Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кристоф Хесс




Немецкое объединение всадников,

Отделение «Спорт», раздел «Обучение»




Еще одна книга о верховой езде? Еще одна книга о верховой езде!

Я знаю, что на сегодняшний день существует достаточное количество книг о верховой езде. К тому же книга представляется мне наименее удачным из всех возможных средств, которые должны приблизить нас к сущности верховой езды. Книга - это застывшая теория, а верховая езда - это движение и динамика.

Необходимое для посадки на лошади равновесие немыслимо без движения. Представьте себе велосипедиста, пытающегося остановиться на красный свет светофора и при этом сохранить равновесие. Как только он остановится, ему придется поставить одну ногу на землю. Итак, баланс возможен только в движении.

Меня уже давно завораживает движение, особенно его гармония, красота. Разных людей я узнавала уже издалека не по лицу, а по характерным движениям. В моей собственной практике верховой езды важнее успехов на соревнованиях было достижение гармоничной согласованности движения всадника и лошади. В конце концов, моя профессия научила меня анализировать и понимать движение, потому что, будучи тренером по лечебной физкультуре, становишься специалистом в области двигательной терапии.

Вскоре я поняла, насколько тяжело бывает выполнить самое простое повседневное движение, если по какой-либо причине не функционирует какая-то мышца или сустав. Задача преподавателя лечебной физкультуры (ЛФК) заключается в том, чтобы обучить пациента посильным для него образом совершать экономное движение. Многие из этих



движений осуществляются непроизвольно и неосознанно. Научиться автоматически управлять новыми движениями — задача не из легких. Лечебная гимнастика всегда ориентируется именно на здоровое движение. Оно естественно и функционально для нашего тела, щадит его. Во время моей учебы и практики мой взгляд на самые разные движения постоянно обновлялся. Так, и верховую езду я стала понимать как движение, по-новому заинтересовалась тем, как оно происходит и как ему можно научиться.

Мое обучение в этом виде спорта проходило в самых благоприятных условиях. В нашей семье все ездили верхом и держали собственных лошадей, так что верхом на лошади я оказалась раньше, чем начала ходить. Вот почему у меня было некоторое преимущество в решении проблем, с которыми часто сталкиваются молодые всадники в процессе обучения: я довольно рано научилась ездить верхом, у меня был богатый выбор хороших лошадей и моя учеба протекала под руководством прекрасных педагогов и тренеров. Собственно говоря, из меня должна была получиться хорошая всадница. Но в переходном возрасте я очень резко вытянулась и довольно скоро достигла своего почти гвардейского роста — 1,80 м. Это сильно отразилось на верховой езде. Лошади, прежде подчинявшиеся мне так естественно, внезапно превратились в неуправляемых жирафов. Я потеряла чувство уверенности в седле, чувство равновесия, легко пугалась и из-за этого часто падала с лошади. Только терпению моих родителей, а также некоторых лошадей и пони я обязана тем, что все-таки не бросила верховую езду.

В процессе обучения моя мама больше всего внимания уделяла правильной по-


садке. В результате я с моими длинными неуклюжими руками и ногами постепенно вновь научилась спокойно сидеть в седле. Но у меня еще долгое время были проблемы с точностью, эффективностью регуляции и координации движений.

В то время, когда я училась для получения квалификации тренера ЛФК, качество моей верховой езды поразительным образом резко улучшилось. Изучая анатомию человека, я лучше узнала свое собственное тело, научилась работать над недостатками своих движений и посадки, контролировать их и, наконец, стала лучше ездить верхом. Я была поражена, обнаружив, что знания в области ЛФК можно использовать для совершенствования посадки всадника. После этого я прошла дополнительный курс обучения иппотерапии, т.е. лечения пациента при помощи верховой езды. В этом случае движения лошади используются для обучения естественной, здоровой динамике тела.

После любительских курсов желание совершенствовать свои собственные навыки в области верховой езды привело меня на выездковое отделение в качестве берейтора. Не только интенсивный обмен мнениями с профессиональными тренерами и любителями, но и мой собственный опыт показали мне, как мало внимания в нашем обучении уделяется самим проблемам процесса обучения — и все по той простой причине, что об этом мало что известно.

Надо сказать, что во мнениях об обучении лошади и всадника царит огромный разрыв. Что касается лошади, то здесь, в основном, господствует единодушие. Главные этапы обучения установлены и выстроены по определенной шкале. Существует достаточно концепций относи-




 


 


тельно того, как натренировать мускулатуру лошади или как подкорректировать ее неправильные движения.

Ну, а к всаднику всегда применяют только застывший идеальный образ совершенства. При сравнении с этим образом любые отклонения от него фиксируются как ошибки. И вообще, продуманного последовательного дробления учебного процесса на отдельные небольшие шаги просто не существует. Даже сами профессионалы спорят о том, как нужно начинать обучение: со стременами или без них, с облегченной рыси или с учебной, следует ли сначала обращать внимание на прямое положение головы всадника или на то, чтобы он не задирал каблуки. Так как мне было невероятно трудно выбрать между двумя моими профессиями, в конечном итоге я реализовала обе. Полдня я работала в Центре лечебной гимнастики, специализируясь на болезнях позвоночника, а его вторую половину проводи-


ла в одном из конно-спортивных союзов, где учила детей и начинающих взрослых, работала в качестве иппотерапевта и много времени уделяла занятиям с достаточно опытными всадниками, имевших проблемы с посадкой.

Тем самым я как бы связала в один узел обе мои специальности, на первый взгляд такие разные. И выяснилось: узел оказался крепким!

Часто к новому пониманию известных вещей приходишь, посмотрев на них с новой точки зрения. Например, из одного долгого путешествия по Австралии я привезла совершенно особую карту мира. С нашей точки зрения эта карта перевернута вверх ногами, и Австралия расположена на ней в середине. Просто удивительно, насколько другим может выглядеть мир, хотя все географические параметры соблюдены в точности.

Просто удивительно, насколько неожиданно смещаются некоторые акценты,



если попробовать перевернуть вещи с ног на голову. Так я начала совершенно по-новому воспринимать многие знакомые представления. «Ах, вот в чем дело!»

— многие явления стали понятнее благодаря тому, что на верховую езду, которой сама обучалась с малых лет по классической методе, я посмотрела глазами тренера лечебной гимнастики. Некоторые моменты я поняла правильно только благодаря такому подходу.

Верховая езда — это целостный комплексный спорт, все необходимые движения которого всегда остаются естественными. От всадника не требуется совершать каких-то неестественных телодвижений. Здоровые, нормальные движения

— вот предпосылка для успешного обучения верховой езде. Справедлива и обратная зависимость: в процессе правильной езды можно научиться здоровым, естественным движениям. В наше время с его дефицитом движения в повседневной жизни это имеет немаловажное значение.


В этой книге я не собираюсь предлагать некую новую теорию обучения верховой езде. Напротив, здесь рассматривается именно общепринятое, традиционное учение, но под несколько иным углом. И для этого необходимо совершить экскурс в историю развития движения человека, а также в его анатомию.

Тот, кто хочет лучше научиться ездить верхом, должен хорошо изучить свое тело и научиться его понимать, прежде чем он сможет им управлять. Именно в этом кроется ключ к тайне особого чутья всадника.

Конечно, никакая книга не заменит обучения под руководством опытного тренера. Но занятия с квалифицированным преподавателем не освобождают всадника от необходимости самостоятельно развивать у себя чувство тела и стремиться достигнуть лучшего контроля над ним. Именно в этой точке пересекаются задачи современного обучения верховой езде и моей книги.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.