Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как возникает социальный порядок согласно П. Бергеру и




Какие факторы в развитии общества считали главными

Ш. Монтескье и современные ему французские философы:

а) моральные;

б) научные;

в) природные;

г) стихийные?

10. Какую стадию развития человеческого духа не выделял О. Конт:

а) естественную;

б) метафизическую;

в) научную;

г) теологическую?

11. Какой метод О. Конт считал определяющим для социологии:

а) исторический;

б) логический;

в) психологический;

г) статистический?

12. Какую идеологию исповедовал Г. Спенсер:

а) анархизм;

б) интеракционизм;

в) либерализм;

г) тоталитаризм?

13. Приверженцем какого методологического направления был Э. Дюркгейм:

а) агностицизм;

б) социальный номинализм;

в) социальный реализм;

г) социалистический реализм?

14. Как предлагал рассматривать социальные факты Э. Дюркгейм:

а) как вещи;

б) как процессы;

в) как структуры;

г) как явления?

15. Что такое «аномия»:

а) отклоняющееся поведение;

б) социальная болезнь;

в) ценностно-нормативный вакуум;

г) эстетическое уродство?

 

16. Какой тип социального действия не рассматривал М. Вебер:

а) аффективное;

б) эффективное;

в) целерациональное;

г) ценностно-рациональное?

17. Кто считается основателем формальной социологии:

а) М. Вебер;

б) Э. Дюркгейм;

в) Г. Зиммель;

г) Г. Спенсер?

18. Как Г. Зиммель трактовал историческую истину:

а) как отражение исторической действительности;

б) как результат человеческого понимания;

в) как результат борьбы классов;

г) как случайный результат разнокачественных взаимодействий?

19. Какой вид подчинения не выделял Г. Зиммель:

а) внутреннему побуждению;

б) группе;

в) закону;

г) личности?

20. Какой тип культуры не рассматривается П. Сорокиным:

а) идеалистический;

б) идеациональный;

в) материалистический;

г) чувственный?

21. Как П. Сорокин определял социальную стратификацию:

а) совокупность социальных классов;

б) совокупность взаимодействующих общественных групп;

в) дифференциацию некоторой совокупности людей на классы в иерархическом ранге;

г) иерархическое подразделение членов общества в зависимости от объема их социального капитала?

22. Какое важнейшее понятие лежит в основе теории Т. Парсонса:

а) социальное действие;

б) социальный институт;

в) социальная структура;

г) социальная стратификация?

23. Какую подсистему Т. Парсонс считал ответственной за обеспечение единства общества:

а) культурную;

б) политическую;

в) социальную;

г) экономическую?

 

 

24. Что является важнейшим механизмом легитимации по П. Бергеру и Т. Лукману:

а) первичные знания;

б) рудиментарные теоретические утверждения;

в) явные теории легитимации;

г) символические универсумы?

Т. Лукману:

а) в силу институционализации поведенческих схем;

б) устанавливается государством;

в) постепенно создается в повседневной жизни;

г) конструируется индивидами?

26. Какой подход использует Н. Луман:

а) логико-математический;

б) эмпирико-статистический;

в) системно-теоретический;

г) качественно-социологический?

27.Что не было присуще дореволюционной российской социологии:

а) использование достижений других социальных наук;

б) участие в общественной жизни;

в) использование результатов зарубежных социологов;

г) склонность к построению «башни из слоновой кости»?

28. Кто считается автором первого российского сочинения по социологии политики:

а) М. Ковалевский; б) Г. Плеханов;

в) А. Стронин; г) Б. Чичерин?

 

Методические рекомендации к семинару «СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ В РОССИИ»

Вопросы:

1. Общество как целостная социокультурная система.

2.Социальная структура общества: типы и основные элементы.

3.Понятие и содержание социальной стратификации и социальной мобильности.

4.Социальная структура современного российского общества, динамика его изменений.

Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:

1. Неравенство и стратификация современного и традиционного обществ: сравнительное исследование.

2. Анализ социальной структуры современного американского общества.

3. Средний класс на Западе и в России: социальные границы, тенденции развития.

4. Богатство и бедность в современной России.

5. Социальная мобильность в России.

Литература

1. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб: Питер, 2007.

2. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. СПб: Питер, 2006.

3. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учеб. Для вузов. – 4-е изд. – М.: Акад. Проект, 2005.

4. Новикова С.С. Социология: История. Основы. Институционализация в России. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.

5. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2005.

6. Полозов В.Р. Социальное развитие: тенденции современного российского общества. - СПб., 2004.

7. Управление качеством жизни /Под ред.В.В.Окрепилова.-СПб.: СПбАУиЭ., 2006.

8. Управление социальной сферой крупного города /Под ред. Я.А.Маргуляна.-СПб.: СПбАУиЭ., 2008.- 374 с.

 

Методические рекомендации:

Первый вопрос посвящен рассмотрению общества как целостной социокультурной системы. Необходимо дать определение данного понятия, раскрыть основные его элементы и признаки.

Изучая общество, выделяют, прежде всего, социальные элементы. Это – человеческий индивид, семья, класс, социальный слой, национальная общность, государство и другие социально значимые структуры. Однако общество – это социокультурный мир, т.е. мир не только социальных, но и культурных элементов (воспитание, образование, традиции, обычаи, художественная культура, факторы производства, распространения, хранения и потребления культуры). Нельзя рассматривать ни одного социального элемента, из составляющих общество, без воздействия на социум любого из перечисленных элементов культуры.

Основными функциями общества как социокультурной системы являются: гарантия и защита социального поля всех подсистем, особенно личности, в границах общества; разработка стандартизированных норм и духовных ценностей развития в виде структурированных ролей; объективная связь с процессом социализации; осуществление социального контроля и согласования деятельности социальных элементов с функционирующей системой.

Отдельно следует остановиться на типологии обществ: с точки зрения наличия письменности; уровней управления и степени социальной дифференциации; способа производства.

Во втором вопросе следует раскрыть генезис взглядов социологов и философов на социальную структуру общества, определить ее сущность и содержание, рассмотреть закон социального неравенства, а также исследовать социальные процессы, социальные отношения и их роль в формировании социальной структуры общества.

Целесообразно рассмотреть основания определения социальной структуры общества: формы собственности; состояние общественного труда; территориально-поселенческое основание; этническое, семейное, демографическое и нормативное основания. Особое внимание следует уделить определению типов, видов социальных структур и критериев их выделения, проанализировать основные элементы социальной структуры.

Третий вопрос посвящен анализу содержания социальной стратификации и социальной мобильности. Необходимо вычленить понятие социальной стратификации в концепции П.А. Сорокина, рассмотреть структурный функционализм и конфликтные теории о возникновении, структуре общественного неравенства и формировании социальной стратификации (М. Вебер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс).

Особое внимание необходимо сосредоточить на определении социальной стратификации как совокупности расположенных в вертикальном порядке социальных слоев в соответствии с различным престижем, собственностью и властью. Социальная стратификация означает не просто различное положение в обществе отдельных индивидов, семей или целых страт, но именно неравное их положение. Неравенство – это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Стратификация как важнейший элемент общественной жизни тщательно изучается с помощью объективного и субъективного методов.

Важнейшими измерениями социальной стратификации являются: отношение к собственности, власти, размеры доходов, богатство, престиж, образование, профессия, квалификация, социальные нормы, модели поведения. Основными понятиями стратификационного анализа выступают: социальный класс, социальный слой, социальная группа.

Социальная стратификация непосредственно связана с социальной мобильностью, представляющей собойсовокупность социальных перемещений в обществе, т.е. изменений своего статуса. Следует подробно остановиться на видах (межпоколенной и внутрипоколенной) и типах (вертикальной и горизонтальной) социальной мобильности, а также индивидуальной и групповой мобильности. Каналами социальной мобильности являются: школа, армия, церковь, политические и профессиональные организации; институты, производящие и распределяющие ценности; семья и брак. Нужно остановиться на понятии маргинальности и ее типах: экономической, политической, религиозной; естественной, предписанной, экстремальной.

Четвертый вопрос посвящен рассмотрению социальной структуры современного российского общества, динамики его изменений. Следует проанализировать социально-экономические реформы 80-90-х годов ХХ века и становление в современной России социальной структуры нового типа, основания и важнейшие характеристики социальной стратификации в стране на рубеже XX - XXI веков.

 

Тесты для закрепления материала:

1. Какое из положений принадлежит теориям социальной эволюции?

а) революции являются "локомотивами истории"

б) оптимальными являются постепенные социальные изменения

в) взрывные социальные изменения являются неизбежными

г) хаос является естественным состоянием общества

2. Социология изучает общество с позиции взаимозависимостей всех общественных явлений. Как называется такой подход?

а) функциональный

б)структурный

в) коллективистский

г)системный

3. Какая социальная теория объясняет развитие общества как однолинейный и однонаправленный поступательный процесс?

а) теория культурно-исторических типов обществ (Н.Я. Данилевский)

б) теория социально-экономических формаций (К. Маркс)

в) теория цикличного развития народов (А. Тойнби)

г) теория элит (Г. Моска)

4.Какой термин следует применить для определения всех форм и способов жизнедеятельности людей и ее результатов (материальных и духовных)?

а) образование

б) культура

в) наука

г) искусство

5.Что признается причиной социальных изменений в материалистических социальных концепциях общества?

а) природно-географические факторы

б) духовные ценности

в) деформации в социальной системе

г) противоречия в способе производства

1. Какой признак является определяющим для такой этнической общности как народность?

а) общность языка

б) общность традиций

в) общность территории

г) общность экономики

7. Каких социальных общностей не бывает:

а) виртуальных;

б) номинальных;

в) реальных;

г) мнимых?

8.Что является важнейшим признаком социальной стратификации:

а) авторитет;

б) иерархия;

в) власть;

г) харизма?

 

 

9. Какой из этих статусов является аскриптивным:

а) математик;

б) руководитель;

в) отец;

г) негр?

10. Каков основной статус А. С. Пушкина:

а) арап;

б) дворянин;

в) кавалер;

г) поэт?

11. Какой главный критерий социальной стратификации использует П. Бурдье:

а) доход;

б) власть;

в) престиж;

г) образование?

12. Какой из этих признаков М. Вебер не включал в число критериев стратификации:

а) богатство;

б) власть;

в) престиж;

г) титул?

13. Какая из стратификационных систем не использует прямого насилия:

а) физико-генетическая;

б) рабовладельческая;

в) этакратическая;

г) классовая?

14. К какому типу стратификационной системы относилось советское общество:

а) этакратическому;

б) социально-профессиональному;

в) культурно-символическому;

г) культурно-нормативному?

15. Какой из этих способов соотношения понятия класса и слоя не используется:

а) как синонимы;

б) как антонимы;

в) класс как частный случай слоя;

г) класс только в связи с конфликтом, слой — более общее понятие?

16. Как можно перевести термин «стратификация»:

а) расслоение;

б) соотношение;

в) предпочтение;

г) упорядочение?

17. Кто внес наибольший вклад в теорию социальной мобильности:

а) П. Бурдье;

б) М. Вебер;

в) Э. Дюркгейм;

г) П. Сорокин?

18. Какое измерение не применяется к социальной мобильности:

а) горизонтальная — вертикальная;

б) восходящая — нисходящая;

в) индивидуальная — групповая;

г) классическая — современная?

19. К какому типу социальной мобильности относится изменение положения научных работников в современной России по сравнению с СССР:

а) индивидуальная восходящая;

б) индивидуальная нисходящая;

в) массовая восходящая;

г) массовая нисходящая?

20. Чему противопоставляет гражданское общество Т. Гоббс:

а) граду Божьему;

б) государству;

в) семье;

г) естественному состоянию?

 

Методические рекомендации к семинару «СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА»

Вопросы:

 

1. Формирование социальных институтов и их институционализация.

2. Типология социальных институтов.

3. Институт как нормативная система и социальная организация.

4. Динамика социальных институтов и их жизненный цикл.

 

Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:

 

1.Явные и латентные функции социальных институтов.

2.Особенности процесса институционализации в кризисном обществе.

3.Образование как социальный институт общества, его эволюция и формы.

4.Студенческая семья как объект социологических исследований.

5.Средства массовой информации как социальный институт.

6.Социологический портрет бюрократа.

 

Литература:

1. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб: Питер, 2007.

2. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. СПб: Питер, 2006.

3. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учеб. Для вузов. – 4-е изд. – М.: Акад. Проект, 2005.

4. Новикова С.С. Социология: История. Основы. Институционализация в России. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.

5. Полозов В.Р. Социальное развитие: тенденции современного российского общества. - СПб., 2004.

6. Управление качеством жизни /Под ред.В.В.Окрепилова.-СПб.: СПбАУиЭ., 2006.

7. Управление социальной сферой крупного города /Под ред. Я.А.Маргуляна.-СПб.: СПбАУиЭ., 2008.- 374 с.

8. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2005.

 

Методические рекомендации:

 

Первый вопрос связан с рассмотрением процессов формирования социальных институтов и их институционализацией. Социальный институт выступает как ведущий компонент социальной структуры общества, вбирающий в себя и координирующий деятельность людей, упорядочивающий социальные отношения во всех сферах общественной жизни.

В наиболее общем виде социальный институт представляет собой: ролевую систему, включающую нормы и статусы; совокупность обычаев, традиций и правил поведения; формальную и неформальную организации; совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений; определенный комплекс социальных действий. Социальные институты формируются многие тысячелетия в процессе культурной эволюции человечества. Они помогают личности и обществу приспосабливаться к окружающей реальности. К основным видам социальных институтов относятся: семья и брак, образование, религия, право, средства массовой информации, государство.

Важную роль в генезисе социальных институтов играет институционализация – процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему для удовлетворения общественных потребностей.

Следует обратить внимание на рассмотрение признаков и внешних свойств социальных институтов. В данном контексте основными признаками социальных институтов являются: установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, субординация в государстве); символические культурные признаки (флаг, обручальное кольцо, крест, икона); утилитарные культурные черты (дом для семьи, общественное здание для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и аудитории для Вуза, храмы для религии); устный и письменный кодекс (запреты, правовые гарантии, законы, правила); идеология (демократия, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или ислам в религии). Данные признаки добавляются еще и внешними свойствами. К ним можно отнести объективность, принудительность, моральный авторитет и легитимность.

Целесообразно остановиться на рассмотрении этапов процесса институционализации: возникновении потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий; разработке и принятии социальных норм, правил и процедур; материальном и символическом оформлении возникшей институциональной структуры.

Во втором вопросе исследуется типология социальных институтов.Главными, фундаментальными институтами выступают потребности: в воспроизводстве рода (институт семьи и брака); в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство); в добывании средств существования (экономические институты, производство); в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования, науки и культуры); в решении духовных проблем, смысла жизни (институт идеологии, религии).

Неосновные институты возникают внутри главных институтов в виде практик, методов, приемов. В экономических институтах сюда относятся – конвертация валюты, защита собственности, маркетинг, рынок и т.д. В институте семьи и брака – отцовство и материнство, родовая месть, наследование и др. В отличие от основных институтов неосновные выполняют специализированную задачу - обслуживают конкретный обычай или потребность.

Особого внимания заслуживает анализ функций социальных институтов. Сюда относятся универсальные функции,охватывающие все стороны жизни общества по удовлетворению важнейших жизненных потребностей общества в обеспечении безопасности, уровня и качества жизни, духовных запросов (социализация людей; регулятивная; интегративная; коммуникативная функции и др.).

Важную роль играют также и специфические функции,охватывающие деятельность лишь определенных институтов: воспроизводство населения (институт семьи); добывание средств существования (институт производства); наведение порядка в обществе (государство); открытие и передача новых знаний (наука и образование); отправление духовных ритуалов (культура и религия). Функции институтов постоянно изменяются в истории развития мировых цивилизаций. Они могут изменяться в объеме, трансформироваться, переходить друг к другу.

Целесообразно остановиться и на анализе дисфункций,их содержании, качественных характеристиках и реализации в различных общественно-политических системах, взаимодействии и развитии социальных институтов, тенденции их сегментации, определении тотальных институтов.

Третий вопрос связан с рассмотрением института как нормативной системы и социальной организации. В нормативной системе все элементы должны быть согласованы и взаимоувязаны. Социальный институт как нормативная система представляет собой сложную конфигурацию обычаев, нравов, условностей, этикета, традиций, предписанных норм. Следует подробно остановиться на каждом из данных компонентов и показать динамику их развития в условиях трансформационных изменений современного российского общества.

Социальные институты следует рассматривать не только как нормативную систему, но и социальную организацию. Любая социальная организация имеет иерархию, т.е. систему вертикально расположенных сверху вниз позиций, при которых нижние контролируются и подчиняются верхним. Любая социальная организация в миниатюре напоминает общество со своими ролями, типами и формами распределения власти, лидерства, престижа, карьеры, правил поведения и сложившихся традиций и обычаев.

В четвертом вопросе необходимо проанализировать динамику социальных институтов и их жизненный цикл, включающий три фазы: зарождение, фазу эффективности и фазу дезорганизации. Особое внимание нужно уделить проблемам эволюции социальных институтов и их функционированию. Данную динамику и жизненный цикл институтов можно проследить на примере производства, семьи, религии, политики, образования.

 

Тесты для закрепления материала:

1. Чего не требуется для возникновения социального института:

а) всенародного голосования;

б) культурной среды;

в) потребности;

г) ресурсов?

2. Какие функции социальных институтов Р. Мертон назвал латентными:

а) замедленные

б) реальные;

в) отсроченные;

г) скрытые?

3. Что не является социальным институтом:

а) авторитет;

б) религия;

в) семья;

г) образование?

 

 

4. Какую семью называют нуклеарной:

а) включающую только родителей и детей;

б) состоящую из однополых партнеров;

в) молодоженов, живущих отдельно от родителей;

г) где муж и жена — специалисты в области ядерной физики?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.