КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К социальным группам относятся
Основная литература 1. Бердюкина О.Г., В. А. Глазырин, А. В. Грибанкин и др.; отв. ред. В. А. Глазырин Социология: учебник для бакалавров М.,2012. 2. Волков Ю.Г. Социология: Учеб. для вузов. Издание 6-е. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009. 3. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб: Питер, 2007. 4. Кравченко А.И. Социология: Учебник для бакалавров М., Проспект, 2014. 5. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учеб. Для вузов. – 4-е изд. – М.: Акад. Проект, 2005. 6. Новикова С.С. Социология: История. Основы. Институционализация в России. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. 7. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2005.
Дополнительная литература
1.Бразевич С.С.История социологии. Начальный этап развития социологии. История социальных учений: Учебное пособие.- СПб.: СПбГИЭУ, 2006. 2.Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 224 с. 3.Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. Учебное пособие. – СПб.: Авалон. Азбука-классика, 2006. – 253 с. 4.Ковалев В.Н. Социология управления социальной сферой. Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2003. 5.Ксенофонтова Х.З. Социология управления. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2010. – 287 с. 6.Социология и психология управления. Монография /под ред. К.М.Оганяна. – СПб, СПбГИЭУ, 2010. - 257 с. 7.Социальные технологии управления обществом: региональный уровень /Под ред. Я.А.Маргуляна.-СПб.: СПбАУиЭ., 2010.- 436 с. 8.Управление качеством жизни /Под ред.В.В.Окрепилова.-СПб.: СПбАУиЭ., 2006. 9.Управление социальной сферой крупного города /Под ред. Я.А.Маргуляна.-СПб.: СПбАУиЭ., 2008.- 374 с.
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Преподавание дисциплины “Социология” является важной частью гуманитарной подготовки, определяющей становление личности будущего специалиста. Изучение дисциплины предполагает тесное взаимодействие трех форм обучения: лекций, семинаров, самостоятельной работы. Преподавание строится на основе достижений отечественной и зарубежной социально-политической мысли, передовой вузовской педагогики, анализа социально-политических событий и процессов. Взаимосвязь с другими дисциплинами основывается на знаниях, полученных в средних, средних специальных и высших учебных заведениях по таким дисциплинам как история отечества, обществоведение, философия, политология, культурология. Из общего бюджета времени на лекции приходится около 40% учебного времени. Лекции проводятся по узловым вопросам курса, носят проблемный, методологический характер и знакомят слушателей с основными этапами и направлениями развития социологической мысли, социальной структурой и организацией российского и современного западного общества, социальными институтами и процессами, проблемами социологии управления. В ходе подготовки и проведения семинарских занятий углубляются и закрепляются знания студентов по основным проблемам дисциплины. На семинарах студенты демонстрируют понимание социально-правовых норм социальной политики государства, учатся анализировать конкретные социальные явления в терминах социальной политики, осваивают технологии, методы и приемы обеспечения социальной безопасности личности. Особое внимание при этом уделяется развитию у студентов умений и навыков, необходимых для постоянной практической деятельности в различных сферах жизнедеятельности, потребности творчески применять полученные знания при организации работы с различными категориями людей. На занятиях применяются активные формы и методы обучения, проводится опрос, тестирование, по итогам которых выставляются оценки, что помогает контролировать качество знаний. Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с социологическими концепциями российских и зарубежных ученых, изучают тенденции развития современного российского общества, его социальных институтов и процессов, получают представление о методах эмпирических социологических исследований, исследуют специальные документы и дополнительную литературу по учебным темам, готовятся к докладам и ответам на вопросы для семинарских занятий. Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплине подразделяется на текущий и итоговый. Текущий контроль осуществляется устным опросом и письменным тестированием в ходе семинарских занятий. Итоговый контроль проводится в виде зачета. К зачету допускаются студенты, выполнившие требования учебной программы.
