Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Почему невозможно дать единое исчерпывающее определение




С какой основной проблемой сталкивается российская система

образования:

а) необходимость пересмотра ряда учебных программ;

б) нехватка учителей;

в) недостаточное финансирование;

г) нежелание учиться?

6. К какому типу экономической системы принадлежала экономика бывшего СССР:

а) частное предпринимательство, ориентированное на потребителей;

б) частное предпринимательство с элементами государственного регулирования;

в) государственное предпринимательство, в котором цены определяются спросом;

г) государственное предпринимательство на основе централизованного планирования?

2. Какой социальный институт выполняет репродуктивную функцию?

а) образование

б) государство

в) семья

г) религия

8. Какие отношения в рамках семьи называют «браком»?

а) недоброкачественные и недружелюбные;

б) связывающие родителей и детей;

в) связывающие супругов правами и обязанностями;

г) объединяющие всех членов семьи.

9. Чем характеризуется полигамный брак?

а) объединением в одной семье нескольких поколений;

б) наличием большого количества детей;

в) предварительной договоренностью родителей супругов;

г) наличием у человека нескольких супругов/супруг.

10. Как с позиций распределения власти в семье можно определить матриархат?

а) доминирование мужчин;

б) власть детей;

в) доминирование женщин;

г) власть старушек.

11. Какие функции семья не должна выполнять как особый социальный институт?

а) экономические;

б) политические;

в) воспитательные;

г) репродуктивные.

12 .В каком значении религия выступает как социальный институт?

а)система взглядов на мир и человека

б) система отношений между верующими

в) система догматов

г) система канонических обрядов

13.Какой термин следует применить для определения всех форм и способов жизнедеятельности людей и ее результатов (материальных и духовных)?

а) образование

б) культура

в) наука

г) искусство

культуры:

а) потому что для этого недостаточно знаний;

б) потому что это приведет к конфликту между отстаивающими разные точки зрения социологами;

в) потому что это никому не нужно;

г) потому что любое сложное понятие многоаспектно, представляет собой синтез многих определений?

15. К какому виду культуры относятся телесериалы «Папины дочки» и др.:

а) высокая;

б) массовая;

в) народная;

г) элитарная?

16.Процесс активного воздействия молодежи как социально-демографической общности на общество в целом, при котором молодежь как бы создает общество, называется:

а) социализацией;

б) инфантилизацией;

в). депривацией;

г). ювентизацией.

 

Методические рекомендации к семинару «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Вопросы:

 

1. Личность как субъект социальной жизни и основные факторы ее развития.

2. Понятие, формы и институты социализации личности.

3. Причины и социальная сущность девиантного поведения.

4. Основные способы социального контроля девиантного поведения.

 

Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:

 

1. Субъективистские и объективистские трактовки роли и места личности в общественной жизни.

2. Личность и общество: проблема их оптимального взаимодействия.

3. Свобода личности: либеральная, диалектическая и вариативная трактовки вопроса.

4. Отчуждение личности: исторические этапы, формы, пути преодоления.

5. Новые тенденции взаимодействия личности, общества и природы в современных условиях.

6. Индивидуализм и коллективизм как принципы воспитания и самовоспитания личности.

7. Стратегия выживания личности в кризисных условиях.

8. Молодежная преступность: причины и способы преодоления.

Литература:

1.Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб: Питер, 2006.

2.Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. Учебное пособие. – СПб.: Авалон. Азбука-классика, 2006. – 253 с.

3.Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. СПб: Питер, 2006.

4.Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учеб. Для вузов. – 4-е изд. – М.: Акад. Проект, 2005.

5.Новикова С.С. Социология: История. Основы. Институционализация в России. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.

6.Управление качеством жизни /Под ред.В.В.Окрепилова.-СПб.: СПбАУиЭ., 2006.

7.Управление социальной сферой крупного города /Под ред. Я.А.Маргуляна.-СПб.: СПбАУиЭ., 2008.- 374 с.

8.Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2005.

 

Методические рекомендации:

 

В первом вопросе необходимо рассмотреть понятия: «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», проанализировать биологическое и социальное в развитии человека, дать характеристику личности как субъекта социальной жизни, показать специфику социологического подхода к изучению личности.

Для анализа возникновения и развития личностных черт следует разделить и дать социологический анализ основных факторов, оказывающих влияние на формирование личности: биологической наследственности, физическому окружению, культуре, групповому опыту, уникальному индивидуальному опыту.

Во втором вопросе анализируются проблемы социализации личности. Социализацияпредставляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности. Социализация - это процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.

Необходимо проанализировать основные концепции социализации: теории врожденного поведения и детерминирующей роли среды, теорию деятельностной природы сознания и поведения К. Маркса, психоаналитическую теорию социализации З. Фрейда, К. Юнга; стадиальную теорию социализации Ж. Пиаже, М. Мида, Ч. Кули; процесс социализации в теории символического интеракционизма Дж. Мида; теорию фундаментальных потребностей, лежащих в основе мотивации личности (А. Маслоу, К. Левин).

Представляет интерес исследование первичной и вторичной социализации, а также его институтов. Выделяются следующие стадии социализации как процесса освоения ролей: имитация – механическое повторение наблюдаемых действий; игра – переход из роли в роль, отстранение от сыгранной роли; групповое членство – освоение своей роли, но глазами группы, когда работает мнение других людей, т.е. осознание ролевого соответствия игрока как бы извне.

Третий вопрос посвящен изучению причин и социальной сущности девиантного поведения. Необходимо проанализировать взаимосвязь понятий «девиантное поведение» и «делинквентное поведение», дать их характеристику. Характерной чертой девиантного поведения выступает культурный релятивизм,т.е. относительность любых социальных норм.

Девиантное поведение подразделяется на две группы: поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии и поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития. Формами девиантного поведения являются: пьянство и алкоголизм; наркомания; преступность; самоубийство; проституция; азартные игры; психические расстройства; гомосексуализм.

Следует особо остановиться на анализе причин девиантного поведения группы риска: социальном неравенстве, приводящем к маргинализации значительного количества населения; ухудшению демографических показателей общества; морально-этическому фактору; влиянию окружающей среды, которая благосклонно относится к проявлению девиантного поведения; роли семьи, позитивно или негативно влияющей на детей и подростков.

Отдельно следует исследовать проблемы преступности, ее характерные особенности, виды, причины возрастания в условиях перехода России к рыночным отношениям.

Четвертый вопрос предполагает анализ основных способов социального контроля девиантного поведения. Целесообразно остановиться на роли права в системе социального контроля, агентах формального и неформального контроля, внешнем контроле и самоконтроле, общественном мнении как механизме социального контроля.

Основными способами социального контроля являются: адекватность методов и средств воздействия на личность конкретным видам девиантного поведения; существенное сужение репрессивных мер воздействия; создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи населению; нравственное возрождение и духовное развитие общества и граждан; контроль за деятельностью средств массовой информации, недопущение показа сцен, пропагандирующих жестокость и безнравственность; подготовка соответствующих кадров социологов, социальных работников, воспитателей, психологов.

 

Тесты для закрепления материала:

1.Какое положение о природе человека отражает биологизаторский подход?

а) определяющими являются врожденные свойства индивида б)определяющей является социальная среда

в)врожденные свойства изменяются усилиями самого индивида

г) биопсихические факторы не являются определяющими

2.Что является проявлением социальной сущности человека?

а).зависимость от взрослых особей

б).выражение чувств, эмоций

в).невозможность реализовать себя вне общества

г).способность к восприятию и передаче информации

 

 

3. Почему «Маугли» — не более чем сказка:

а) такую задачу ставил перед собой Р. Киплинг;

б) так воспринимают эту книгу дети;

в) в действительности должен был победить Шер-Хан;

г) лишенные социализации дети не способны к жизни в обществе?

4. Что не изучается социологией личности:

а) отношения личности и общества;

б) ее социально-типические свойства;

в) ее биологическая основа;

г) ее отношения с другими индивидами?

. 5. Как рассматривается личность в социологии М. Вебера:

а) как пассивный объект;

б) как активный субъект;

в) как проекция общественных отношений;

г) вообще не рассматривается?

6. Что определяет человеческую природу с точки зрения социологии:

а) инстинкты;

б) интересы;

в) мотивы;

г) социализация?

7.Какое из приведенных ниже суждений о личности можно считать корректным с социологической точки зрения:

а) у личности есть тело и душа;

б) личность существует с момента рождения;

в) ценности определяют поведение личности;

г) инстинкты полностью определяют поведение личности?

8. Что такое «отраженное Я»:

а) то, что человек видит в зеркале;

б) представление человека о себе на основе учета мнений других людей;

в) представление других людей о человеке;

г) теоретическое описание индивида как личности?

9.Какие из этих потребностей А. Маслоу считал потребностями самого высокого порядка:

а) витальные (еда, сон, секс, убежище);

б) в принятии и общении (стремление получить признание и оценку, найти свое место в социальной группе);

в) в понимании и любви (необходимость любить и быть любимым, понимать других людей);

г) в саморазвитии, самосовершенствовании и творческой самореализации?

 

 

10.Что такое модальная личность:

а) среднестатистический тип для данного общества;

б) общественно признанный идеал;

в) непременный результат социализации;

г) образец для подражания модников?

11.В каком обществе индивиды составляют его неотъемлемую часть:

а) коммунальном;

б) фашистском;

в) утопическом;

г) эпикурейском?

12.Перечислите функции, которые выполняет социализация в обществе. Относятся ли к ним следующие:

а) введение индивида в мир культуры данного общества;

б) контроль за распределением материальных ресурсов в обществе;

в) создание условий эффективной совместной деятельности людей;

г) создание норм социальной мобильности и порядка?

13.Что понимается под социализацией:

а) обобществление собственности;

б) становление социалистического государственного устройства;

в) создание новой социальной общности;

г) освоение индивидом социальных ролей?

14.Что из нижеперечисленного не входит в концепцию «зеркального Я» Ч. Кули:

а) представление о восприятии нас другими людьми;

б) представление о реакции других людей на нас;

в) воздействие реакции других на наше поведение;

г) копирование поведения других в своих действиях?

15. Какую стадию развития личности не выделял Дж. Мид:

а) игра;

б) коллективная игра;

в) имитация;

г) мистификация?

16.Что не является психологическим механизмом социализации:

а) имитация;

б) идентификация;

в) гордость;

г) стыд?

17. Обязательно ли девиантное поведение является преступным:

а) да;

б) нет;

в) только в тоталитарном обществе;

г) только с точки зрения конфликтологической теории?

18.Какой элемент не выделяется при анализе девиации:

а) субъект;

б) социальная норму;

в) отношение субъекта к норме;

г) референтная группа, реагирующая на отклонение от нормы?

19.Какой метод социального контроля девиации не рассматривал Т. Парсонс:

а) изоляцию;

б) изгнание;

в) обособление;

г) реабилитацию?

20.Какая форма социальной деформации является аномией?

а).смена государственной формы правления

б).принятие нового закона

в).легальная борьба партии за власть

г). проведение референдума

21.Кто такой маргинал:

а) приверженец крайних политических взглядов;

б) деклассированный элемент;

в) человек, покинувший одну социальную общность и не примкнувший к другой;

г) человек, утративший адекватное представление о реальности?

 

 

Методические рекомендации к семинару «МЕСТО И РОЛЬ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Вопросы:

1. Сущность и содержание социологии управления.

2. Основные этапы формирования социологии управления.

3. Лидеры и лидерство в управлении.

4. Конфликты в управлении и управление конфликтами.

 

Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:

1. Политический конфликт и способы его разрешения.

2. Социальные конфликты в основных сферах жизни общества.

3. Возникновение и динамика социального конфликта.

4. Конфликты и конфликтный потенциал в современной России.

5. Классификации типов лидера.

Литература:

1. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 224 с.

2. Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. Учебное пособие. – СПб.: Авалон. Азбука-классика, 2006. – 253 с.

3. Ковалев В.Н. Социология управления социальной сферой. Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2003.

4. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб: Питер, 2007.

5. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. СПб: Питер, 2006.

6. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учеб. Для вузов. – 4-е изд. – М.: Акад. Проект, 2005.

7. Управление качеством жизни /Под ред.В.В.Окрепилова.-СПб.: СПбАУиЭ., 2006.

8. Управление социальной сферой крупного города /Под ред. Я.А.Маргуляна.-СПб.: СПбАУиЭ., 2008.- 374 с.

9. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2005.

 

Методические рекомендации:

 

Сущность и содержание социального управления рассматривается в п ервом вопросе. Следует определить, что является объектом и предметом исследования в менеджменте, социологии и социологии управления. Важно подчеркнуть, что в своих исследованиях социология управления взаимодействует со многими научными дисциплинами: экономикой, менеджментом, социальной психологией, социологией труда, социологией политики, стратегией социального управления, социологией организации и др. Так, в отличие от менеджмента, социология управления изучает производственную деятельность людей как носителей совокупных общественных отношений, анализирует мотивы желания и ценностные ориентации индивидов в процессе производства, определяет условия и факторы производственной среды, вырабатывает прогрессивные методы организации управления, принятия решений на различных уровнях управленческой деятельности, организует систему рабочего режима, разрабатывает возможности профессионального перемещения и совмещения на рабочих местах и т.п.

В наиболее общем виде социология управления как часть общей социологии, изучает закономерности, формы и методы целенаправленного воздействия на социальные структуры и процессы, исследует механизм социальных изменений, закономерности социальных действий и поведение в системах управления.

Социология управления исследует: органы управления с точки зрения функционирования их в качестве социальных систем (подбор, расстановка, воспитание управленческих кадров, отношений, складывающихся между людьми в процессе управления); постановку и реализацию социальных целей управления с точки зрения социальных критериев (анализ социальных последствий принимаемых управленческих решений, разработка системы учета интересов, мнений и предложений людей); проблемы воздействия на управляемые подсистемы (вопросы дисциплины, ответственности, исполнительности); вопросы внутригруппового регулирования и социальную самоорганизацию (вопросы лидерства, конфликтологии).

Социология управления выступает как прикладная наука в сфере индустриальной социологии. Она изучает различные управленческие структуры в обществе, системы и механизмы в сфере общественного производства. Изучаются ею различные методы и принципы стимулирования и мотивации трудовой деятельности.

Во втором вопросе, посвященном генезису формирования социологии управления, следует остановиться на характеристике социально-экономических условий и предпосылок, позволяющих поставить на рубеже Х1Х-ХХ веков науку на службу производству. Особенно продуктивно такая деятельность велась в США, где группа передовых инженеров во главе с Фредериком Тейлором создала школу научного управления. Разработанная Тейлором программа "Достигающий рабочий" была направлена на социальное и профессиональное развитие работников. Она предусматривала поручение рабочему возможно более сложных, но посильных заданий, материальное и моральное поощрение стремления стать первоклассным представителем в своем профессиональном разряде.

Новым этапом в развитии промышленных организаций стала разработка в 30-е годы теории "человеческих отношений" и ее применение на предприятиях США и Западной Европы. Основные положения этой теории были сформулированы группой ученых Гарвардского университета во главе с Элтоном Мейо. Эмпирическим материалом для нее послужили обобщенные результаты знаменитых Хоторнских экспериментов, проведенных в 1927-1932 г. на заводе "Вестерн электрик компани" в г. Хоторне близ Чикаго. Отдельно следует остановиться на базовых социальных установках в теории Х и Y американского социолога Д. Макгрегора.

Научная организация труда в России зарождается примерно в тот же период, что и в США и Европе. Первые попытки применения принципов научного управления делаются на Урале (г.Лысьва) и в Петербурге (завод «Айваз»- школа профессора Н.И.Савина).

Социальные изменения, происшедшие в США и странах Европы оказались столь значительными, что привели к формированию новой базовой установки относительно современного рабочего, которая отражена в теории Уильяма Оучи. Ее основные положения заключаются в следующих моментах: современный работник имеет интерес к работе, поэтому следует практиковать политику пожизненного найма; в силу достаточной общеобразовательной и профессиональной подготовки его следует привлекать к принятию решений; работник стремится к развитию своих способностей, поэтому следует предусмотреть неспециализированную карьеру, т.е. ротацию, перемещение работников по подразделениям и должностям, деятельность в которых может и не совпадать с базовой, профессиональной подготовкой; современный работник стремится к счастью, и предприятие должно проявлять ощутимую заботу о развитии его личности.

Третий вопрос охватывает проблему лидерства в управлении. Лидер– человек, способный увлекать за собой других, генерировать и проводить решения, затрагивающие и определяющие условия жизни людей. Формальный лидер несет ответственность и наделен полномочиями, неформальный – не несет никакой ответственности, располагает только морально-психологическими инструментами воздействия в процессе управления.

Процесс возникновения лидера включает следующие стадии: человек испытывает стремление к превосходству; онначинает демонстрировать доминирующее поведение; его доминирующее поведение находит воплощение в конкретных результатах деятельности коллектива; окружающими начинает ощущаться факт его лидирования; они признают за ним статус лидера.

Лидерство в первую очередь не звание, а деятельность, предполагающая реализацию определенных функций: организационной (постановка цели, организация принятия решения, проработка путей его реализации, воздействие на группу в целях координации, распределение ролей, обязанностей и ответственности); информационной (сбор, переработка и хранение информации, своевременное оповещение группы об оперативных и перспективных задачах, учет потребностей и ролей), социализационной (обеспечение процесса социализации (адаптации) индивида в группе, воспитание, формирование моральных норм, привычек и т.д).

Число лидеров в группе определяется численностью группы; дифференцированностью группы по возрасту, полу, роду деятельности; степенью сплоченности. Отдельно следует остановиться на классификации типов лидера, их преимуществах и недостатках.

В четвертом вопросе целесообразно проанализировать конфликты в управлении и управление конфликтами. Конфликт в социологии понимается как процесс развития и разрешения противоречивых целей, отношений и действий людей. Он определяется объективными и субъективными причинами и протекает в двух формах: противоречивых психологических состояний и открытых противоречивых действий сторон на индивидуальном и групповом уровнях.

В более узком смысле конфликт есть частный вид социального взаимодействия между участниками, имеющими взаимоисключающие или несовместимые ценности. Его источниками обычно являются: конкуренция, соперничество, социальная дифференциация, антагонистические интересы, враждебность, противоречивые намерения, установки и т.д.

Конфликты, как и все в природе социальных отношений, не возникают вдруг из ниоткуда. У них есть предпосылки, причины и поводы. Конфликты возникают на почве распределения: материальных благ, что является основой экономической конкуренции; социальных благ, выраженных в престиже, социальной оценке значимости индивида или организации, в социальной поддержке; психических или духовных благ, представленных такими понятиями как любовь, дружба. Целесообразно дать отдельную характеристику политических, социальных, экономических, национально-этнических, религиозных, культурных конфликтов.

В зависимости от масштаба конфликта различают: внутриличностные, предполагающие конфликт взаимоисключающих целей отдельного индивида или несоответствие его целей и возможностей; межличностные – конфликты между личностями, защищающими свои личные интересы; личностно-групповые, когда интерес вступает в противоречие с интересами группы; межгрупповые – каждый из участников реально или вербально противоборствует интересам другой группы и защищает интересы своей группы.

Классификация конфликтов включает также разделение: по соотношению статусов конфликтующих; степени вовлечения в конфликт; объективным и субъективным носителям и причинам. Причины многих конфликтов кроются в амбициозности людей, их слабости, недостатке информации, отсутствии стратегических жизненных ориентиров. Важную роль играет анализ стадий протекания конфликта.

 

Тесты для закрепления материала:

1. Какой аспект не относится к управлению:

а) исследование;

б) организационный порядок;

в) самоорганизация;

г) целенаправленное воздействие?

2. Какие условия необходимы для выполнения роли лидера?

а) наличие у члена группы лидерских качеств и способностей;

б) признание группой особой ценности вклада в ее деятельность участника группы, демонстрирующего поведение лидера;

в) успешное выполнение лидерской роли в другой группе;

г) выбор лидера группой в ходе голосования.

3. Что является одним из важных показателей существования группы?

а) формирование «ядра» группы;

б) увеличение свободного времени, проводимого членами группами совместно;

в) обретение групповой символики;

г) приобретение всеми членами группы одежды одной торговой марки.

4. Что понимается под коллективом?

а) сплоченная организованная группа;

б) диффузная группа;

в) профессиональная группа;

г) ассоциация.

5. Кто выступает главным субъектом развития коллектива на его начальной стадии?

а) «ядро» коллектива;

б) коллектив в целом;

в) лидер коллектива;

г) руководитель коллектива.

6. Какой стиль руководства коллективом характерен для высшей стадии его развития?

а) авторитарный;

б) демократический;

в) коллегиальный;

г) бюрократический.

7. К какому типу лидеров социальных движений относится Махатма Ганди:

а) агитатор;

б) политический деятель;

в) администратор;

г) пророк?

 

 

8. Какое свойство не обязательно для предпринимателя:

а) предприимчивость;

б) рациональность;

в) склонность к риску;

г) профессионализм?

9. Какую функцию не выполняет коллектив?

а) экономическую;

б) политическую;

в) развлекательную;

г) социальную.

10. Что такое ролевой конфликт:

а) конфликт, обусловленный данной ролью;

б) конфликт между потенциальными претендентами на одну и ту же роль;

в) конфликт между режиссером и актером;

г) противоречие между несколькими ролями одного субъекта?

11. Какое взаимодействие субъектов характеризуются как конфликт?

а) ведут переговоры по поводу несовпадающих целей

б) совершают девиантные действия

в) выдвигают ультимативные требования

г) отказываются от самостоятельности в принятии решений

12. Какие из указанных конфликтов легче разрешаются:

а). конфликты ценностей;

б). конфликты интересов;

в). институционализированные;

г).неинституционализированные

13. Как называется ситуация, когда семнадцатилетнего сына одновременно ждут родители, чтобы отметить семейный праздник, и друзья, чтобы пойти на дискотеку:

а) культурный конфликт;

в) ролевой конфликт;

б) конфликт поколений;

г) статусный конфликт?

14. Что не входит в определение конфликта по Р. Дарендорфу:

а) первичные группы;

б) вторичные группы;

в) третьи силы;

г) привилегированные группы?

15.На основе чего следует разрешать конфликты в организации:

а) компромисса;

б) паритета;

в) применения силы;

г) применения авторитета?

 

Методические рекомендации к семинару «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Вопросы:

 

1. Понятие социологического исследования, его цели, этапы и задачи.

2. Программа социологического исследования.

3. Виды эмпирических исследований.

4. Характеристика основных инструментов и методов проведения социологического исследования.

 

Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:

 

1. Сравнительные социологические исследования в России, их состояние и перспективы.

2. Современные технологические инновации в эмпирических исследованиях.

3. Опросы общественного мнения и социальный прогноз в России и других странах мира.

4. Анализ и интерпретация эмпирических данных в социологическом исследовании.

 

Литература:

 

1. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб: Питер, 2007.

2. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. СПб: Питер, 2006.

3. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учеб. Для вузов. – 4-е изд. – М.: Акад. Проект, 2005.

4. Новикова С.С. Социология: История. Основы. Институционализация в России. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.

5. Оганян К.М. Методология и методика социологического исследования.- СПб.: СПбГИЭУ, 2006.

6. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2005.

 

 

Методические рекомендации:

 

В первом вопросе исследуются понятие социологического исследования, его цели, этапы и задачи. Следует остановиться на характеристике эмпирического исследования и подчеркнуть, что в его основе лежит технология, включающая применение определенных методик и методов сбора данных. Данная технология позволяет выработать стратегию проведения исследования, включающую теоретическую модель, эмпирическую схему объекта исследования, применение методов и методик, анализ полученных данных и др.

Эффективность социологического исследования, значимость его теоретических и практических результатов в значительной степени зависят: от теоретико-методологического обоснования, научного уровня разработки программы, удачного выбора системы эмпирических показателей и рабочих гипотез.

Цель социологического исследования предопределяет его ориентацию – теоретическую или прикладную. Если цели социологического исследования недостаточно ясны ученым, то могут возникнуть разногласия по итогам исследования. Поэтому важно, чтобы социологическое исследование имело комплексный характер, для чего в программе разрабатывается система основных и неосновных задач.

Основные задачи соответствуют цели исследования. В теоретически ориентированном исследовании приоритет отдается научным задачам, в практически ориентированном – прикладным. Неосновные задачи ставятся для подготовки будущих исследований, решения методических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой.

Второй вопрос посвящен программе социологического исследования. Основой социологического исследования выступает программа исследования. От научной обоснованности этого документа в значительной степени зависят результаты исследования. Программа является одновременно началом одного этапа и завершением другого этапа работы. Она всегда пополняется, уточняется, дорабатывается.

Программа социологического исследования представляет собой теоретико-методологическую основу осуществляемых социологом процедур исследования (сбора, обработки и анализа информации). Она включает в себя: методологическую часть, в которой осуществляется обоснование проблемы, цели, объекта и предмета исследования, анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования и методическую часть, где определяется количество обследуемых, использование методов исследования, соответствующий инструментарий, схемы обработки на ЭВМ.

Программа социологического исследования должна ответить на два основных вопроса: во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как «перевести» их в средства исследования, методы сбора, модели обработки и анализа материала и, во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.

Этапы составления программы исследования: А) формулировка проблемы; Б) определение цели, задач, объекта и предмета исследования; В) логический анализ основных понятий; Г) выдвижение гипотез; Д) определение выборочной совокупности. Следует также остановиться на характеристике целей и задач социологического исследования.

Виды эмпирических исследований анализируются при рассмотрении третьего вопроса. Сюда относятся: разведывательное описательное и аналитическое исследование в зависимости от глубины анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий; опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент – в зависимости от применяемого метода сбора данных; точечное и повторное - в зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя предмет в статике или динамике.

Точечное исследование дает информацию об изучаемом явлении на момент изучения. Повторные исследования проводятся по единой программе и инструментарию последовательно, через определенные промежутки времени. Они призваны показать динамику изменения объекта изучения. В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три и более этапов. Длительность временного интервала тоже может быть разной и зависит от скорости протекания процессов.

Важную роль в социологии имеет полевое исследование – крупномасштабное изучение социальных явлений методом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жизненных ситуациях. При полевом исследовании социолог находится в гуще событий и осуществляет непосредственное наблюдение.

В четвертом вопросе дается характеристика основных инструментов и методов проведения социологического исследования. Социологические инструменты представляют собой совокупность средств, при помощи которых социолог проверяет, подтверждает или опровергает выдвинутые гипотезы. Видами социологических инструментов являются: анкета; бланк интервью; статистическая таблица; протокол о проведении эксперимента и др. Чем многограннее изучаемое явление, тем сложнее должен быть инструмент.

В социологии при сборе первичных данных используются следующие основные методы: опрос (анкетирование и интервьюирование); анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ); наблюдение (невключенное и включенное); эксперимент (контролируемый и неконтролируемый). Следует также остановиться на специализированных методиках в социологических исследованиях: методике фокус-групп; анализе бюджетов времени населения и др.

 

 

Тесты для закрепления материала:

1. Какой подход к проведению социологического исследования возник первым:

а) качественный;

б) количественный;

в) системный;

г) спектральный?

2. Что такое метод в социологии:

а) способ сбора, обработки и анализа данных;

б) способ подготовки специалистов;

в) способ зарабатывания денег;

г) способ представления информации?

3. Какое из этих понятий наиболее общее:

а) метод;

б) методика;

в) процедура;

г) техника?

4. К чему относится распознавание образов:

а) метод сбора данных;

б) метод анализа данных;

в) техника сбора данных;

г) техника анализа данных?

5. Что лежит в основе социологического исследования:

а) заказ;

б) план;

в) программа;

г) программное обеспечение?

6. Какой из разделов программы социологического исследования наиболее важен:

а) формулировка проблемы;

б) уточнение и интерпретация основных понятий;

в) обоснование системы выборки единиц наблюдения;

г) постановка исследовательских задач

7. Какой план исследования не используется:

а) дескриптивный;

б) экспериментально-практический;

в) конспиративный;

г) формулятивный?

8. От чего не зависит качество выборки:

а) от размера генеральной совокупности;

б)от однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам;

в) от степени дробности аналитических группировок, определяемых задачами исследования;

г) от требуемого уровня надежности выводов?

9. Какая из этих шкал наиболее сильная:

а) номинальная;

б) порядковая;

в) интервальная;

г) идеальная?

10. Какой из методов анализа данных менее распространен в социологии:

а) наблюдение;

б) изучение документов;

в) опросы;

г) тесты?

11. Что подразумевает контролируемое наблюдение:

а) наличие независимых наблюдателей;

б) детально разработанную процедуру;

в) самоконтроль исследователя;

г) контроль за действиями исследуемого?

12. Каких документальных источников не бывает:

а) личных;

б) безличных;

в) наличных;

г) безналичных?

 

13. С чем работает контент-анализ:

а) с лабораторными пробами;

б) с текстами;

в) с людьми;

г) с идеями?

14. К какой методике относится применение «детектора лжи»:

а) наблюдение;

б) изучение документов;

в) опросы;

г) тесты?

15. Какую процедуру не включает «жесткий» анализ эмпирических данных:

а) эмпирическую типологизацию;

б) теоретическую типологизацию;

в) мифологическую типологизацию;

г) поиск взаимосвязей?

16. На что направлен корреляционный анализ:

а) на объект;

б) на субъект;

в) на поиск истины;

г) на поиск взаимосвязей?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.