КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реформа 1867—1868 годов в КазахстанеЭта реформа по времени совпала с отменой крепостного права в России и принятием ряда буржуазных реформ. Распространение капиталистических отношений на национальные окраины также берет начало с этих лет. Осуществленные в середине XIX века судебная, земская и другие реформы не могли не влиять на находившиеся в составе Российской империи восточные национальные окраины. "Устав" о сибирских казахах 1822 года и "Устав" об оренбургских казахах 1824 года в условиях распространения капиталистических отношений не отвечали целям хозяйственного развития. Для изменения системы управления Казахстаном в 60-е годы XIX века была образована комиссия, которую возглавил статс-секретарь И. И. Бутков. Комиссия предложила разделить всю казахскую степь на две области — Западную с центром в Тургайском крае и Восточную с центром в Сергиополе или Каркаралинске. Предложения комиссии были вручены оренбургскому генерал-губернатору А. П. Безаку. 29 сентября 1864 года Безак потребовал от областного правления оренбургских казахов сбор необходимых сведений. В 1865 году в связи с уходом Безака в отставку вместо него новым губернатором назначили Н. А. Крыжановского. Соображения комиссии Буткова не были приняты. Подготовка проекта изменения управления казахским краем была возложена на "Степную комиссию" во главе с членом Совета Министерства внутренних делГдрсшц^В комиссию вошли из Главного штаба полковник^С К. Тейнс, от Оренбургского края полковник К. К. Гутковский, от Западно-Сибирского генерал-губернаторства капитан А. П. Проценко. В соответствии с рескриптом Александра II от 5 июня 1865 года были составлены вопросники по изучению казахской страны. В них были охвачены основные проблемы, связанные с введением новой системы административного управления: собственные тяготы, виды землепользования, судебные дела, просвещение, подати, религиозные проблемы и др. Но в подготовке реформы не было принято во внимание настроение народа. Шокан Уалиханов высказался за перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления. Комиссия, стремясь скорее ввести в действие реформу, советовалась лишь с узкой группой феодалов, собрав сведения только от них. В Западно-Сибирском генерал-губернаторстве комиссия доверялась лишь сведениям, собранным у крупных владельцев, среди которых были Муса Шорман-улы, султан-правитель Шынгыс Уалихан-улы, а в Оренбургском крае — у старшего султана-правителя Сейдалы~улы и других аристократов, далеко стоявших от интересов народа. Проект реформы по управлению Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской областей был подготовлен комиссией Гирса в составе Л. Баллюзека, Л. Мейера, А. П. Проценко, а комиссия, куда вошли В. Д. Дандевиль, А. К. Гейне и другие, подготовила проект по Семиреченской и Сырдарьинской областям. 11 июля 1867 года царь Александр II утвердил "Положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областей", а 21 октября 1868 года —"Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях". Вся территория казахов делилась на три генерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское и Западно-Сибирское. Военная и гражданская власть сосредоточивалась в руках генерал-губернатора. Каждое генерал-губернаторство состояло из областейДУральская и Тургайская области относились к Оренбургскому, Акмолинская и Семипалатинская — к Западно-Сибирскому, Семиречен-ская и Сырдарьинская — к Туркестанскому генерал-гу-бернаторствам.у Территория бывшего Букеевского ханства в 1872 году была включена в состав Астраханской губернии, а Мангыстау (Мангышлакское приставство) отошло под управление Кавказского военного округа, позже включено в Закаспийскую область. Управление Казахстаном из разных центров отвечало целям колониальной политики. Сосредоточение военной и гражданской власти в руках генерал-губернатора составляло одно из узловых мест реформы 1867—1868 гг. Туркестанскому генерал-губернатору вдобавок предоставлялось право ведения дипломатических переговоров с такими странами, как Китай и Иран. Стоявший во главе области военный губернатор в то же время являлся наказным атаманом казачьих войск, расположенных на территории области. При военных губернаторах для ведения дел создавались областные правления. Правления имели три отдела: хозяйственный, судебный и распорядительный. Контроль над деятельностью областного правления осуществлял вице-губернатор. Он являлся председателем правления, имел при себе специальных советников. Области делились на уезды. { В области входили: в Сырдарьинскую — Казалинский, Перовский, Туркестанский, Чимкентский, Аулие-Атинский, Ташкентский, Ход-жентский и Жизакский; в Уральскую — Уральский, Гурьевский, Калмыковский, Эмбенский (Темирский); в Тургайскую — Илецкий (Актюбинский), Николаевский (Кустанайский), Иргизский и Тургайский; в Акмолин-скую — Акмолинский, Кокчетавский, Петропавловский, Омский, а спустя год после принятия реформы еще и Атбасарский (Сарысуйский); в Семипалатинскую — Кар-каралинский, Баянаульский, Павлодарский, Семипалатинский, Кокпектинский, Зайсанский, позже прибавился Усть-Каменогорский уезд; в Семиреченскую — Сергио-польский, Канальский, Верненский, Джаркентский, Ис-сык-Кульский и Токмакский уезды. С небольшими изменениями такое деление сохранялось более полувека. Один из двух помощников (младший) уездного начальника, назначаемый генерал-губернатором, был из представителей местной правящей верхушки. Уездным начальникам подчинялись как полиция, так и воинские части, учреждения уезда и укрепления. Уезды делились по территориальному принципу на волости, а волости — на административные аулы, состоявшие из 100—200 кибиток. Отбираемые из знати волостные и аульные были опорой царского правительства в Казахстане. В своей должности они утверждались вышестоящим колониальным начальством. Потомки Чингисхана — султаны — обеспечивались государством пожизненной пенсией и освобождались от тягот и налогов. В этом заключалось классовое содержание реформы, В оседлых населенных пунктах Сырдарьинской области полицейская и распорядительная власть была передана в руки аксакалов. Аксакалы избирались на сходах выборщиков и утверждались областными военными губернаторами. Им, так же как аульным и волостным старшинам, вручали отлитый из бронзы знак и печать. Выборы аксакалов, как и волостных, проходили в борьбе, межродовых спорах. По реформе 1867—1868 гг. были учреждены военно-судебные комиссии и уездные суды. Имеющие четко выраженный классовый характер судебные учреждения были орудием проведения колониальной политики. Хотя в Сырдарьинской области сохранился суд казиев, роль военно-уездных судов в решении споров была весомей. Изменения в судебном деле ограничили влияние шариата и степных законов на повседневную жизнь. В каждой волости в зависимости от числа кибиток избирались от четырех до восьми биев. По существу, утверждаемые военными губернаторами суды б_ и кдяири, были низшим_звенюм_ колониальной судебной системы у Казахстане ёздные и военные суды усилили угнетение народа. Этому служила и усилившаяся налоговая политика. Реформы 1867—1868 годов не могли разрешить всех коренных противоречий общества. Однако они повлияли на социально-экономическое развитие Казахстана. Созданы были предпосылки для освоения богатств края. Капиталистические явления, проникая в хозяйственную и социальную жизнь, ослабили ряд регрессивных черт старых общественных отношений. Происходили положительные изменения и в повседневной жизни казахов, занимавшихся кочевым скотоводством. Вместе с тем усилилось социальное расслоение аульных жителей, что заметно в формировании жатачества, уходе обедневших казахов не только на прилинейные заработки, но и в первые промышленные очаги. Отрицательные последствия реформы подвергались критике со стороны Абая Кунанбай-улы, Ибрая Алтынса-ры-улы и других передовых мыслителей.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |