в единстве телесных, духов- ных и родовых характеристик. Однако в теории познания такая трактовка субъекта остается нереализованной. В решении конкретных проблем теории познания Фейер- бах стоит на позициях сенсуализма и лишь воспроизводит взгляды французских материалистов. Исходным пунк- том познания, по Фейербаху, является ощущение. Источ- ник же ощущений заключен в самом объективном мире, природе. На базе ощущений у человека возникает мыш- ление. По содержанию мышление не дает людям ничего нового, по сравнению с тем, что содержалось в чувствен- ных данных. Но вместе с тем, мышление надо отличать от чувственных данных, мыслить — это значит связно чи- тать показания чувств. Фейербах доказывал правиль- ность показаний органов чувств, достоверность чувствен- ных данных. Он резко выступал против разграничения познавательного мира на «мир явлений» и «мир вещей в себе». Критерием истины тех или иных научных сужде- ний он считал согласие с ними большинства людей. «Ис- тинно то, что соответствует сущности рода. Ложно то, что ему противоречит» (Фейербах Л. Избр. философ, произв. Т. 2. — М., 1955. — С. 192). Разработанная Л. Фейербахом материалистическая трактовка субъекта, атеистическое мировоззрение оказали серьезное воздействие на после- дующих мыслителей, в частности на К. Маркса и Ф. Эн- гельса.
Немецкая классическая философия 159
Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Гуманистические тенденции в философии К. Маркса.
Марксистское учение о практике и истине Разрешением идей, сформулированных в немецкой клас- сической философии, после Л. Фейербаха занимались К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Их фило- софское учение, в определенном смысле, можно рассмат- ривать как завершающий этап развития немецкой клас- сической философии. Тесная связь философии марксизма с немецкой классической философией особенно наглядна при изучении творческой биографии К. Маркса.
К. Маркс, еще будучи студентом Берлинского уни- верситета, в 1837 г. познакомился с гегелевской филосо- фией и примкнул к кружку младогегельянцев, возглавля- емому А. Руге и Б. Бауэром. Маркс разделял тогда многие установки немецкой классической философии. Как и дру- гие гегельянцы, он считал, что философия — это духовная квинтэссенция своего времени, призванная вносить в об- щество мудрость и разум и, там самым, содействовать об- щественно-историческому процессу. Вместе с другими младогегельянцами Маркс подчеркивал значительную роль активности личности в деле общественного прогрес- са, выступал с идеями просвещения масс, надежды на важ- ные общественные перемены, связывал их с разоблачени- ем религии и проповедью атеизма.
Включение К. Маркса в активную общественную де- ятельность в качестве журналиста и редактора «Рейнской газеты», позволило ему ближе познакомиться с реальной жизнью, способствовало разочарованию в исходных иде- ях гегелевской философии. В 1843—1844 гг. Маркс поры- вает с младогегельянцами и переходит на позиции Л. Фей- ербаха. В то время Марксу глубоко импонирует гуманис- тический пафос фейербаховского материализма, который выступал за реабилитацию чувственного начала в челове- ке, за полную реализацию человеком своих природных способностей, за гуманизацию отношений человека к при- роде и человека к человеку.
Под влиянием Л. Фейербаха написана важнейшая работа того времени «Экономическо-философские руко- писи 1844 года». В этой работе Маркс выступает в защиту
гуманизма, основанного на идее свободной, универсальной творческой сущности человека. Реализации этой сущнос- ти, по Марксу, препятствуют различные виды человечес- кого отчуждения: отчуждение человека от природы, от- чуждение от своей собственной «родовой» сущности, от- чуждение человека от человека и отчуждение человека от общества. В основе всех форм отчуждения, по мнению Маркса, лежит отчуждение труда, базирующегося на ча- стнособственнических отношениях.
В условиях отчуждения, по словам Маркса, «дея- тельность человека оказывается мукой, его собственное творение — чуждой ему силой, его богатство — его бедно- стью, его сущностная связь, соединяющая его с другим че- ловеком — несущественной связью, и напротив, его ото- рванность от другого человека оказывается его истинным бытием, его жизнь оказывается принесением в жертву его жизни, его власть над предметом оказывается властью предмета, а сам он властитель своего творения, оказыва- ется рабом своего творения» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. — С. 24). Обратный отчуждению процесс Маркс на- зывает процессом присвоения человеком своей подлин- ной родовой сущности, в ходе которого коренным образом меняется отношение человека к природе и к другим лю- дям. На основе концепции присвоения он создает гранди- озное по гуманистическому пафосу учение общественно- исторической, предметно-практической сущности чело- века. В этой концепции он стремится представить человеческую деятельность как глобальный процесс оче- ловечивания мира, преобразующего природу «по мерке каждого вида», то есть в соответствии с самими законами природы и, в то же время, налагающего на природу свои/ характеристики, без чего природа не смогла бы возвысить- ся до человека, стать фактором человеческого бытия.
