Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции рынка




УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЫНКА

Функционирование рынка предполагает наличие следующих условий:

1. Общественное разделение труда и специализация отраслей и видов экономической деятельности.

2. Становление и развитие товарного производства и обмена как неотъемлемых элементов рынка.

3. Абсолютная мобильность факторов производства (свобода перелива капитала и свобода перемещения рабочей силы из отрасли в отрасль).

4. Существование частной собственности, которая ведёт к экономическому обособлению производителей и позволяет частным лицам и предприятиям по своему усмотрению владеть, распоряжаться и использовать объекты собственности, извлекая при этом выгоду.

5. Равноправие рыночных субъектов с различными формами собственности. Это означает не абсолютное равенство в условиях предпринимательства, в доходах, а равное право на существование, на проявление своих возможностей (принципиально различных у разных форм собственности). В результате каждая форма собственности найдёт наиболее эффективную для себя сферу деятельности.

6. Наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса.

7. Важнейшим условием существования рынка является конкуренция. Это соперничество, борьба между покупателями (за дефицитный товар), между продавцами (за покупателей, за сферы влияния, за наилучшие условия производства и реализации), между теми и другими (за условия сделки купли-продажи). Конкуренция проявляется через столкновение экономических интересов. Конкуренция способствует наиболее эффективному использованию и распределению материальных и трудовых ресурсов, совершенствованию производства, снижению затрат, повышению качества продукции.

8. Возможность свободного ценообразования. Цены должны устанавливаться в результате торга между продавцами и покупателями, в соответствии с


 

 

уровнем спроса и предложения и состоянием экономической конъюнктуры.

9. Наличие у каждого субъекта рынка достоверной и полной информации о предложении, спросе, ценах, норме прибыли и другом.

10.Создание рыночной инфраструктуры: коммерческих банков, бирж, посреднических организаций, маркетинговых служб, консалтинговых компаний, магазинов, баз, складов, хранилищ и т. д.

Экономические функции - это основное назначение, которое призвана выполнять данная категория в соответствии с её сущностью.

1. Рынок соединяет спрос и предложение, продавцов и покупателей.

2. На рынке происходит общественное признание произведённого продукта.

3. Обеспечивает распределение ограниченных материальных и трудовых ресурсов по отраслям, предприятиям, во времени и в пространстве.

4. Определяет объём и структуру производства, устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции, согласовывает производство и потребление, обеспечивает сбалансированность экономики.

5. Осуществляет ценообразование. Это одна из главных функций рынка. Цена устанавливается на основе реально складывающейся экономической ситуации. Через рыночные цены рынок выступает носителем экономической информации, сообщая о степени насыщения или дефицитности отдельных товаров, их качестве, издержках их производства, полезности для потребителя. Цены в значительной мере определяют для кого предназначены товары.

6. Оздоравливает экономику, делает её более конкурентоспособной: поощряет эффективное хозяйствование (повышение качества, сокращение издержек, внедрение научно-технических достижений, учёт требований покупателей) и наказывает неразумное производство, расточительство, некомпетентность, неудачный выбор, неосознанный просчёт в экономических решениях. Экономическими методами устраняет неконкурентоспособные предприятия, устаревшие производства.

 

IV. ВИДЫ РЫНКОВ И КРИТЕРИИ ИХ РАЗГРАНИЧЕНИЯ.

ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОЙ

СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

 

 

Рынок исторически развивается и видоизменяется. Современный рынок

- это сложное социально-экономическое образование, имеющее


 

 

определенную структуру, то есть составные части, гармонично связанные друг с другом. Существуют три основных вида рынков:

1. Рынок товаров и услуг (потребительский рынок), на котором реализуются многочисленные блага (материальные и нематериальные) конечного потребления. Он функционирует через товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки, предприятия общественного питания, колхозные рынки, учреждения здравоохранения, образования, культуры и т.п. Он включает рынки продовольственных и промышленных товаров, бытовых, коммунальных, транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения, рынок жилья.

2. Рынок факторов производства, который предполагает куплю-продажу таких факторов производства, как земля, труд, капитал. Под землёй понимается не только непосредственно сама земля, которая используется фермерами и предпринимателями, но и добываемые из недр земли полезные ископаемые или же «снимаемое» с земли сырьё, например, хлопок. Труд трактуется как услуги всех работающих, включая услуги рабочих, специалистов, управляющих и руководителей фирм. Такой фактор производства, как капитал, представляет собой средства производства (здания, сооружения, оборудование). Сферой реализации рыночных отношений на этом сегменте рынка являются различного типа биржи (труда, сырья, недвижимости, оборудования, станков, компьютеров, ноу-хау и т. п.), выставки, непосредственные связи предприятий-производителей и предприятий-потребителей, а так же взаимодействие с посредниками.

3. Финансовый, или денежный рынок - это рынок, отражающий спрос и предложение финансовых средств, то есть денег, облигаций, акций.

Эти основные три вида рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений - рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок научно-технических разработок, рынок информации, сырьевой рынок, рынок ценных бумаг и валюты, рынок жилья, рынок труда и т. д.

2. По отраслям - автомобильный, компьютерный, нефтяной и т. д.

3. По географическому положению - местный, региональный,

национальный, мировой.

4. По степени ограничения конкуренции - рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополии, рынок монополии, рынок монопсонии.


 

 

5. По организации рыночного обмена - оптовый (биржа, государственные закупки), розничный (магазины, торговые палатки, уличные автоматы).

6. По формам собственности - частный, кооперативный, государственный.

7. По степени организации - организованный (биржа, аукцион, государственные закупки) и неорганизованный (уличная торговля частников, разовые сделки).

8. По степени доступности участия в рыночных операциях - открытый и закрытый.

9. По соответствию законодательству - легальный и теневой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.