3/ Поворот к человеку — философские учения софистов и Сократа
4/ Платон и Аристотель —
систематизаторы древнегреческой философии
5/ Поздпеантичный идеал мудреца- эпикуреизм и стоицизм
Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит Философия зародилась в странах Древнего Востока: Древ- ней индир! и Древнем Китае в середине I в. до н. э. Древне- восточная философия это большое, относительно самосто- ятельное направление историкофилософского процесса, тесно связанное с религией и культурой данного региона. В ее рамках было создано большое количество оригиналь- ных философских учений, школ, течений и направлений, ко горые внесли существенный вклад в развитие челове- ческой цивилизации. Однако недоста гок учебного времени не позволяет нам более или менее внимательно рассмот- реть основные направления философии Древнего Востока. Поэтому мы сосредоточим свое внимание на изучении ев- ропейской философии.
Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в V—IV вв. до н. э. Она воз- никла и развивалась в тесной связи с зачатками конкрет- ных знаний о природе. Первые древнегреческие филосо- фы были одновременно и естествоиспытателями. Они де- лали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека. Ими были высказаны интересные идеи о движении, величине и фор- ме небесных тел, о причине солнечных затмений, о коли- честве дней в году и т. д.
Спецификой древнегреческой философии в ее на- чальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых гре-
ческих философов называли «физиками» (от греческого рп!315—природа). Главным вопросом древнегреческой фи- лософии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее ми- ровоззренческую проблематику. Но если мифология стре- мится решить этот вопрос по принципу — кто родил су- щее, то философы ищут субстанциальное начало — из чего все произошло. Так, родоначальник греческой фило- софии Фалес, рассматривал все существующее многооб- разие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного начала — воды. Он утверждает, что все вещи воз- никают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в во- ду. Испарения воды питают небесные огни—Солнце и дру- гие светила, затем во время дождя вода опять возвращает- ся и переходит в землю в виде речных отложений, в дальнейшем из земли снова появляется вода как подзем- ные ключи, туманы, росы и т. д. Излагая учение Фалеса о воде как начале, великий греческий философ Аристотель употреблял два выражения: вода как элемент материи, стихия природы и вода как первооснова, общее, субстрат всех вещей, как крайняя точка, к которой мы приходим, отвлекаясь от различных конкретных состояний материи, первоначало, видоизменения которого и дают различные состояния.
Аналогичные воззрения развивали Анаксимен и Анаксимандр. У Анаксимена таким первоначалом и субст- ратом всех вещей является конкретная стихия — воздух. У Анаксимандра — апейрон («бесконечное») — неопреде- ленное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало.
Одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой философии является учение Гераклита Эфесского. Главное произведение Гераклита — «О приро- де». Гераклит в качестве субстанциально-генетического начала Вселенной рассматривает огонь. В учении Герак- лита он выступил как субстанция бытия, поскольку пре- бывает всегда равным самому себе, неизменным во всех превращениях и как первоначально, конкретная стихия. Мир по Гераклиту — упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспла-
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление