Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса по цене и доходам. Перекрестная эластичность. Эластичность предложения




Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Рыночное предложение и факторы его определяющие.

Рыночный спрос и факторы его определяющие.

ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 3.

 

 

 

 

I. РЫНОЧНЫЙ СПРОС

И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

Основными характеристиками рынка являются спрос, предложение и рыночная цена. Их соотношение определяет рыночную конъюнктуру, т.е. совокупность складывающихся в каждый данный момент времени экономических условий, при которых происходит реализация товаров и услуг.

Спрос – это количество товара, которое покупатели готовы купить при данной цене в течение определенного периода времени. Спрос – это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели имеют и намерены заплатить за нужный им товар. Мы говорим, что потребители «желают» и «в состоянии» купить товары. Ведь одного желания на рынке недостаточно. Потребители могут пожелать купить товары, но если эти желания не подкрепляются способностью купить, т.е. необходимым количеством рублей, сами желания не могут реализоваться, а следовательно, не отражаются на рынке. Рынок реагирует лишь на те потребности, которые потребители могут оплатить.

На рынке находит отражение спрос не отдельного потребителя, а спрос совокупности потребителей, который называется рыночным спросом.

Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.

Спрос может быть представлен в форме таблицы, выражая планы и намерения покупателя относительно покупки продукта.

Таблица 3.1. Зависимость величины спроса от цены

Цена (долл., руб.) Величина спроса в неделю (шт., кг)

5 10

4 20

3 35

2 55

1 80


 

 

Вместе с тем, таблица сама по себе не дает ответа на вопрос, какая из пяти возможных цен реально существует на рынке. Это зависит от соотношения спроса и предложения.

Чтобы величины спроса имели какое-то значение, они должны относиться к определенному отрезку времени – дню, неделе, месяцу и т.д.

Спрос может быть выражен и в виде графика. Графическое изображение более наглядное и простое, чем словесное описание и табличное. Этот график называется кривой спроса.


P

 

 

2Р В

 

А

 

 

Q2 Q1

Рис.3.1. Кривая спроса Q

 

 


Каждая точка кривой спроса показывает значение величины спроса при определенной цене, или показывает цену спроса, т.е. максимальную цену, которую согласен заплатить потребитель при покупке данного количества товара.


Движение вдоль кривой спроса называется изменением величины спроса. Передвижение по кривой спроса отражает реакцию потребителя на изменение цены товара при прочих равных условиях.

Желание купить товары зависит от того, каков уровень цен на них. Между спросом и ценой существует обратная связь. Эту функциональную зависимость экономисты определили как закон спроса. Суть его состоит в том, что при неизменности всех прочих условий снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса, а увеличение цены – к уменьшению величины спроса. Что лежит в основе этого закона?

1. Обычно люди действительно покупают данного товара больше по низкой цене, чем по высокой. Для потребителей высокая цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. С увеличением цены на товар отдельные покупатели сократят потребление, а другие вообще прекратят и перейдут на потребление товаров-заменителей. Высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи» служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса.

2. Потребление связано с законом убывающей отдачи. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовольствия, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Например, второй бутерброд дает меньше удовлетворения потребителю, чем первый, третий приносит еще меньше удовлетворения, чем второй и т.д. Отсюда следует, что, поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности (т.е. принципа,


 

 

согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения) покупатели покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

3. Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров, или снижение цены повышает покупательную способность денежного дохода. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие товары более дешевыми. Приведем пример: снижение цены на говядину повышает покупательную способность дохода потребителя и позволяют ему покупать больше говядины (эффект дохода). При более низкой цене говядины ее покупка становится относительно более заманчивой, и ее покупают вместо свинины, баранины, цыплят и рыбы (эффект замещения), которые в этих условиях, хотя и при неизменной цене, становятся относительно дороже. Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой.

Кроме ценового фактора, на спрос оказывают влияние и неценовые факторы:

- денежные доходы потребителей;

- вкусы и предпочтения потребителей;

- число потребителей на рынке;

- цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые и дополняемые);

- потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.


 

P

 

1P А3

 

 

Q3


 

А1 А2

 

2D

1D

3D

Q1 Q2 Q


Указанные неценовые факторы вызывают изменение спроса, что проявляется в смещении кривой спроса вправо или влево. Изменение спроса происходит при неизменной цене.


