КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ситуация общения
Тема 6. Ситуация общения. Г. Ханты-Мансийск Слушание. Говорение. Понимание. Речевая деятельность. Ситуация общения. Эффективность общения зависит от того, насколько человек, включающийся в его процесс, представляет себе реально существующие условия общения и в соответствии с ними определяет или корректирует свое речевое поведение. Обычно человек делает это интуитивно, не задумываясь. В понятии «ситуация общения» выделяют две стороны: а) описываемая ситуация, т.е. фрагмент действительности; б) собственно ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, тип взаимодействия. По количеству участников коммуниканты делятся: один; один – один; несколько – один, т.е. личный, групповой, массовый. Возможные роли в общении: а) симметричные – асимметричные роли – равные или неравные по социальному положению и возрасту (или по одному из критериев): симметричные: ученик-ученик асимметричные: ученик-учитель б) социальные роли: постоянные (пол, родственные связи, профессия, уровень культуры, возраст), переменные (социальная роль в момент общения: пациент – врач, пассажир – кондуктор и т.д.). Анализ характеристик коммуниканта показывает, что существуют три типа позиции, способствующие повышению эффективности его общения. Позиции коммуниканта
в) кроме того, участники общения различаются по: - доминирующему каналу связи: аудиалы (слуховой), визуалы (зрительный), логики (речевой), кинестетики (эмоционально-чувствительный); - степени активности: общительный (экстраверт), необщительный (интраверт); - объему говорения (ведущий дискуссии, ее участник, наблюдатель). Типы получателей информации (адресатов) также связаны с количеством тех, кому она адресована, и с их социальным статусом. Если это тип «один – один», тогда тип общения принимает форму непосредственного живого разговора. Но если этот один находится в официальных отношениях с адресантом, то возникает официальный разговор. Если собеседник представлен группой, то общение приобретает групповое общение (семейный разговор, научная дискуссия, классное собрание и т.д.). Если получателей множество, то используются средства массовой информации. Чтобы общение состоялось, собеседникам нужен канал связи. При разговоре таким каналом являются органы речи и слуха, в таком случае говорят о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуальному) каналу. Рукопожатие – способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигательно-осязательному) каналу. Если же мы по костюму определяем, что перед нами человек другой национальности, то сообщение к нам пришло по визуальному контакту, но не визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) нам никто ничего не сообщал. Собеседники не только эмоционально должны приспосабливаться друг к другу, но и находить общий язык. Вспомним книгу «Путешествие на берег Маклая», написанную самим ученым. Корвет «Витязь», высадив ученого на берег незнакомой ему земли, скрылся за горизонтом. Внезапно Н.Н. Миклухо-Маклай увидел, что папуас, назвавший себя Туем, хочет о чем-то сказать: «Туй своей выразительной мимикой старался объяснить, что когда корвет уйдет (при этом он указал на корвет и дальний горизонт) и мы останемся втроем (он показал на меня, Ульсона и Боя и на землю), придут из соседних деревень туземцы (указывая на лес и называя деревни), разрушат хижину (туту он подошел к сваям, делая вид, что рубит их) и убьют нас копьями (тут он выпрямился, отставил одну ногу назад и закинул правую руку над головой, имея вид человека, бросающего копье); затем подошел ко мне, толкнул несколько раз в грудь пальцем и, наконец, полузакрыв глаза, открыв несколько рот и высунув кончик языка, принял положение человека, падающего на землю…» Такую ситуацию специалисты по общению называют «ситуацией языкового дефицита», т.е. отсутствия какого-нибудь общего национального языка. И тем не менее Миклухо-Маклай и Туй поняли друг друга, воспользовавшись языком жестом, пантомимы и мимики, которые могут быть достаточно эффективны, если люди находятся в общей для них, понятной ситуации и когда у них есть потребность понять друг друга. Сообщение и побуждение (убеждение и внушение) собеседника к выполнению какого-либо ответного действия – две основные формы коммуникации, используемые партнерами для решения общей коммуникативной задачи. При этом сообщение является наиболее общей, эмоционально нейтральной, эпической формой воздействия. Две другие – внушение и убеждение – представляют собой целенаправленное эмоциональное воздействие говорящего на слушающего. Убеждение формирует определенную систему правил, внутренних установок, предполагая активную мыслительную деятельность слушателей. Внушение основывается на полном доверии слушателей к говорящему и его авторитету, на некритическом восприятии информации. Оно обращено в основном к эмоциональной сфере слушателей, к их чувствам и переживаниям. Сообщение имеет содержание и смысл, определенным образом оформлено. Краткое или подробное сообщение о каком-то одном предмете – это текст. Текст – это такая целостная смысловая единица речи, которая содержит в себе самостоятельное законченное сообщение. Всякое речевое взаимодействие обусловлено и организовано как минимум следующими элементами – внешними условиями общения и внутренними реакциями общающихся, комплекс которых в конечном итоге находит отражение в той или иной фразе. Очевидно, что общение людей стимулируется некоторыми социальными (внешними) причинами. Так, встретившись, люди приветствуют друг друга, при этом стимулом может служить стремление поддержать социальный контакт и тем самым обеспечить себе благоприятное эмоциональное состояние и самочувствие. В речевом общении могут быть выделены те или иные цели несмотря на то, что они не обязательно обдумываются и ставятся перед собой говорящими. Неосознаваемые цели речевого поведения могут являться не менее могучими двигателями коммуникации, чем цели осознаваемые. Цель взаимосвязана с параметрами речевой деятельности личности и с характером ситуации общения. Реализация целей осуществляется в коммуникативной стратегии при помощи речевых тактик. Осознанный мотив общения называется коммуникативным намерением. Коммуникативное намерение – замысел предстоящего высказывания, стратегия речевого общения. Стратегия речевого общения охватывает всю сферу построения процесса коммуникации, когда ставится целью достижение некоторых долговременных результатов. Стратегия речевого общения включает в себя ориентировку в ситуации общения, планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личности коммуникантов, а также реализацию плана, т.е. линии беседы. Целью разработки стратегии общения с некоторым лицом является завоевание авторитета, воздействие на убеждения, поведение с целью заставить совершить некоторый поступок, пойти на сотрудничество, воздержаться от каких-либо действий. Например: Как только Кенга расстегнула свой карман, она заметила, что произошло… «Хорошо, - сказала она про себя, - раз они решили разыграть меня, я их сама разыграю». - Ну, Ру, дорогой мой, - сказала она, вытащив поросенка из кармана, - пора укладываться спать. - Ага! – сказал Пятачок, стараясь произнести это слово как можно лучше. Но, увы, после такого ужасного путешествия «ага» получилось не очень хорошее, и Кенга, по-видимому, не поняла, что оно означает. - Сперва купаться, - весело сказала Кенга. - Ага! – повторил Пятачок, тревожно оглядываясь в поисках остальных. Но остальных не было… - Не знаю, - сказала Кенга очень задумчивым голосом, - может быть, тебе лучше сегодня принять холодную ванну? Как ты думаешь, Ру, милый? Пятачок, который никогда особенно не любил купаться, задрожал от возмущения и сказал самым мужественным голосом, каким только мог: - Кенга! Я вижу, что пришло время поговорить начистоту. - До чего же ты смешной глупыш, Ру, - сказала Кенга, наливая воду в ванну. - Я не Ру, - громко сказал Пятачок, - Я Пятачок! - Да, милый, да, - сказала Кенга ласково. – Никто с тобой не спорит!.. И голосу Пятачка подражает, какой умница! – пробормотала она, доставая с полки большой кусок желтого мыла. - Ну, что ты еще у меня придумаешь?.. Итак, целью героини повести Милна является розыгрыш. Кенга сразу заметила, что Кролик и Пятачок ее обманули. Сориентировавшись в ситуации, она спланировала таким образом поведение, чтобы не обнаружить свое знание, и выстраивает разговор с Пятачком так, чтобы заставить его самого признаться в подмене ее сына Ру. Кенга выбирает самое действенное средство: Пятачок не любит мыться, а тем более с мылом да еще и в холодной воде. Тактика же речевого общения между Кенгой и Пятачком – это совокупность приемов ведения беседы и линии поведения на определенном этапе в рамках данного промежутка времени, нацеленная на достижение желаемого эффекта. Тактика, таким образом, описывает конкретные речевые действия собеседников, имеющие целью на определенном этапе: а) привлечение внимания; б) установление и поддержание контакта; в) убеждение или переубеждение; г) приведение собеседника в определенное эмоциональное состояние; д) провоцирование и т.п. Для того чтобы управлять течением беседы, необходимо приучиться держать в голове общую картину и возможные варианты развития разговора, распознавать ключевые точки, в которых возможна смена темы, тона; нужно уметь вычленить применяемые собеседником вольно или невольно приемы речевого воздействия, оценивать его стратегию и тактику, вырабатывать приемы гибкого реагирования, подыгрывания или оказания противодействия. В нашем примере Кенга хорошо обдумала течение беседы, мастерски владеет своим речевым поведением, контролирует мимику и жесты, выражение глаз. Весь внешний вид направлен на реализацию поставленной цели – разыграть Пятачка, и она никоим образом не выдает второго плана течения мысли. Тактика речевого поведения Кенги
Тактика речевого поведения Пятачка
Сравнение этих двух тактик говорит о том, как важно уметь критически анализировать свое речевое поведение, вовремя находить альтернативные пути решения коммуникативных задач.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 6493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |