Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуация общения




Тема 6. Ситуация общения.

Г.

Ханты-Мансийск

Слушание.

Говорение.

Понимание.

Речевая деятельность.

Ситуация общения.

Эффективность общения зависит от того, насколько человек, включающийся в его процесс, представляет себе реально существующие условия общения и в соответствии с ними определяет или корректирует свое речевое поведение. Обычно человек делает это интуитивно, не задумываясь.

В понятии «ситуация общения» выделяют две стороны: а) описываемая ситуация, т.е. фрагмент действительности; б) собственно ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, тип взаимодействия.

По количеству участников коммуниканты делятся: один; один – один; несколько – один, т.е. личный, групповой, массовый.

Возможные роли в общении:

а) симметричные – асимметричные роли – равные или неравные по социальному положению и возрасту (или по одному из критериев):

симметричные: ученик-ученик

асимметричные: ученик-учитель

б) социальные роли: постоянные (пол, родственные связи, профессия, уровень культуры, возраст), переменные (социальная роль в момент общения: пациент – врач, пассажир – кондуктор и т.д.).

Анализ характеристик коммуниканта показывает, что существуют три типа позиции, способствующие повышению эффективности его общения.

Позиции коммуниканта

Тип позиции Характеристика коммуниканта
Открытая Говорящий открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает факты в ее подтверждение
Нейтральная Партнер сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая поддержку одной из них, но не заявляет об этом открыто
Закрытая Собеседник умалчивает о своей точке зрения, ставя тем самым проблему для слушающего, заставляя его активно мысленно работать

 

в) кроме того, участники общения различаются по:

- доминирующему каналу связи: аудиалы (слуховой), визуалы (зрительный), логики (речевой), кинестетики (эмоционально-чувствительный);

- степени активности: общительный (экстраверт), необщительный (интраверт);

- объему говорения (ведущий дискуссии, ее участник, наблюдатель).

Типы получателей информации (адресатов) также связаны с количеством тех, кому она адресована, и с их социальным статусом. Если это тип «один – один», тогда тип общения принимает форму непосредственного живого разговора. Но если этот один находится в официальных отношениях с адресантом, то возникает официальный разговор. Если собеседник представлен группой, то общение приобретает групповое общение (семейный разговор, научная дискуссия, классное собрание и т.д.). Если получателей множество, то используются средства массовой информации.

Чтобы общение состоялось, собеседникам нужен канал связи. При разговоре таким каналом являются органы речи и слуха, в таком случае говорят о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуальному) каналу. Рукопожатие – способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигательно-осязательному) каналу. Если же мы по костюму определяем, что перед нами человек другой национальности, то сообщение к нам пришло по визуальному контакту, но не визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) нам никто ничего не сообщал.

Собеседники не только эмоционально должны приспосабливаться друг к другу, но и находить общий язык. Вспомним книгу «Путешествие на берег Маклая», написанную самим ученым. Корвет «Витязь», высадив ученого на берег незнакомой ему земли, скрылся за горизонтом. Внезапно Н.Н. Миклухо-Маклай увидел, что папуас, назвавший себя Туем, хочет о чем-то сказать:

«Туй своей выразительной мимикой старался объяснить, что когда корвет уйдет (при этом он указал на корвет и дальний горизонт) и мы останемся втроем (он показал на меня, Ульсона и Боя и на землю), придут из соседних деревень туземцы (указывая на лес и называя деревни), разрушат хижину (туту он подошел к сваям, делая вид, что рубит их) и убьют нас копьями (тут он выпрямился, отставил одну ногу назад и закинул правую руку над головой, имея вид человека, бросающего копье); затем подошел ко мне, толкнул несколько раз в грудь пальцем и, наконец, полузакрыв глаза, открыв несколько рот и высунув кончик языка, принял положение человека, падающего на землю…»

Такую ситуацию специалисты по общению называют «ситуацией языкового дефицита», т.е. отсутствия какого-нибудь общего национального языка. И тем не менее Миклухо-Маклай и Туй поняли друг друга, воспользовавшись языком жестом, пантомимы и мимики, которые могут быть достаточно эффективны, если люди находятся в общей для них, понятной ситуации и когда у них есть потребность понять друг друга.

Сообщение и побуждение (убеждение и внушение) собеседника к выполнению какого-либо ответного действия – две основные формы коммуникации, используемые партнерами для решения общей коммуникативной задачи. При этом сообщение является наиболее общей, эмоционально нейтральной, эпической формой воздействия. Две другие – внушение и убеждение – представляют собой целенаправленное эмоциональное воздействие говорящего на слушающего.

Убеждение формирует определенную систему правил, внутренних установок, предполагая активную мыслительную деятельность слушателей.

Внушение основывается на полном доверии слушателей к говорящему и его авторитету, на некритическом восприятии информации. Оно обращено в основном к эмоциональной сфере слушателей, к их чувствам и переживаниям.

Сообщение имеет содержание и смысл, определенным образом оформлено. Краткое или подробное сообщение о каком-то одном предмете – это текст.

Текст – это такая целостная смысловая единица речи, которая содержит в себе самостоятельное законченное сообщение.

Всякое речевое взаимодействие обусловлено и организовано как минимум следующими элементами – внешними условиями общения и внутренними реакциями общающихся, комплекс которых в конечном итоге находит отражение в той или иной фразе.

Очевидно, что общение людей стимулируется некоторыми социальными (внешними) причинами. Так, встретившись, люди приветствуют друг друга, при этом стимулом может служить стремление поддержать социальный контакт и тем самым обеспечить себе благоприятное эмоциональное состояние и самочувствие.

В речевом общении могут быть выделены те или иные цели несмотря на то, что они не обязательно обдумываются и ставятся перед собой говорящими. Неосознаваемые цели речевого поведения могут являться не менее могучими двигателями коммуникации, чем цели осознаваемые. Цель взаимосвязана с параметрами речевой деятельности личности и с характером ситуации общения. Реализация целей осуществляется в коммуникативной стратегии при помощи речевых тактик.

Осознанный мотив общения называется коммуникативным намерением. Коммуникативное намерение – замысел предстоящего высказывания, стратегия речевого общения.

Стратегия речевого общения охватывает всю сферу построения процесса коммуникации, когда ставится целью достижение некоторых долговременных результатов. Стратегия речевого общения включает в себя ориентировку в ситуации общения, планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личности коммуникантов, а также реализацию плана, т.е. линии беседы. Целью разработки стратегии общения с некоторым лицом является завоевание авторитета, воздействие на убеждения, поведение с целью заставить совершить некоторый поступок, пойти на сотрудничество, воздержаться от каких-либо действий.

Например:

Как только Кенга расстегнула свой карман, она заметила, что произошло…

«Хорошо, - сказала она про себя, - раз они решили разыграть меня, я их сама разыграю».

- Ну, Ру, дорогой мой, - сказала она, вытащив поросенка из кармана, - пора укладываться спать.

- Ага! – сказал Пятачок, стараясь произнести это слово как можно лучше. Но, увы, после такого ужасного путешествия «ага» получилось не очень хорошее, и Кенга, по-видимому, не поняла, что оно означает.

- Сперва купаться, - весело сказала Кенга.

- Ага! – повторил Пятачок, тревожно оглядываясь в поисках остальных. Но остальных не было…

- Не знаю, - сказала Кенга очень задумчивым голосом, - может быть, тебе лучше сегодня принять холодную ванну? Как ты думаешь, Ру, милый?

Пятачок, который никогда особенно не любил купаться, задрожал от возмущения и сказал самым мужественным голосом, каким только мог:

- Кенга! Я вижу, что пришло время поговорить начистоту.

- До чего же ты смешной глупыш, Ру, - сказала Кенга, наливая воду в ванну.

- Я не Ру, - громко сказал Пятачок, - Я Пятачок!

- Да, милый, да, - сказала Кенга ласково. – Никто с тобой не спорит!.. И голосу Пятачка подражает, какой умница! – пробормотала она, доставая с полки большой кусок желтого мыла.

- Ну, что ты еще у меня придумаешь?..

Итак, целью героини повести Милна является розыгрыш. Кенга сразу заметила, что Кролик и Пятачок ее обманули. Сориентировавшись в ситуации, она спланировала таким образом поведение, чтобы не обнаружить свое знание, и выстраивает разговор с Пятачком так, чтобы заставить его самого признаться в подмене ее сына Ру. Кенга выбирает самое действенное средство: Пятачок не любит мыться, а тем более с мылом да еще и в холодной воде.

Тактика же речевого общения между Кенгой и Пятачком – это совокупность приемов ведения беседы и линии поведения на определенном этапе в рамках данного промежутка времени, нацеленная на достижение желаемого эффекта. Тактика, таким образом, описывает конкретные речевые действия собеседников, имеющие целью на определенном этапе: а) привлечение внимания; б) установление и поддержание контакта; в) убеждение или переубеждение; г) приведение собеседника в определенное эмоциональное состояние; д) провоцирование и т.п.

Для того чтобы управлять течением беседы, необходимо приучиться держать в голове общую картину и возможные варианты развития разговора, распознавать ключевые точки, в которых возможна смена темы, тона; нужно уметь вычленить применяемые собеседником вольно или невольно приемы речевого воздействия, оценивать его стратегию и тактику, вырабатывать приемы гибкого реагирования, подыгрывания или оказания противодействия.

В нашем примере Кенга хорошо обдумала течение беседы, мастерски владеет своим речевым поведением, контролирует мимику и жесты, выражение глаз. Весь внешний вид направлен на реализацию поставленной цели – разыграть Пятачка, и она никоим образом не выдает второго плана течения мысли.

Тактика речевого поведения Кенги

- Ну, Ру, дорогой мой, пора укладываться спать, - Сказала она обычным голосом. Ведет себя так, как будто ничего не замечает: перед ней ее сын Ру.
- Сперва купаться, - Весело сказала Кенга, провоцируя мнимого сына на радостную ответную реакцию, заведомо зная, что ее не последует.
- Не знаю, может быть, тебе лучше сегодня принять холодную ванну? Как ты думаешь, Ру, милый? Сказала Кенга (нарочито) задумчивым голосом. Усиливая тревожное состояние Пятачка, она добавляет фразу про холодную ванну. Мало того, Кенга усиливает состояние тревожности своей неизменной ласковой интонацией и обычными обращениями к Ру.
- До чего же ты смешной глупыш, Ру, Кенга уже в открытую смеется над Пятачком, хотя при этом сохраняет серьезный вид и наливает в ванну холодную воду. Это уже выводит Пятачка из равновесия, и он решается на признание.
- Да, милый, да - Соглашается Кенга ласково, а сама продолжает свое дело.

 

Тактика речевого поведения Пятачка

- Ага!- Сказал Пятачок, не распознав вовремя, что он уже раскрыт, и все еще продолжает свою линию поведения.
- Ага!- Повторил Пятачок, но уже с тревогой в голосе. И поскольку он еще не умеет контролировать тон голоса, жесты и мимику, то сразу себя и выдал: он боится разворачивающихся событий.
- Кенга! Я вижу, что пришло время поговорить начистоту, - Сказал мужественным голосом. Что в нем? Не только возмущение, но и робость: за розыгрыш, который придумали втроем, придется расплачиваться одному.

Сравнение этих двух тактик говорит о том, как важно уметь критически анализировать свое речевое поведение, вовремя находить альтернативные пути решения коммуникативных задач.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 6493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.