Рис.3.2. Влияние неценовых факторов на спрос

 

 

Зависимость объема спроса от определяющих его различных факторов

(ценовых и неценовых) называется функцией спроса:

QD = f(P, I, T, Z, E, Psub, Pcom, N, B),

где Р – цена данного товара;


 

 

I – доход;

T – налоги (taxes);

Z – вкусы и предпочтения;

E – ожидания (expecting);

Psub – цены на товары-субституты (взаимозаменяемые товары);

Pcom – цены на комплементарные товары (взаимодополняемые в потреблении);

N – количество покупателей;

B – прочие факторы.

Кривая рыночного спроса образуется путем горизонтального суммирования кривых индивидуального спроса.

 

 

II. РЫНОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

Предложение – это количество товаров, которое производители могут и хотят произвести и предложить к продаже по данной цене в данный период времени.

Объемы предлагаемой продукции напрямую зависят от уровня цен на рынке. Чем выше цена, тем в большей мере растет предложение товаров со стороны продавцов. Со снижением цены предложение сокращается. Эта специфическая связь называется законом предложения. Этот закон диктуется здравым смыслом. Цена на рынке играет определяющую роль как при покупке, так и при продаже товаров. Покупатель выступает в роли плательщика. Поэтому высокая цена для него означает, что за товар он должен заплатить больше денег. Для продавца рост цен имеет противоположный эффект. Ведь он выступает в роли получателя денег за товар. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу товара, и поэтому высокая цена приносит ему больший доход, что служит сигналом для увеличения производства и предложения его на рынке.

Предложение можно представить как в форме таблицы, так и графически.


P S

 

2P B

 

 

1P А

 

Q1 Q2 Q

Рис.3.3. Кривая предложения


Кривая предложения показывает, какое количество товара готовы продать производители по разным ценам в определенный период времени при прочих равных условиях.


 

 

Цена предложения Ps – это минимальная цена, по которой производители готовы предложить на рынок данное количество товара.

Движение по кривой предложения связано с изменением цены товара и называется изменением величины предложения.

На предложение влияют и неценовые факторы:

- изменение издержек производства (цены на ресурсы, технология);

- налоги и субсидии;

- ожидания производителей;

- число продавцов.


P S2

S1

S3

 

 

1P

 

Q2 Q1 Q3 Q


 

 

Под воздействием неценовых факторов кривая предложения смещается вправо или влево, и происходит изменение предложения.


 

Рис.3.4. Влияние неценовых факторов на предложение

 

Зависимость объема предложения от влияющих на него факторов называется функцией предложения и выражается следующей записью:

Qs= f (P, C, T, G, E, N, B),

P – цена данного товара;

C – издержки производства; T – налоги;

G – субсидии государства;

E – ожидания производителей; N – число продавцов;

B – внешние, в том числе природные условия производства.

III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Рассмотрев отдельно понятия спрос и предложение, мотивы поведения покупателей и продавцов, теперь необходимо их объединить в одном анализе для объяснения того, как же происходит взаимодействие продавцов и покупателей на рынке, какое количество товара продается и покупается, и по какой цене.


P S

 

P*

 

D

 

Q* Q


Для этого объединим в одной системе координат оба графика – график спроса и график предложения.

 

 


Рис.3.5. Рыночное равновесие


 

 

В точке пересечения графиков будем иметь рыночное равновесие. Оно характеризуется равновесной ценой (P*) и равновесным количеством товара (Q*).

Взаимодействие решений домохозяйств о покупке товаров и решений производителей о их продаже происходит через действие рыночного механизма. Рыночный механизм – это механизм, который обеспечивает функционирование рынка, то есть связь производства и потребления, спроса и предложения. Иными словами, рыночный механизм обеспечивает куплю- продажу товаров, при которой реализуются интересы продавцов и покупателей. Взаимодействие спроса и предложения ведет к установлению рыночной цены. Рыночная цена – это фактическая цена, которая устанавливается на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров. Основу рыночных цен образует стоимость товаров, или затраты общественного труда в сфере производства. Покинув её, продукты труда переходят в сферу обращения. Здесь уже начинают действовать рыночные факторы. Они вызывают отклонение цены вверх или вниз от стоимости. В свою очередь цена воздействует на спрос и предложение товаров, а следовательно, на поведение продавцов и покупателей.

Спрос, предложение и рыночная цена непрерывно взаимодействуют, приходя в соответствие друг с другом либо отклоняясь от него, тем самым определяя рыночную конъюнктуру. Достигаемое соответствие оказывается мимолетным, поскольку каждая движущая сила постоянно меняется под влиянием многочисленных факторов.

Рыночная конъюнктура в целом зависит от масштабов производства и качества товаров, размеров их запасов, динамики цен и денежных доходов, организации торговли и рекламы, изменения вкусов и привычек покупателей и прочего. Важную роль при этом играет определенное соотношение спроса и предложения как по товарной массе в целом, так и по отдельным товарам и их группам.

Рассмотрим типичные случаи соотношения спроса-предложения.

А. Предложение товаров превышает спрос покупателей (S>D).

Такое относительное обилие товаров может быть результатом не только излишнего их производства, но и непомерного вздувания цен, и невысокого качества продуктов, и дефицита денег у потребителей при неудовлетворенных потребностях, и других обстоятельств. Возникающее затоваривание рынка при определенных условиях может привести к кризису перепроизводства. Одним из выходов в этой ситуации может быть снижение цен (уценка товаров, их сезонная распродажа).

Б. Спрос превышает предложение (D>S).

Неудовлетворенный покупательский спрос заставляет людей искать приложение своим деньгам не только с целью удовлетворения потребностей,


 

 

но и под угрозой обесценения денег. Товарный дефицит возникает по разным причинам:

- если денежные доходы населения растут быстрее, чем выпуск товаров,

пользующихся спросом;

- когда изготавливаются товары, не отвечающие требованиям покупателей;

- если искусственно без учета их стоимости снижаются цены на какие-то товары или услуги.

Постоянный дефицит товаров при определенных условиях может перерасти в кризис недопроизводства. Рынок реагирует на товарный дефицит прямым или скрытым ростом цен. Одновременно увеличивается спекуляция

– скупка пользующихся спросом товаров для их перепродажи по более высоким ценам с целью наживы.

Выходом из критической ситуации могут служить такие меры, как некоторое уменьшение денежных доходов населения, увеличение производства пользующихся спросом товаров или повышение рыночных цен на них.

В. Равновесие спроса и предложения (D=S).

Оно характеризует общее и единичные соответствия между объемом и структурой спроса на товары, с одной стороны, и объемом и структурой предложения – с другой. В точке равновесной цены словно перестают действовать все рыночные факторы, влияющие на цену: спрос и предложение, противоборство покупателей и продавцов. Если равновесную цену никак нельзя объяснить действием спроса и предложения, то чем же она определяется? Ответ дает только трудовая теория стоимости. Если рынок развивается свободно и стихийно, без постороннего вмешательства, то равновесная цена совпадает с общественной стоимостью товаров. Ведь установление такой цены означает, что продуктов произведено ровно столько, сколько требуется покупателям. А стало быть весь труд, затраченный на их изготовление, является общественно нормальным и необходимым. Такие равновесие – свидетельство достижения наибольшей эффективности развития рыночной экономики.

На рынке возможны все три ситуации. Переход от одной ситуации к другой происходит в результате соперничества, борьбы между участниками рыночного хозяйства. Продавцы стремятся продать подороже, а покупатели – купить подешевле.

Относительно высокая цена побуждает производителей производить большее количество товара, но данная высокая цена отбивает у потребителей желание купить предлагаемое количество товаров. При высокой цене необходимого товара покупка других взаимозаменяемых товаров представляется более «выгодной сделкой». В данном случае результатом


 

 

является образование на рынке избытка товара над величиной его спроса при высокой цене, т.е. избыточное предложение. Излишек товара заставляет конкурирующих продавцов сбивать цену, чтобы побудить покупателей приобрести на рынке больше товаров. Снижающаяся цена увеличивает спрос, но вместе с тем сокращает предложение. В результате излишек товара сокращается. Конкуренция между продавцами вновь сбивает цену. И вновь производство, и соответственно предложение, сокращаются.

В какой-то момент достигается равновесие спроса и предложения. Цена устанавливается на уровне, при котором решения производителей о продаже и решения потребителей о покупке взаимно согласуются. Это равновесная цена. Но такое равновесие недолго. Производство имеет тенденцию развиваться по инерции, поскольку сразу оно не может быть остановлено или изменено. Поэтому имеющаяся тенденция к сокращению продолжает действовать.

Через некоторое время возникает ситуация, когда уже спрос превышает предложение. Снизившаяся цена побуждает потребителей покупать больше товара, но делает невыгодным для производителей этот вид производства. Таким образом, при низкой цене возникает нехватка товара, или избыточный спрос.

Теперь уже конкуренция среди покупателей поднимает цену. Более высокая цена сокращает, но не ликвидирует нехватку товара. При росте цены производители увеличивают производство, а покупатели сокращают объемы покупок. Конкуренция среди покупателей еще далее поднимет рыночную цену, и она достигнет уровня равновесной. Именно при этой цене количество товара, которое производители желают произвести и предложить к продаже на рынке, равно тому количеству, которое потребители желают и в состоянии купить. В результате на рынке не будет ни излишка, ни нехватки товара по этой цене.

Но опять в силу инерции производство будет расти, что приведет к превышению предложения товара над спросом. Таким образом, ситуация вернется к первоначальной. Мы уже видели, что расхождение между предложением и спросом порождает изменение цены, которое, в конечном счете, вызывает их движение навстречу друг другу, в направлении равновесия.

Схематично механизм рыночного регулирования экономики можно представить в следующем виде:

Спрос<Предложения → Конкуренция производителей → Цена↓ Производство↓ Спрос ↑

Спрос=Предложению → Цена рыночная=Цене равновесия → По инерции

Цена↓→ Производство↓ Спрос↑


 

 

Спрос>Предложения → Конкуренция покупателей →Цена↑ Производство↑ Спрос↓

Спрос=Предложению → Цена рыночная=Цене равновесия → По инерции Цена ↑ →Цена рыночная>Цены равновесия →Производство↑ Спрос↓ Спрос<Предложения

Графический анализ предложения и спроса приводит нас к таким же заключениям.


 

 

P S

 

1P Избыток

 

Е

P*

2P

Нехватка D

 

Q1S S Q1DQ2

Q* Q2D Q

Рис.3.6. Рыночное равновесие

 


На рисунке 3.6. одновременно показаны кривая рыночного спроса и кривая рыночного предложения. При любой цене, превышающей равновесную, например, при Р1, величина предложения окажется больше величины спроса. Этот избыток вызовет конкурентное сбивание цены продавцами, стремящимися избавиться от своего излишка. Снижение цены сократит предложение товара и одновременно побудит покупателей покупать его в большем количестве.


При любой цене ниже равновесной, например, при Р2, величина спроса превышает величину предложения, что влечет за собой возникновение нехватки товара. Предлагаемые конкурирующими покупателями надбавки к цене будут толкать её к равновесному уровню. А такое повышение цены одновременно заставляет производителей увеличивать предложение, а потребителей уменьшать покупки. В результате дефицит исчезает. Графически точка пересечения кривой предложения с кривой спроса на товар и есть равновесная точка (т.Е). Здесь равновесная цена составляет Р*, а величины спроса и предложения равны Q*.

Устойчивость рыночного равновесия.

В реальной действительности спрос и предложение бывают уравновешены редко, они только тяготеют к равновесию. Можно говорить об устойчивости или неустойчивости равновесия. Для анализа этой ситуации применяется «паутинообразная модель» по Л.Вальрасу и А.Маршаллу. Равновесие будет устойчивым, если кривая предложения более крутая, и неустойчивым, если более крутая кривая спроса. Направления стрелочек на рисунках 3.7 и 3.8 отражают действие рыночного механизма. Если движение стрелочек стремится к центру, равновесие устойчиво. Если стрелочки расходятся, то равновесие неустойчиво. Вальрас считал исходным для начала анализа разницу в объемах спроса и предложения при отклонении рыночной цены от равновесной. Маршал акцентировал внимание на разницу цены спроса и цены предложения при отклонении количества от равновесного.



 

 

P S(круче)

 

D


 

 

Р D(круче)

S

 


 

 

Q

а) Устойчиво


 

 

б) Неустойчиво Q


 

Рис. 3.7. Равновесие в паутинообразной модели по Л.Вальрасу


 

P S(круче)

 

 


 

Р D(круче)

 

 

S


 

D


 

 

Q

а) Устойчиво


 

 

б) Неустойчиво Q


 

Рис. 3.8. Равновесие в паутинообразной модели по А.Маршаллу

 

 

Изменение рыночного равновесия

при колебаниях спроса и предложения.

 

 

Рыночное равновесие изменяется под влиянием колебаний спроса и предложения. Это выражается в следующем:

- увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара (рис.3.9);

- уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества;

- рост предложения вызывает уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества (рис.3.10);

- сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества.


 

P S

 

2P Е2Е1

1P Е3

3P D2

D1

D3


 

 

P S2

S1

S3

 

Е2 Е

2P 1

1P Е33

3P D1

 


 

Q3 Q1Q2 Q


 

Q2 Q1Q3 Q


Рис.3.9. Изменение рыночного равновесия при сдвигах кривой спроса


Рис.3.10. Изменение рыночного равновесия при сдвигах кривой предложения


 

В реальной рыночной ситуации происходят одновременные изменения спроса, и предложения как однонаправленные, так и разнонаправленные. Возможные их сочетания рассматриваются на рисунках 3.11. и 3.12. При однонаправленном изменении спроса и предложения новое рыночное равновесие будет характеризоваться изменением количества в том же направлении. Цена может либо возрасти, либо сократиться в зависимости от того, что изменилось в большей степени спрос или предложение (рис.3.11).


 

P

1S

S2

 

 

1P Е1 Е2

2P 2D


 

P

S1

S2

 

 

2P Е1 Е2

1P

D2


D1

 

1Q Q2 Q


D1

 

1Q Q2 Q


а) Изменение предложения больше,

чем изменение спроса


б) Изменение спроса больше,

чем изменение предложения


 

Рис.3.11. Изменение рыночного равновесия при увеличении спроса и предложения

 

При разнонаправленном изменении спроса и предложения новое равновесие будет характеризоваться изменением цены в направлении изменения спроса. Количество товара может либо возрасти, либо сократиться

(рис.3.12).

На конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие – это закон для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом.


 

P P

S2 2S

1S S1

P2 P2 Е2


D2

1P Е1 P1

D1

 

Q1 Q2 Q


 

Е1 D2

D1

 

Q2 Q1 Q


 

а) Изменение спроса больше,

чем изменение предложения


 

б) Изменение предложения больше,

чем изменение спроса


 

Рис.3.12. Изменение рыночного равновесия при увеличении спроса и уменьшении предложения

 

Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет.

Рыночные цены различаются в зависимости от форм товарно- денежного обращения и видов реализуемых товаров. Однако различные виды цен взаимосвязаны между собой и образуют единую систему. Прежде всего, можно выделить оптовые цены, по которым одни фирмы поставляют большие партии товаров другим фирмам и посредникам, а также организациям оптовой торговли. Такие цены – база розничных цен, по которым товары продаются населению.

Значение рыночной цены для развития товарного производства

определяется её функциями. В первую очередь цена играет информационную роль: она дает знать о предложении товаров со стороны продавцов и о том, сколько они хотят получить за свою продукцию, о платежеспособном спросе покупателей, о недостатке или избытке производственных ресурсов. Такие сигналы определяют состояние рынка.

Стимулирующая функция цены состоит в том, что она способна поощрять тех, кто рационально использует свои производственные возможности для лучших конечных результатов, применяет передовую технику и технологию, рациональную организацию труда.

Цена выполняет и распределительную функцию: от нее зависит, кто и насколько увеличит свои доходы или, наоборот, понесет убытки от продажи товаров.

Русские пословицы точно подметили связь спроса, предложения и рыночной цены. «Дорожишься – товар пролежится». «Продешевить – барышей не нажить». «Чего мало, то дорого; чего много, то дешево». «На запретный товар весь базар».


 

 

IV. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Проведенный анализ спроса и предложения дает возможность оценивать направления изменения равновесных значений цены и количества товара в случае сдвига кривых спроса и предложения. Но для производителя товара недостаточно знать, что спрос увеличивается при снижении цены. Ему нужно знать насколько он увеличивается и при каком изменении цены. Ответить на этот вопрос помогут показатели эластичности спроса и предложения. Различают эластичность спроса по цене и по доходу.

Термин эластичность пришел в экономику из физики. Он используется для измерения соотношения взаимосвязанных переменных: цен и количества, или объема, проданных товаров. Например, если цена автомобиля возросла на 10%, насколько изменится количество их продаж за тот или иной интервал времени. Наиболее удобной унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения – в деньгах, в тоннах, метрах, штуках.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.224 сек.