Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понимание




Процесс коммуникации строится на спонтанно развивающемся общении, т.е. на эвристической деятельности говорящего – слушающего.

Спонтанная речь подчинена смыслообразованию (образование новых связей слов по смыслу и выбор обусловливаются не только правилами русского языка, но и сугубо психологическим аспектом речи).

Реализация смыслов в речи представляет собой эвристический аспект речемыслительной деятельности говорящего – слушающего. То, как интерпретируют участники общения предмет мысли речи, какие из возможных признаков ему приписывают, в известном смысле принадлежит только данной ситуации общения.

Другому участнику коммуникации, чтобы понять речь партнера по общению, необходимо извлечь эти смыслы, т.е. приравнять языковые знаки приблизительно к тем же контекстуальным значениям, которые были отобраны для него говорящим.

Успех правильного отождествления смыслов также зависит не только от знания языка, но и от многих факторов, в частности от объема знаний и опыта общения в данной сфере, от того, как конкретно развертывается ситуация и т.п. Здесь также приветствуется эвристический компонент, не принадлежащий собственно системе языка, а относящийся к психологии речевого общения.

Точные операции отбора контекстуальных значений и отождествления смыслов высказываний продвигают общение вперед, обеспечивают его успех в целом. Проявлением успеха в общении является установление взаимопонимания.

Чтобы обеспечить взаимопонимание, человек должен уметь говорить особым образом, т.е. уметь трансформировать (преобразовывать) текст, в котором заложена информация, учитывая особенности собеседника. Кроме того, человек должен уметь слушать своего собеседника, расшифровывая смысл речи, опираясь на оценку особенностей восприятия мира своего собеседника.

Мысль человека, который хочет передать ее другому, объективируется в речи. Воспринимая речь, другой человек хочет ее понять, т.е. раскрыть значение и смысл тех языковых знаков, которые ему передаются. Именно смысловое значение является единицей, лежащей в основе понимания устной речи и письменного текста.

Смысл обычно рассматривается как ответ на поставленный вопрос. Понять некоторое высказывание – значит выяснить тот исходный вопрос, на который оно отвечает. То, что не отвечает ни на какой вопрос, лишено для нас всякого смысла.

Бесспорно, что вопросы в общении играют важную роль, выполняя функцию связующего звена между спрашивающим и отвечающим. Вопрос относится к таким видам информации, которые требуют прямой отнесенности к адресату, это способ непосредственного контакта людей.

Каждому вопросу предшествует не просто желание получить некоторую информацию, а стремление получить ее от вполне определенного адресата. Поэтому многие ученые считают, что все вопросы могут быть выражены как команды: «Кто стоит за дверью?» («Назовите человека, который стоит за дверью»), т.е. любой вопрос может быть трансформирован в требование ответа.

Вопрос – это обращение, требующее ответа; то или иное положение, обстоятельство как предмет изучения и суждения, проблема, задача, требующая решения.

Первый тип вопроса – информативный – требует воспроизведения прочитанного («Что такое…?», «Как называется…? и т.п.) и обращен прежде всего к памяти читателя.

Второй тип вопроса – проблемный – требует осмысления прочитанного, применения полученных знаний в новых условиях («Почему тексты получаются разные?»).

По характеру произнесения выделяются следующие типы вопросов: благожелательные, нейтральные, неблагожелательные и враждебные (провокационные). Например:

1) Один мальчик рассказал мне, что провел целую ночь в лесу. Его взял с собой отец, который был охотником.

- Что же тебе запомнилось? – ласково спросил я.

- Ночь была очень темная, а в небе сверкали звезды, - ответил мальчик.

2) Мама пришла с работы. Проходя мимо Мити, заглянула ему в глаза и спросила:

- Как дела? – и медленно двинулась на кухню.

- Нормально, - ответил тот.

3) - Не чересчур ли ты добряк? –

Так знаку Мягкому промолвил Твердый знак.

Знак Мягкий Твердому на это отвечал:

- Ты тверд и груб, как суковатый дуб.

По значению выделяются вопросы:

1. Выявляющие компетентность говорящего: - Не могли бы вы назвать любимых авторов?

2. Уточняющие, позволяющие получить дополнительные сведения о позиции говорящего: - В чем, по-вашему, смысл происходящего?..

3. Ведущие к договоренности и согласию: - Правильно ли я понял, что вы не хотите ничего менять?..

Следовательно, вопрос, его постановка и анализ – основной прием понимания, вытекающий из самой сути этого мыслительного процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.