Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменения в хозяйственной жизни казахов в 20-50 гг. XIX в




Изменения в экономике Казахстана. Колониально-карательные меры царизма привели к изменению хозяйственной жизни в казахской степи. Строительство укрепленных линий и крепостей в глубине степи нарушало традиционные маршруты кочевий. Занятие скотоводством, особенно близ пограничной линии, стало небезопасным. В период Отечественной войны в Россию было отправлено большое количесгво скота, что привело к значительному сокращению его поголовья в степи. В первой четверти XIX в. казахское кочевое хозяйство переживало явный кризис. Он усугублялся отчуждением лучших земель в пользу казачества. Из-за дефицита зимних пастбищ многие казахские хозяйства стали переходить к стойловому содержанию скота. В связи с этим они стали заниматься сенокошением. Отдельные жайлау стали использоваться как сенокосы.
В некоторых районах появились рыболовство, добыча соли для продажи на рынке. Казахи-бедняки, ранее, занимавшиеся рыбной ловлей лишь для удовлетворения потребностей своей семьи, стали ловить рыбу для продажи. Так, в 1841 г. только по реке Торгай, по неполным данным, рыболовством занимались до 200 семей, вылавливавших до 2 тысяч пудов рыбы. Всего в Младшем жузе в 40-х годах продавалось в среднем в год до 6,5 тысячи пудов рыбы. В середине XIX в. рыболовство достигло значительного развития на озере Зайсан и в мелких реках, впадающих в него.
Добыча соли производилась на степных соленых озерах. В середине XIX в. казахи восточной части Младшего жуза продавали в среднем ежегодно более 2 тыс. пудов соли.
В связи с тем, что на местных рынках вырос спрос на пушнину, казахи в большей мере, чем в предшествующее время, занимались охотой на лисиц, корсаков, зайцев. В 1828 г. например, только в Бокеевском ханстве продано до 10 тысяч сайгачих шкур и 10 тысяч заячьих шкурок.
Русская колониальная администрация не была заинтересована в развитии казахского землепашества, поэтому в Положении 1844г. указывалось, что казахов надо оставлять предпочтительно в кочевом состоянии и препятствовать их занятию земледелием. С запрещением пользоваться землями вдоль Жаика, Ертиса, Тобыла, Есиля казахские земледельцы не могли орошать свои пашни водой этих рек.
Зачастую казахские пашни отдавались переселенцам. Так, в 40-х годах пашни казахов, живших в низовьях Сырдарьи, были переданы казачьим переселенцам. Последние, не имея опыта поливного земледелия, портили ирригационные системы, собирали с полей один-два урожая, а затем отбирали у казахов новые земли. Так, проникновение русских властей вело к разрушению традиционного казахского земледелия. Это позволяло превратить Казахстан в рынок сбыта российского зерна и источник получения дешевого мяса.
Налоги и денежное обращение. В 1837 г. в Младшем жузе была введена кибиточная подать по 1 рублю 50 копеек серебром в год с каждой кибитки. От уплаты подати освобождались должностные лица - старшины, султаны, находившиеся на службе у пограничного начальства и муллы. Подать взималась в одинаковой мере и с бая, и с бедняка, не имеющего скота. Кроме того, существовали многочисленные сборы, повинности, штрафы и т.п.
Введение новой системы налогов и повинностей в казахской степи привело к возрастанию роли денежного обращения. Налоги вносились в казну деньгами. Рост спроса на скот и продукты скотоводства приводили к тому, что казахское скотоводческое хозяйство, прежде всего байское, постепенно начинало приспосабливаться к требованиям рынка. Не только скотоводство, но и другие отрасли хозяйства приобретали товарный характер. Возросла роль Казахстана также как рынка сбыта русского хлеба и промышленных товаров. В 1851 г. был разрешен беспошлинный ввоз хлеба в казахскую степь. Из Казахстана вывозились в основном продукты животноводства. Торговля между Россией и Казахстаном особенно возросла в годы континентальной блокады и во время Отечественной войны. Царское.правительство покровительствовало русским купцам и предпринимателям в развитии торговли с Казахстаном. В Оренбурге, Троицке, Уральске и др. городах увеличивались размеры обмена. Одновременно развивалась торговля на форпостах и казачьих станицах. В первой половине XIX в. из Казахстана ежегодно вывозилось скота в среднем на сумму 3-3,5 млн. рублей. Большую роль в развитии торговли в степи сыграли сезонные ярмарки. В 1832 г. была открыта ярмарка в Бокеевском ханстве, оборот которой составил более 2 млн. рублей. Открылись также Новоузенская, Че'рноярская, Семипалатинская, Кояндинская и т.д. Они были связаны с крупными российскими ярмарками. Деятельное участие в торговле принимали казахские баи. Они брали у русских купцов на комиссию товары, которые затем продавали одноаульцам.
После введения в 1837 г. кибиточной подати казахи стремились продавать привезенные на ярмарку скот и сырье за деньги, чтобы внести подать. Часть денег оставалась в Казахстане и находилась во внутреннем обращении.
Итак, в первой половине XIX в. в Казахстане развиваются товарно-денежные отношения и товарное производство. Многие казахские хозяйства приспосабливаются к потребностям рынка. Эти изменения привели к разложению натурального хозяйства казахов. Казахстан со своими природными богатствами и экономическим потенциалом постепенно стал превращаться в сырьевой придаток новых капиталистических отношений.

