Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актуальность энергосберегающих технологий




На сегодняшний день перед человечеством в целом стоит две серьезные проблемы, требующие незамедлительного решения: нехватка продовольственных ресурсов и нарушение экологического равновесия Земли.

Первая проблема обусловлена постоянно растущей численностью населения и постоянно сокращающимся количеством пригодных к эксплуатации пахотных земель.

При существующем уровне технологии, для того чтобы обеспечить полноценным питанием 1 человека требуется около 1 га пахотной земли. При существующей численности населения и общем потенциале пахотных земель на сегодняшний день на 1 человека приходится около 0,5 га пахотной земли. То есть существующий уровень технологии не в состоянии обеспечить полноценным питанием человечество.

Для решения данной проблемы со второй половины 20-го века ведущими мировыми государствами ведутся активные разработки по следующим направлениям:

· сохранение существующего количества пахотных земель (борьба с эрозией и выветриванием, предотвращение застройки, предотвращение загрязнения и истощения);

· увеличение количества пахотных земель (осушение болотистых и орошение засушливых районов);

· повышение урожайности сельскохозяйственных культур (селекция более урожайных культур (в том числе и генетически модифицированных), борьба с сорняками и вредителями, удобрение, орошение);

· максимальное сохранение урожая и продуктов питания (технологии хранения, консерванты);

· замена продуктов натурального происхождения синтетическими продуктами (пищевые добавки, концентраты, красители, химические волокна и ткани, строительные материалы);

· использование ресурсов мирового океана;

· сокращение темпов роста населения (методы регулирования рождаемости).

Вторая проблема – нарушение экологического равновесия связана с активной деятельностью человека. Бурное развитие техники повлекло за собой целый ряд опасных для человечества последствий, в числе которых:

· загрязнение среды обитания радиоактивными, и ядовитыми материалами;

· нарушение природного баланса растительных и животных видов;

· нарушение круговорота углекислого газа в атмосфере в результате сжигания продуктов, содержащих углеводороды (нефть, природный газ);

· нарушение теплового баланса планеты за счет выделения дополнительного тепла и парниковых газов.

Для решения данной проблемы ведутся активные разработки технологий, позволяющих снизить техногенную нагрузку на природу. Среди данных разработок можно выделить следующие направления:

· повышение экологической безопасности производственных процессов (технологии очистки и утилизации отходов производства, отказ от опасных материалов);

· снижение затрат энергии на производство продукции и жизнедеятельность человека (энергосберегающие технологии в промышленности, строительстве, освещении, системах отопления);

· снижение доли углеводородов как источника энергии (водородные технологии, средства разложения воды);

· использование природных источников энергии, использование которых не приводит к выделению дополнительного тепла (световая энергия солнца, энергия ветра, прочие источники);

· использование внеземных источников энергии.

Поиск путей решения данной проблемы дополнительно стимулируется:

· ограниченным количеством природных ресурсов, в первую очередь нефти и природного газа – основных энергоносителей на сегодняшний день;

· неравномерному распределению природных ресурсов по территории планеты, что приводит к зависимости экономики многих стран от их импорта;

· постоянно растущей ценой на энергоносители, которая, в последнее время выступает наилучшим стимулом для разработки и внедрения энергосберегающих технологий.

Энергетические кризисы стимулировали во всем мире принятие и реализацию национальных и региональных программ энергосбережения.

Выполнения этих программ снизило (от 20 до 40% в зависимости от страны) удельные затраты топливно-энергетических ресурсов на производство продукции.

Был снижен абсолютный уровень потребления топлива. Например, в Дании в 1990 г. общее потребление топливно-энергетических ресурсов осталось на уровне 1973 года, а производство валового национального продукта увеличилось на 40%.

Необходимость принятия экстренных мер на правительственном уровне была осознана практически во всех высокоразвитых странах (Япония, США, Канада, Германия, Франция, Великобритания и др.), были приняты соответствующие законопроекты по организации и управлению энергосбережением. Во многих странах была создана система законодательства по стимулированию мероприятий по энергосбережению и охране окружающей среды.

В Японии вся деятельность по энергосбережению проводится на основании «Закона о рациональном использовании энергии» (1979 г.), во Франции – на основании «Свода законов об экономии энергии» (1980 г.), в Голландии – «Меморандума об энергосбережении» (1990 г.).

Таким образом, страны с рыночной экономикой уже более двадцати лет успешно реализуют программы, направленные на эффективное использование топливно-энергетических ресурсов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.