Маркс не противопоставляет человека природе. На- против, он всемерно подчеркивает, что человек это часть природы и ее продукт. Вместе с тем, по его мнению, чело- век не просто часть природы, а высший продукт ее разви- тия, природное существо особого рода. Человек — это уни- версально-всеобщая сила природы. Возможность этого за- чожена в физиологической конституции человека как >рганизма. наделенного такими достоинствами как чело- Немецкая классическая философия 16 1
веческме руки, мозг, язык и др. В силу этих качеств чело- век способен к любому роду деятельности, к овладению си- лами природы, превращением этих сил в свои собственные силы и способности. Реализация этой возможности осуще- ствляется, по Марксу, в производственной деятельности, в труде. Именно в труде проявляется специфичность бы- тия человека, принципиальное отличие человека от жи- вотного в их отношении к материальному миру, к природе. Маркс выделяет в деятельности человека два основ- ных момента: опредмечивание и распредмечивание. Рас- крывая содержание этих понятий, Маркс отмечает, что первейшим определением труда является его предметно- чувствительный характер. Преобразование природы про- исходит не в силу духовности человека, а прежде всего, потому, что человек как материальное, предметное суще- ство действует предметным образом. В ходе трудовой дея- тельности человек постоянно осуществляет опредмечива- ние, то есть переход свойств и характеристик иного про- цесса деятельности субъекта в объект, в покоящееся свойство предмета, в предметное воплощение.
Но человеческая деятельность не сводится к матери- альному, чувственно-предметному процессу. Этот процесс имеет в своей основе духовное, идеальное содержание: проект, замысел, идею. Перед Марксом стояла проблема материалистического объяснения духовного момента дея- тельности человека, истоков и содержания идеального об- раза. Такое объяснение, на его взгляд, можно дать, если раскрыть социально-исторический характер деятельнос- ти на основе концепции распредмечивания. Распредмечи- вание — это обратный переход предметности в живой про- цесс, в действующую способность, это процесс освоения субъектом предметных форм культуры, а посредством их — также и природы.
Человек, по Марксу, в процессе деятельности имеет дело не только с предметами природы, он обязательно ис- пользует орудия труда, систему знаний и другие продук- ты человеческой деятельности. Поскольку эти средства созданы предшествующими поколениями или представи- телями другого рода деятельности, то в самой трудовой де- ятельности человека заключена простейшая социальная связь. Уже в форме средств труда человек имеет дело с
другим человеком. Эта связь актуализируется в процессе распредмечивания продуктов труда. Распредмечивание, по мнению Маркса, это освоение социального опыта чело- вечества, превращение предметных форм в содержание внутреннего мира человека, в его собственные силы и спо- собности, в момент живого труда.
Концепция общественно-исторического, предметно- практической сущности человека под гуманистическим углом зрения изменяет не только взгляд на взаимодейст- вие человека с природой, но и на отношение человека к че- ловеку. Богатство внутреннего мира личности ставится в прямую зависимость от богатства внутреннего мира дру- гих людей. Обмен этим богатством является главной целью межчеловеческого общения. Под влиянием такого типа об- щения внутренняя природа личности существенно преоб- разуется. Вместо однобоких, ущербных индивидов долж- ны появляться всесторонне развитые личности. Универ- сально-развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой человек — таков гумани- стический идеал, который рисует К. Маркс в ранний пери- од своего творчества. Достижение же этого идеала он свя- зывает с ликвидацией частнособственнических отноше- ний, преодолением социального закрепления ролей человека в системе разделения труда, формированием от- ношений нового типа — коммунистических отношений.
Так с самого начала творчества К. Маркса начала про- являться социальная ориентация его философии, которая в дальнейшем получила все более глубокое и всестороннее развитие. В результате Маркс значительно расширил сфе- ру действия материализма. Материалистический подход был распространен на область общественных явлений. Од- ним из важнейших открытий, сделанных К. Марксом, Ф. Энгельсом и другими марксистами называют материа- листическое понимание истории.
С точки зрения Маркса и Энгельса, это понимание ис- тории заключается в том, чтобы, исходя из материального производства непосредственных средств для жизни, сна- чала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе — и политическое устройство общества, право, мораль, религиозные и дру- гие духовные явления. Установление зависимости созна-
Немецкая классическая философия 163
ния людей от их общественного бытия и его главного вида
— материального производства — позволило Марксу пе- реосмыслить роль духовной деятельности человека. По мнению Маркса, идеи и теории пусть даже самые ради- кальные и благожелательные не могут служить причина- ми исторических изменений реальности. Они лишь отра- жают объективную реальность и могут быть применены лишь тогда, когда в этой реальности создадутся благопри- ятные возможности. «Сознание с самого начала есть обще- ственный продукт и остается им пока существуют люди,
— писали К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» (Соч. Т. 3. — С. 29). Таким образом, по Марксу и Энгельсу, сознание есть ничто иное как отражение и осознание людь- ми своего общественного бытия, способа производства ма- териальных благ, деятельности и межчеловеческого об- щения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление