Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформа 1867—1868 годов в Казахстане




Эта реформа по времени совпала с отменой крепост­ного права в России и принятием ряда буржуазных ре­форм. Распространение капиталистических отношений на национальные окраины также берет начало с этих лет. Осуществленные в середине XIX века судебная, земская и другие реформы не могли не влиять на находившиеся в составе Российской империи восточные национальные окраины.

"Устав" о сибирских казахах 1822 года и "Устав" об оренбургских казахах 1824 года в условиях распростране­ния капиталистических отношений не отвечали целям хо­зяйственного развития.

Для изменения системы управления Казахстаном в 60-е годы XIX века была образована комиссия, которую возглавил статс-секретарь И. И. Бутков. Комиссия пред­ложила разделить всю казахскую степь на две области — Западную с центром в Тургайском крае и Восточную с центром в Сергиополе или Каркаралинске. Предложения комиссии были вручены оренбургскому генерал-губернато­ру А. П. Безаку. 29 сентября 1864 года Безак потребовал от областного правления оренбургских казахов сбор необ­ходимых сведений. В 1865 году в связи с уходом Безака в отставку вместо него новым губернатором назначи­ли Н. А. Крыжановского. Соображения комиссии Буткова не были приняты. Подготовка проекта изменения уп­равления казахским краем была возложена на "Степную комиссию" во главе с членом Совета Министерства внут­ренних делГдрсшц^В комиссию вошли из Главного штаба полковник^С К. Тейнс, от Оренбургского края полковник К. К. Гутковский, от Западно-Сибирского генерал-губер­наторства капитан А. П. Проценко. В соответствии с рескриптом Александра II от 5 июня 1865 года были составлены вопросники по изучению казахской страны. В них были охвачены основные проблемы, связанные с вве­дением новой системы административного управления: соб­ственные тяготы, виды землепользования, судебные дела, просвещение, подати, религиозные проблемы и др. Но в подготовке реформы не было принято во внимание настро­ение народа. Шокан Уалиханов высказался за перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправ­ления. Комиссия, стремясь скорее ввести в действие ре­форму, советовалась лишь с узкой группой феодалов, собрав сведения только от них. В Западно-Сибирском ге­нерал-губернаторстве комиссия доверялась лишь сведени­ям, собранным у крупных владельцев, среди которых были Муса Шорман-улы, султан-правитель Шынгыс Уалихан-улы, а в Оренбургском крае — у старшего султана-пра­вителя Сейдалы~улы и других аристократов, далеко стоявших от интересов народа.

Проект реформы по управлению Тургайской, Ураль­ской, Акмолинской, Семипалатинской областей был под­готовлен комиссией Гирса в составе Л. Баллюзека, Л. Мейера, А. П. Проценко, а комиссия, куда вошли В. Д. Дандевиль, А. К. Гейне и другие, подготовила проект по Семиреченской и Сырдарьинской областям.

11 июля 1867 года царь Александр II утвердил "По­ложение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областей", а 21 октября 1868 года —"Временное положе­ние об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях".

Вся территория казахов делилась на три генерал-гу­бернаторства: Туркестанское, Оренбургское и Западно-Си­бирское. Военная и гражданская власть сосредоточивалась в руках генерал-губернатора. Каждое генерал-губернатор­ство состояло из областейДУральская и Тургайская обла­сти относились к Оренбургскому, Акмолинская и Семипалатинская — к Западно-Сибирскому, Семиречен-ская и Сырдарьинская — к Туркестанскому генерал-гу-бернаторствам.у Территория бывшего Букеевского ханства в 1872 году была включена в состав Астраханской губер­нии, а Мангыстау (Мангышлакское приставство) отошло под управление Кавказского военного округа, позже вклю­чено в Закаспийскую область. Управление Казахстаном из разных центров отвечало целям колониальной политики. Сосредоточение военной и гражданской власти в руках генерал-губернатора составляло одно из узловых мест ре­формы 1867—1868 гг. Туркестанскому генерал-губернато­ру вдобавок предоставлялось право ведения дипломати­ческих переговоров с такими странами, как Китай и Иран.

