Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приемы понимания речи




По своей природе вопрос есть особая форма мысли, стоящая между знанием и незнанием, представляющая переход от незнания к знанию. Например: «Почему корабль не тонет?» - спрашивает ребенок. В этом вопросе две части: то, что известно ребенку (он знает, что корабль не тонет), и то, что ему не известно (почему корабль не тонет). Необходимы сведения, раскрывающие причинно-следственные связи между тем, что корабль не тонет, и его устройством.

Обращение-вопрос предполагает сопряженный с ним речевой акт – ответ собеседника. Ответ – это всегда реакция на вопрос, а также второй элемент диалогического цикла: нет вопроса, нет ответа. Между вопросом и ответом существует довольно четкое соответствие по форме: «Почему?..» - «Потому что…», «Где?» - «Там…». Например: «Из каких частей слова состоит основа?» - «Она состоит из корня и аффиксов». Ответы часто выражаются повествовательными предложениями, иногда сильно свернутыми и неполными.

Слушатель (читатель) воспринимает текст через сигналы, его составляющие. Такими сигналами являются слова, словосочетания, предложения, связь между ними, интонация, порядок слов и другие средства. Все названные сигналы воздействуют на читателя или слушателя в процессе восприятия. Поэтому понимание текста зависит, во-первых, от умения человека воспринимать обращенные к нему сигналы, во-вторых, от умения на них реагировать.

Передача сообщения говорящим (пишущим) осуществляется порциями, целостными смысловыми кусками, а не целыми высказываниями. Соответственно и воспринимается: человек усматривает в любом осмысленном отрезке речи смысл, слушает или читает далее, усматривает дельнейший смысл в следующем отрезке речи и т.д. Второй акт восприятия либо прибавляет второй смысл к первому, либо приводит к тому, что первый смысл, взаимодействуя со вторым, как-то изменяется, но так или иначе происходит наращивание смыслов.

Речь состоит из множества микротем, и наращивание смысла происходит от встречи первого микроконтекста со вторым до встречи с последним. Весь этот процесс рефлексивен.

Рефлексия – это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления». Рефлексия лежит в основе понимания: смысл высказывания раскрыт только тогда, когда слушающий или читающий готов передать его содержание, его подтекст своими словами.

В процессе слушания или чтения происходит смысловой анализ, который состоит в том, что выделяются и соотносятся «смысловые вехи» - ответы на вопросы к каждой новой мысли. Этот анализ приводит к пониманию темы и основной мысли текста. Отсюда неизбежный вывод, что успех понимания зависит не только от особенностей текста, от доступности его содержания, но и от того, насколько человек владеет приемами аналитической работы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.