Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метамоделей экологического образования младших школьников




Приемы сравнительной рефлексии и типологизации метамоделей

Исследования

Задачи исследования Структурные компоненты логической модели исследования Результаты исследования
1. … Эмпирическая модель Эмпирические факты
2. … Теоретическая модель Концепция, дидактическая система, понятие, модель процесса
3. … Нормативная модель Принципы, условия, методы, формы
4. … Проект деятельности Методика, методические рекомендации, технология, учебная программа

образовательной практики. Спектр моделей педагогического процесса широк. Возникает необходимость в их рефлексии (переосмыслении), создании и типологизации обобщенных моделей (метамоделей) образовательной практики, отражающих сущностные признаки (аксиологические, целевые, содержательные и технологические аспекты) основных типов педагогического процесса. Сущность приема сравнительной рефлексии заключается в самоанализе образовательной практики, результатов научных исследований, обобщении эмпирических фактов и, как следствие, конструировании альтернативных моделей педагогического процесса и (или) их типологизации (таблица 5.2).

Таблица 5.2 – Сравнительная рефлексия и конструирование

 

Компоненты модели Модели экологического образования
антропоцентрическая экоцентрическая  
Ценности Эколого-прагматическая ценность природы – природа как сырьевой ресурс человечества Жизнь как абсолютная ценность; самоценность и уникальность всех форм жизни, природы как естественной среды воспроизводства, существования и развития живого
Цель    
Критерии    
Психологические механизмы    
Содержание (виды опыта)    
Принципы    
Методы    
Формы    
         

Метод корреляции. Термин «корреляция» (от ср.-лат. correlatio) означает соотношение, взаимное отношение, взаимозависимость между компонентами системы, элементами понятийного ряда.

Вариант 1. Метод конструирования корреляционной матрицы предполагает установление студентами, магистрантами, аспирантами соответствия, корреляции (или несоответствия, противоречивости, «нестыковки») между основными компонентами модели педагогического процесса как системы посредством корреляционной матрицы (таблицы).

Технология реализации:

– Конструирование теоретической и/или нормативной модели педагогического процесса (см. «Метод педагогического моделирования»); теоретическая модель может быть представлена педагогом;

– Установление корреляции между компонентами теоретической и/или нормативной модели, например:

 
 

 


Рисунок 5.3 Корреляционные связи между компонентами

педагогического процесса

Пример отсутствия корреляции: цель – формирование у младших школьников креативного мышления на уроках математики; методические средства представлены только репродуктивными методами.

В случае отсутствия корреляции осуществляется преобразование теоретической и/или нормативной модели.

Вариант 2 (для будущих педагогов-исследователей). Отсутствие корреляции между методологическими характеристиками, содержанием глав (параграфов), выводами является существенным недостатком педагогического исследования.

Метод конструирования корреляционной матрицы рассматриваем как способ установления корреляции (или несоответствия) между методологическими характеристиками (проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики), содержанием, выводами педагогического исследования в форме корреляционной матрицы.

Технология реализации метода:

– Корректировка методологического аппарата педагогического исследования на основе методологических знаний; на данном этапе целесообразно осуществить бинарный корреляционный анализ: «объект – предмет»; «цель – задачи»; «задачи – выводы» и др.

– Заполнение соответствующих ячеек матрицы (таблица 5.3) [39]:

Таблица 5.3Методологические характеристики педагогического




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.