Изменение социальной структуры казахского общества

Разложение сословной системы, баи. Изменения в политическом устройстве и в хозяйственной жизни казахского общества привели к определенным изменениям в его социальной структуре. Серьезные изменения претерпел султанат, распавшийся на две части. Часть султанов перешла на службу русскому колониальному аппарату и стала, фактически, чиновниками российской администрации. В то же время султаны, не занимающие должности, лишались всех привилегий и сливались с рядовыми общинниками. Это повлекло за собой распад структуры казахского общества с его разделением на два сословия - аксуйек и карасуйек.
В связи, с кризисом кочевого хозяйства в первой половине XIX в. султаны и родоправители, состоящие на службе России, начали захватывать лучшие зимние пастбища в личную собственность. Это вызывало борьбу рядовых кочевников за свои права на землю, за сохранение общинного землевладения. Казахи пытались насильно возвратить пастбища, что вызывало репрессии со стороны колониального аппарата. Так, верхушка казахского общества, стоящая на русской службе, постепенно превращалась в крупных землевладельцев.
Особенно далеко этот процесс зашел в Бокеевском ханстве. Уже в 1828 г. хан Жангир начал раздавать лучшие пастбища, как зимние, так и летние, в частную собственность. Землями наделялись главным образом султаны, наиболее влиятельные бии и старшины, лояльные к России. Сам хан закрепил за собой 400 тысяч десятин земли, где были посажены его слуги с хозяйствами. Формировалось и мелкое крестьянское землевладение. Границы земель отмечались вехами, колышками. Владельцам земли выдавались свидетельства "куалiкнаме", официальные бумаги "неме кагаз" или разрешения "руксатнаме", которые юридически узаконивали право частной собственности.
Разложение основной социальной ячейки - кочевой общины было связано также с развитием торговли и растущим проникновением товарно-денежных отношений. В связи с этим видную роль в казахском обществе стала играть новая социальная группа - баи. Раньше словом "баи" казахи называли любого богатого человека. Однако к середине XIX в. баи стали особой общественной группой, тесно связанной с развитием торговли и денежных ростовщических операций. Баи занимались караванной торговлей с русскими городами, давали деньги под проценты. Многие стали практиковать найм работников для своего хозяйства.
Зависимые группы населения. Социальная дифференциация и массовое обезземеливание казахов привели к образованию других общественных групп - "консы" и "байгус". Консы - бедняки, потерявшие скот и вынужденные за небольшую плату обслуживать хозяйства богатых казахов. Они кочевали вместе с аулом хозяина, пасли его скот, выполняли всевозможные мелкие работы, получая за это средства передвижения при кочевках.
Самую пауперизированную часть казахского общества составляли байгусы - обедневшая часть казахов, в поисках заработка уходившие к прилинейным казакам, на рыболовные и соляные промыслы, золотодобывающие рудники. Байгусы за ничтожную плату нанимались к зажиточным казахам, пасли их скот, пахали землю, выполняли различные домашние работы.
В 1844 г. в Центральном Казахстане был построен Благодатно-Стефановский медеплавильный завод, где работали в основном казахи-байгусы. Большинство рабочих Александровского серебряно-свинцового, Николаевского, Богославского плавильного заводов также составляли казахи.
При найме представители заводов заключали с казахами кабальные договоры, и они содержались как крепостные крестьяне. Рабочий день длился с восхода до заката солнца. Бытовые условия были исключительно тяжелыми. Заработная плата казахских рабочих была в несколько раз ниже, чем у русских. Как только байгусы накапливали средства для покупки скота, они уходили в степь.
В XIX в. резко упала роль такой социальной группы, как толенгуты. Раньше толенгуты были военными слугами хана и султанов, однако с упадком казахской государственности их положение изменилось. Часть их превращалась в полукрепостных работников в султанских хозяйствах, часть сливалась с остальными казахами, образовывая целые толенгутские роды.
Исчезающей социальной группой казахского общества были кулы-рабы. Устав 1822 г. запрещал казахам приобретать новых рабов, а в 1859 г. генерал-губернатор Западной Сибири взял подписку от султанов и богатых казахов с обязательством предоставить свободу всем находящимся у них рабам. Упадок Казахского государства и прекращение внешних войн закрыло единственный источник приобретения рабов и к б0-м годам XIX в. этот институт перестал существовать, а потомки кулов смешались с остальными казахами.
Таким образом, в 20-60-е годы XIX в. казахское общество претерпевает значительные изменения. Нарастает социальная дифференциация, появляются новые общественные группы - баи, богатые землевладельцы, часть казахов разоряется. Появление частной собственности на землю ведет к кризису общинного землевладения, проникновению в Казахстан феодальных порядков.


 

Б4

1. Общественно-политическая жизнь республики во времена «хрущевской оттепели».

После смерти Сталина началась ожесточенная борьба за власть в партийно-государственном синклите. Кремль охватили новые политические интриги и изощренная политическая борь­ба, нашедшая отражение в резолюциях партийных пленумов.

С марта 1953 г. страной стал править триумвират — Н. Хру­щев, Г. Маленков, Л. Берия. 26 июня, прямо на заседании Прези­диума Совета Министров СССР, последний был арестован и вско­ре расстрелян. С этого момента формальным лидером являлся Г. Маленков. Однако после осуждения ЦК партии "фракцион­ной деятельности и антипартийной группы" В. Молотова, Л. Ка­гановича и Г. Маленкова новым руководителем государства стал Н. Хрущев, один из немногих деятелей сталинской креатуры, об­ладавший достаточно развитой политической интуицией в соче­тании с неординарным организаторским мышлением и, самое главное, не утративший способности воспринимать импульсы, идущие от реальной жизни. Период правления Хрущева отличался в политическом отношении ярко выраженной реформаторской направленностью.

Начинали с аграрного сектора. Именно здесь концентриро­вались болевые точки народного хозяйства. Хлебная проблема продолжала лихорадить страну, перманентно выводя ее на грань продовольственного коллапса. Производство зерна хронически не успевало за потребностями государства (и всего соцлагеря). К1950 г. численность населения увеличилась на 20 млн. человек, в том числе городского — на 40 млн. (эти годы отмечены мас­совым "бегством" из деревни). В 1953 г. в стране заготовили 31 млн. т зерна, израсходовав на потребление 32 млн. Дефицит пришлось восполнить из государственных резервов.

Жизнь настойчиво требовала пересмотра традиционной по­литики в отношении деревни. В марте 1953 г. органы Совета Ми­нистров СССР начали разработку новой концепции. Ее основ­ные положения были изложены в докладе Г. Маленкова на авгу­стовской сессии Верховного Совета. На сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС идеи трансформации аграрной политики получили закрепление в виде директивных установок. В соответ­ствии с ними предусматривалось резкое увеличение инвестиций в сельскохозяйственное производство. Наряду с ростом капита­ловложений существенно повышались закупочные и заготови­тельные цены на некоторые виды сельскохозяйственных продук­тов, смягчалась налоговая политика, корректировались вопросы оплаты труда, актуализировались другие фрагменты экономичес­кого стимулирования развития агросферы.

Ориентация на качественно иное содержание в аграрной по­литике была пронизана верой, что стоит лишь вывести на кол­хозно-совхозные структуры инвестиционные артерии, как они тут же раскроют "заложенный в их природе огромный потенциал". Принцип "чем больше вложишь — тем больше получишь", абсо­лютный для рыночной экономики, стал экстраполироваться на невосприимчивое к этой аксиоме социалистическое хозяйство. С этого момента он наряду со сталинской колхозной максимой "чем крупнее — тем лучше", отражавшей идею всемерной кон­центрации производства и обобществления труда, начинал оп­ределять экономические приоритеты государства в области сельского хозяйства (и не только его)23.

На начальном этапе в рамках нового курса были предпри­няты отдельные меры по послаблению государственной прак­тики в отношении крестьянских хозяйственных подворий. В част­ности, с личных хозяйств колхозников была списана задолженность прошлых лет по обязательным поставкам продуктов жи­вотноводства государству, снижена сумма исчисляемого с них сельскохозяйственного налога (по отношению к 1952 г. он умень­шился в 1954 г. в 2,5 раза).

Изменения в аграрной концепции получили, естественно, свою реализацию и в среднеазиатско-казахстанском регионе. Объемы капиталовложений в сельское хозяйство нарастали здесь еще более стремительно, чем по стране в среднем (в значи­тельной мере это объяснялось ставкой на целину). В Казах­стане в 1953—1958 гг. они увеличились по сравнению с 1946—1952 гг. более чем в 4 раза. Если в 1953 г. в сельскохозяйственное производ­ство республики было вложено 97,2, то в 1960 г. — 814,1 млн. руб. Капиталонасыщенность посевных площадей в расчете на один гектар с 1953 по 1960 г. возросла в 2,5 раза.

В этот же период, после десятилетий застоя довольно широко развернулось производство предметов массового потребления, многие из которых были для населения в диковинку. Дворовые мальчишки целой ватагой ходили к своему более "счастливому" другу смотреть телевизор, а его такая же счастливая мама "одал­живала" подружке стиральную машину. Появились магнитофоны, на смену бабушкиным буфетам и этажеркам приходили супермод­ные тогда серванты, мужчины с гордостью щеголяли в "безразмер­ных" носках и отливавших белизной нейлоновых рубашках.

Благодаря количественному и качественному росту производ­ства потребительских товаров произошла диверсификация закон­сервированного общественного стандарта потребления. Но объе­мы выпускаемых в этой сфере (группа "Б") товаров не отвечали масштабам спроса населения, доходы которого в результата ряда предпринятых мер существенно выросли. В Узбекистане, напри­мер, один проданный радиоприемник приходился на 53 ед. по­тенциального спроса, один холодильник — на 181, одна стираль­ная машинка — на 128, один телевизор — на 118. В 1960 г. на почти 10-миллионное население в Казахстане было произведено всего 35,5 тыс. стиральных машин, 127 тыс. электроутюгов, 1,2 тыс. ди­ванов-кроватей и т. д. Производство ряда товаров вообще от­сутствовало в регионе, а потому их ввозили.

Не удовлетворял людей и узкий ассортимент товаров. Они хотели приобретать более разнообразные и модные вещи. Рыноч­ная экономика моментально отреагировала бы на эту потребность, но директивно-плановое хозяйство расписывало номенклатуру товаров по пятилеткам, т. е. общественный стандарт потребления как бы замораживался на пятилетие.

Другими словами, государство навязывало населению структу­ру спроса: какие именно товары покупать. Естественно, только те, что в ту или иную пятилетку будет выпускать советская промыш­ленность. А чтобы эта, чисто тоталитарная претензия не выгляде­ла слишком обнаженно, то включалась идеологическая машина.

Скажем, в кинопрокате запрещался показ пусть даже идео­логически безобидных фильмов, где советские люди могли уви­деть западную "красивую жизнь". Модные пиджаки и узкие брю­ки, джинсы и яркие рубашки, обувь на микропоре (производство которой до поры до времени просто не могла освоить советская промышленность) объявлялись вкусами буржуазной растленной культуры, а их "носители" - стилягами и тунеядцами (за ноше­ние рубашки "Парагвай", на которой всего-то была нарисована пальма, дружинники на улице могли забрать в отделение мили­ции). Но как только производство примерно таких же товаров (например, обуви на микропоре) налаживалось в СССР или соц.странах, они тут же выводились из-под идеологического огня. Говоря другими словами, потребительская конъюнктура и мас­совый спрос получали идеологическую санкцию.

Таким образом, в годы правления Н. Хрущева благосостоя­ние и уровень жизни народа обрели тенденции к росту. Поколе­ние, познавшее голод и холод, безысходность и задавленность в сталинское время, страдания военного лихолетья, воспринимало этот период как оттепель. Но с позиции сегодняшнего крити­ческого переосмысления истории следует признать, что государ­ство могло делать для своих граждан во много крат больше, если бы смогло отказаться от политики, выстраиваемой в администра­тивно-командной системе координат. Но тогда это было бы со­всем другое государство, как впрочем, и само общество.


 

Билет 4

Культура казахов в XV-XVIIвв

Поэзия жырау. XV-начало XIX вв. - время особенного расцвета казахской литературы - известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами - импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками.
Одним из наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюншиулы. Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Мангытского Йурта. Его песни - образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен под властью казахских ханов.
Доспанбет жырау родился в 90-х годах XV в. в городе Азау, побывал в Бахчисарае и Стамбуле. Поэзия Доспанбета - поэзия воина и защитника Родины. Его песни рассказывают нам о походах и подвигах, чести и долге воина. Доспанбет жырау погиб в бою под Астраханью в 1523 г.
Большой след в культуре казахского народа оставил Шалгез жырау Тиленшиулы (1465-1560). Во время войны в Мангытском Йурте между Жусупом и Смаилом Шалгез встал на сторону Жусупа, а после поражения последнего откочевал в пределы Казахского ханства. Поэзия Шалгеза глубоко философская, полная сложных художественных образов, патриотическая по тематике. Шалгез реформировал казахское стихосложение, был исполнителем героических эпосов.
Традиции поэзии жырау продолжили и обогатили Маргаска жырау и Жиембет жырау (XVII в.) Маргаска был не только поэтом, но и воином, участвовал в боях против Турсын хана, является автором героической поэмы "Есим". Жиембет Бортогашулы из рода алшын был бием Младшего жуза при Есим хане, участвовал в войнах против ойратов и Турсын хана. За попытку отделить Младший жуз от Казахского ханства Жиембет был сослан на казахско-ойратскую границу и вернулся в родные края только после смерти Есим хана. Сохранились песни этих поэтов, обращение к хану, казахским племенам.
Актамберды жырау Сарыулы.(1675-1768) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт-импровизатор. Он активно участвовал во всех антижонгарских войнах, а в 50-х годах XVIII в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Жонгарии. Похоронен Актамберды в Семипалатинской области, в местности Журек Жота.
Умбетей Тулеулы (1706-1778) воспевал героическую борьбу с жонгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбай батыру.
Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Кал-каманулы (1668-1781). Бухар жырау был одним из влиятельных биев при Тауке хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов.
К концу XVIII-началу XIX вв. относится творчество таких поэтов, как Татикара, Котеш, Шал. Татикара родился в местности Сарыколь на территории современной Костанайской области, участвовал в войне с Цинской империей, прославлял подвиги казахских батыров, исполнял героические эпосы. Акыны-импровизаторы Котеш (1745-1818) и Шал (Тилеуке Кулекеулы) (1748-1819) слагали песни о жизни человека, моральных и этических проблемах.
Письменная литература. Кроме устной литературы, у казахов была развита письменная традиция. Основные жанры литературных произведений - религиозные и исторические труды. В XV-XVIII вв. среди казахов были распространены такие книги, как "Кысас ал-анабия", "Бадуам", "Суфи Аллаяр", "Кесик-баги" и др. Эти произведения носили религиозный характер, содержали ряд сведений этнографического и исторического характера.
До нас дошли также исторические сочинения, написанные в XVI-XVII вв. Сочинение "Тарихи Рашиди" на персидском языке, посвящено истории Могулистана и Казахского ханства. Автор его Мухаммед Хайдар из племени дулат Старшего жуза. Его же перу принадлежит поэма "Жахан-Наме".
Наиболее важный памятник исторической прозы казахов - "Жами ат-тауарих". Автором этой книги является Кадыргали Касымулы из рода жалаир, влиятельный бий при хане Тауекеле. В 1587 г. вместе с султаном Ораз-Мухаммедом он попал в плен к русским и долгое время жил в Москве и Касимове, где и создал свое сочинение. Книга посвящена истории казахов XV-XV1 вв. содержит в себе генеалогию, насыщена поговорками и пословицами. Книга написана на литературном староказахском языке, в котором чувствуется сильное огузское влияние.
В XVI в. Отемис хаджой был написан исторический труд "Чингис-наме". Эта книга примечательна тем, что в ней отражена устная историческая традиция казахов, она была написана на основе преданий и рассказов о племенах и родах, их происхождении, о политической истории XIV-XV вв., о ханах, правивших в Улуг Улусе и Казахском ханстве.
Таким образом, устная и письменная литература получает дальнейшее развитие и обогащение в период XV-начала Х1Хвв. Она была преемственно связана с культурой предыдущего времени, послужила базой, основой для дальнейшего развития казахской национальной литературы.

Устное народное творчество

Песни. В XV-XVII вв. широко развивалось разножанровое казахское устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече нового года. К свадебным песням относятся той бастар, жар-жар, бет ашар, кызтанысу. С обрядами, сопровождающими смерть, погребение и другие трагические события, связаны песни коштасу, естирту, конил айту, жоктау, жубату.
Одной из наиболее широко распространенных форм казахского песенного творчества было "терме" - короткая, однородная по ритму мелодия речитативного склада, на основе которой акыны создавали свои поэтические импровизации, жырши (сказители) передавали эпические и исторические поэмы, сказки, легенды.
Если терме, за редким исключением, по своему музыкальному содержанию не имело развитой мелодической линии, то песенные произведения отличались выразительностью и напевностью, большим диапазоном, стройностью и разнообразием построений куплетных форм.
Основными жанрами вокального творчества были трудовые песни, песни на темы эпоса и истории, борьбы и протеста, лирические и обрядовые песни.
Исполнение эпических и исторических сказаний носило характер речитативного распева небольших, коротких по диапазону мелодий, исполнявшихся под сопровождение кобыза или домбры. Песни лирического содержания отличались распевностью и широтой мелодии.
Сказки и эпос. Одним из жанров устного творчества являются сказки. Сказочный репертуар казахов богато и разнообразно отражает жизнь народа. Сказки дают много интересного для понимания общественной жизни и быта, чаяний и стремлений народа. Большинство сказок появилось до принятия мусульманства. Культурные связи с соседними народами способствовали возникновению и распространению общих сказочных сюжетов. Существовали различные сказочные жанры: животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические. В таких сказках, как "Ер Тостик", "Едил-Жайык", "Кула мерген", "Алтын сака", "Кара-мерген", "Аламан и Жоламан" и "Асан Кайгы"" рассказывается о благородных подвигах и мужественной борьбе охотников, метких стрелках, о батырах и красавицах, мудрых старцах-прорицателях.
Много казахских сказок посвящено животным. В сказках "Бозинген", "Сырттандар", "Тепен кок" друзьями и помощниками человека выступают домашние животные, а врагами - звери.
Сказки об Аяз-бие, Жиренше шешене, Алдар-Косе, Коже Насыре и Шопане Тазше посвящены остроумным, красноречивым и мудрым выходцам из народа.
Казахский эпос - один из основных жанров устного творчества. Он восходит к глубокой древности. В древности на тюркских памятниках и надгробных эпитафиях увековечены ратные подвиги батыров и родоправителей. Такие эпосы, как "Кара-бек", "Ер Кокше", "Кобыланды", "Камбар" относятся в XIII-XIV в. В XVI-XVII вв. начинается новый этап в развитии героического эпоса, который сложился как сюжетная поэма, рассказывающая о защитниках родины от набегов чужеземцев. В них наряду с обычными для эпоса элементами фантастики и героизации отражены исторические события.
Социально-бытовые поэмы посвящены любви молодых людей, в которых большое место отводится описанию быта, обычаев, традиций народа. Наиболее популярными являются "Козы Корпеш и Баян Сулу", "Кыз Жибек", "Кулше кыз", "Назымбек", "Сулу шаш", "Макпал кыз".
Существенное влияние на сложение казахских лирических поэм оказала классическая поэзия народов Востока. Лирические песни о любви "Жусуп и Злиха", "Лейли и Мажнун", "Боз жигит", "Сейфуль Малик", "Тахир и Зухра" пелись и в казахских аулах.
Широкое развитие в казахском устном творчестве получили произведения различных жанров: пословицы, загадки, изречения, афоризмы (шешендик создер), сатирические, юмористические, лирические песни, словесные состязания на бытовые темы и т.п.
Музыкальное творчество. Трудовая деятельность, обычаи и обряды, народные игры и празднества - все это находило свое отражение в музыке. Развитию вокального и инструментального искусства способствовало и то, что традиции поэтических состязаний стали распространяться на исполнение инструментальных и вокальных произведений. Казахам, как и некоторым другим народам, были известны только формы сольного исполнения. Певец-солист, аккомпанирующий себе на музыкальном инструменте, или солист-инструменталист являлись единственными носителями народной музыкальной культуры.
Повсеместно распространенным музыкальным инструментом, являющимся непременной принадлежностью каждого акына и певца, была домбра - щипковый инструмент с треугольным или овальным корпусом, грифом и двумя струнами. Распространен был и кобыз - смычковый инструмент с выгнутым грифом и полым ковшеобразным корпусом, верхняя часть которого была открыта, а нижняя - затянута кожей. Для струн и смычка, имевших форму лука, использовался конский волос.
Прочно входила в быт в XVI-XV1I вв. игра на народных инструментах. Талантливые народные музыканты создавали инструментальные произведения (кюй) на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы. Перед исполнением кюйев на домбре музыкант обычно передавал в кратком рассказе содержание произведения, заканчивал его фразой: "А теперь послушайте как расскажет об этом домбра".
Сочетание в одном лице сказителя, музыканта, певца и поэта было традиционным и наблюдалось на всех этапах развития музыкального искусства у казахов. Именно в силу этого до нас дошли связанные с музыкой замечательные образцы устного народного поэтического творчества прошлого.
Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди - акыны, жырау, певцы, импровизаторы. Понятия "акын", "жырау", "жыршы", "елещш" - во многом различны.
Человека, обладавшего даром импровизации, сочиняющего песни экспромтом, называли у казахов акыном. Они появились еще в средние века. Значение их усиливается в XV-XVI вв. Акыны в то же время были исполнителями произведений устного народного творчества. Они подразделялись на жырши (сказители) и оленши (песенники). Многие из них были профессионалами.

Обычаи, обряды и праздненства

Материальную и духовную жизнь казахов отражают историческая традиция - "салт" и обычаи народа - "жора-жосын". Много исторически ценного имеется в социальной, юридической и хозяйственно-бытовой терминологии, сохранившейся в исторических преданиях.
Свадебные обряды. Казахские народные обычаи раскрываются в свадебном ритуале - "кудалык салт". Отношения родителей невесты к жениху были свободны от многих обрядов, предписываемых исламом. После сговора и первого взноса калыма жених имел право "тайно" посетить невесту, и его первое посещение (урын келу), обычно скрытое от родителей невесты, происходило в доме брата или родственников невесты. Второе посещение жениха было открытым и носило название "калындык ойнау".
В XV-XVII вв. ислам не имел большого влияния на семейную жизнь казахов и еще не существовал обряд венчания невесты в присутствии муллы. Супружеские узы (жубайлык,) скреплялись общим одобрением народа, пением хоровых песен "жар-жар", исполнявшихся на свадебном торжестве. "Жар-жар" - песня-состязание. Ее поют обычно две группы молодежи: мужская, возглавляемая женихом, женская - невестой.
Песня рассказывает о положении женщин в патриархальной семье, выражает грусть и жалобу девушки в связи с переходом в другой аул, другую среду, разлукой с родными, удалением от родных. Переживания невесты, часто отягощенные сознанием того, что она выходит замуж против своей воли, давали повод возникновению искренних и волнующих песен-плачей ("сыцсу", "кыз танысу"), в которых она, прощаясь с родными и аулом, выражала свою печаль.
Традиция требовала, чтобы девушка в сопровождении подруг с прощальной песней посетила каждую юрту своего и ближних аулов. Это прощание девушки с родными у казахов называлось "кыз танысу".
В ауле жениха невесту встречали традиционным песнопением, носившим название "бет ашар" (открывание лица невесты). "Бет ашар" имел свой канонический текст из двух частей: в первой части невеста обычно представлялась родителям и одноаульцам жениха, вторая часть состояла из назиданий и наставлений невесте, только что переступившей порог своего семейного очага. В песне невесте давались советы о том, как вести себя в супружеской жизни. Помимо калыма, со стороны жениха готовят разные обрядовые подарки: матери - сут акы (за молоко матери), отцу -той мал (свадебные расходы), братьям невесты - тарту (седла, пояса и т.п.), близким родственникам невесты - кэде. Беднякам нередко в таких случаях оказывали помощь родственники и друзья. Не оставались в долгу и родители невесты. При сговоре они должны были внести так называемый "каргы бау" - залог верности сговора, "кит" - подарки сватающим. Приданное (жасау) невесты обходилось им очень дорого, иногда превышая стоимость калыма. Родители заказывали свадебный головной убор (саукеле) и повозку (куйме). Богатые родители снабжали невесту летним жилищем (отау тип беру) со всем его оборудованием.
Погребальные обряды. Погребальные обряды XV-XVIIIBB. были смешанными: основывались как на обрядах ислама, так и на обычаях культа "танир". У казахов существовала вера в загробную жизнь. Поэтому вместе с покойником в могилу клали лук, копье, седло, голову любимого коня, оставляли умершему пищу и питье.
В доме покойника проводился обряд ночной охраны. На другой день умерший подвергался очищению огнем, после чего его хоронили рядом с зимовкой. Ханов хоронили в Туркестане, в мечети Ходжи Ахмеда Яссави. В дальних районах на время зимы покойников подвешивали на лесину (сере) и лишь с наступлением теплой погоды отвозили в Туркестан или другое место, считавшееся священным.
Надгробные сооружения казахов строго дифференцированы в зависимости от социального положения умершего. Наряду с надгробиями из сырцового кирпича в XV-XVII вв. еще существовала древняя традиция насыпного холма из камня.
По древнему обычаю покойника долго оплакивали, в знак выражения скорби женщины царапали себе лицо (бет жырту). Жена, соблюдая траур по умершему мужу в течение года, носила черный головной убор (кара салу). Лошадь покойника, на которой он ездил при жизни (если это был богатый человек), покрывали траурной попоной. По истечении года траур снимался, сооружался надгробный памятник и справлялись поминки. У лошади подрезали хвост, а затем закалывали ее. Голову, копыта и шкуру коня клали на могилу хозяина.
Народные празднества. Большую роль в культурной жизни казахов играли народные празднества, посвященные важнейшим событиям жизни - свадьба, рождение ребенка, поминки (ас) и др. Некоторые из них носили религиозный характер. На праздниках устраивались различные игры: скачки (байга), борьба джигитов-силачей (курес), борьба всадников, которые должны свалить с седла друг друга (сайыс) или вырвать друг у друга тушу козла (кекпар) и др. Для участников игр назначались ценные призы.
День нового года (наурыз) казахи праздновали как начало весны. Народные празднества сопровождались музыкой и состязаниями акынов-импровизаторов (айтыс).
Каждому большому празднику сопутствовали спортивные народные игры "кок 6epi" (серый волк) и "кыз 6epi" (волк-дева), генетически восходящие к древним тотемическим представлениям. Более массовый характер носили спортивная военная игра - жарыс (конное состязание) и большая облавная охота (аба камаргы).
Сложным видом спортивных состязаний был "алтын табак" (стрельба в золотой диск). Меткие стрелки (мерген) получали ценные награды. Позднее наряду с алтын табак получила распространение стрельба в "серебряный диск" (жамбы ату).

 

 

2. Борьба казахов Младшего жуза против колониальной политики России.

Участие казахов в восстании Пугачева. После подавления восстания яицких казаков в 1772 г. в степь стали просачиваться слухи о брожениях на русской пограничной линии. Многие казахские роды, терпевшие притеснения от колониальной администрации, были не прочь воспользоваться этим для восстановления своих прав на пастбища, отобранные казаками. Участились набеги на крепости, потрава казачьих посевов, захват продовольственных обозов. Но вскоре борьба начинает принимать более широкие и организованные формы.
Уже в сентябре 1773 г. с нападения на Бударинский форпост началось пугачевское восстание. Пугачев, приняв имя Петра III, рассылал по степи "Манифесты", в которых обещал казахам свободу, земли, право "жить прежним обычаем и по прежней вере".
Эти манифесты послужили искрой для массового присоединения казахов к армии Пугачева. Уже в сентябре 1773 г. хорошо вооруженные казахские отряды начали осаду крепостей почти на всем протяжении русско-казахской границы.
24 сентября казахи, из рода байбакты, напали на Сахарную крепость, крупные силы собирались у Озерной и Красногорской крепостей. К середине октября казахи держали в постоянной осаде все укрепления от Оренбурга до Гурьева. Многочисленные отряды стали переходить границу и нападать на крепости на Едиле. В декабря 1773 г. казахи появляются у Царицына и Астрахани. Положение гарнизонов на Яицкой линии было настолько сложным, что командование было вынуждено отдать приказ покинуть небольшие крепости. К концу 1773 г. казахи полностью контролировали степи вдоль нижнего течения Жаика, блокировали крепости Горькой и Сибирской линий.
Часть казахской родовой верхушки сразу же поддержала восстание Пугачева. Надеясь, что восстание в приграничных районах России позволит ослабить колониальный нажим на казахов, хан Абылай начинает переписку с Пугачевым, отказывает в помощи царским карательным отрядам, официально разрешает своим подданным нападать на русскую пограничную линию. Большая часть казахской знати Младшего жуза также поддержала восстание. Активное участие в организации нападений на русские отряды принял султан Досады и его сын Сейдалы. Хан Нуралы, совершенно потерявший авторитет среди казахов пытался помочь осажденным в Яицком городке, но ввиду колебания в своем отряде поспешил откочевать подальше от охваченных войной районов и выждать.
В январе объединенные силы казахов и повстанцев взяли Гурьев и перерезали все коммуникации от Астрахани до Оренбурга. В то же время значительные казахские силы участвовали в осаде Оренбурга. Однако особый размах антиколониальное движение казахов приобретает весной 1774 г. После снятия осады с Оренбурга часть казахов двинулась с армией Пугачева в Башкирию, часть осталась в долине Жаика.
Казахские отряды нападали на крепости Сахарную, Яицкий и Илецкий городки, Татищеве, Чернореченскую, Нижнеозерную, Бузулукскую, Орскую крепости, несколько раз пытались штурмовать Оренбург. В середине мая 1774 г. произошло столкновение казахов с карателями у Петропавловской крепости. Несмотря на сильный артиллерийский огонь казахи заставили казаков отступить. Уход армии Пугачева к Казани осложнил действия отрядов Младшего и Среднего жузов. Руководители крупных отрядов летом 1774г. собрались в Торгае для переговоров о совместных действиях.
Поражение восстания. После разгрома Пугачева летом 1774г. под Царицыным русское правительство наконец получило возможность послать крупные военные силы в казахскую степь для помощи осажденным крепостям. Однако, несмотря на поражение пугачевцев, казахи продолжали борьбу, уничтожая продовольственные обозы, запасы сена и посевы, чем вызвали голод среди русского населения Оренбургской, Астраханской и Саратовской губерний. После казни Пугачева в январе 1775 г. царские войска начали карательные походы в глубь казахских степей. Поддержку русским войскам оказал и Нуралы хан, верно служивший колониальной администрации. Казахи оказали мужественное сопротивление. карателям и даже сами нападали на казачьи хутора и крепости по Жаику и Едилю. Особо отличился отряд рода байбакты, который возглавлял Сырым Датулы. Байбактинцы действовали в районе казачьих поселений на Едиле, разгромили несколько крепостей и хуторов, разбили гусар Молдавского полка.
Весной 1775 г. русские войска начинают карательные действия против казахов. Для этого кроме яицких казаков и гарнизонов крепостей были привлечены большие отряды донских казаков, гусарские и драгунские полки, башкиры и калмыки, регулярная пехота. Разбившись на несколько колонн, русские войска при поддержке Нуралы начали уничтожать все казахские аулы на своем пути. Все лето продолжалась карательная экспедиция вдоль Жаика. Казахи, несмотря на мужественное сопротивление, были вынуждены массами откочевывать в глубь степей.
Восстание "Невидимки". Репрессии только временно снизили накал борьбы. Уже осенью 1775 г. движение вспыхивает с новой силой. Во главе его становится двадцатидвухлетняя Сапура Матенкызы из рода табын. При поддержке мужа и Досалы султана она создала легенду о человеке-невидимке - Коктемире, который якобы живет в ее доме и призывает казахов продолжить сопротивление. Сапура от имени Коктемира, считавшегося святым, обещала скорое возвращение "нового государя" - Пугачева и начала собирать в своей ставке войска. Весной 1776 г. отряды Сейдалы султана совершили ряд походов против башкир, участвовавших в карательных экспедициях. Вдоль пограничной линии вновь стало неспокойно, казахские отряды стали совершать нападения на крепости, сжигать фураж и продовольствие, захватывать пленных. Большие отряды численностью до 10 тыс. человек начали концентрироваться между Гурьевым и Кулагинской крепостью для большого похода в Россию. Были совершены нападения на Верхнеуральскую, Таналыцкую, Орскую крепости, на Илецкую защиту и Оренбург. Напуганная действиями казахов местная администрация затребовала новые войска из центральных губерний. Отошли от движения и многие султаны, подкупленные колониальным аппаратом. Так, в феврале 1776 г. на сторону России перешел султан Досалы. Это внесло раскол и растерянность в лагерь Коктемира. Летом Сапура и поддерживавшие ее роды, не дождавшись помощи от казачества и башкир и опасаясь новых репрессий, откочевали в глубь степей. Боевые действия на пограничной линии временно прекратились.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.