8. Методические рекомендации к семинарским занятиям по дисциплине «Социология» для студентов очной и очно-заочной формы обучения Методические рекомендации к семинару «ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ» Вопросы: 1. Социология, ее предмет и место в системе социогуманитарного знания. 2. Становление социологической науки. 3. Классические социологические теории. 4. Нетрадиционный тип научности. Материалистическое учение об обществе К.Маркса и Ф.Энгельса. 5.Специфика развития социологии в России. 6. Основные школы современной западной социологии. Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений: 1.Исторические, социально-экономические и научные предпосылки возникновения социологии. 2.Парадигма, предмет и структура социологического знания. 3.Судьбы отечественной социологии после 1917 г. 4.Анализ современных американских и западноевропейских социологических концепций. Литература 1.Бразевич С.С.История социологии. Начальный этап развития социологии. История социальных учений: Учебное пособие.- СПб.: СПбГИЭУ, 2006. 2. Галактионов А.А. Русская социология Х1-ХХ веков: Учеб. – СПб.: Лань, 2002. 3. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб: Питер, 2007. 4. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. СПб: Питер, 2006. 5. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учеб. Для вузов. – 4-е изд. – М.: Акад. Проект, 2005. 6. Новикова С.С. Социология: История. Основы. Институционализация в России. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. 7. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2005.
Методические рекомендации: В первом вопросе следует отметить, что социология как наука начала развиваться с середины Х1Х века. На протяжении истории ее предмет, функции, структура постоянно менялись.Как учебная дисциплина социология сформировалась с 90-х годов Х1Х века. Социология – это наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, его институтов, социальных отношений и социальных общностей. Основанием, на котором выстраивается «здание» социологии выступают такие понятия как «статус» и «роль». Статус определяет статическое положение человека, а роль – это динамическая характеристика статуса. Любой статус состоит из ролей, а те – из прав и обязанностей. Основой любого общества является его социальная структуракаксовокупность социальных институтов, социальных ролей и статусов. Социальными институтами выступают семья, производство, религия, образование, армия, государство, собственность. Особое внимание следует уделить раскрытию такого ключевого понятия для социологии как социальное. Социальное – это совокупность свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в их деятельности и проявляющаяся в их отношениях друг к другу в общественной жизни. Социальное явление или процесс возникает тогда, когда поведение даже одного человека оказывается под влиянием другого или их группы (общности). Далее необходимо определить объект и предмет социологии как науки, дать характеристику методов, используемых данной наукой, обосновать ее основные функции: познавательную, методологическую, идеологическую, критическую, прикладную, гуманистическую и прогностическую. Второй вопрос посвящен становлению социологической науки. Подобно тому, как математика, построенная на абстракциях, начиналась с геометрии, с измерения реальных объектов, так и социология находит свое начало в философских советах по различным житейским проблемам. Примером служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условий для деятельности с наибольшей пользой. Индийские тексты «Махабхараты» определяют порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей. Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы. Такие работы Платона, как «Государство» или «Законы», а также «Политика» Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов (государства, семьи, права). Они впервые поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу. Новый этап – эпоха Возрождения. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень – далеко не полный перечень великих средневековых ученых. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл весьма незначительную роль. Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на место человека в нем. Клод Гельвеций, Дени Дидро, Ж.Ж.Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки неравенства, выявлять роль религии в социальных процессах. Следует проанализировать социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. В третьем вопросе необходимо дать анализ классическому типу научности социологии, который был представлен такими видными социологами как О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм. Социология в качестве самостоятельной науки об обществе как целостной системе окончательно сформировалась в середине Х1Х века. История свидетельствует, что это произошло в 40-х годах Х1Хвека после опубликования французским философом, социологом, основателем школы позитивизмаО.Контом третьего тома его важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. О.Конт сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной. Его «позитивный метод» означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании. Причем данных надежных, проверенных, не вызывающих сомнения. О. Конт в соответствии со своими представлениями о развитии делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. Здесь он рассматривает основные общественные институты: семью, государство, религию с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамике развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества. Наиболее крупным представителем классического типа научности был французский социолог Э. Дюркгейм. В своих работах он разрабатывал новый социологический подход в понимании общества как социальной реальности. Его центральная категория – социальная солидарность.Все связи между людьми в обществе должны базироваться на ней. На поддержание социальной солидарности должно быть направлено разделение труда в обществе (под ним понимал профессиональную специализацию). Социальная солидарность может существовать лишь в высокоразвитом обществе, поскольку в нем возникает необходимость не только обмениваться результатами деятельности, но и выполнять взаимодополняющие функции. Четвертый вопрос связан с рассмотрением «понимающей социологии» Г. Зиммеля и М. Вебера. В основе нетрадиционного типа научности лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества. Отсюда признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознание) и наук о культуре (гуманитарного знания). Они отвергали в качестве предмета исследования такие понятия как «общество», «народ», «человечество», «коллективное» и считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид. Именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. М. Вебер различает понятия «ценностное суждение» и «отнесение к ценностям». Ценностное суждение всегда личностно и субъективно. Это какое-либо утверждение, которое связано с нравственной, политической или какой-либо другой оценкой. Отнесение к ценности – это процедура и отбора, и организации эмпирического материала. Г. Зиммель считал, что над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей. Этот мир ценностей существует по своим собственным законам, отличным от законов материального мира. Целью социологии является изучение ценностей самих по себе, как чистых форм. Главным инструментом познания у М.Вебера выступают «идеальные типы». Они не имеют эмпирических прообразов в самой реальности, а представляют собой мыслительные логические конструкции, создаваемые самим исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения наиболее типических черт реальности. М.Вебер разграничивает идеальный тип на исторический и социологический. Исторический идеальный тип отражает живую историю и на его основе формирует понятия, социологический же создает понятия как продукт деятельности ученого. Материалистическое учение об обществе К.Маркса и Ф.Энгельса представляет собой своеобразный синтез классического и неклассического типа научности в области социологии. Предметом социологии в марксизме является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и институтов. Наиболее важными принципами материалистического учения об обществе Маркса и Энгельса являются: признание закономерности общественного развития; открытие принципа детерминизма, т.е. признание существования причинно-следственных связей и зависимостей; утверждение о поступательном, прогрессивном развитии общества; выдвижение концепции развития общества как естественноисторического процесса; утверждение тезиса о том, что в обществе ничто не совершается иначе, как проходя через сознание людей. В пятом вопросе раскрывается специфика развития социологии в России. В России возникновение социологии было вызвано процессами, происходившими прежде всего в экономической сфере и потребовавшими знания об обществе как целостной взаимосвязанной системе. Можно выделить три основных этапа в ее становлении: 1-ый этап – с середины Х1Х века до 1918 года, 2-ой этап – с начала 20-х годов до конца 50-х годов, 3-й этап – с начала 60-х годов до наших дней. На первом этапе своего становления социология в России развивалась в рамках натуралистического и психологического направлений. К первому можно отнести школы географического детерминизма (Л.И.Мечников), органицизма (А.И.Стронин, П.Ф.Лилиенфельд). Географическая школа выделяла значимость географического фактора (климата, ландшафта, системы рек). Ведущего положения это направление не заняло, как и другое – органицизм. Это направление представляло общество («социальное тело») в качестве живого целостного организма и отождествляло социальное с биологическим. Считали социальную структуру общества аналогичной органам живого организма. Общество живет той же жизнью, что и все биологические организмы. Психологическое направление связано с развитием субъективной социологии П.Л.Лавровым и Н.К.Михайловским.П.Л. Лавровсчитал, что социология самым тесным образом связана с историей. История изучает формы проявления солидарности в обществе, социология – прогресс смены неповторяющихся явлений. Социологическому наблюдению подлежат: животные общества, в которых выработалось индивидуальное сознание; существующие формы человеческого общежития; общественные идеалы как основа солидарности и справедливого общества; практические задачи, вытекающие из стремления личности осуществить свои идеалы. Значительное внимание он уделял разработке теории общественного прогресса. По мнению П.