Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аристотель




Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) — «самая всеобъ­емлющая голова из всех древнегреческих философов». Такими словами характеризовал Энгельс великого философа, идеолога античного рабовладельческого общества. И действительно, почти нет такой области человеческих знаний, которую Аристотель оставил бы без внимания. Своими исследованиями он охватил все доступные для своего времени отрасли знаний. Ему принадлежат труды по философии, логике, естествоз­нанию, истории, политике, этике, эстетике, медицине, педагогике.

Аристотель получил философское образование в академии Платона. На формирование его мировоззре­ния эта школа оказала огромное влияние. Но впослед­ствии Аристотель создает свою философскую школу, так называемый Ликей, где подвергает критике некото­рые концепции платоновской философии. Ряд лет Ари­стотель посвятил педагогической деятельности и был воспитателем сына македонского царя Филиппа II — Александра, впоследствии великого полководца.

Аристотель — сын врача. Получил медицинское образование. Для него характерно учение о целенап­равленности природы (телеология): «Природа ничего не дедает лишнего... природа производит все ради чего-нибудь». Исходя из сравнительной анатомии органов артикуляции у различных представителей животного мира, он заключал, что для произведения членораздель­ной речи необходим удобоподвижный, мягкий, длин­ный и в то же время широкий язык. Нужны влажные губы при нешироком отверстии рта, и, наконец, необ­ходимо наличие зубов.

Аристотель пишет: «У людей губы — мягкие, мя­систые, могущие отделяться; как у всех прочих животных, они служат для сохранения зубов, но еще в боль­шей степени ради блага, ибо они связаны с образова­нием речи. И как язык человека создан природой не­похожим на языки других животных, чтобы он вы­полнял два действия... а именно: язык служит ради вкусовых ощущений и ради речи, так и губы ради той же речи и охраны зубов. Ведь слово, произнесенное голосом, слагается из звуков и, если бы язык не обла­дал данными ему свойствами и губы не были влажны, большинство звуков не могло бы быть издано, ибо одни из них возникают вследствие припадения языка, дру­гие — смыкания губ».

С этих позиций Аристотель старается объяснить и расстройства речи. «Человек имеет в высшей степени подвижный, мягкий и широкий язык, чтобы он был пригоден к двоякому употреблению; и для вкусовых ощущений... и для расчленения звуков и речи, для чего нужен мягкий и широкий язык, ибо, будучи таким и к тому же свободным, он может легче всего сокращать­ся и вытягиваться всяческим образом. Это яснее «все­го обнаруживают те, у которых он не вполне свободен; они шепелявят и картавят». Таким образом, Аристо­тель видел причину недостатков речи в неправильном строении или недостаточной подвижности органов артикуляции.

В своих педагогических сочинениях Аристотель довольно подробно рассматривает многие важные во­просы воспитания. Вопреки учению Платона, учени­ком которого он был на протяжении 20 лет, Аристотель не противопоставлял мир идей и мир вещей, а отожде- i ствлял их: идея представлялась ему формой, в которую облечена материя.

В основе психологических взглядов Аристотеля лежит представление о единстве души и тела, как ! формы и материи и о наличии у человека трех видов души: растительной (функции питания и размножения), разумной (функция мышления), животной (функции ощущения и желания). Исходя из этих представлений, Аристотель видел задачи воспитания в развитии этих видов души, чему соответствует физическое, умствен­ное и нравственное воспитание в их гармоническом единстве. В частности, по мнению Аристотеля, для выработки добродетели необходимы продуманные уп­ражнения в справедливом и хорошем, нужна привыч­ка, постоянное действие, а отсюда образуется нравствен­ное поведение детей. Во всяком желании и деятельно­сти, по Аристотелю, могут иметь место недостаток, излишек и середина. И во всем только середина, толь­ко равновесие хорошо и полезно. В таком поведении и следует упражняться. Аристотель, в отличие от Плато­на, полагал, что семья не устраняется от воспитания, на ней главным образом лежит забота о нравственном воспитании.

Таким образом, в медицинских сочинениях Арис­тотеля с позиции сравнительной анатомии органов речи у человека и животного мира определяется, каки­ми качествами должен обладать речевой аппарат для возможности образования членораздельной речи. Ари­стотель рассматривает здесь роль языка, губ. Причину недостатков речи усматривает в нарушениях перифе­рической части речевого аппарата человека.

В педагогических сочинениях Аристотеля рас­сматриваются вопросы умственного, физического, нравственного воспитания детей, роль упражнений, роль семьи в воспитательном процессе. И не находим никаких упоминаний о недостатках речи. Это обстоя­тельство подтверждает мысль, что речевые расстрой­ства в те далекие времена относились преимуществен­но к разряду болезней и потому подлежали вниманию врачей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.