Стоявший во главе области военный губернатор в то же время являлся наказным атаманом казачьих войск, расположенных на территории области. При военных гу­бернаторах для ведения дел создавались областные прав­ления. Правления имели три отдела: хозяйственный, судебный и распорядительный. Контроль над деятельно­стью областного правления осуществлял вице-губернатор. Он являлся председателем правления, имел при себе спе­циальных советников.

Области делились на уезды. { В области входили: в Сырдарьинскую — Казалинский, Перовский, Туркестан­ский, Чимкентский, Аулие-Атинский, Ташкентский, Ход-жентский и Жизакский; в Уральскую — Уральский, Гурьевский, Калмыковский, Эмбенский (Темирский); в Тургайскую — Илецкий (Актюбинский), Николаевский (Кустанайский), Иргизский и Тургайский; в Акмолин-скую — Акмолинский, Кокчетавский, Петропавловский, Омский, а спустя год после принятия реформы еще и Атбасарский (Сарысуйский); в Семипалатинскую — Кар-каралинский, Баянаульский, Павлодарский, Семипалатин­ский, Кокпектинский, Зайсанский, позже прибавился Усть-Каменогорский уезд; в Семиреченскую — Сергио-польский, Канальский, Верненский, Джаркентский, Ис-сык-Кульский и Токмакский уезды. С небольшими изменениями такое деление сохранялось более полувека.

Один из двух помощников (младший) уездного началь­ника, назначаемый генерал-губернатором, был из предста­вителей местной правящей верхушки. Уездным началь­никам подчинялись как полиция, так и воинские части, учреждения уезда и укрепления.

Уезды делились по территориальному принципу на волости, а волости — на административные аулы, состо­явшие из 100—200 кибиток. Отбираемые из знати воло­стные и аульные были опорой царского правительства в Казахстане. В своей должности они утверждались выше­стоящим колониальным начальством. Потомки Чингисхана — султаны — обеспечивались государством пожизнен­ной пенсией и освобождались от тягот и налогов. В этом заключалось классовое содержание реформы,

В оседлых населенных пунктах Сырдарьинской области полицейская и распорядительная власть была передана в руки аксакалов. Аксакалы избирались на сходах выбор­щиков и утверждались областными военными губернато­рами. Им, так же как аульным и волостным старшинам, вручали отлитый из бронзы знак и печать. Выборы акса­калов, как и волостных, проходили в борьбе, межродовых спорах.

По реформе 1867—1868 гг. были учреждены военно-судебные комиссии и уездные суды. Имеющие четко вы­раженный классовый характер судебные учреждения были орудием проведения колониальной политики. Хотя в Сыр­дарьинской области сохранился суд казиев, роль военно-уездных судов в решении споров была весомей. Изменения в судебном деле ограничили влияние шариата и степных законов на повседневную жизнь. В каждой волости в зависимости от числа кибиток избирались от четырех до восьми биев. По существу, утверждаемые военными гу­бернаторами суды б_ и кдяири, были низшим_звенюм_ колониальной судебной системы у Казахстане ёздные и военные суды усилили угнетение народа. Этому служила и усилившаяся налоговая политика.

Реформы 1867—1868 годов не могли разрешить всех коренных противоречий общества. Однако они повлияли на социально-экономическое развитие Казахстана. Созданы были предпосылки для освоения богатств края. Капитали­стические явления, проникая в хозяйственную и социальную жизнь, ослабили ряд регрессивных черт старых об­щественных отношений. Происходили положительные из­менения и в повседневной жизни казахов, занимавшихся кочевым скотоводством. Вместе с тем усилилось социаль­ное расслоение аульных жителей, что заметно в форми­ровании жатачества, уходе обедневших казахов не только на прилинейные заработки, но и в первые промышленные очаги. Отрицательные последствия реформы подвергались критике со стороны Абая Кунанбай-улы, Ибрая Алтынса-ры-улы и других передовых мыслителей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.