Л. Лаврова сущность общественного развития состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкостью и динамичностью. Личность не только главная движущая сила общества, но и мерило общественного прогресса. Идеалом общественного развития является создание таких отношений, при которых бы были созданы предпосылки для ее всестороннего развития. Н.К. Михайловский считал, что нельзя относиться к обществу как к агрегату физических тел и явлений. По его мнению, история управляется стабильными законами, ведающими порядком и сменой фаз исторического движения. Внутри исторических фаз личность «ставит цели в истории» и двигает к ним события. Наряду с субъективной социологией, заметное место в этот период занимают работы М.М. Ковалевского, крупнейшего российского социолога и правоведа. Ковалевский активно использовал и развивал сравнительно-исторический метод. С его помощью он стремился выявить общее и особенное в социальных явлениях, определить главные причины изменений в различных сферах жизни общества. М.М. Ковалевский отстаивал положение о преходящем характере частной собственности. Происхождение классов он никак не связывал с возникновением государства. В его основе – рост плотности населения и возникающее на этой основе разделение труда. Параллельно с субъективной социологией и в борьбе с ней в России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными теориями: ортодоксальным марксизмом (Г.В. Плеханов и В.И. Ленин) и «легальным марксизмом» (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев и др.). Второй период развития социологической мысли в России связан с приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена степень по социологии. В 1919 году был учрежден Социологический институт. Развивается теоретическая социология в работах: П.Сорокина, Хвостова В.М., Бухарина Н.А. и др. Наиболее яркими представителями этого периода были П.Б.Струве и П.А.Сорокин. П.Б.Струвеявлялся представителем «легального марксизма». Он считал, что цель развития – всесторонне развитая личность, а общественная организация – средство достижения этой цели, если «современное культурное человечество» хочет идти путем прогресса. Примат экономики над социологией, политикой, правом является неверной точкой зрения, хотя значение экономики чрезвычайно велико. При решении любых политических вопросов необходимо исходить из признания естественных, неотъемлемых прав личности. Единственно возможной формой общественного прогресса является путь реформ. Революции меняют только политическую надстройку, несут насилие, а реформы решают вопросы хозяйственной и экономической жизни страны. П.А.Сорокин выделяет три типа культуры, лежащих в основе исторического процесса: чувственную, где преобладает непосредственное чувственное восприятие; идеациональную – в основе рациональное мышление; идеалистическую – господствует интуитивный вид познания. Каждая система «истин» воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений. Основой социального анализа считал социальное поведение, социальное взаимодействие. Сами социальные группы делятся им на организованные и неорганизованные. Главное внимание сосредоточил на иерархии организованных групп. Внутри групп находятся страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Считал, что общество без расслоения и неравенства – миф. Формы стратификации, расслоение людей можно смягчать или ужесточать, но нельзя отменить. П.А.Сорокин значительное внимание в своем творчестве уделил рассмотрению проблем социальной мобильности. Третий этап – этап возрождения социологии как науки, начинается с конца 50-х годов на волне «хрущевской оттепели». Следует остановиться на развитии социологических взглядов в СССР и России. В шестом вопросе анализируются основные школы современной западной социологии. Наибольшее развитие социологические исследования получили в США. Исследователи социологии считают, что если в Х1Х веке центром социологической мысли была Западная Европа, то, начиная с 20-х годов ХХ века, США прочно удерживают позиции лидера в мировой социологии. Целесообразно подготовить фиксированные сообщения с характеристикой современных западных социологических школ и направлений. Тесты для закрепления материала: 1.Социология – это наука о: а) человеке, его психологических и нравственных основах; б) развитии общества, социальных отношений и общностей; в) взаимодействии общества, природы и человека. 2.Как называется функция социологии, которая реализуется в выработке научных знаний об обществе? а) прогностическая б) методологическая в) критическая г) гносеологическая 3.Какой социальный статус является приписываемым статусом? а) лидер партии б) священнослужитель в) потомок дворянского рода г) директор учреждения 4.Какая из характеристик индивида определяет его социальный статус? а) старший сын б) любимый сын в) упрямый сын г) заботливый сын
1) сословия 2) партии 3) общественные движения 4) все вышеперечисленное 6. В каком веке социология оформилась как наука: а) в XVII; б) в XVIII; в) в XIX; г) в XX? 7. Что, по мнению Т. Гоббса, обеспечивает единство общества: а) государство; б) добровольное согласие людей; в) мораль; г) религия? 8. Какая концепция принадлежит Ж.-Ж. Руссо: а) общественного договора; б) общественного насилия; в) общественного призрения; г) общественного согласия?
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |